«Оборудование районных школ Татарстана — в плачевном состоянии»

В бюджете не нашлось денег на кабинеты физики
В бюджете не нашлось денег на кабинеты физики, химии, труда и татарского.

На протяжении последних трех недель депутаты Госсовета Татарстана обсуждают проект бюджета республики на 2019 год и плановые 2020 и 2021 годы. В очередной раз его рассмотрели на заседании парламентского Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Депутаты указали на ряд проблем, на которые в бюджете будущего года, к сожалению, не нашлось места и внимания. Отчасти в этом виновато Министерство образования и науки Татарстана.


Наша справка

Прогнозный объем расходов по статье «Образование» на 2019 год составит более 68 млрд рублей. На культуру и кинематографию предусматривается выделить 7,9 млрд рублей, по разделу «Средства массовой информации» бюджетные ассигнования на 2019 год запланированы в объеме 1,4 млрд рублей.


После традиционного зачитывания основных параметров проекта бюджета представителями финансово-экономического блока правительства, первым с критическим посылом к составителям документа обратился Марат Лотфуллин. Он, будучи экспертом по национальному образованию от Академии наук РТ, относительно недавно вошел в Экспертный совет при комитете Госсовета. 

«Оборудование районных школ Татарстана - в плачевном состоянии»

— По новому закону родной язык сейчас в школах включен в список обязательных предметов. В Татарстане это в основном русский и татарский языки. Татарский язык преподается по двум программам: для владеющих языком и не владеющих им. Есть соответствующие нормативы финансирования этих уроков. Но ситуация изменилась и теперь классы необходимо делить на три группы: татарский язык для владеющих, татарский язык с нуля и русский язык. На местах есть многочисленные обращения из школ, у финансистов нет соответствующих нормативов для финансирования этих классов. Поэтому есть отказы делить классы на три группы. Это вызывает существенные трения в родительском сообществе. В новом бюджетном году будут выработаны эти нормативы? — поинтересовался Марат Лотфуллин у представителей Минфина республики.

Однако отвечать на этот вопрос взялся замминистра Минобрнауки республики Азат Шарапов. Его ответ был кратким: «Сегодня такого вопроса нет».

Лотфуллин, видимо, не ожидал столь молниеносной реакции, но парировал. Он заявил, что к нему поступают сообщения и жалобы от учителей. Шарапов стоял на своем и снова дал понять — никаких проблем с разделением классов по принципу выбора родных языков нет, все финансовые нормативы утверждены. 

Тогда Лотфуллин с досадой пообещал написать специальное письмо в адрес Шарапова, в котором он донесет до его сведения все подробности проблемы и возможных последствий. 

«Оборудование районных школ Татарстана - в плачевном состоянии»

Эксперт по нацобразованию рассказал также о другой проблеме — это финансирование лицензирования учебников по родным языкам.

— В связи с требованием Рособрнадзора от 2018 года, учебники на родных языках должны быть включены в федеральный перечень допущенных для использования в учебном процессе. Включение изданий в федеральный перечень требует определенных расходов, экспертиза одного учебника стоит около 700 тысяч рублей. Линейки учебников по 1-4-м и 5-9-м классам без включения в федеральный перечень в школах использовать нельзя. В связи с этим возникает вопрос, насколько увеличены расходы на закупку учебников, потому что только за счет этих средств можно провести экспертизу. Сколько учебников включат в федеральный перечень? Какие суммы для этих целей предусмотрены? — продолжал экзаменовать представителей республиканских Минфина и Минобрнауки Марат Лотфуллин.

Представитель Минобрнауки не смог на заседании Комитета назвать выпрашиваемые у него цифры. Несколько депутатов попросили в обязательном порядке проработать этот вопрос и вооружить парламентариев цифрами к будущему заседанию. 

«Оборудование районных школ Татарстана - в плачевном состоянии»

К слову, сам Лотфуллин тоже не смог назвать количество книг, которое требует федерального лицензирования. Парламентарии выразили готовность добиться достойного финансирования лицензирования, каких бы денег для этого ни потребовалось.     

В свою очередь детский омбудсмен Татарстана Гузель Удачина подняла вопрос о комплектовании кабинетов физики и химии.  

— На прошлой неделе были в Спасском и Менделеевском районах, про сельские школы я вообще не говорю. Оборудование очень старое и в очень плачевном состоянии. Сами муниципалитеты решить этот вопрос не могут. Планируются ли средства в бюджете на возможность решения этого вопроса? — поинтересовалась Удачина у членов правительства. 

«Оборудование районных школ Татарстана - в плачевном состоянии»

Азат Шарапов ответил, что в бюджете Татарстана под эти цели денег нет. Однако сейчас республиканское Министерство образования и науки участвует в заявочной кампании, «выбивает» финансирование по национальным проектам, финансируемым из федерального бюджета. Удачина резюмировала весьма витиеватый ответ замминистра вопросом: если для оборудования кабинетов по физике и химии не будет федеральных денег, то всё равно не стоит рассчитывать на татарстанский бюджет? Азат Шарапов на это ответил утвердительно: «Да».

Представитель Минфина постаралась смягчить остроту сформулированной проблемы. Она рассказала, что ежегодно в республике реализуется 10 грантов, по которым 10-м классам физики или химии закупается оборудование. Азат Шарапов уточнил, что на оборудование одного кабинета тратится около миллиона рублей. 

«Оборудование районных школ Татарстана - в плачевном состоянии»

Все депутаты Комитета сделали вывод, что темпы переоборудования классов по 10 штук ежегодно — этого явно недостаточно, что необходима отдельная программа финансирования этого процесса. 

Председатель Комитета Разиль Валеев также рассказал, что есть острая проблема с оборудованием классов по татарскому языку и литературе. 

— Я бывал в средних школах в Нижнекамском, Высокогорском и Лаишевском районах. Там очень плачевное состояние дел. Порой доходит до того, что в классах нет ни одного портрета татарских композиторов, писателей и видных общественно-политических деятелей. Чтобы эту проблему решить, нам же не нужны миллионы рублей. Просто надо уделять достаточное внимание, — высказал мнение Валеев. 

«Оборудование районных школ Татарстана - в плачевном состоянии»

Нашлись также депутаты, которые рассказали, что в школах перестали должным образом оборудовать кабинеты по технологии и труду, поэтому дети не умеют шить, готовить и работать со станками. А ведь именно рабочим профессиям сегодня Татарстан должен уделять особое внимание. Ведь республика готовится принять чемпионат профмастерства WorldSkills-2019.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *