«Не было ни одной семьи, в которой не пробовали бы заниматься каратэ»

Стилю киокушинкай в Татарстане исполняется 40 лет.
Стилю киокушинкай в Татарстане исполняется 40 лет.

В 1978 году Татарстан впервые узнал о таком стиле каратэ, как киокушинкай. За это время вид единоборств пережил разные этапы — от яркого старта до полного запрещения с уголовными сроками за нарушение. Сегодня у каратэ республики есть собственный дом и огромная армия последователей. О том, что успели пережить каратисты Татарстана за сорокалетнюю историю — читайте в материале KazanFirst.

Триумфальное начало

История татарстанского каратэ киокушинкай в Татарстане началась с Валерия Нугманова. На момент рассвета этого вида единоборств он работал в системе комсомола, что позволило ему оказать существенную поддержку таким же, как он, энтузиастам, дабы каратисты были организованы и объединены. Ведь государственной поддержки любителям этого вида спорта тогда не оказывалось никакой, спортивные комитеты не собирались регистрировать бойцов как спортсменов. Для Советов эта дисциплина была чуждой. Её мало кто понимал. 

«Не было ни одной семьи, в которой не пробовали бы заниматься каратэ»

— Я в то время закончил Московский энергетический университет. Там начал заниматься самбо и каратэ, которое и привез в Татарстан. Организовал секцию и за три года, так как мне довелось быть секретарем комитета комсомола, мы начали помогать Альметьевску, — рассказывает Валерий Нугманов, который сегодня работает начальником одного из управлений ПАО «Татнефть». 

Именно нефтяная столица республики и главная компания региона активно поддерживают новое спортивное искусство. Каратисты не просто занимались и крепли физически. Этот вид спорта учил организовывать себя, свой образ жизни и мышления. Стал неким центром воспитания молодежи, прививал правильные ценности. Так, альметьевские каратисты патрулировали парки и охраняли дискотеки, став неформальной дружиной, деятельность которой курировалась местным отделением комсомола. 

— Это прошло без меня. Да, у ребят такая тенденция была и они ходили в парки и на дискотеки. Ну а мне на тот момент это было не особо интересно, я же пришел в карате в 28 лет. Уже не самый «парковый» возраст, — вспоминает другой популяризатор каратэ в Татарстане Гусман Сибгатуллин.

«Не было ни одной семьи, в которой не пробовали бы заниматься каратэ»

Впрочем, даже несмотря на поддержку местных властей и помощь им от спортсменов, всё очень резко изменилось всего через три года после начала, а виной тому стали непонятные решения тогдашнего руководства страны.

Время подполья

Осенью 1981 года Верховным Советом РСФСР принят комплекс указов о каратэ, среди которых были и такие — «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и внесение в статью 219 УК РСФСР «Незаконное хранение оружия» (да, каратэ пытались приравнять к оружию) пункта 1 — «Незаконное обучение каратэ». 

Теперь за обучение всевозможным приемам можно было сесть на два года и получить штраф до трехсот рублей, а если тренер брал с учеников деньги, то штраф возрастал до пятисот рублей. В случае же когда материальную выгоду могли счесть «существенной», а тренер уже привлекался за подобное, его могли посадить на пять лет, а имущество — конфисковать.

«Не было ни одной семьи, в которой не пробовали бы заниматься каратэ»

— Спорткомитеты нами не занимались. Пришлось существовать за свои деньги, вносить их за занятия. Государство не поддерживало нас, но за всю страну не буду говорить. У нас всё зависело от энтузиастов. Если бы государство изначально взяло организацию в свои руки, сразу было бы на профессиональном уровне, как сейчас, — говорит ещё один поклонник боевых искусств предприниматель Сергей Сущинский.

В Татарстане запрет тоже имел свою силу, поэтому каратистам пришлось уйти в подполье: занимались в лесах и закрытых залах. Как ни странно, большую помощь на тот момент незаконному виду деятельности оказывали сотрудники уголовного розыска. Главные энтузиасты того времени — Сущинский, Карнаухов, Мавлютов, Мубараков, Сибгатуллин, Дикасов и Садыков. 

Ренессанс в девяностые 

В 90-е годы, когда обстановка на улицах татарстанских городов стала резко криминализироваться, увеличилось и количество желающих защитить себя с помощью навыков в боевом виде спорта. Каратэ получило новый взлет, а количество занимающихся подходило к цифре в десяток тысяч человек. По словам Валерия Нугманова, в Альметьевске тех времен было сложно найти семью, в которой один из её членов не пробовал бы заниматься каратэ. 

«Не было ни одной семьи, в которой не пробовали бы заниматься каратэ»

— Интересующихся было бесконечное множество. Я тогда уже начинал преподавать, так у меня было по три полных зала учеников. И мальчики, и девочки, и взрослые. И это только у меня. А представляете, сколько тренеров работало?! У всех было такое желание, — добавляет Сибгатуллин.

В 1994 году спортивные клубы по каратэ киокушинкай решили объединиться и в министерстве юстиции Татарстана регистрируется общественная организация «Федерация кекусин будо каратэ», базирующаяся в Альметьевске. Руководителем назначили Виктора Клочкова — воспитанника Валерия Нугманова. Каратэ под его руководством он начал заниматься в 1979 году. Сегодня Виктор Клочков является ещё и президентом Татарстанского регионального общественного объединения «Здоровый Татарстан». Кстати, Клочков — участник первого закрытого чемпионата Советского  Союза по каратэ киокушинкай. Тогда в 90-е благодаря появлению федерации объединились около 3,5 тысячи спортсменов всех возрастов и категорий 10 городов Татарстана. 

«Не было ни одной семьи, в которой не пробовали бы заниматься каратэ»

— Ведь с чего все начиналось? С занятий в пригородном лесу, закрытых спортзалах. Причем сотрудники милиции, конечно, об этом знали, но понимали абсурдность того указа и не трогали нас. Тем более что среди нас были сотрудники органов, — вспоминает Клочков. — Но все трудности мы преодолели и создали легальную организацию. А тут уже было нужно набираться информации, потому что её не хватало. Ведь многие начинали заниматься, находясь под впечатлением от фильмов с Брюсом Ли.   

В том же году происходит другое значимое событие для татарстанских каратистов — Виктор Клочков и его единомышленник Рамиль Гильмутдинов сдают экзамен на 1-й дан. Сам экзамен проходил в Екатеринбурге под председательством международной организации Шихана (5-й дан) — Шохей Мацуи. Таким образом, Клочков и Гильмутдинов становятся первыми черными поясами в республике, аттестованными мастерами из Японии. На сегодняшний день у Клочкова черный пояс 3-й дан. 

«Не было ни одной семьи, в которой не пробовали бы заниматься каратэ»

Уже в 1997 году происходит следующая значительная веха в истории татарстанского каратэ — была забита первая свая специализированного спортивного комплекса «Дом каратэ», который был сдан в 2005 году. 

Дети идут в каратэ, чтобы научиться трудолюбию 

В наше время каратэ киокушинкай в регионе переживает новое рождение. У Федерации есть огромное число квалифицированных тренеров, свой Дом и вся необходимая инфраструктура. Появляются и все новые последователи. Может быть, их не так много, как хотелось бы, но они есть. 

— Сегодня время другое и люди больше уверены в завтрашнем дне, — отмечает Нугманов. — Появилось больше мирных видов спорта. Люди почувствовали отсутствие необходимости идти в боевые виды, поэтому снова возрождаются велоспорт, гимнастика и плавание. Это нам отрадно — у людей отсутствует необходимость вооружаться, защищать себя. Это здорово, что теперь пошли на велодорожки, в бассейны. Нынешние дети идут в каратэ не из-за необходимости защищаться, а потому что хотят получить от этого вида спорта усидчивость и самоорганизованность.

1/0

Именно трудолюбие и умение организовать себя воспитывает каратэ в нынешних его последователях. Не боевые навыки, а философское направление течения привлекает в единоборстве сегодняшних молодых людей.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *