В театре Камала представили премьеру спектакля-размышления не для всех

Автор фото: Василий Иванов/KazanFirst
Культура 07:24 / 7 ноября
19
В театре Камала представили премьеру спектакля-размышления не для всех

Зрителю предлагают подумать, всегда ли человек должен стремиться к глобальному. 

В этом году постановку традиционной праздничной премьеры доверили молодому ученику главного режиссера театра Фарида Бикчантаева - Ильгизу Зайниеву. Его спектакль по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» был выбран не просто так. В этом году отмечают 90 лет со дня рождения писателя. 

- Не сказал бы, что у меня есть какой-то особый взгляд на это произведение. Я попытался сохранить структуру и все истории. Было сложно уместить целый роман в три часа сценического времени, - признался сам режиссер. 

С его слов, главной идеей постановки является описание судьбы простого человека и составляющих его жизни: духовных ценностей человека, культуры и традиций. 

По сюжету романа рядом со строящимся космодромом на железнодорожном разъезде Боранлы -Буранном, затерянном в бесконечных желтых степях, есть маленькая деревушка из восьми домов. Здесь среди бесконечных степей и снега люди живут простой жизнью. Влюбляются, женятся, рожают детей, умирают. 

- Возникает вопрос: в чем же счастье человека? Кто такой человек? Чтобы быть человеком, нужно всегда стремиться к глобальным темам, как освоение космоса и прогресс, или можно оставаться просто человеком, который по всем традициям может нормально друга похоронить? - вопрошает Зайниев. 

Основной герой спектакля Едигей Буранный через свою историю жизни пытается ответить зрителю на все эти вопросы. Его волнуют проблемы окружающего мира. Он берет на себя ответственность сохранить на станции то, что дорого ему, - культуру и традиции, сложенные веками. Но вот незадача - все больше и больше становится тех, кто не осознает важности исторически сложившихся ценностей жизни. 

- А полноценные мы люди без этой истории? - задается вопросом автор постановки.

Спектакль состоит из воспоминаний главного героя об ушедшей жизни. Часто зрителя знакомят с легендами и притчами, которые с новой силой раскрывают тему растоптанной памяти народа. В этом заслуга безжалостной политики, вечного прогресса и слепого следования людей за легкой жизнью. 

Философское произведение смогли воспринять не все, кто пришел на премьеру, но нашлись и те, кто проникся историей. 

- Я мало что поняла из всего спектакля. Видимо, это сложное произведение для тех, кто не знаком с содержанием романа, - призналась зрительница Альбина.

1/0

А вот Нияз считает, что содержание здесь ни при чем и режиссеру удалось представить зрителю достаточно цельную картинку. 

- Раскрыто очень много актуальных проблем. Все они достойны нелегких размышлений. Что касается легенд, то это наглядный пример того, что может стать с человеком, если он откажется от родного языка, традиций и своей истории. Мы превратимся в безмозглое животное, - говорит собеседник. 

Сам же режиссер соглашается, что его спектакль не для всех и перед тем, как покупать билет, стоит внимательно прочесть уже имеющуюся информацию о нем. 

- Когда берешься за такие произведения, понимаешь, что это не будет «Мэхэббэт FM» (джаз-комедия, считается одной из самых успешных работ режиссера. - Ред.). Надо сказать, если ты не любишь драму и сидя из зала не готов поразмышлять вместе с актером на сцене, то можно не приходить. Это нормально, - уверен Ильгиз Зайниев. 


Читайте также: «Слияние феминизма и радикального исламизма может стать нашим будущим»


КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Слияние феминизма и радикального исламизма может стать нашим будущим»

Автор фото: Сергей Мухин и из личного архива Бориса Гуца
Культура 09:31 / 6 ноября
4
«Слияние феминизма и радикального исламизма может стать нашим будущим»

Режиссер Борис Гуц поминает эру сексуальности, которая заканчивается.

Фильм Бориса Гуца «Фагот» вызывал интерес публики уже одним своим исполнением - картину снимали на айфон, таким образом зрители могут наблюдать за происходящим глазами главного персонажа. «Фагот» - это не только современный подход к кинопроизводству, но и про современные взаимоотношения во всех их проявлениях.

В Казани при поддержке дирекции «Время кино» прошел предпремьерный показ фильма. На том история «Фагота» в столице Татарстана, по крайней мере пока, закончилась: в отличие от прокатчиков в других крупных городах, казанские от фильма с пометкой «18+» отказались.

Тем временем подходят к концу съемки нового фильма Бориса Гуца - «Смерть нам к лицу». Картина так же снимается на смартфон, правда, теперь причина этому не вынужденная экономия средств, а формат, совершенно новый и даже революционный для нашего кинематографа.

Журналист KazanFirst поговорил с режиссером, который снял самый провокационный фильм 2018 года в России. 

- Борис, какая самая неожиданная реакция на фильм «Фагот» из тех, что до вас доходили?

- Один человек - мужчина -сказал, что его в конце фильма пробило на грусть и слезы. Я этому очень удивился, потому что, наверное, это задача-максимум - растрогать мужчину среднего возраста в нашей стране. Если о репликах - они все ожидаемы. Понятно, что хейтеры ненавидят и поливают грязью - им даже трейлер не нужно смотреть. А уж если посмотрят, то все комплексы пробьются. Как же: там так много женщин, все красивые, сексуальные, что, конечно, тяжело для восприятия! Не все критики очень точно нашли ключ, который я закладывал в картину. Наверное, только один Антон Долин высказал мнение и определил мысль, которую я имел в виду. Чисто формально это фильм о тотальном прессинге со стороны женщин и это, мне кажется, очевидно, ведь у меня в кадре одни только женщины. И я очень порадовался, гештальт закрылся. 

- В России принято критиковать отечественный кинематограф. Чаще всего причиной тому называют плохие сценарии. Это из-за владения русским языком авторами или никакой проблемы нет?

- Есть общая тенденция ненавидеть и ругать российское кино. Мы сами заслужили это тем большим потоком треша и говна, который был особенно в девяностые и частично в нулевые. А сейчас это отношение идет по инерции. Потому что последние десять лет доказали, что у нас кино в порядке во всех пластах. Вот тебе нужно коммерчески успешное массовое кино - пожалуйста, 3 миллиарда сборов у «Движения вверх». Проблема с искусством? Да, пожалуйста, у нас каждый год кто-то получает приз в Венеции или даже в Каннах. Какие-то проблемы с независимым кино? На таком достаточно консервативном фестивале, как «Окно в Европу», из 14 фильмов половина снята не за деньги Минкульта. Сериалы, которые раньше сильно ругали, сейчас охотно смотрят, а их качество, объективно, очень хорошее - и по сценарию, и по актерской игре. 

Самое простое - у трейлера 100 тысяч просмотров и 100 комментариев из разряда «Какое говно», а 99 тысяч человек не отписались - понравилось им или не понравилось - это понять невозможно. Если говорить изнутри индустрии, то есть положительные тенденции по всем фронтам.

- И со сценарием все стало лучше?

- Если говорить о проблемах со сценарием, то они есть. Но они есть везде. Посмотрите голливудское кино - там дичайший кризис. Что говорить, если такой монстр, как «Дисней», выпускает фильм «Темные отражения». И он адски провалился - там очень плохой сценарий. И это компания, которая тысячу раз проверяет продукт перед тем, как выпустить. Все плохо тогда, когда авторы занимаются изначально вторичным продуктом. Пишут сценарии, как это часто делают студенты, графоманско-эпигонские: я хочу, как Тарантино или Кристофер Нолан. Это большая проблема, потому что чаще всего не получается сделать какой-то реверанс в сторону известного автора. Как правило, получается до мозга костей вторичная история, которую сто раз увидели, обсудили и которая уже никого не трогает. Или, в конце концов, человек не знает тему, не в курсе, о чем он пишет. Мне буквально недавно прислали идею сценария. Там сложная остросоциальная тема. И когда я спросил автора, откуда вы это знаете, мне ответили: «Я ролики в Ютубе смотрю плюс фантазия». Вот это «ролики в Ютубе» плюс новости и фантазия - совершенно порочный путь для автора. Кабинетный графоманский сценаризм ни к чему хорошему не ведет.

- Вы до начала интервью упомянули о новом проекте.

- Да, мы сейчас заканчиваем съемки нового фильма. Мы - это я, Mobile Filmmaker и создатель Максим Муссель - человек, который в последние годы продвигает идею съемок кино на мобильный телефон, и достаточно крупный кинопродюсер Игорь Мишин. Мы объединились как сопродюсеры, чтобы реализовать одну мою идею. Фильм называется «Смерть нам к лицу». Такая комедийная мелодрама, история про молодоженов, которые попали в достаточно страшную ситуацию и пытаются из нее выйти с юмором. И это все, что я могу сказать о сюжете. Съемки закончатся зимой, поэтому остальное держится в секрете.

На главные роли я долго искал таких молодых ребят, которые были бы очень органичными. Я искал не просто актеров под персонажи, я искал героев, потому что мы все так же снимем на айфоны, но в этот раз подошли глобальнее, провели работу над ошибками и используем различные объективы, стедикамы и уже понимаем, как выигрышно снимать, а как не надо снимать на айфоны. Поэтому у нас и бюджет уже побольше. Мы не только сами снимаем, но и персонажи постоянно должны снимать себя на смартфон. Это является ключевым элементом драматургии фильма. Главную роль играет Даниил Пугаёв - молодой актер «Сатирикона», парень, приехавший из Читы, реализовавший свою мечту - поступил к Райкину и теперь с ним играет в театре на одной сцене. Очень классный и талантливый актер. А его молодую жену играет Саша Быстржицкая, она сейчас у Михаила Сегала снималась в фильме «Слоны могут играть футбол». Волшебная актриса! Уже снялась Наталья Павленкова, Екатерина Волкова, Полина Ауг - для всех я специально писал роли. Но ставка на молодых ребят, на то, как они живут. К весне мы планируем закончить всю работу.

Все мои идеи по совмещению игрового и документального кино будут ярко представлены. В «Фаготе» это не так сильно видно, наверное, только в финале и в отдельных сценах. Здесь мы кино снимаем в метро, в автобусах, на кладбище, в ресторанах, кофейнях. Часто мы не договариваемся об этом заранее. Сейчас они [актеры] снимают себя дома и мне скидывают. Где-то летом Саша скинула что-то в «Инстаграм», а я говорю: присылай мне, это будет использовано в кино. Это такой эксперимент по превращению актеров в героев, фиксации этого слияния ежедневно, чтобы получить живой и органичный результат. При этом история абсолютно прокатная, хотя тема там непростая. 

- Скандал с харасментом в киноиндустрии сделал тему одной из самых обсуждаемых в мире. Как считаете, не перегибают ли с этим палку и не будет такого, что мужчины перестанут знакомиться с женщинами, опасаясь обвинений в домогательствах?

-  К сожалению, это началось с моими любимыми авторами. Я сейчас не говорю про Харви Вайнштейна, который, на мой взгляд, всегда был демонической фигурой. Я говорю про Луи си Кея, Вуди Аллена, отчасти Кевина Спейси. Луи си Кей и Вуди Аллен для меня - гуру жанра и авторского подхода к искусству. Об этой теме уже все сняли Коэны. В сериале «Фарго» мы видим, что простая деревенщина может уничтожить, в варианте Коэнов, любую организованную преступность, разрушить хитроумные планы сильных мира сего. Мы вошли в мир, когда одно неправильно сказанное слово может полностью уничтожить. Когда толпа может растоптать человека, которого еще вчера носили на руках. 

Мы идем в мир, в котором не то что говорить слова «вагина», «член», показывать грудь в «Инстаграме» и «Фейсбуке» уже запрещено, но и говорить женщине в присутствии мужчины о каких-то своих желаниях, это уже становится харам - есть такое понятие у мусульман. Странное слияние феминизма и радикального исламизма может стать нашим будущим. Когда тотальное психологическое переодевание в паранджу будет естественно для всех. Когда люди перестанут говорить о чувствах, о сексе, когда любое проявление флирта будет наказуемо. Для меня как человека, который пытался понять и говорить о сексуальности и отношениях мужчины и женщины, это грустно. Любые запреты всегда ведут в бездну. Так что перегнули палку. Никто не отменял уголовное право, законы, следствие. Но толпа просто отменяет все. Моя любимая история про Азию Ардженто, которая больше всех кричала о харасменте и ненависти к мужчинам, в итоге сама вляпалась (актрису обвинили в совращении несовершеннолетнего. - Ред.). «Фагот» - это история о том, что не нужно рыть другому яму. А с Ардженто и вообще с харасментом это очень показательно. Все эти революции заканчиваются плохо для тех, кто их начинает.

- В таком случае чем на эти вызовы может ответить искусство и вы как кинорежиссер?

- Ни в коем случае нельзя бояться. Искусство - это отражение реальности при помощи художественных методов. Поэтому своей задачей я вижу отражать, показывать по возможности качественными, талантливыми и доступными методами. Не просто говорить, а пытаться показать все проблемы или, наоборот, успехи и радости общества. Любовь на самом деле - одно из немногих хороших проявлений человечества. И я рад, что в новом фильме мои герои умеют любить. Потому что и в «Арбузных корках» и в «Фаготе» была тотальная нелюбовь, я никак не мог найти персонажей, которые бы любили, а и я бы верил им. 

А сейчас я встретил и прототипов, и актеров, создавших персонажей, которые умеют любить. И это тоже часть задачи авторов - показывать хорошее, если оно есть. Поэтому, отвечая на вопрос, скажу, что надо продолжать говорить честно, по возможности современно, без какой-либо самоцензуры. Хуже любой цензуры только самоцензура, когда ты сам говоришь: здесь я так не буду, а вот здесь я смягчу. Найдутся люди, которые запикают слово. Когда ты сам начнешь стесняться, тогда кино и накроется медным тазом. Во всем этом сумасшедшем мире остается только одно - быть честным.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх