Челнам прививают гуманную педагогику

Учителям объясняют
Учителям объясняют, откуда берутся такие, как керченский стрелок Росляков.

В Набережных Челнах начали внедрять систему образования и воспитания детей, которая способна исключить появление таких стрелков-самоубийц, как керченский Владислав Росляков. Бывший вице-мэр города и она же экс-ректор Набережночелнинского государственного педуниверситета Файруза Мустафина и в прошлом преподаватель НЧГПУ Оксана Тихонова создали в Челнах Академию гуманной педагогики. Расположена организация в Академии менеджмента при Торгово-промышленной палате по региону Закамье. 

Зачем Челнам Академия гуманной педагогики

Педагоги-подвижники Мустафина и Тихонова взяли на вооружение теорию и практику гуманной педагогики, разработанную и применяемую грузинским ученым доктором педагогических наук Шалвой Амонашвили. Он создал её как альтернативу нынешней системе образования, которую грузинский ученый называет «административной», «силовой». 

Челнам прививают гуманную педагогику

Такая педагогика нацелена на подчинение, на дисциплину, на результат, а результатом, целью являются оценочные показатели в учебе. При «силовой» педагогике специалистам нужно полное подчинение родителей и учеников интересам школы и чиновникам сферы образования. Внутренний мир детей, их духовно-нравственное становление отходят на второй план, а еще несколько лет назад «отцы» и «матери» школьного образования заявляли, что учителя воспитанием не занимаются, их задача давать знания. 

Гуманная педагогика, наоборот, строится на развитии внутреннего мира ребенка и нацелена на достижение гармонии во взаимоотношениях между детьми и взрослыми в школе и дома, а также на гармоничное общение между самими детьми. Внутренний мир, понимание смысла жизни — это основа стремления ребенка к знаниям. 

Челнам прививают гуманную педагогику

Внедряют новую систему с помощью семинаров для студентов педуниверситета и работающих учителей и педагогов. Первый мастер-класс провел известный в педагогических кругах ученый из Краснодара, кандидат наук и один из подвижников и авторов гуманной педагогики Алексей Бабаянц. Он устроил лекции-беседы с учителями школ и воспитателями детских садов (присутствовали группы специалистов из соседних с Челнами городов), затем эксперт провел отдельный семинар для мужчин, а на следующий день — для родителей.

С чем приехал Бабаянц

Бабаянц — автор уроков, которые он называет «уроками самопознания». С этими уроками ученый-педагог ездит по всей стране. Он дает учителям и детям такие установки, которые работают как ключи, открывающие пути к решению многих проблем.

— Заходя в класс, учитель должен поставить себя на место ученика и посмотреть на ситуацию его глазами, — говорит Бабаянц.

«Что вы сейчас чувствуете?», — спрашивает педагог у учеников в самом начале урока. Речь идет не о сиюминутных желаниях (убежать с урока, мороженое поесть и т. д.), а именно о чувствах (тревога, радость, робость и прочее). Так учитель настраивает класс и себя на одну волну, устанавливает взаимопонимание и общую нацеленность на нужные задачи.

Челнам прививают гуманную педагогику

А на семинаре для детсадовских и школьных педагогов Бабаянц озвучил несколько парадоксальных истин. Мы приведем лишь некоторые его высказывания:

— Конфликт дается Творцом людям для их сближения. Но люди так долго не проясняют свои отношения, что количество накопившихся обид не позволяет идти на сближение.

— Мы живем в такое время, когда люди настроены на тотальное потребление. И одновременно идет очень мощный духовный прогресс. Дети, которые сегодня рождаются, они рождаются с запросом на мудрость, на знания законов мира, человеческих отношений, законов космоса. Если к третьему семилетию (к 12 годам) не дать знания о законах причинно-следственной связи, о том, что плохая причина — это плохое следствие, то силы, выделенные природой на освоение этих знаний, мутируются, видоизменяются. И уходят в насилие. Что мы сегодня и наблюдаем. 

— Наша главная идея — дать миру благородного человека, который несет и принесет благо своему роду. В этом истинный смысл сотрудничества между учителем, родителем и детьми. Стоит только дать ребенку то, что нужно его сердцу вот в эту секунду, и уважения его к нам не придется просить до конца наших дней. 

Челнам прививают гуманную педагогику

— Если бы ребенок сознавал, насколько способен учитель, родитель, взрослый сотрудничать согласно именно его, ребенка, пониманию, то распрей в мире было бы намного меньше. 

— Мы все хотим воспитать людей ответственными. Но беда заключается в том, что наше сословие не готово принять очень важный постулат. Что ответственность рождается до пяти лет, когда ребенок не отвечает за свои решения. Если до пяти лет ребенок перегружен чувством вины: не то написал, не то сказал, опоздал, не то сделал, то именно в этот момент вместо ответственности рождается полная безответственность. Я долго изучал этот феномен, друзья мои. Бытует убеждение, что чем больше виноват человек, тем больше он должен проявить ответственность (поэтому у начальников принято распекать подчиненных, у родителей — ругать и упрекать детей и т. д.- Ред.). Но все наоборот: чем больше виноват, тем меньше ответственность и больше безответственность.

Как избежать появления убийц-мстителей

Естественно, Бабаянца спросили о событиях в Керчи. «Классический вопрос: кто виноват и что делать, чтобы таких ситуаций не было?», — спросила одна из участниц семинара. Вот что ответил один из авторов гуманной педагогики:

Челнам прививают гуманную педагогику

— Я думал над этим. То, что свершилось там, — это не результат этого дня. Это было бессознательно создано кем-то, потом проявилось. В основе желания жить на благо людей есть понимание самоценности любого ребенка, которое называется «Я есть!». Это положительное отношение ребенка к самому себе. Потребность в уважении, потребность в общении со сверстниками, потребность в переживании своих эмоций. До определенного возраста ребенок защищает свое «я». Попробуйте сказать ребенку младшего возраста, что он плохой. Он скажет: «Нет, я хороший!». Но силы защищать у него не беспредельны. О себе ребенок (младший школьник) судит только по одному параметру: по отношению к нему других людей. Другого параметра нет. Поэтому «Я есть!» допускает все то, с чем сталкиваются люди, когда человек выходит на путь самоопределения. Либо дремлющая энергия самоценности («Я есть!») запускает процессы дружбы, помощи, принесения какого-то блага обществу, либо это отчужденность, замкнутость, определенные планы о том, как отомстить этому обществу. Вся эта работа происходит внутри. Если по отношению к ребенку было много жестокости, грубости, критики, то он закрепляет в себе: «Господи, меня нет! Я есть физически, но как личности меня нет!». Счастливой личности. Отсюда обида. Если чувства ребенка не приняты, никому до них дела не было, потому что взрослые были озабочены только действиями человека (ребенка. — Ред.), тогда возникает агрессия, — продолжает Бабаянц. — То, что сейчас происходит, — скорбь, переживания — это месть. Когда люди уходят из жизни, совершая такие поступки, они наказывают общество. За бездушие, за бесцеремонность. За то, что обществом эти люди не были приняты, за оскорбленные чувства. Мы должны видеть причины этой трагедии.

Говорил все это Бабаянц для специалистов, поэтому в его речи так много профессиональной специфичности. Но, вдумавшись, понять сказанное может и любой родитель. Семинары авторов гуманной педагогики в Челнах теперь будут проходить регулярно.


Читайте также: Школьник учителю не товарищ: что делать с дерзкими подростками


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *