Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

За два месяца парфюмер Рамиля Каримуллина придумала 17 новых запахов.
За два месяца парфюмер Рамиля Каримуллина придумала 17 новых запахов.

Все меньше времени остается до одного из самых ожидаемых событий театральной Казани — премьеры иммерсивного шоу по одноименному роману Льва Толстого «Анна Каренина». Режиссер постановки Диана Сафарова явно заинтересовала казанскую публику: билеты на первый блок премьеры 3, 4, 5 ноября раскуплены, а на показы 17, 18, 19 ноября их осталось совсем немного.

Об этом шоу много пишут СМИ, говорят казанцы. Но что действительно будет происходить в доме Демидовых, пока известно лишь самим актерам и создателям постановки. Во время беседы с журналистом KazanFirst немного приоткрыл завесу тайны исполнительный продюсер спектакля Кирилл Кирилюк. Он рассказал о технической стороне и отметил одну важную деталь постановки — запахи. 

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

Мы решили пообщаться с парфюмером спектакля Рамилей Каримуллиной и выяснить, как она работала над созданием коллекции ароматов для иммерсивного шоу.

— Рамиля, как давно вы работаете парфюмером?

— На самом деле все началось с моей страсти к натуральной косметике, которая потом плавно перешла к парфюму. Косметикой я занимаюсь больше трех лет, а парфюмом — полтора года. Это основной мой бизнес.

— А кто вы по образованию?

— У меня финансовое образование. Оно вообще не очень пригождается. 

— Ранее вы были знакомы с иммерсивными постановками?

— В иммерсивном шоу я не была ни зрителем, ни участником. Я очень жду спектакля-путешествия. Во-первых, потому что там мои ароматы. Мне интересно, как они вольются в это шоу. Во-вторых, тема театра мне близка и интересна. Ранее я участвовала в одной театральной постановке в качестве актрисы. 

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

— Как вы попали в проект «Анна Каренина»?

— Это было случайное стечение обстоятельств. Когда я играла в одном спектакле, обратилась к режиссеру Искандеру Нуризянову, который, кстати, играет одну из главных ролей в «Анне Карениной», и предложила ему что-то сделать с ароматами для шоу, потому что это интересно: задействовать первичный, первобытный уровень восприятия. И как раз через несколько дней режиссер иммерсивного шоу «Анна Каренина» Диана Сафарова спросила у команды, не знает ли кто-то хороших парфюмеров. Тут-то я и пригодилась. Уже на следующий день мы с Дианой встретились и обсудили детали работы.

— Сколько ароматов вы сделали для шоу?

— За два месяца я создала 17 ароматов. Наверно, даже парфюмер с огромным стажем работы не может похвастаться такой продуктивностью. 

— Вы все делали сами?

— Да. Всё делала сама.

— А где?

— У меня есть небольшая студия в Казани по производству косметики и парфюма. Инструмент парфюмера — специальный орган, то есть это стол с таким пьедесталом, где выставлены все эссенции. 

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

— Из чего создаются ароматы?

— Для «Анны Карениной» я использовала в основном натуральные компоненты. Важно было создать гипоаллергенные ароматы, чтобы зрители с аллергией чувствовали себя комфортно. Вообще, натуральным парфюмом сейчас в Казани никто не занимается. Я обучалась сама, по крупицам собирая коллекцию натуральных ароматов. В парфюмерной индустрии остается всё меньше эссенций из натуральных компонентов.

— Где вы покупаете компоненты?

— Для парфюма я в основном заказываю их из Америки. Если речь идет о натуральных ингредиентах, то нужен надежный источник. Ароматические растения находятся в разных странах. Например, лучшая ваниль — на острове Мадагаскар. Есть компании, которые занимаются только этими ароматическими эссенциями. Если говорить о своей косметической линии, я сама езжу на фермы во Францию, Прованс, Турцию. Натуральные эссенции очень дорогие, поэтому их часто подделывают. Человек, который не разбирается, может не отличить синтетику от натуральных ингредиентов.  Иногда бывает, что я даю людям послушать натуральное эфирное масло лимона, а они его не узнают, потому что лимон не слышат нигде. Во всех жвачках, гелях для душа используется отдушка.

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

— Сколько времени уходит на создание аромата?

— Это все индивидуально. Нельзя запланировать время, потому что важен настрой, творческий порыв, настроение, какие-то ритуалы, которые мне помогают в создании ароматов. Некоторые можно создать сразу, скажем, за полчаса. Но всё равно вернуться к аромату для его оценки, для понимания, понравился он мне или нет, я могу только через сутки как минимум. На некоторые ароматы уходят недели, даже чтобы просто приступить к ним. Вообще, я стараюсь не засекать и не ограничиваться во времени, потому что в этом нет смысла и это сказывается на продуктивности.

— Коллекции запахов — это дорогое удовольствие?

— Ароматы из натуральных ингредиентов очень затратные в плане себестоимости. Я использовала дорогие компоненты только в том случае, если они необходимы для создания эмоционального образа или времени, а в эпоху Льва Николаевича не было синтетических, искусственно созданных в лаборатории молекул. 

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

— Вы сказали, что создано 17 ароматов. Как мне известно, многие ароматы сделаны под определенную локацию. Какие это, к примеру, локации?

— Локаций действительно много. Перечислю лишь несколько, чтобы не создавать спойлеров и позволить зрителю самостоятельно познакомиться с локациями на шоу: комната писем, вокзал, аптека, несколько детских комнат, комнаты героев. У многих персонажей, кстати, тоже есть свои ароматы. Какие-то из них можно будет приобрести прямо в магазине в зоне шоу — и только там.

— Какие ароматы будут в продаже?

— Я пока не могу спрогнозировать продажи. Этот вопрос мы ещё обсуждаем. Думаю, чуть позже будет понятно. Кстати, у меня с собой есть две локации — комната писем и вокзал. Зачем говорить, когда можно послушать.

— Какой запах было труднее всего создать?

— Самый сложный аромат — это как раз-таки «комната писем». Как можно подать запах бумаги, например?! Мне пришлось посмотреть исследования моей коллеги из Лондона о том, как пахнут старинные книги. У них есть газовый хроматограф, который изучает содержание ароматических частиц. Также они спрашивали посетителей университетской библиотеки о том, чем пахнут книги. Основные компоненты, как оказалось, — это запах шоколада, кофе, свежей травы, дерева, зеленого яблока. 

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

— Какие компоненты вы использовали для создания аромата «комната писем»?

— Основной — это какао. Есть немного ароматических компонентов, входящих в печатную краску, ваниль, бурбон, немного нот яблока, свежей травы и дерева. Вне локации этот аромат воспринять сложно. Ну «вокзал» вы сразу почувствуете. 

— Да, точно вокзал. Здесь какие компоненты?

— Смотрите. Вокзал пахнет машинным маслом, которым обрабатывают шпалы, но оно небезопасно для человека. Я сделала аромат на основе древесного дегтя, опять же, чтобы он был гипоаллергенным.

— Вы сказали, что создали аромат для нескольких детских комнат. Они все разные?

— Да. К примеру, детская новорожденного ребенка будет пахнуть молоком — это такой молочный, слегка цветочный с нотками цитруса аромат. Я специально беседовала со знакомыми, у которых есть малолетние дети, чтобы его создать. Кстати, с собой у меня есть еще аромат Левина. Это один из любимых мужских ароматов. Он будет раскрываться постепенно. Это классическая парфюмерия, поэтому аромат всегда будет в движении, как и всё шоу. 

— При создании парфюма вы на что-то опирались?

— Вот послушайте. Это аромат «Анна». Я делала ароматы для шоу, опираясь в основном на ассоциации режиссера, а для самых сложных запахов также изучала при необходимости энциклопедии запахов и научные труды. Запахи сложно описать словами, потому что везде вокабуляр ароматов очень маленький. Можно лишь дать ассоциацию. Например, для комнаты Лидии Ивановны — это благовоние, спиритизм, духовность. 

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

— Как восприняли ароматы сами актеры?

— Многим артистам очень понравились ароматы. Они с нетерпением ждут премьеры спектакля, чтобы на себе их испробовать.

— Насколько стойкие ароматы?

— Очень стойкие. Это все парфюмерная вода. Я даже предупредила, что с некоторыми ароматами надо быть аккуратнее и использовать их в небольшом количестве, потому что они живут около двух дней. К примеру, аромат вокзала и мой самый любимый женский аромат — Лидии Ивановны.

— В чем особенности вашего рабочего процесса?

— Во время работы я не наношу ароматы, потому что это большая нагрузка на мозг. Я даже не готовлю еду. Любой другой запах мешает. В дни, когда я создаю парфюм, за неделю не готовится другая косметика, потому что там тоже используются эфирные ароматические масла. Важна ароматическая тишина. На работу я выделяю максимумчас в день, потому что мозг больше не способен различать ароматы. Их дегустацию я делаю через сутки. Во время готовки люди говорят: «Я наедаюсь за это время и не хочу потом». У меня такая же история. После этого проекта у меня была общая усталость, потому что процесс долгий и энергозатратный. Оценить коллекцию я смогла только через пару недель. 

— Бывает такое, что после работы ваш нос, скажем так, забивается и вы перестаете различать ароматы?

— Да. Мне помогает вода. В магазинах дают нюхать кофе, но это не помогает вообще. Это миф. Помогает стакан холодной воды. Это освежает рецепторы. 

Чем пахнет «Анна Каренина»: как создавали ароматы иммерсивного шоу

— Amaia — это название вашего бренда?

— Да. Это название моего косметического и парфюмерного бренда. В Испании есть такая гора, а у японцев это слово переводится как «ночной дождь». 

— Ароматы станут продаваться под этим же брендом или будет другое название?

— Думаю, под этим же. В любом случае эти ароматы созданы для шоу и будут продаваться только в его рамках.

— Вы присутствовали на репетиционном процессе?

— Только во время дегустации. Я видела какие-то отрывки и что там внутри происходит. Всё это дико интересно, абсолютно новый опыт, который захватывает тебя полностью.

— Вы сами будете смотреть шоу?

— Конечно! Я пойду на самую первую премьеру 3 ноября, потому что до 4-го не смогу дотерпеть.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *