Последний матч «Рубина» на «Казань Арене» собрал 5 750 зрителей, до этого — 6 300. Что снова не так с посещаемостью и почему даже при неплохой игре и добытых результатах клуб не в силах найти зрителя, разбираемся вместе с комментаторами «Матч-ТВ» Дмитрием Шнякиным и Романом Нагучевым, а также татарстанским журналистом Александром Норденом.
А как всё хорошо начиналось
Старт этого сезона намекал, а может, и кричал: «В России наступила новая футбольная эпоха, все стадионы будут собирать аншлаги, а игроки сборной везде будут устраивать овации!». На первые три домашние игры «Рубина» пришло суммарно почти 65 тысяч человек, но эти цифры лишь создали иллюзию того, что в Казани вернулась любовь к футболу.
— Я был только на одном казанском матче сезона — против «Зенита». Там как раз народу собралось немало. И с парковкой, и с общепитом, и с погодой — все было здорово. И стадион был готов прекрасно, — вспоминает Дмитрий Шнякин. — На арене, насколько знаю, эффективно используются подтрибунные помещения, что тоже важно. Выходит, клубным структурам «Рубина» нужно сконцентрировать внимание не на том, что происходит внутри арены, а на том, что за ее пределами. Надо развернуть полномасштабную борьбу за зрителя.
Немаловажным был в этом конкретном случае фактор соперника — первые три игры чемпионата для казанцев выпали на «Краснодар», «Зенит» и ЦСКА, две последние стабильно собирают в Казани неплохие цифры.
— У нас не футбольный город, на волне чемпионата мира не получилось поднять посещаемость, потому что, в отличие от большинства городов, стадион в Казани был давно и ходить смотреть на арену никто не будет — к ней уже все привыкли, — считает Александр Норден.
Даже результаты, показываемые командой Бердыева, не переубедили болельщиков: четыре очка в таких тяжелых играх -неплохой показатель. Но рядовой казанец не оценил и на игру с «Енисеем» пришло всего 8 900 человек.
По накатанной
Да, не трудно было предсказать спад интереса болельщиков во встречах с «Уралом» и «Енисеем», но принципиальная игра с «Крыльями Советов» неприятно удивила — 6 374 зрителя. Очень плохо для волжского дерби. На екатеринбуржцев пришло и того меньше болельщиков, не помогло даже фееричное завершение предыдущей игры против самарцев, с победным голом на последних секундах матча, поэтому в телетрансляции с «Казань Арены» было видно все кресла (как красные, так и белые), почти все из них — пустые. Всего 5 750 зрителей. Да, в условных Челнах о такой посещаемости только мечтают, но давайте не будем сравнивать. Для нынешнего «Рубина», который всерьез может рассчитывать на попадание в еврокубки, 5 тысяч зрителей — это провал. Но клуб не виноват, люди сами не хотят.
— Выделил бы проблему непривлекательных соперников. Это немаловажно. Ну и народ сделал выбор в пользу хоккея — «Ак Барс» интересен зрителю на волне чемпионства, — добавляет Норден. — Знаете, дело не в «Рубине». Если клуб будет феерить и забивать по четыре-пять голов, посещаемость вырастет не сильно. Город у нас не футбольный — ходят только фанаты и настоящие болельщики. Я помню, как на «Барселону» сгоняли солдат и раздавали билеты, а также после победы на «Камп Ноу». Если сравним темп очковый и «Рубин» весной будет в зоне еврокубков, тогда в среднем 10-12 тысяч будет ходить, я думаю.
Клуб делает всё, но зрителю неинтересно
«Рубин» сделал качественный скачок в маркетинге и работе со зрителем с приходом в клуб старого знакомого Курбана Бердыева ещё по работе в «Ростове» и казанском клубе первой эры — теперь за многое отвечает Иван Бодылевский, которому в этом году приходится несладко.
— Была серьезная проблема с парковкой на новом стадионе — она просто не работала. Но сейчас люди паркуются на территории арены, могут приезжать издалека — мне казалось, что это простимулирует прирост аудитории. Но видим, что пока не сработало, — продолжает Дмитрий Шнякин.
Да, команда наконец-то договорилась с МВД республики и на арене открыли огромную парковку. Да, теперь перед домашней игрой команды всех болельщиков готовы развлечь в фан-парке. Да, теперь получить фото с футболистом или его автограф можно почти на каждой «домашке», но этого, к сожалению, мало.
— Все очень просто. «Рубин» играет слишком скучно для обывателя, — считает Роман Нагучев.
Зрителю нужен красивый футбол.
Почему Бодылевский бессилен?
Семимильными шагами улучшает работу маркетинг и СММ клуба, а футбол остается всё таким же — для обычного болельщика, которому интересно развлечение формата «здесь и сейчас», не очень важна турнирная перспектива команды, на которую он может прийти два раза в год — на матч со «Спартаком» и игру с «Зенитом».
— В Казани комплекс проблем, насколько понимаю. Например, пресыщенность большим спортом. Есть хоккейный «Ак Барс», баскетбольный УНИКС, волейбольный суперклуб «Зенит-Казань». Есть много других развлечений спортивных и не только. Казань в последние годы расцвела, много чем в ней можно заняться, город стал яркой точкой внутреннего туризма. Все это уводит зрителя от футбола, хотя по идее посещение красивого стадиона могло бы стать одной из туристических традиций города, — размышляет комментатор «Матч-ТВ».
У команды есть преданные болельщики, которые всегда обеспечат хоть и постыдную, но всё же цифру посещения. Для приобретения большего числа таких фанатов клубу срочно нужно выходить в Лигу Европы или бороться за медали уже в этом году. А пока будем наслаждаться семью тысячами фанатов на «Ахмате» и двадцаткой на «Спартаке», раз так заведено.