Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

«Азатлык» и ВТОЦ
«Азатлык» и ВТОЦ, вспоминая взятие Казани в 1552 году, на самом деле умалчивают
неудобные для себя исторические факты.

Татарская радикальная националистическая общественность традиционно, из года в год, пытается мобилизовать под историческое событие -взятие Казани в далеком 1552 году — людей, нарастить количество своих сторонников. В этом году заявку на проведение митинга «День памяти» (по-татарски «Хәтер көне») подали Всетатарский общественный центр и молодежь в лице «Азатлык». Вся их риторика строится вокруг того, что Казанское ханство было захвачено, что средневековые предки татар не хотели входить в состав Московского государства, поэтому надо скорбеть по утрате государственности и независимости. 

За всеми речами главных персонажей татарского радикального националистического движения — Фарита Закиева, Фаузии Байрамовой, Галишана Нуриахметова, Наиля Набиуллина и теперь уже их зарубежных партнеров братьев Кашаповых — стоит наглое искажение исторических фактов, умелое жонглирование ими, надуманный поиск противоречий между татарским и русским народами, перенос ответственности за случившиеся исторические события на кого-то крайнего. Как правило, виновником всех бед выставляют только Московское средневековое государство.

Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

Когда радикальные националисты начинают говорить с трибун на подобных митингах об утрате татарами более 450 лет назад своей государственности, то ими напрочь забываются конкретные исторические факты. Напомним их. 

Итак, летоисчисление националисты всегда почему-то начинают именно с 1552 года, как будто ранее никакой истории взаимоотношений между Казанью и Москвой не было. Тем не менее историю нашей страны нужно рассматривать комплексно. 

На самом деле решение о совместном проживании татар и русских в одном государстве принял не Иван Грозный, взяв Казань в середине XVI века, а великий полководец и внук Чингисхана Батый. В 1236 году Волжская Булгария была завоевана жестоким образом его войсками. Затем его воины направились на Русь, превратив к 1237 году не менее жестоким образом русские княжества в часть единого Улуса Джучи, то есть Золотой Орды. 

Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

Единая большая империя, раскинувшаяся от Великого Новгорода на западе до Сибири на востоке стала одним большим домом для народов, которые до сих пор населяют современную Россию. В империи Батыя были выстроены четкое административное управление, налогообложение и веротерпимость разных религий. Православная церковь у ордынских ханов пользовалась большой благосклонностью, у мусульманского духовенства тоже было свое место под солнцем. 

Однако Золотая Орда стала испытывать проблемы с престолонаследием, что в середине XIV века вылилось в «Великую Замятню», когда на престоле за 21 год сменилось 25 ханов. На этом фоне все передряги сериала «Игры престолов» покажутся детским садом. Тем не менее начался отсчет последних дней Золотой Орды. 

В это же время в большом семействе внутренних улусов Золотой Орды вперед выбиваются русские княжества, зарождаются новые татарские ханства. К первой половине XV века на карте Золотой Орды мы видим Астраханское, Казанское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайскую Орду и вот-вот консолидировавшееся Московское княжество. Тем не менее политическая память правителей того периода по инерции все еще живет ценностями Золотой Орды, то есть в одном большом доме-государстве. 

Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

Татары и русские ведут активную торговлю между собой, в перерывах друг друга грабят. Иначе в средневековье быть не могло — заводы и фабрики не придумали еще для поддержания экономики. 

К слову, основатель Казани и внук Тохтамыша Улуг Мухаммад был свергнут с золотоордынского престола. Попытался пристроиться в Крымском ханстве, но не смог найти общий язык с местной татарской аристократией и перебрался на берег Волги, где и заложил политическое могущество Казани как центра одноименного ханства. Улуг Мухаммад правил Казанским ханством с 1438 по 1445 год. 

Татарские националисты ностальгируют по короткому периоду независимой государственности татар Казанского ханства с 1438 по 1552 год. Как же много здесь исторической безграмотности, а возможно, и осознанного лукавства. При этом кошмарится только образ Московского государства. Продолжаем разбираться…

Во-первых, не стоит забывать, что за этот столетний период средневековья на карте всё еще сохраняются и существуют татарские ханства. Все друг с другом дружат, ссорятся, воюют друг против друга, вступают в союзы и предают союзников. Москва в их компании выступает равноправным геополитическим игроком. 


К слову… 

Традицию внутритатарских разборок эпохи средневековья продолжают и нынешние татарские радикальные националисты. Например, в этом году заявку о проведении митинга подали «Азатлык» и ВТОЦ по отдельности. Одни заявили местом собрания парк Тинчурина, другие — площадь у театра Галиаскара Камала. Амбициозный и настырный Наиль Набиуллин уже устал от устаревшего корпуса националистов ВТОЦ. В то же время участники последней с вершины своего «богатого десятилетиями жизненного опыта» не переваривают Наиля Набиуллина. «Молод еще, зеленый, жизни не научен», — бурчат ему в ответ старики из ВТОЦ.

За каждым татарским радикальным националистом, как правило, тянется длинный шлейф административных правонарушений и уголовных преступлений. К слову, в марте 2017 года Наиль Набиуллин получает два года лишения свободы условно за ложные показания. Административные дела — за незаконные пикеты в марте 2014 года. А в 2012 году Наиль Набиуллин заключил союз с экстремистской исламской организацией «Хизб ут-Тахрир», совместно с ними провел массовую акцию. Тем самым внес очередной раскол в среду татарских националистов и под давлением своих соратников и старших товарищей из ВТОЦ отрекся от «Хизб ут-Тахрир».  


Бывают моменты, когда, скажем, в Казани правит проногайская аристократия и поставленный ими хан или прокрымская аристократия со своим ханом и так далее. 

Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

Почему бы не взяться в Казани и прорусскому татарскому хану? И это происходит в 1487 году. Когда Иван III берет столицу ханства и сажает на престол Мухаммада Амина, между казанцами и русскими заключается официальный договор. Хотя на самом деле в договоре обуславливается, что казанцы не воюют против Московского государства, не выбирают самостоятельно хана и обеспечивают безопасность русским промышленникам и купцам, находящимся в ханстве. Формально протекторат продлился до 1521 года, когда казанский хан Сахиб Гирей вместе с крымским ханом Мехмедом Гиреем осадили Москву, разгромив нижегородские, муромские, клинские, мещерские и владимирские земли. Хотя по факту войны между казанцами и москвичами начались намного раньше. 

Говорят ли татарские националисты в «День памяти» о 31-летней (с 1521 по 1552 год) фактической независимой государственности Казанского ханства? Нет, конечно, как-то несолидно же получается. Историческая драма, плачь и эмоциональный накал спадают. Стоит ли вообще тогда переживать? Поэтому в «День памяти» неудобные факты радикальные татарские националисты предпочитают выкинуть из памяти, устраивая на самом деле «День беспамятства».  

Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

На своих собраниях националисты заявляют, что Казанское ханство потеряло свою независимость из-за предательства касимово-казанского хана Шах-Али, из-за отсутствия поддержки со стороны Османской империи. Тут азатлыковцы и втоцевцы, видимо, хотят заявить об мусульманской солидарности и сплоченности. А что было на самом деле? 

А это уже второй момент. Итак, есть такой исторический персонаж и казанский хан по имени Сафа-Гирей, происходящий из Крыма. Он правил в Казани урывками, в тяжелой борьбе со своими конкурентами, по три раза — 1524-1531 гг., 1536-1546 гг. и июль 1546-го — март 1549-го. Несмотря на свое крымское происхождение, персонаж несколько раз обращался за помощью в Ногайскую Орду, которая соседствовала с Казанским ханством на юго-востоке. 

В последний раз вернуться на трон в 1546 году Сафа-Гирею помог тесть из Ногайской Орды Юсуф бий. Хан пообещал ему отрезать несколько земель от своего ханства, золото и назначить могущественным чиновником в ханстве, сделать беклярбеком. Но, выражаясь современным языком, Сафа-Гирей жестко кинул своего ногайского родственника. 

О нечестном поступке казанского хана прознали во всех татарских ханствах, а нанесенную ногайцам обиду трудно было переоценить. Юсуф бий тогда начинает играть против Казанского ханства и использует всё своё влияние в Москве, чтобы достучаться до 16-17- летнего молодого Ивана Грозного. Начинается тонкая дипломатическая игра, чтобы науськать окружение московского царя, убедить его идти военным походом на Казань. В ответ Юсуф бий обещает перекрыть сообщение Казани с Крымским ханством, добиться изоляции казанцев, чтобы ни о какой связи с Османской империей через Крым и речи не было. 

Тут же окружение московского царя вспоминает, что, оказывается, когда Иван III устанавливал протекторат над Казанью, он взял себе юридический титул «Князь Болгарский» с территориальной претензией на всё Казанское ханство. Этот титул давал юридическое право претендовать на казанский престол без каких-либо наместников. К тому же молодой Иван Грозный на политической карте татарских постзолотоордынских ханств не выглядел уж каким-то чуждым элементом. Здесь сказывалось татарское происхождение матери Ивана Грозного Елены Глинской, род которой происходит от татарского полководца Мамая. 

Радикальные татарские националисты и их «День беспамятства»

Наступает 1552 год. 22-летний Иван Грозный в ходе тщательной военной подготовки осаждает Казань и берет её. Что это значит по факту? Это событие становится поворотным в судьбе татарских разрозненных и перессорившихся друг с другом ханств. Иван Грозный закладывает начало конца многодесятилетней гражданской войны на территории павшей под собственным междоусобным бременем Золотой Орды. После Казани падут и Астрахань, и Сибирское ханство, и ногайцы, чуть позже, в XVIII веке, дойдет очередь и до Крымского ханства. 

Таким образом, в пространстве Российского государства между сибирскими, казанскими, астраханскими, крымскими татарами и ногайцами достигаются долгожданный мир и добрососедство. Говорят ли об этом в «День памяти» радикальные татарские националисты? Нет. Хотя о призывах сплочения воедино всех татар вы от них услышите. Только вот татары уже собраны вместе и живут в Российском государстве.


Автор материала: Амир Галеев 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *