Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

«Азатлык» и ВТОЦ, вспоминая взятие Казани в 1552 году, на самом деле умалчивают неудобные для себя исторические факты.

Татарская радикальная националистическая общественность традиционно, из года в год, пытается мобилизовать под историческое событие -взятие Казани в далеком 1552 году - людей, нарастить количество своих сторонников. В этом году заявку на проведение митинга «День памяти» (по-татарски «Хәтер көне») подали Всетатарский общественный центр и молодежь в лице «Азатлык». Вся их риторика строится вокруг того, что Казанское ханство было захвачено, что средневековые предки татар не хотели входить в состав Московского государства, поэтому надо скорбеть по утрате государственности и независимости. 

За всеми речами главных персонажей татарского радикального националистического движения - Фарита Закиева, Фаузии Байрамовой, Галишана Нуриахметова, Наиля Набиуллина и теперь уже их зарубежных партнеров братьев Кашаповых - стоит наглое искажение исторических фактов, умелое жонглирование ими, надуманный поиск противоречий между татарским и русским народами, перенос ответственности за случившиеся исторические события на кого-то крайнего. Как правило, виновником всех бед выставляют только Московское средневековое государство.

Когда радикальные националисты начинают говорить с трибун на подобных митингах об утрате татарами более 450 лет назад своей государственности, то ими напрочь забываются конкретные исторические факты. Напомним их. 

Итак, летоисчисление националисты всегда почему-то начинают именно с 1552 года, как будто ранее никакой истории взаимоотношений между Казанью и Москвой не было. Тем не менее историю нашей страны нужно рассматривать комплексно. 

На самом деле решение о совместном проживании татар и русских в одном государстве принял не Иван Грозный, взяв Казань в середине XVI века, а великий полководец и внук Чингисхана Батый. В 1236 году Волжская Булгария была завоевана жестоким образом его войсками. Затем его воины направились на Русь, превратив к 1237 году не менее жестоким образом русские княжества в часть единого Улуса Джучи, то есть Золотой Орды. 

Единая большая империя, раскинувшаяся от Великого Новгорода на западе до Сибири на востоке стала одним большим домом для народов, которые до сих пор населяют современную Россию. В империи Батыя были выстроены четкое административное управление, налогообложение и веротерпимость разных религий. Православная церковь у ордынских ханов пользовалась большой благосклонностью, у мусульманского духовенства тоже было свое место под солнцем. 

Однако Золотая Орда стала испытывать проблемы с престолонаследием, что в середине XIV века вылилось в «Великую Замятню», когда на престоле за 21 год сменилось 25 ханов. На этом фоне все передряги сериала «Игры престолов» покажутся детским садом. Тем не менее начался отсчет последних дней Золотой Орды. 

В это же время в большом семействе внутренних улусов Золотой Орды вперед выбиваются русские княжества, зарождаются новые татарские ханства. К первой половине XV века на карте Золотой Орды мы видим Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду и вот-вот консолидировавшееся Московское княжество. Тем не менее политическая память правителей того периода по инерции все еще живет ценностями Золотой Орды, то есть в одном большом доме-государстве. 

Татары и русские ведут активную торговлю между собой, в перерывах друг друга грабят. Иначе в средневековье быть не могло - заводы и фабрики не придумали еще для поддержания экономики. 

К слову, основатель Казани и внук Тохтамыша Улуг Мухаммад был свергнут с золотоордынского престола. Попытался пристроиться в Крымском ханстве, но не смог найти общий язык с местной татарской аристократией и перебрался на берег Волги, где и заложил политическое могущество Казани как центра одноименного ханства. Улуг Мухаммад правил Казанским ханством с 1438 по 1445 год. 

Татарские националисты ностальгируют по короткому периоду независимой государственности татар Казанского ханства с 1438 по 1552 год. Как же много здесь исторической безграмотности, а возможно, и осознанного лукавства. При этом кошмарится только образ Московского государства. Продолжаем разбираться…

Во-первых, не стоит забывать, что за этот столетний период средневековья на карте всё еще сохраняются и существуют татарские ханства. Все друг с другом дружат, ссорятся, воюют друг против друга, вступают в союзы и предают союзников. Москва в их компании выступает равноправным геополитическим игроком. 


К слову… 

Традицию внутритатарских разборок эпохи средневековья продолжают и нынешние татарские радикальные националисты. Например, в этом году заявку о проведении митинга подали «Азатлык» и ВТОЦ по отдельности. Одни заявили местом собрания парк Тинчурина, другие - площадь у театра Галиаскара Камала. Амбициозный и настырный Наиль Набиуллин уже устал от устаревшего корпуса националистов ВТОЦ. В то же время участники последней с вершины своего «богатого десятилетиями жизненного опыта» не переваривают Наиля Набиуллина. «Молод еще, зеленый, жизни не научен», - бурчат ему в ответ старики из ВТОЦ.

За каждым татарским радикальным националистом, как правило, тянется длинный шлейф административных правонарушений и уголовных преступлений. К слову, в марте 2017 года Наиль Набиуллин получает два года лишения свободы условно за ложные показания. Административные дела - за незаконные пикеты в марте 2014 года. А в 2012 году Наиль Набиуллин заключил союз с экстремистской исламской организацией «Хизб ут-Тахрир», совместно с ними провел массовую акцию. Тем самым внес очередной раскол в среду татарских националистов и под давлением своих соратников и старших товарищей из ВТОЦ отрекся от «Хизб ут-Тахрир».  


Бывают моменты, когда, скажем, в Казани правит проногайская аристократия и поставленный ими хан или прокрымская аристократия со своим ханом и так далее. 

Почему бы не взяться в Казани и прорусскому татарскому хану? И это происходит в 1487 году. Когда Иван III берет столицу ханства и сажает на престол Мухаммада Амина, между казанцами и русскими заключается официальный договор. Хотя на самом деле в договоре обуславливается, что казанцы не воюют против Московского государства, не выбирают самостоятельно хана и обеспечивают безопасность русским промышленникам и купцам, находящимся в ханстве. Формально протекторат продлился до 1521 года, когда казанский хан Сахиб Гирей вместе с крымским ханом Мехмедом Гиреем осадили Москву, разгромив нижегородские, муромские, клинские, мещерские и владимирские земли. Хотя по факту войны между казанцами и москвичами начались намного раньше. 

Говорят ли татарские националисты в «День памяти» о 31-летней (с 1521 по 1552 год) фактической независимой государственности Казанского ханства? Нет, конечно, как-то несолидно же получается. Историческая драма, плачь и эмоциональный накал спадают. Стоит ли вообще тогда переживать? Поэтому в «День памяти» неудобные факты радикальные татарские националисты предпочитают выкинуть из памяти, устраивая на самом деле «День беспамятства».  

На своих собраниях националисты заявляют, что Казанское ханство потеряло свою независимость из-за предательства касимово-казанского хана Шах-Али, из-за отсутствия поддержки со стороны Османской империи. Тут азатлыковцы и втоцевцы, видимо, хотят заявить об мусульманской солидарности и сплоченности. А что было на самом деле? 

А это уже второй момент. Итак, есть такой исторический персонаж и казанский хан по имени Сафа-Гирей, происходящий из Крыма. Он правил в Казани урывками, в тяжелой борьбе со своими конкурентами, по три раза - 1524-1531 гг., 1536-1546 гг. и июль 1546-го - март 1549-го. Несмотря на свое крымское происхождение, персонаж несколько раз обращался за помощью в Ногайскую Орду, которая соседствовала с Казанским ханством на юго-востоке. 

В последний раз вернуться на трон в 1546 году Сафа-Гирею помог тесть из Ногайской Орды Юсуф бий. Хан пообещал ему отрезать несколько земель от своего ханства, золото и назначить могущественным чиновником в ханстве, сделать беклярбеком. Но, выражаясь современным языком, Сафа-Гирей жестко кинул своего ногайского родственника. 

О нечестном поступке казанского хана прознали во всех татарских ханствах, а нанесенную ногайцам обиду трудно было переоценить. Юсуф бий тогда начинает играть против Казанского ханства и использует всё своё влияние в Москве, чтобы достучаться до 16-17- летнего молодого Ивана Грозного. Начинается тонкая дипломатическая игра, чтобы науськать окружение московского царя, убедить его идти военным походом на Казань. В ответ Юсуф бий обещает перекрыть сообщение Казани с Крымским ханством, добиться изоляции казанцев, чтобы ни о какой связи с Османской империей через Крым и речи не было. 

Тут же окружение московского царя вспоминает, что, оказывается, когда Иван III устанавливал протекторат над Казанью, он взял себе юридический титул «Князь Болгарский» с территориальной претензией на всё Казанское ханство. Этот титул давал юридическое право претендовать на казанский престол без каких-либо наместников. К тому же молодой Иван Грозный на политической карте татарских постзолотоордынских ханств не выглядел уж каким-то чуждым элементом. Здесь сказывалось татарское происхождение матери Ивана Грозного Елены Глинской, род которой происходит от татарского полководца Мамая. 

Наступает 1552 год. 22-летний Иван Грозный в ходе тщательной военной подготовки осаждает Казань и берет её. Что это значит по факту? Это событие становится поворотным в судьбе татарских разрозненных и перессорившихся друг с другом ханств. Иван Грозный закладывает начало конца многодесятилетней гражданской войны на территории павшей под собственным междоусобным бременем Золотой Орды. После Казани падут и Астрахань, и Сибирское ханство, и ногайцы, чуть позже, в XVIII веке, дойдет очередь и до Крымского ханства. 

Таким образом, в пространстве Российского государства между сибирскими, казанскими, астраханскими, крымскими татарами и ногайцами достигаются долгожданный мир и добрососедство. Говорят ли об этом в «День памяти» радикальные татарские националисты? Нет. Хотя о призывах сплочения воедино всех татар вы от них услышите. Только вот татары уже собраны вместе и живут в Российском государстве.


Автор материала: Амир Галеев 


Понравился материал? Поделись в соцсетях
39 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Читатель
Кто прошлое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба.
13
0
Ответить

Ринат
@Читатель Во всех действиях человека кроется желание!История она , как продукт в магазине, выбирают понравившееся и без разницы, импортное оно или отечественное!Покупают , присваивают и утверждают своей принадлежностью , а своё ненужное выбрасывают, но историю не выбросишь, её обычно "подбрасывают" или же подбирают! )))
3
0
Ответить

Память
Почему-то забыли о тысячах убитых,замученнх и угнанных в рабство бандитами крымсгого хана ???? Не будите лихо !
-1
1
Ответить

Пользователь
@Память Всех надо помнить
3
0
Ответить

Пользователь
@Память И причем здесь крымский хан?
9
0
Ответить

Ринат
@Память Дело то не в том, что было, а в том , что есть! Когда в настоящем времени люди пытаются обмануть друг друга невозможно утверждать, что история правдива! Желание жить по выгоде и за счёт эксплуатации чужого труда всегда порождает бесконечную ложь , обвинения в этом тех, которые им в этом препятствуют , хотя может и сами и того желают! "Взаимное обманывание"?! "Какой мерой мерите, такой же вам воздадут!"
0
0
Ответить

Честный.
Конечно свою нацию, историю, язык и веру сохранять надо ,но для меня главное в людях -это оставаться человеком прежде всего.
8
0
Ответить

Пользователь
@Честный. "Но" означает противопоставление, однако между тем, что упомянуто в комментарии противоречия нет.
6
0
Ответить

владимир
Растет,растет татарское самосознание .Они какие -то особенные,талантливые.Ну ипрекрасно.Я, например, очень этому рад.В чем сыр-бор?Налоги платит что=ли не хотят?
6
0
Ответить

Азат
Амир Галеев это псевдонимчик надо полагать? Явись миру автор- хочется посмотреть
23
0
Ответить

Саша
Все перевернул, все смешал.
14
0
Ответить

Николай Алешков
Наконец-то!Спасибо Амиру Галееву за честный, объективный материал! Надоело, знаете ли, слышать, когда тебя называют колонизатором в Татарстане, в республике, где ты родился и вырос...
-4
1
Ответить

Историк
@Николай Алешков После взятия Казани 1,5 миллионный народ ногайцев перекочевал на кубань, это как то не стыкуется с этой статьей. потеря государственности трагедия для любого народа.
12
0
Ответить

Татарин
@Николай Алешков Интересно, если человек хочет сохранения РОДНОГО языка и своей истории, то он-нацик. Если он воспевает зверства против нерусских народов, то-патриот. Дивны дела твои, Господи!
17
2
Ответить

Иван Иванов
@Николай Алешков ... эффенди Алёшков, Вы находите статью честной, рад Вашей честности... но не ожидал таковой
-3
0
Ответить

ВладимИр Божий
Хорошая статья.
-4
2
Ответить

Станислав
Многие народы РФ в свое время были покорены, уничтожены, рассеяны по миру. Пришло время собирать камни. Т к у РФ нет национальной идеи и национальной политики. Оккупанты какие то правят и им это не надо
8
0
Ответить

никто
согласен
-5
1
Ответить

Казанлы
Сез анда мончада төтен иснәп утырдыгыз мәллә? Үзең аңгыра булсаң, хет китап укы инде. Татарлар, киттек Хәтер көненә! Телеңне бетергәндә мондый көннәрне онытарга ярамый
18
0
Ответить

Щхъуэжь
Радикалом быть нехорошо. Нынешнее население Татарстана родилось либо ещё при СССР, либо уже в РФ. Все претензии - носят шкурный характер с претензиями на имущественные переделы. За такие инициативы надо наказывать как минимум за разжигание межнациональной розни и покушение на изменение государственного устройства.
14
1
Ответить

Честный.
@Щхъуэжь Здесь в Татарстане никаких сепаратистских проявлении уже не будет все забудьте много смешанных семей и Татары уже интегрировались в Русской нации то есть ничем не отличается от Архангельской или Владимирской области,а конфликт может быть много вероятно между иностранцами-приезжими и местными..
0
0
Ответить

никто
интересно
0
0
Ответить

Булгар
Тогда уж снести всю арабскую чуждость,поменять и.ф.о. на булгарские,удалить тюркский язык и вернуть руннику. З.Ы. И переселиться на излучину Дона
7
0
Ответить

Интересно
"...основатель Казани и внук Тохтамыша Улуг Мухаммад был свергнут с золотоордынского престола..." ... "Улуг Мухаммад правил Казанским ханством с 1438 по 1445 год" О какой 1000-летней истории Казани тогда речь, граждане?
5
1
Ответить

Пользователь
@Интересно А в вашем лексиконе "правил" и "основал" - это синонимы?
4
0
Ответить

Правдолюбов
@Интересно По поводу 1000-я Казани. Подкинули монеты во время раскопок в смутные 90-е года. Цель банальна:"Казань старше Москвы".
1
0
Ответить

Иван
И им что-то не нравиться? Чего хотят, отделиться? Бедности и уныния? Раздайте им по пистолету, пусть прострелят себе обе ноги.
0
2
Ответить

Алчи
Никто не выбирает, кому им родиться - татарином ли, русским или таджиком. Единый Всевышний создал людей, чтобы они любили его, друг друга, и каждое живое существо. Но шайтаны (или бесы) настраивают людей друг на друга, и не остановятся, пока не исстребят всех. Готовьтесь к Третьей мировой, вообщем.
1
0
Ответить

Рустам
Рассуждая про "татары-русские", "наши - не наши" почему-то забывают про социально-экономическую формацию Московского царства и Казанского ханства. А феодализм подразумевает феодальное самосознание, то есть если бы спросить рязанца тех лет "Кто ты?" он ответил бы "христианин, рязанец, сын боярский" и только где-то на задворках списка оказался бы "русский". То же и про жителей Казанского ханства: "мусулманин, из Алата, оглан". Национализм - это дело 19 и в особенности 20 века. Но ведь это сложно, проще рвать рубашки и клясться "Не забудем".
0
0
Ответить

Рашид
Историю пишут победители.Поэтому детей учат по книгам,написанным для изображения Московского великого княжества как благодетеля для жесточайшего завоевания и ликвидации государств Казанского,мордовских ,Удмуртских,Карельского Ненецкого ,и многих других княжеств. В том числе славянских. Разница в том,что неславянские народы насильственно пдвергались ославяниванию и христианизации.Кто противился -подвергались гонениям вплоть до геноцида.В Золотой Орде церковь была освобождена от налогов.Ей жаловались земли с крестьянами.Факт-Золотое Кольцо России построено во время Золотой Орды.Налог с людей составлял 10% с дохода.ППричем считались только мужчины.Сейчас,по данным СМИ 70% налогов, собираемых в Татарстане уходит в Москву.
5
1
Ответить

Мерген
После взятие Казани город был отдан на разграбление и всё население было вырезано, 90 000 человек. Вот их и поминают в День Беспамятства.
5
0
Ответить

Мерген
Николай Алешков оккупант и колонизатор это всего лишь термины , занял территорию (оккупировал по латыни ) вот и оккупант, колонизировал ( заселил своими людьми ) -колонизатор.
0
0
Ответить

Карим
Интересно из каких источников "Амир" взял информацию про Юсуф бия? он его с Исмаилом перепутал? Юсуф до последнего помогал Казани, его сын (Али Акрам) был последним ханом. Такую верноподданническую статью вполне можно было написать не выдумывая факты, история казанского ханства вполне это позволяет.
6
0
Ответить

ринат
владимир Растет,растет татарское самосознание Не может быть никакого национального самосознания, тем более расти! Национальность она , как имя и фамилия. даётся при рождении и не на вырост!
5
0
Ответить

Рашида
Не радуются Московскому игУ ? Беспредел !!!
0
0
Ответить

Бунар
Все знают что было бы если мусульмане со всех сторон захватили бы Русь в те времена. Не осталось бы ни одного русского, вырезали или в рабство, зато когда Русские "захватили" Татарию,Кавказ,Среднюю Азию чтото там все сразу получили свободу вероисповедания, образование и културность. Неблагодарные!
1
1
Ответить

Ваа
Статью то манкурт написал.
1
0
Ответить

Вася
Правильно делают,что проводят день памяти,а если кому то не нравится то это его проблема.
1
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite