«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

Стратегия татар пишется в сложных дискуссиях и противоречиях.
Стратегия татар пишется в сложных дискуссиях и противоречиях.

На Всемирном конгрессе татар (ВКТ) продолжаются обсуждения вокруг подготовки Стратегии развития татарского народа. На этот раз расширенный круглый стол с участием более 55 представителей ВКТ, историков, журналистов, общественников, писателей, органов власти и лидеров татарских общественных организаций прошел в стенах национально-культурного центра «Казань». 

Собрание модерировал председатель «Милли Шура» и вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев. По левую руку от него за столом сидел историк Дамир Исхаков, а по правую — председатель Всемирного конгресса татар Ринат Закиров и член Академии наук РТ Дания Загидуллина

«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

Мероприятие началось с доклада журналиста и общественника Римзиля Валеева. Он назывался «30 вопросов татарскому народу». Этими вопросами докладчик рассчитывал побудить собравшихся к размышлениям, каким именно вызовам должна отвечать Стратегия. Вопросы были сложные: как сейчас можно оценить состояние татарского народа, на каком этапе развития пребывают татарские СМИ, что происходит с татарской молодежью и так далее. По реакции участников круглого стола было видно, что вопросы Римзиля Валеева рождают неоднозначные ответы. 

Тем не менее докладчик чуть позже признался, что в список вопросов не включил «Что делать с русскоязычными татарами?».

— Эти татары ведь тоже наши. Более того, у нас могут быть и англоязычные татары, и финноязычные татары, — рассуждал Римзиль Валеев. Вопрос показался ему весьма провокационным, а реакция участников круглого стола — непредсказуемой. 

«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

Василь Шайхразиев, будучи главой «Милли Шура», дал понять собравшимся, что тема, касающаяся русскоязычных татар, не требует дискуссии, мнение по ним уже сложилось. 

— В России на сегодня проживает чуть более 5,3 миллиона татар. Мы не задаемся вопросом, какая религия у нашего народа, в исламе ли человек или в православии, атеист ли он или нет. Для нас это не важно. Все равно мы татары. Мы не задаемся вопросом, сколько из этих 5,3 миллиона татар пишут, читают и могут рассуждать на татарском языке. Есть ведь и те, кто не умеет писать и читать на татарском, но умеет говорить на татарском языке. Но мы всё равно все — татары, — заявил Шайхразиев. 

Он считает, что по итогам будущей переписи татар должно быть больше — уже не 5,3 млн, а 5,5 млн человек. 

— Что делать с теми татарами, которые не знают татарского языка? Их вины в этом нет. Но мы должны подготовить такую Стратегию, после поддержания которой в татарине внутри должно что-то зашевелиться, появиться интерес, — говорит Василь Шайхразиев. 

«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

Он рассказал недавнюю историю, когда ездил в гости к татарам, проживающим на Сахалине. Там он столкнулся с имамом мечети из Бугульмы, которого попросили помочь провести обряд проводов в последний путь пожилой женщины-татарки. Имам рассказал Шайхразиеву, что ему пришлось увидеть плачущей 60-летнюю дочь, которая сетовала, что абсолютно не знает татарского языка и мусульманских традиций, но умоляет проводить её мать в последний путь по всем татаро-мусульманским обычаям. Религиозный деятель не мог отказать ей в этом праве. Знания языка для этого не нужно.

Историк Дамир Исхаков заявил, что идеи о создании Стратегии развития татарского народа среди общественности и интеллигенции витают уже давно. Ещё в далеком 2002 году, когда в стране проходила перепись населения, между Татарстаном и федеральным центром завязалась дискуссия. Социологи и авторы анкет тогда ввели, как показалось Дамиру Исхакову, большое количество различных субэтнических групп, которые разрушали единство татарской нации. 

Тогда Рустам Минниханов, ещё будучи в должности премьер-министра республики, распорядился и дал возможность группе ученых создать Центр этнологического мониторинга. На них возлагалась задача также выработать данные и документы для Стратегии татарского народа. Однако затем Центр переходил из ВКТ в состав института Марджани. Деятельность проектной группы то сворачивалась, то вновь восстанавливалась, но уже внутри ВКТ. 

«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

И вот в 2017 году, перед проведением в августе VI Съезда ВКТ, вновь подняли вопрос о необходимости подготовки Стратегии. Перед институтом истории им. Марджани, который уже сам вошел в состав Академии наук РТ, была поставлена задача подготовить проект документа перед проведением Съезда. Но делегаты его так и не увидели. 

Затем Дамир Исхаков перешел к трудностям, связанным с подготовкой таких документов, как Стратегия. Во-первых, докладчик сетовал, что очень мало видных татар-специалистов по общественным наукам. Ещё меньше в районах, регионах и других местностях за пределами Татарстана тех, кто мог бы предоставить в Казань актуальную информацию о положении татар на их территориях. Во-вторых, ученый призвал при составлении документа не опираться только на социологические данные. 

Не менее горячо он настаивал на том, что создание такого сложного документа, как Стратегия развития татарского народа, по плечу только экспертному сообществу. Сейчас над проектом работает несколько рабочих групп, у которых складываются разные видения, а может быть, и противоположные. Поэтому, продолжал говорить докладчик, в работе необходимо создать «проектный офис», который выступал бы модератором между группами, сводил к единому и общему знаменателю их труды. Когда же начнется отбор варианта проекта, то отклоненные разработки должны быть засекречены, чтобы не стать достоянием общественности, а как следствие — лишним поводом для пересудов. 

«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

Василь Шайхразиев пообещал, что с декабря у него завершаются все деловые и рабочие командировки и он основательно примется за работу над Стратегией. С 10 декабря он хотел бы ознакомиться со всеми выкладками и разработками рабочих групп. 

15 января разработчики документа поделят Татарстан на несколько зон, направят туда делегатов для обсуждения. А после 15 февраля уже начнут разъезжать по территориям, где проживают татары, за пределами республики, в частности имеются в виду регионы России. 

В итоге примерно к середине августа 2019 года представители ВКТ должны представить уже готовую Стратегию общественности, предварительно обсудив её положение на форуме мусульманских религиозных деятелей, который традиционно проводится летом перед «Болгар жыены».

«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

На круглом столе несколько делегатов ВКТ подняли вопрос о роли татарской семьи в деле поддержания, сохранения и развития народа. Один из выступающих попросил в Стратегии как-нибудь обозначить проблему со смешанными браками, когда татары женятся или выходят замуж за представителей других национальностей. Щекотливый вопрос был адресован Василю Шайхразиеву. 

На него председатель «Милли Шура» ответил цитатой Матери Терезы: «Я никогда не присоединюсь к движению против войны. Позовите меня, когда появится движение за мир». 

— Мы не должны и не можем быть против смешанных браков. Но мы можем выступать в защиту и поддержку браков внутри нашей нации. Конечно, каждая татарская девушка должна выходить замуж за татарского парня, а татарин найти свою татарочку, — ответил Василь Шайхразиев. 

«Мы не должны и не можем быть против смешанных браков»

В качестве примера он привел историю недавней поездки в Великобританию. Там местная татарская активистка долго не могла женить своего сына. Тогда она приложила усилия, чтобы создать молодежную татарскую организацию «Заман». По факту эта структура стала клубом по интересам, где собираются все татары, проживающие на Туманном Альбионе. Примерно через год сын наконец нашел себе в Великобритании татарку, они провели никах и свадьбу. 

— Вот такая семейная стратегия должна быть у татар, — резюмировал Василь Шайхразиев.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: