Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

Современный оперный начинался с танцев крепостных для хозяев.
Современный оперный начинался с танцев крепостных для хозяев.

Если вы думаете, что нынешний театр оперы и балета имени Мусы Джалиля всегда был таким же белоснежным украшением вековой площади Свободы, то глубоко ошибаетесь. К своей белизне и величественности он пришел через большие утраты и черный уголь.  

История оперного искусства в Казани уходит корнями в далекое крестьянское прошлое. Тогда это были творческие представления крепостных, состоящие из танцев и песен, ради забавы хозяев. Появившаяся первая крестьянская труппа стала выступать в частных домах. В 1803 году, на месте памятника Ленину перед Госсоветом, был возведен деревянный театр оперы, но в 1842-м вместе со всем городом он сгорел. В 1874-м такая же судьба настигла и второй, каменный театр. 

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

После долгого затишья в эпоху СССР в 1934 году было принято решение восстановить здание именно таким, каким мы его видим сейчас. Из-за войны стройка затянулась на 20 лет и была завершена лишь в 1956 году с помощью немецких военнопленных. В том же году театру было присвоено имя героя Советского Союза Мусы Джалиля. Почему оперный носит именно его имя? Потому что до войны поэт заведовал тут литературной частью и переводил зарубежные и русские либретто на татарский язык.

Внутри так же роскошно, как и вид с улицы 

Огромные фойе, большие люстры, белокаменные полы и стены, на роспись которых следует обратить особое внимание. Вы увидите красивые узоры из цветов, лепестков и прочего и не найдете ни одного животного, кроме птиц. Такие узоры были выбраны не случайно. Художники учли, что театр расположен в Татарстане, где уживаются представители разных религий. Чтобы никого не обидеть, к своему делу они подошли с особой аккуратностью. Животных нет как раз-таки потому, что с точки зрения ислама делать изображения животных считается запрещенным. 

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

После фойе у кассы и гардероба все попадают в зеркальный зал. Таким его назвали по простой причине — с одной стороны вся стена обвешана зеркалами, украшенными орнаментом. Обычно здесь проводят выставки и новогодние балы, в центре зала ставят елку, вокруг которой студенты хореографического училища исполняют традиционные танцы. 

Далее проходим в зрительный зал. В момент паузы между спектаклями он выглядит довольно непривычно. Вся мебель закрыта и завешена белой простыней, как в заброшенных старых домах, чтобы не запылилась во время монтажных работ на сцене, объясняют сотрудники театра. По-прежнему блистает лишь огромная люстра, которую в августе каждого года спускают «с небес на землю» и общими усилиями моют. 

Сцена — конструктор, за работой которого следят десятки людей

Театр реконструировали несколько раз. Последний в 2005 году, перед Тысячелетием Казани. Сотрудники считают, что главная реконструкция принадлежит сцене. Сейчас она оборудована новейшими технологиями и машинерией (комплекс театральных механизмов, обеспечивающих смену декораций, вращение сцены). На сцене налажена работа плунжерной системы (плунжер — вытеснитель или поршень цилиндрической формы), по словам спикеров, единственной на всю Казань. Благодаря ей тут берутся за исполнение спектаклей любой сложности. 

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

— Вся сцена разделена на множество квадратиков, которые могут либо опускаться, либо подниматься. У нас есть опера «Любовь поэта», где эта трансформация видна очень хорошо. На самом деле это очень сложно. Особенно артистам. Еще это травмоопасно для них. Если кто-то встанет не так, как положено, он может упасть, — рассказывает пресс-секретарь театра оперы и балета Елена Остроумова

Во время экскурсии мы застали монтировочную бригаду в самом разгаре работы. Рабочие под руководством старшего машиниста Владимира Грачёва собирали для грядущего спектакля так называемые мягкие декорации. Это большие тряпичные полотна. 

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

— Такая работа продолжается иногда по несколько дней. Например, на «Пиковую даму» декорации два дня собираются и два дня разбираются, — говорит Елена. 

Работа монтировщиков и сотрудников сцены не заметна для зрителя, но именно от них во многом зависит успех спектакля. Это они подают свет на сцену, меняют декорации, опускают занавес и делают ещё много другой черновой работы.

Кто и как делает декорации 

Отдельная составляющая любого спектакля — декорации. Их жесткий вариант привозят из Москвы. Так происходит потому, что в театре элементарно нет специализированных цехов и рабочих рук. А вот с мягкими декорациями дела обстоят иначе. Их полностью изготавливают прямо в здании оперного. 

После того, как в цех поступает эскиз декорации, из специальной хлопковой ткани создается большое полотно. Его кладут на пол и набивают на гвозди. Затем следует техническая проверка, например, на перпендикулярность швов, а уже следом полотно разлиновывается и делится на квадраты. Только после этого начинают рисовать. Для яркой картинки, которую видно с последнего ряда в зале, краска наносится слоями от 10 до 30 раз.

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

— Все очень просто — берешь нужную краску, кладешь на нужное место, — говорит главный художник цеха Владимир Самохин

Срок создания того или иного полотна зависит от количества аппликаций. Для них кроме краски используются картинное полотно, тюль, бархат, парча. По словам художника, над одним полотном по очереди работают около 10 человек. Каждый из них специализируется на своем участке. 

— Кто-то набил, кто-то сделал разметку, другой разлиновал, третий нарисовал, у кого-то цветочки, у кого-то камушки лучше получаются, — рассказывает собеседник. 

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

Все готовые работы обрабатываются противопожарной жидкостью и сворачиваются в мешки до своего звездного часа. 

Почему произведения столетней давности называют премьерой

Для тех, кто не знал: полное название театра звучит как Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. По словам Елены Остроумовой, понятие «академический» здесь решающее. 

