«Когда ты видишь результат - понимаешь, что работаешь не зря»

Как в Казани устроена система дошкольного образования для особенных детей.

При первом взгляде «снаружи» детский сад №12 выглядит как обычное муниципальное дошкольное учреждение - забор, несколько игровых площадок. Попадая внутрь, вновь не замечаешь ничего необычного - чисто, светло, ковры на полу и специальные заглушки на острые углы. Однако при более детальном знакомстве узнаешь, что в этом детском саду помимо общих групп работает специальная, занимающаяся особенными детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Для неё создана специальная «Лекотека», которую посещают 23 ребенка. Основной диагноз детей - ДЦП, иногда к нему идут сопутствующие виды нарушения зрения, слуха, интеллекта. С детьми работает команда специалистов - логопед, дефектолог, инструктор ЛФК (лечебно-физическая культура), два психолога и два коррекционных педагога. 

Кроме того, дважды в неделю квалифицированные педагоги занимаются с детьми татарским языком и музыкой. Также дважды в неделю приходит медицинский работник, проверяющий состояние здоровья детей. 

- Первая «Лекотека» открылась в Швеции и переводится                         как «коллекция игрушек». В один момент родители особенных детей и педагоги решили организовать пространство, куда их дети могли приходить и встречаться со специалистами. По сути, это коррекция нарушений с помощью правильно подобранных игрушек и игр, - рассказывает о методике заведующая детским садом №12 Римма Хуснутдинова

Этот метод восстановления был принят как аналог традиционному - амбулаторному. Хуснутдинова уверена, чаще всего дети видят людей в белых халатах, которые делают уколы и дают лекарства.

Для того, чтобы попасть в особенную группу, необходимо получить справку о наличии инвалидности и документ от комиссии, в котором будет указано, что ребенку рекомендованы такие занятия. После этого процесс подачи заявки не отличается от традиционной - необходимо встать в очередь.

- Идея в том, что ребенок может приходить в атмосферу здоровья, где есть здоровые дети, где все естественно. Чтобы малыш развивался в здоровой атмосфере, - рассказывает заведующая.

«Лекотека» работает с 1 сентября по 31 мая. Для того, чтобы получить возможность заниматься, в сентябре дети проходят диагностику, после которой распределяются по подгруппам. Несмотря на то, что работает она с 8 до 18, ребенок приходит туда только на пару часов, по медицинским показаниям. Из-за индивидуальных нарушений находиться в «Лекотеке» ребенку тяжело. Само занятие проводится в игровой форме, предполагающей участие и родителя.

В дошкольном учреждении есть и специально разработанная программа толерантности, направленная на преодоление барьеров между особенными детьми и другими воспитанниками. Всех их учат не делить и принимать друг друга, жить вместе. 

- Дети ходят друг к другу в гости, зовут на чай. Малыши из обычных групп устраивают концерты для особенных детей, - рассказывает Хуснутдинова.

Со слов заведующей, бывают случаи, когда ребенка из особенной группы могут перевести в общую, но, к сожалению, это бывает не так часто. Для того, чтобы это произошло, собирается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), на котором специалисты обсуждают прогресс каждого воспитанника «Лекотеки». Если ребенок усвоил программу, его могут перевести в общую группу при согласии взрослых. 

- Родители не всегда готовы к переходу. В «Лекотеке» специалисты понимают, что ребенок особенный, и в группе он - обычный. Когда же ребенок попадает в обычную группу, то там он уже сильно выделяется. И родители особенного ребенка испытывают беспокойство. При этом родители обычных детей не выступают против перевода, скорее они переживают за то, что их ребенок может нечаянно навредить - случайно толкнуть особенного воспитанника. Они боятся, что их ребенок не готов к правильному восприятию особенного ребенка. Когда родители приходят писать заявление, мы предупреждаем о том, что в учреждении есть подобная группа и они будут взаимодействовать. Не было еще ни одного родителя, который бы от нас отказался, - уточняет заведующая.

Даже после перевода особенного ребенка в общую группу специалисты «Лекотеки» на протяжении года сопровождают его, продолжают занятия и консультируют воспитателей.

Программы для особенных детей разрабатываются на основе одного общего документа, написанного специалистами учреждения. Далее под каждого ребенка разрабатывается индивидуальный курс, учитывающий его особенности. В первую очередь идет работа над социализацией - чаще всего 5-летний ребенок кроме дома и больницы ничего не видел и не общался со сверстниками, у него есть только боязнь врачей и мама, которая сидит дома в напряжении и думает, что никто ее не понимает. Все это сильно отражается на ребенке. 

- Наша задача - услышать маму, дать ей понять, что она не одна и мы хотим помочь. Есть «Школа любящей матери», «Школа любящего отца», которые направлены на принятие родителем своего ребенка таким, какой он есть, чтобы он мог озвучить проблему, принять помощь специалистов и решать её, - поясняет Римма Хуснутдинова. 

После того как родитель открылся, происходит работа с ребенком - иногда она начинается с того, что учат держать ложку, самостоятельно есть, одеваться. Следующий этап - изучение слов - вокализация (пропевание букв и слов). Все занятия проводятся специально обученными педагогами - тифлопедагогами (преподавание детям с нарушениями зрения), логопедами (постановка речи тем, у кого есть такая возможность), дефектологами (работа с интеллектом), а также психологами. 

Каждый урок начинается с утренней свечки - ритуала, во время которого педагоги приветствуют детей и родителей. Главная цель «свечки» - узнать настроение ребенка, если тот пришел с процедур (реабилитации) уставшим, то педагог «зарядит» ребенка положительными эмоциями. 

У городского Управления образования были мысли о расширении и переформатировании сада только под нужды особенных детей. Однако это дошкольное учреждение - единственное в районе улицы Абсалямова, поэтому чтобы не оставлять без садика обычных детей, от идеи отказались.

- Я не знаю, как мы переросли парадигму особенный ребенок - обуза. Люди меняются, и это хорошо, я этому рада. Здорово, что мы друг друга не боимся. Надеюсь, будут появляться новые идеи и проекты. Мы пытаемся создать обычные условия для ребенка, чтобы он не чувствовал свою особенность, что его лечат, в этом наша задача. Тем, у кого есть такой ребенок, - не бойтесь, больше, чем родители, никто не даст, - уверена Римма Хуснутдинова.

Заведующая надеется, что в ближайшем будущем откроются новые «Лекотеки», а они в свою очередь готовы делиться знаниями и помогать с оформлением документации. В планах у заведующей - создание службы помощи по работе с детьми до трех лет. 

- Когда мы видим, что ребенок, который не видел, не слышал, садится и начинает что-то рисовать - накатывают слезы радости. Когда слышим, что они произносят какое-то слово. Когда дети, которые не ходили, делают первые шаги, мы понимаем, что не зря работаем. А что еще нам надо для счастья? Иногда прибегают педагоги и рассказывают об успехах воспитанников. Чтобы добиться маленького шажочка, надо трудиться год, - добавляет собеседница.

Для того, чтобы узнать, как создавалась система дошкольного образования для особенных детей, мы поговорили с начальником отдела по работе с дошкольными образовательными учреждениями Управления образования Казани Татьяной Багаевой

- Мы не идем одним путем, сеть специализированных детских садов города - разноплановая, - отмечает Багаева. 

С её слов, в Казани широко распространена сеть образовательных учреждений, предоставляющих различные методы и модели инклюзивного дошкольного образования. Среди них детские сады только для особенных детей, есть сады комбинированного типа - когда дети из обычных и особенных групп обучаются в одном здании, но в разных блоках, есть сады с включением данных групп, как в детском саде №12.

Всего в Казани отдельных ДОУ для особенных детей - шесть, помимо этого работает 285 групп компенсирующей направленности, в 21-м детсаде есть группы оздоровительной направленности. Общее количество групп для особенных детей - 639, в которых обучаются 10,5 тысячи детей. 

При этом Управление работает над непрерывной модернизацией системы особенного дошкольного образования. 

- Мы трепетно относимся к этому вопросу. Ежегодно коррекционная сеть обновляется с учетом запросов населения, развивается. Мы их открываем там, где они нужны. Работаем в опережающем темпе - получается так, что мы создаем группу и она наполняется. У нас возникла потребность открыть группу для детей с ПОДА (поражение опорно-двигательного аппарата. - Ред.) - мы ее запустили на базе 67-го детского сада. У нас есть опыт создания групп для детей с фенилкетонурией. Несмотря на то, что в Казани такой ребенок всего один и еще один переедет к нам из Набережных Челнов, мы совместно с Управлением здравоохранения разработали меню и открыли такую группу на базе нового детского сада №135. Второй год у нас в дошкольных учреждениях занимаются дети с расстройством АРС (аутистическое спектральное расстройство. - Ред.). Есть потребность и в группах для детей с диабетом, - рассказывает Багаева. 

Чаще всего особенные группы открываются на базе новых детских садов, где есть современная материально-техническая база. Сумму дополнительных денежных вливаний для организации этой работы Багаева назвать затрудняется по причине того, что усредненную цифру высчитать невозможно из-за различных потребностей на открытие каждой группы. Однако все затраты на их создание покрываются бюджетными и внебюджетными средствами, при помощи спонсоров или за счет благотворительных пожертвований.

Со слов начальника отдела, при создании сети детских садов, оказывающих услуги особенного образования, Казань не оглядывалась ни на кого.

- Казань идет своим путем. В основу этой работы мы положили свой уникальный опыт, наши программы, адаптированные и оцененные на российском уровне, которые имеют положительные результаты. Мы сохраняем имеющуюся базу и стараемся ее модернизировать, - говорит Багаева.

Сегодня в детсадах города работают высококвалифицированные специалисты, которые постоянно повышают уровень профессионализма, в том числе в КФУ, Институте развития образования республики, аналогичном институте Ивановской области и иных профильных учреждениях. Процесс взаимодействия обуславливает освещение сложных вопросов, а обучение или переквалификация в итоге имеют максимальный эффект. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Римма
Это хорошо
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite