«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

Разбираемся
Разбираемся, почему Татарстан не выполнил план по созданию рабочих мест.

Счетная палата России опубликовала отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах». В 2014-2016 годах Татарстан был в пятерке регионов, получивших наибольшую финансовую поддержку от государства на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Республике было выделено 10,79 млрд рублей. 

В рамках государственной программы России «Экономическое развитие и инновационная экономика» реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства». За показатель оценки ее эффективности эксперты взяли «количество вновь созданных рабочих мест». Они проанализировали план работы пяти регионов, получивших максимальный объем субсидий. В рамках подпрограммы в Татарстане в 2015 году по плану должны были создать 2 340 новых рабочих мест, по факту организовано 2 296. В принципе отклонения несущественны, тем не менее, республика не достигла установленного показателя. В 2016 году из запланированных 1 780 мест было создано лишь 507. 

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

Несмотря на то, что в 2015-2016 годах Татарстан не выполнил план госпрограммы, в 2017-м он оказался в списке лидеров по получению наибольшего объема субсидий. Региону выделили 200 млн рублей на развитие МСП. Но насколько эффективно региональное министерство экономики расходует эти средства?    

Замминистра Олег Пелевин говорил на недавней пресс-конференции, что одним из главных факторов реализации «Стратегии-2030» является человеческий капитал. Этот тезис вроде бы соотносится и с госпрограммой по развитию малого и среднего бизнеса. Появление новых рабочих мест и должно стать тем самым драйвером, который делает людей лучше, профессиональнее, формирует социальные лифты и многое другое, о чем так любят рассказывать чиновники с больших трибун. Однако на деле получается картина иная. В последние годы Минэкономики республики увлеклось тем, что стало этаким локальным аналогом Тони Роббинсона. Вряд ли всевозможные «перезагрузки» и «фабрики предпринимательства» в духе реалити-шоу формируют валовый региональный продукт или привлекают инвестиции, скорее создают хорошую добавленную стоимость для отдельных грантополучателей.  

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

Не до конца понимают ценность развития малого и среднего бизнеса и в районах. Об этом, в том числе, говорил президент Татарстана Рустам Минниханов в своем послании Госсовету республики. Он подчеркивал, что предпринимательство — ключевой ресурс развития муниципалитетов. Однако на местах по-прежнему есть серьезные проблемы с развитием бизнеса. 

— Мы еженедельно заслушиваем глав районов по развитию малого и среднего предпринимательства. Подчеркну, существующее положение дел в отдельных районах нас не устраивает. Мы и дальше будем держать данный вопрос на контроле, — заявил Минниханов.

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

Обратил внимание президент и на то, что сегодня у предпринимателей есть обоснованные претензии к районным властям и контрольно-надзорным органам. Некоторые чиновники перегибают с административным давлением, бюрократией и в целом не понимают роли бизнеса в развитии региона.

Все эти факторы в конечном итоге складываются в то, что Татарстан попадает в список тех, кто не выполняет условия госпрограмм. 

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

Журналист KazanFirst опросила экспертов, чтобы попытаться понять, в чем недоработка республики и за счет чего можно достигнуть установленных показателей. Мнения в этом вопросе разделились. Одни ничего страшного в невыполнении показателей не видят, другие склоняются к тому, что властям следует задуматься над эффективностью по работе с деньгами, получаемыми по федеральным программам. 

Артур Николаев, первый заместитель председателя Союза «Торгово-промышленная палата Татарстана», утверждает, что исторически сложилось так, что не все регионы могут принимать участие в программах Министерства экономики. 

— Деньги просто так не выдают. Это большой подготовительный процесс. Необходимо участие и регионального бюджета. Не все регионы могут поддержать федеральный бюджет. Это некая техническая сторона, — отмечает Николаев. — Если говорить о Татарстане, то он дополнительно выделяет 500 миллионов на поддержку МСП.

Эксперт считает, что разница между плановым и фактическим показателем новых рабочих мест в 2015 году несущественная. Такие отклонения допустимы. В 2016 году была нестабильная экономическая ситуация в стране, поэтому меньше предприятий открывали новые производства.

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

— Такие цифры возможны и потому, что в программах теперь закладывается меньше финансов. Плюс у самих предпринимателей мало денег. Получается, с двух сторон нет хорошей финансовой поддержки, — предполагает Николаев. — Малое и среднее предпринимательство — это же малый и средний бизнес. У малого сейчас выжидательная тактика. Крупные компании могут представить, что с ними случится через пять лет, поскольку у них долгосрочные планы, а малый бизнес — нет. Он-то и занимается складированием, финансированием в новые проекты. Это происходит по всей России, не только в Татарстане.

Собеседник считает, что Татарстан продолжает получать субсидии, потому что, по сравнению с другими регионами, у республики наблюдаются положительные тенденции. Ситуация с новыми рабочими местами была бы иная, если бы сбавили «налоговое бремя» и было меньше давления со стороны надзорных органов. 

— Знаете, тут принцип кнута и пряника. Кнут видно, а вот пряник не особо. Вот если бы он был, возможно, было бы иначе, — заключил собеседник.

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

Основатель клуба инвесторов «Сопрано» Артем Наумов не считает показатель количества рабочих мест основным показателем эффективности господдержки МСП.

— Ее можно оценивать по таким показателям, как обороты, выручка, создание самих предпринимателей, переход их из малых в средние, из средних в крупные. Объективно судить только по количеству новых рабочих мест нельзя. В целом Татарстан старается выполнять все планы, — говорит Наумов.

Эксперт, как и Артур Николаев, считает, что республика получает наибольшие субсидии, поскольку у нее достаточно эффективная система поддержки МСП относительно других субъектов. 

— Также Татарстан понимает ответственность. Многие не хотят брать ее на себя. К примеру, в программе сказано выделить 50 млн рублей на поддержку МСП, а они не хотят. Или сказано провести пять мероприятий, а они выборочно их проводят. Вообще, Татарстан желает большего. Москва ценит это больше, чем показатели, — считает собеседник.

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

По словам предпринимателя, увеличить количество рабочих мест можно за счет проведения комплексных мероприятий и в каком-то плане за счет грантов. Есть сферы, где невозможно обойтись без помощи государства: информационные, технологические и научные проекты. 

— Тут на коммерции не пройдешь долину смерти, но и система контроля потом будет соответствующая. Если мы просто выделяем деньги какой-то команде, которая впоследствии создает продукт, и оставляем ее, то я на 90 процентов уверен, что это не принесет никакой пользы. Это будет пустая трата денег, потому что команда не знает, как пользоваться грантом и что в дальнейшем делать с продуктом. Если она сможет продать его и пойдет выручка, то можно и сайт хороший создать. Если у нас будет такая ситуация, то тут можно говорить об эффективности гранта. Главное, чтобы команда понимала, как им пользоваться, — заключил эксперт.

«Малому бизнесу нужны не реалити-шоу и коучи, а субсидии»

Ещё один собеседник KazanFirst — руководитель клуба предпринимателей «Деловар» Николай Жибрик в свою очередь говорит о том, что Татарстану недостаточно просто финансов на выполнение плана госпрограммы. 

— Вот выделили деньги, а что дальше? Новых рабочих мест от денег не появится. Нужна какая-то реальная программа. К примеру, начать строительство новых домов или других объектов. Тогда будет развиваться рынок строителей. Эту проблему не решить финансово. Хороший руководитель крупной компании потратит деньги на автоматизацию. Он купит станок или специальное оборудование, чтобы сократить рабочие места, — высказывает мнение Жибрик.

При этом эксперт не понимает, почему Татарстан все еще в списке лидеров на получение субсидий. Ведь реальный сектор их не видит. Республике следует пересмотреть некоторые подходы по работе с предпринимателями. Для развития этой сферы собеседник советует уделить больше внимания малому бизнесу. Например, выдавать те же субсидии или оказывать помощь в проведении тендеров.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *