Все меньше времени остается до одного из самых ожидаемых событий театральной Казани — премьеры иммерсивного шоу по одноименному роману Льва Толстого «Анна Каренина». Режиссер постановки Диана Сафарова явно заинтересовала казанскую публику: билеты на первый блок премьеры 3, 4, 5 ноября раскуплены, а на показы 17, 18, 19 ноября их осталось совсем немного.
Об этом шоу много пишут СМИ, говорят казанцы. Но что действительно будет происходить в доме Демидовых, пока известно лишь самим актерам и создателям постановки. Во время беседы с журналистом KazanFirst немного приоткрыл завесу тайны исполнительный продюсер спектакля Кирилл Кирилюк. Он рассказал о технической стороне и отметил одну важную деталь постановки — запахи.
Мы решили пообщаться с парфюмером спектакля Рамилей Каримуллиной и выяснить, как она работала над созданием коллекции ароматов для иммерсивного шоу.
— Рамиля, как давно вы работаете парфюмером?
— На самом деле все началось с моей страсти к натуральной косметике, которая потом плавно перешла к парфюму. Косметикой я занимаюсь больше трех лет, а парфюмом — полтора года. Это основной мой бизнес.
— А кто вы по образованию?
— У меня финансовое образование. Оно вообще не очень пригождается.
— Ранее вы были знакомы с иммерсивными постановками?
— В иммерсивном шоу я не была ни зрителем, ни участником. Я очень жду спектакля-путешествия. Во-первых, потому что там мои ароматы. Мне интересно, как они вольются в это шоу. Во-вторых, тема театра мне близка и интересна. Ранее я участвовала в одной театральной постановке в качестве актрисы.
— Как вы попали в проект «Анна Каренина»?
— Это было случайное стечение обстоятельств. Когда я играла в одном спектакле, обратилась к режиссеру Искандеру Нуризянову, который, кстати, играет одну из главных ролей в «Анне Карениной», и предложила ему что-то сделать с ароматами для шоу, потому что это интересно: задействовать первичный, первобытный уровень восприятия. И как раз через несколько дней режиссер иммерсивного шоу «Анна Каренина» Диана Сафарова спросила у команды, не знает ли кто-то хороших парфюмеров. Тут-то я и пригодилась. Уже на следующий день мы с Дианой встретились и обсудили детали работы.
— Сколько ароматов вы сделали для шоу?
— За два месяца я создала 17 ароматов. Наверно, даже парфюмер с огромным стажем работы не может похвастаться такой продуктивностью.
— Вы все делали сами?
— Да. Всё делала сама.
— А где?
— У меня есть небольшая студия в Казани по производству косметики и парфюма. Инструмент парфюмера — специальный орган, то есть это стол с таким пьедесталом, где выставлены все эссенции.
— Из чего создаются ароматы?
— Для «Анны Карениной» я использовала в основном натуральные компоненты. Важно было создать гипоаллергенные ароматы, чтобы зрители с аллергией чувствовали себя комфортно. Вообще, натуральным парфюмом сейчас в Казани никто не занимается. Я обучалась сама, по крупицам собирая коллекцию натуральных ароматов. В парфюмерной индустрии остается всё меньше эссенций из натуральных компонентов.
— Где вы покупаете компоненты?
— Для парфюма я в основном заказываю их из Америки. Если речь идет о натуральных ингредиентах, то нужен надежный источник. Ароматические растения находятся в разных странах. Например, лучшая ваниль — на острове Мадагаскар. Есть компании, которые занимаются только этими ароматическими эссенциями. Если говорить о своей косметической линии, я сама езжу на фермы во Францию, Прованс, Турцию. Натуральные эссенции очень дорогие, поэтому их часто подделывают. Человек, который не разбирается, может не отличить синтетику от натуральных ингредиентов. Иногда бывает, что я даю людям послушать натуральное эфирное масло лимона, а они его не узнают, потому что лимон не слышат нигде. Во всех жвачках, гелях для душа используется отдушка.
— Сколько времени уходит на создание аромата?
— Это все индивидуально. Нельзя запланировать время, потому что важен настрой, творческий порыв, настроение, какие-то ритуалы, которые мне помогают в создании ароматов. Некоторые можно создать сразу, скажем, за полчаса. Но всё равно вернуться к аромату для его оценки, для понимания, понравился он мне или нет, я могу только через сутки как минимум. На некоторые ароматы уходят недели, даже чтобы просто приступить к ним. Вообще, я стараюсь не засекать и не ограничиваться во времени, потому что в этом нет смысла и это сказывается на продуктивности.
— Коллекции запахов — это дорогое удовольствие?
— Ароматы из натуральных ингредиентов очень затратные в плане себестоимости. Я использовала дорогие компоненты только в том случае, если они необходимы для создания эмоционального образа или времени, а в эпоху Льва Николаевича не было синтетических, искусственно созданных в лаборатории молекул.
— Вы сказали, что создано 17 ароматов. Как мне известно, многие ароматы сделаны под определенную локацию. Какие это, к примеру, локации?
— Локаций действительно много. Перечислю лишь несколько, чтобы не создавать спойлеров и позволить зрителю самостоятельно познакомиться с локациями на шоу: комната писем, вокзал, аптека, несколько детских комнат, комнаты героев. У многих персонажей, кстати, тоже есть свои ароматы. Какие-то из них можно будет приобрести прямо в магазине в зоне шоу — и только там.
— Какие ароматы будут в продаже?
— Я пока не могу спрогнозировать продажи. Этот вопрос мы ещё обсуждаем. Думаю, чуть позже будет понятно. Кстати, у меня с собой есть две локации — комната писем и вокзал. Зачем говорить, когда можно послушать.
— Какой запах было труднее всего создать?
— Самый сложный аромат — это как раз-таки «комната писем». Как можно подать запах бумаги, например?! Мне пришлось посмотреть исследования моей коллеги из Лондона о том, как пахнут старинные книги. У них есть газовый хроматограф, который изучает содержание ароматических частиц. Также они спрашивали посетителей университетской библиотеки о том, чем пахнут книги. Основные компоненты, как оказалось, — это запах шоколада, кофе, свежей травы, дерева, зеленого яблока.
— Какие компоненты вы использовали для создания аромата «комната писем»?
— Основной — это какао. Есть немного ароматических компонентов, входящих в печатную краску, ваниль, бурбон, немного нот яблока, свежей травы и дерева. Вне локации этот аромат воспринять сложно. Ну «вокзал» вы сразу почувствуете.
— Да, точно вокзал. Здесь какие компоненты?
— Смотрите. Вокзал пахнет машинным маслом, которым обрабатывают шпалы, но оно небезопасно для человека. Я сделала аромат на основе древесного дегтя, опять же, чтобы он был гипоаллергенным.
— Вы сказали, что создали аромат для нескольких детских комнат. Они все разные?
— Да. К примеру, детская новорожденного ребенка будет пахнуть молоком — это такой молочный, слегка цветочный с нотками цитруса аромат. Я специально беседовала со знакомыми, у которых есть малолетние дети, чтобы его создать. Кстати, с собой у меня есть еще аромат Левина. Это один из любимых мужских ароматов. Он будет раскрываться постепенно. Это классическая парфюмерия, поэтому аромат всегда будет в движении, как и всё шоу.
— При создании парфюма вы на что-то опирались?
— Вот послушайте. Это аромат «Анна». Я делала ароматы для шоу, опираясь в основном на ассоциации режиссера, а для самых сложных запахов также изучала при необходимости энциклопедии запахов и научные труды. Запахи сложно описать словами, потому что везде вокабуляр ароматов очень маленький. Можно лишь дать ассоциацию. Например, для комнаты Лидии Ивановны — это благовоние, спиритизм, духовность.
— Как восприняли ароматы сами актеры?
— Многим артистам очень понравились ароматы. Они с нетерпением ждут премьеры спектакля, чтобы на себе их испробовать.
— Насколько стойкие ароматы?
— Очень стойкие. Это все парфюмерная вода. Я даже предупредила, что с некоторыми ароматами надо быть аккуратнее и использовать их в небольшом количестве, потому что они живут около двух дней. К примеру, аромат вокзала и мой самый любимый женский аромат — Лидии Ивановны.
— В чем особенности вашего рабочего процесса?
— Во время работы я не наношу ароматы, потому что это большая нагрузка на мозг. Я даже не готовлю еду. Любой другой запах мешает. В дни, когда я создаю парфюм, за неделю не готовится другая косметика, потому что там тоже используются эфирные ароматические масла. Важна ароматическая тишина. На работу я выделяю максимумчас в день, потому что мозг больше не способен различать ароматы. Их дегустацию я делаю через сутки. Во время готовки люди говорят: «Я наедаюсь за это время и не хочу потом». У меня такая же история. После этого проекта у меня была общая усталость, потому что процесс долгий и энергозатратный. Оценить коллекцию я смогла только через пару недель.
— Бывает такое, что после работы ваш нос, скажем так, забивается и вы перестаете различать ароматы?
— Да. Мне помогает вода. В магазинах дают нюхать кофе, но это не помогает вообще. Это миф. Помогает стакан холодной воды. Это освежает рецепторы.
— Amaia — это название вашего бренда?
— Да. Это название моего косметического и парфюмерного бренда. В Испании есть такая гора, а у японцев это слово переводится как «ночной дождь».
— Ароматы станут продаваться под этим же брендом или будет другое название?
— Думаю, под этим же. В любом случае эти ароматы созданы для шоу и будут продаваться только в его рамках.
— Вы присутствовали на репетиционном процессе?
— Только во время дегустации. Я видела какие-то отрывки и что там внутри происходит. Всё это дико интересно, абсолютно новый опыт, который захватывает тебя полностью.
— Вы сами будете смотреть шоу?
— Конечно! Я пойду на самую первую премьеру 3 ноября, потому что до 4-го не смогу дотерпеть.
Comment section