— Если театр имеет в своем названии это слово, то он обязан иметь в репертуаре классические постановки из зарубежной, русской и национальной классики, — отмечает она. 

Этим и объясняется то, что некоторые спектакли обыгрываются из года в год и частенько представляются как премьеры. 

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

— Многие видят афишу со спектаклем, который они уже смотрели, и думают: «Какая же это премьера, это я уже смотрел». Запомните, если вы видите слово «премьера» в спектакле, который уже смотрели сами, значит, там задействованы новые режиссер, художник-постановщик, сценограф и другие. Если рекламируют балет как премьеру, значит, в нем обновились костюмы и декорации. Это касается именно балетов, потому что его классическая хореография не переделывается. Что касается опер, то они могут быть более современными. Одной из таких новых можно назвать оперу «Лючия ди Ламмермур». Она поставлена у нас в 2010 году. Там ездят на байках, певцы поют в джинсах, в майках. Для многих, конечно, это шок, — улыбается Остроумова.

Сколько длится театральный сезон 

Театральный сезон в ТАГТОиБ идет с сентября по июль. До конца года оперные певцы и артисты балета ставят спектакли по очереди ровно по одному месяцу. Например, после того, как весь сентябрь в театре ставили оперы, на октябрь певцы уезжают на гастроли. В это время сцена принадлежит артистам балета. Возвращаются оперные певцы и снова ставят свои спектакли. Все вместе — и певцы и танцоры — собираются только в апреле и начинают работу в едином режиме. С июня по июль идут спектакли как оперные, так и балетные. 

Есть несколько недель, в которые обе труппы занимаются особенно усиленно. В феврале театр проводит международный оперный фестиваль имени Шаляпина, а в мае — фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. На эти два важных события у ТАГТОиБ есть свой товарный сертификат и товарный значок. 

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

Билеты дорогие, а работа театра не окупается

— Самые дорогие билеты у нас бывают на гала-концерт Шаляпинского фестиваля. Это 3,5 тысячи рублей. С одной стороны, кажется, что это очень дорого. Но если сравнить, например, с Большим театром в Москве, наше качество ничем не уступает, а цены намного ниже, — уверяет Елена Остроумова. 

Собеседница говорит, что люди должны понимать не окупаемость театра оперы и балета. Даже если все билеты распроданы по одной стоимости, все равно не наберется достаточно средств для гонорара мировых звезд, оркестра из 80 и хора из 70 человек. 

— Но даже если приобрести самый дешевый билет, ты все равно получишь колоссальные эмоции от увиденного. Ведь оказываешься в гуще событий, среди звезд мировой величины, в душе ощущается праздник, поэтому всем советую одеваться в театр как на праздник, — улыбается Остроумова.  

Два стихийных бедствия: «Спартак» и «Золотая Орда»

Другие, более мелкие детали и предметы, которые помогают воссоздать картинку из постановочных произведений, хранятся в цехе реквизита. Он разделен на два отсека: балетный и оперный. По обе стороны длинного коридора на многоэтажных стеллажах аккуратно сложены предметы быта, посуда, мебель, еда, оружие и еще много чего. Коробки подписаны по названиям спектаклей.  

— У нас два стихийных бедствия — это «Спартак» и «Золотая Орда», — показывая отрубленные головы воинов, рассказывает сотрудница цеха.

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

От этих двух спектаклей реквизитов в цехе хранится, кажется, больше всего. Все, что пришло в этот цех, было создано руками бутафорщиков, с которыми нам, к сожалению, встретиться не удалось. 

— Для артистов театр — второй дом, — говорю я, а Елена отвечает, что скорее даже он первый. Здесь они занимаются, едят и отдыхают. Мы побывали в балетном зале, где артисты начинают свой день с 45-минутного разогрева. До вечерней репетиции в свободное время артисты отдыхают в гримерных. 

Балетная труппа намного превышает оперную. Первых 80 человек, вторых всего лишь около 10. 

— Оперные певцы приезжают к нам в течение всего года. Все титульные партии поют приглашенные люди. Так было устроено целенаправленно. Наше художественное руководство отказалось от главных режиссеров, художников, сценаристов и прочих, чтобы избежать единого ключа в представлении спектаклей, это позволяет избегать штампов, — объясняет Остроумова. 

1/0

В самом конце экскурса у лифта встречаем заслуженную артистку Татарстана балерину Алину Штейнберг

— А правда, что пуанты молотком отбивают? — спрашиваем ее. 

— Раньше американские отбивали, чтобы мозоли не натирали, — рассказывает Алина. 

— Говорят, идеальный вес балерины при любом росте 50-55 кг. А пирожного-то хочется?

— Конечно, хочется, мы ведь тоже люди, — смеется она.  

Ну а мы идем дальше. Знакомиться с работой завлита, которая различается в зависимости от направления театра. Если в драматическом человек, занимающий эту должность, больше отвечает за подбор репертуара и читает новые пьесы для рекомендации к постановке, то в оперном занят немного другим.

Оперное закулисье: почему театр не окупается, ставит древние премьеры и гордится сценой

— Я отвечаю за все тексты, которые вы видите в кратком содержании в разных брошюрах, на рекламных афишах, либретто. По большей части работаем с произведениями зарубежных и русских шедевров искусства. Практика сейчас такова, что национальные оперы и балеты создаются не так часто, как хотелось бы, — говорит завлит театра оперы и балета Жанна Мельникова

В формировании репертуара она участвует опосредованно. По словам Мельниковой, в театре есть совет, который определяет художественно-культурную политику и совместно с руководителем балета, хора, оперной труппы разрабатывает планы на дальнейшие постановки. 

— Как правило, мы ставим два абсолютно новых спектакля в год. Одну оперу и один балет, — заключила Мельникова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *