Site icon KazanFirst

«Оборудование районных школ Татарстана — в плачевном состоянии»

В бюджете не нашлось денег на кабинеты физики
В бюджете не нашлось денег на кабинеты физики, химии, труда и татарского.

На протяжении последних трех недель депутаты Госсовета Татарстана обсуждают проект бюджета республики на 2019 год и плановые 2020 и 2021 годы. В очередной раз его рассмотрели на заседании парламентского Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. Депутаты указали на ряд проблем, на которые в бюджете будущего года, к сожалению, не нашлось места и внимания. Отчасти в этом виновато Министерство образования и науки Татарстана.


Наша справка

Прогнозный объем расходов по статье «Образование» на 2019 год составит более 68 млрд рублей. На культуру и кинематографию предусматривается выделить 7,9 млрд рублей, по разделу «Средства массовой информации» бюджетные ассигнования на 2019 год запланированы в объеме 1,4 млрд рублей.


После традиционного зачитывания основных параметров проекта бюджета представителями финансово-экономического блока правительства, первым с критическим посылом к составителям документа обратился Марат Лотфуллин. Он, будучи экспертом по национальному образованию от Академии наук РТ, относительно недавно вошел в Экспертный совет при комитете Госсовета. 

— По новому закону родной язык сейчас в школах включен в список обязательных предметов. В Татарстане это в основном русский и татарский языки. Татарский язык преподается по двум программам: для владеющих языком и не владеющих им. Есть соответствующие нормативы финансирования этих уроков. Но ситуация изменилась и теперь классы необходимо делить на три группы: татарский язык для владеющих, татарский язык с нуля и русский язык. На местах есть многочисленные обращения из школ, у финансистов нет соответствующих нормативов для финансирования этих классов. Поэтому есть отказы делить классы на три группы. Это вызывает существенные трения в родительском сообществе. В новом бюджетном году будут выработаны эти нормативы? — поинтересовался Марат Лотфуллин у представителей Минфина республики.

Однако отвечать на этот вопрос взялся замминистра Минобрнауки республики Азат Шарапов. Его ответ был кратким: «Сегодня такого вопроса нет».

Лотфуллин, видимо, не ожидал столь молниеносной реакции, но парировал. Он заявил, что к нему поступают сообщения и жалобы от учителей. Шарапов стоял на своем и снова дал понять — никаких проблем с разделением классов по принципу выбора родных языков нет, все финансовые нормативы утверждены. 

Тогда Лотфуллин с досадой пообещал написать специальное письмо в адрес Шарапова, в котором он донесет до его сведения все подробности проблемы и возможных последствий. 

Эксперт по нацобразованию рассказал также о другой проблеме — это финансирование лицензирования учебников по родным языкам.

— В связи с требованием Рособрнадзора от 2018 года, учебники на родных языках должны быть включены в федеральный перечень допущенных для использования в учебном процессе. Включение изданий в федеральный перечень требует определенных расходов, экспертиза одного учебника стоит около 700 тысяч рублей. Линейки учебников по 1-4-м и 5-9-м классам без включения в федеральный перечень в школах использовать нельзя. В связи с этим возникает вопрос, насколько увеличены расходы на закупку учебников, потому что только за счет этих средств можно провести экспертизу. Сколько учебников включат в федеральный перечень? Какие суммы для этих целей предусмотрены? — продолжал экзаменовать представителей республиканских Минфина и Минобрнауки Марат Лотфуллин.

Представитель Минобрнауки не смог на заседании Комитета назвать выпрашиваемые у него цифры. Несколько депутатов попросили в обязательном порядке проработать этот вопрос и вооружить парламентариев цифрами к будущему заседанию. 

К слову, сам Лотфуллин тоже не смог назвать количество книг, которое требует федерального лицензирования. Парламентарии выразили готовность добиться достойного финансирования лицензирования, каких бы денег для этого ни потребовалось.     

В свою очередь детский омбудсмен Татарстана Гузель Удачина подняла вопрос о комплектовании кабинетов физики и химии.  

— На прошлой неделе были в Спасском и Менделеевском районах, про сельские школы я вообще не говорю. Оборудование очень старое и в очень плачевном состоянии. Сами муниципалитеты решить этот вопрос не могут. Планируются ли средства в бюджете на возможность решения этого вопроса? — поинтересовалась Удачина у членов правительства. 

Азат Шарапов ответил, что в бюджете Татарстана под эти цели денег нет. Однако сейчас республиканское Министерство образования и науки участвует в заявочной кампании, «выбивает» финансирование по национальным проектам, финансируемым из федерального бюджета. Удачина резюмировала весьма витиеватый ответ замминистра вопросом: если для оборудования кабинетов по физике и химии не будет федеральных денег, то всё равно не стоит рассчитывать на татарстанский бюджет? Азат Шарапов на это ответил утвердительно: «Да».

Представитель Минфина постаралась смягчить остроту сформулированной проблемы. Она рассказала, что ежегодно в республике реализуется 10 грантов, по которым 10-м классам физики или химии закупается оборудование. Азат Шарапов уточнил, что на оборудование одного кабинета тратится около миллиона рублей. 

Все депутаты Комитета сделали вывод, что темпы переоборудования классов по 10 штук ежегодно — этого явно недостаточно, что необходима отдельная программа финансирования этого процесса. 

Председатель Комитета Разиль Валеев также рассказал, что есть острая проблема с оборудованием классов по татарскому языку и литературе. 

— Я бывал в средних школах в Нижнекамском, Высокогорском и Лаишевском районах. Там очень плачевное состояние дел. Порой доходит до того, что в классах нет ни одного портрета татарских композиторов, писателей и видных общественно-политических деятелей. Чтобы эту проблему решить, нам же не нужны миллионы рублей. Просто надо уделять достаточное внимание, — высказал мнение Валеев. 

Нашлись также депутаты, которые рассказали, что в школах перестали должным образом оборудовать кабинеты по технологии и труду, поэтому дети не умеют шить, готовить и работать со станками. А ведь именно рабочим профессиям сегодня Татарстан должен уделять особое внимание. Ведь республика готовится принять чемпионат профмастерства WorldSkills-2019.

Exit mobile version