«Марданшин лично ходил к главе для обсуждения земельных вопросов»

В Тукаевском районном суде начался процесс по делу о хищении участков лесного фонда.
В Тукаевском районном суде начался процесс по делу о хищении участков лесного
фонда.

На скамье подсудимых — экс-юрист группы компаний «ЕвроГрупп», а ныне индивидуальный предприниматель Альберт Халиуллин и родственник вице-премьера Татарстана Василя Шайхразиева Айрат Марданшин.

Последний пришел в зал судебного заседания задолго до начала. Зябко кутаясь в безрукавку, он лишь раз бросил фразу о том, что в суде очень холодно, покосившись на ледяные батареи. Халиуллин же, не понаслышке знакомый с судебным делопроизводством, появился за минуту до назначенного времени. Экс-адвокат и его защитник, оба в костюмах, уселись на противоположном от Марданшина конце зала, как бы подчеркивая — сговора с родственником бывшего мэра Челнов, в котором нас обвиняют, не было и нет. Но пришедший чуть позже старший помощник прокурора Тукаевского района Ильдар Рамазанов попросил Халиуллина пересесть, заявив, что по традиции ближе к обвинителю сидят потерпевшие, а обвиняемые занимают скамьи у повидавшей виды решетчатой клетки.

«Марданшин лично ходил к главе для обсуждения земельных вопросов»

Процесс начался с проверки анкетных данных обвиняемых. Выяснилось, что не все они совпадают с указанными в деле. Разведенный ранее Халиуллин успел жениться, расписавшись за два дня до начала процесса — 28 сентября. А защитники Марданшина представили справку о состоянии здоровья своего подзащитного, в которой говорилось о проблемах со слухом (он и правда зачастую не мог с первого раза расслышать вопросов и вынужден был уточнять), о сахарном диабете второго типа, перенесенном инсульте и гипертонии третьей степени.

После прокурор зачитал обвинение. Марданшину вменяются два эпизода — хищение 10,5 тысячи кв. метров лесного фонда в 2010 году и еще 33,9 тысячи кв. метров в 2012 году. Вину по первому эпизоду он признал, по второму — нет. Халиуллина обвиняют в сговоре и хищении тех же 33,9 тысячи кв. метров. Вину он признал частично, отметив, что не согласен с квалификацией в части сговора и суммы нанесенного ущерба.

Более детально о сути мошеннических схем рассказал первый свидетель обвинения Валерий Сабий. Именно с его обращения (точнее обращения инициативной группы) и закрутилось уголовное дело. Рассказывал он о событиях именно 2012 года, но Марданшин, по данным дела, использовал те же лазейки для получения земельного участка.

«Марданшин лично ходил к главе для обсуждения земельных вопросов»

О том, что часть Боровецкого леса, находящаяся на границе Челнов и Тукаевского района, оформлена в собственность, переведена из лесного фонда в категорию земель для дачного строительства, поделена на участки и уже частично распродана, местные жители узнали в 2015 году. Изучив публичную кадастровую карту, горожане усомнились в том, что территория получена законным путем — какие тут могут быть дачи, если всегда росли вековые сосны и гуляли жители Челнов от мала до велика?

— Этот участок — последний из незастроенных. Только через него можно попасть в лес. Если его застроить, то у обычных граждан Российской Федерации не будет возможности гулять по лесу, — объяснял в своих показаниях Сабий.

Обращения в прокуратуру и администрацию не дали результатов — там ссылались на судебные решения, в которых исполком пытался оспорить получение участка в собственность его нынешним владельцам и проиграл. А спорить с решением суда — вне компетенции властных структур.

Но горожане решили так просто не сдаваться и принялись изучать судебные решения, которые по закону находятся в открытом доступе.

Выяснилось, что бывшая супруга Халиуллина, после того как получила земли в аренду, подала в исполком заявление на приватизацию. Основанием стало строительство на участке двух домов и бани. Исполком в передаче в собственность ей отказал из-за «несоразмерности объектов», объяснила бывшая руководитель палаты земельных и имущественных отношений исполкома Тукаевского района Татьяна Тедеева.

«Марданшин лично ходил к главе для обсуждения земельных вопросов»

— На тот момент на одном из обучающих семинаров было рекомендовано представителям исполнительной власти, что если поступают обращения заявительного характера о предоставлении земельного участка, там, где объект недвижимости и площадь существенно различаются, стараться такие заявления положительно не решать. В связи с тем, что по Халиуллиной никаких дополнительных указаний ни со стороны главы района, ни со стороны руководителя исполкома не было и оно просто пришло по почте, мы подготовили стандартный ответ, который готовили всем, и ответили отказом, — объяснила она.

После Халиуллина обратилась в суд и выиграла дело, получив возможность выкупить участок. Проверять фактическое наличие объектов недвижимости никто не стал — в компетенции исполкома это не входит, да и документы о регистрации завершенного строительства были предоставлены государственным органом.

Простых жителей это не успокоило. В тех местах, в отличие от чиновников, многие из них бывают едва ли не каждый день. Помимо деревянного туалета, построенного неизвестно кем и неизвестно когда (и не сильно похожего на жилой дом в 100 квадратных метров), никаких объектов недвижимости здесь никогда не было, отмечает Сабий. Удостовериться в этом горожанам помог Google.

— На официальном сайте Google я обнаружил архив снимков города. Сопоставив данные заявлений Халиуллиной о том, что якобы построены три объекта, которые находились на земельном участке с октября 2012-го по май 2013-го, мы выяснили, что никаких строений на данном земельном участке не было и не имеется, — рассказал свидетель.

К тому моменту, когда началось расследование, земельный участок бывшая супруга Халиуллина продала. Новый хозяин «снес» объекты недвижимости. А после перепродал землю компании, единственным учредителем которой была родная сестра Халиуллиной. Что, в теории, должно было перевести участок «в чистую собственность». 

«Марданшин лично ходил к главе для обсуждения земельных вопросов»

По той же схеме получил другой участок в 10,5 тысячи кв. метров и Марданшин. В содеянном обвиняемый признался. Что же касается его участия во втором эпизоде, то на данном этапе процесса все, что связывает оказавшихся на скамье подсудимых, — фраза, брошенная родственником Шайхразиева при случайной встрече с Тедеевой у приемной тогдашнего главы Тукаевского района Василя Хазеева.

— Период времени точно не помню, так как это было очень давно. Заявление он писал сам, не через меня, не через канцелярию, он всегда лично заходил к главе района. Там подписывали эти документы и выдавали мне через секретаря для исполнения, — объяснила экс-чиновница.

Встретив Тедееву с пачкой заявлений, Марданшин поинтересовался, рассмотрела ли она их. Девушка ответила, что только собирается это сделать. Именно в этой стопке документов оказалось и обращение Халиуллиной об аренде земельного участка в Боровецком лесу в 33,9 тысячи кв. метров. Так как большинство заявлений касались физических лиц и только в этом фигурировал крупный участок, экс-глава ПИЗО решила, что вопрос касался именно этой территории.

Тедеева также рассказала, что по поводу предоставления этих участков у нее возникали сомнения — уж больно близко находились земли лесного фонда.

— Ориентировочное местоположение было в заявлении. В связи с тем, что был аналогичный процесс с другой стороны Боровецкого леса, где я принимала участие в качестве защитника исполкома, я Хазееву пояснила, что если опять будут образовывать участок рядом с лесом, то возникнут судебные процессы, которые неизвестно чем закончатся, — пояснила девушка.

Глава ответил, что раз участок пустой, то оснований для отказа нет и «надо делать».

«Марданшин лично ходил к главе для обсуждения земельных вопросов»

После допроса двух свидетелей обвинения в процессе был объявлен перерыв. Рассматривать дело в Тукаевском суде намерены в форсированном темпе — на этой неделе запланированы еще два заседания, на следующей — сразу три.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *