«Сохранять историческое наследие нужно живо, супротив старперских методов»

Рассуждаем с экспертами
Рассуждаем с экспертами, как уберечь памятники архитектуры от разрушения.

В Татарстане заработала горячая линия, посвященная вопросам сохранения культурного наследия. Инициатором создания выступил одноименный Комитет республики. Там уверены, что благодаря этому каналу работа структуры станет прозрачнее и позволит оперативно реагировать на случаи нарушения законодательства, претензии и жалобы в теме использования и сохранения памятников истории и культуры.


Сообщить о вопиющих и не очень фактах нарушения можно, позвонив на стационарный телефон: (843) 245-01-13 или написав сообщение в мессенджер WhatsApp по номеру телефона: 8-937-61-50-113.


Журналисты KazanFirst решили воспользоваться обоими каналами: написали сообщение и дважды позвонили — автор материала разговаривал по-русски, Ильнур Ярхамов общался на татарском языке. Линия работает на двух государственных языках республики. 

С мессенджерами дела обстоят чуть сложнее: ответ на первое сообщение мы получили, однако дальше игра продолжилась в одни ворота.

«Сохранять историческое наследие нужно живо, супротив старперских методов»

Помощник президента Олеся Балтусова, курирующая вопросы сохранения культурного и исторического наследия, отказалась говорить об инициативе по созданию горячей линии. 

— Комитет создали. Все вопросы к нему. Я не могу его деятельность комментировать, — ответила в телефонном разговоре Балтусова.

Сам же Комитет сообщил, что в первый день работы поступило несколько сообщений, основная масса которых касалась эксплуатации объектов культурного наследия. Вся информация фиксируется и передается председателю Комитета Ивану Гущину. В случае если в ведомство сообщат о проведении работ без разрешительной документации, сотрудники подразделения обещают незамедлительно среагировать, в противном случае, говорят они, это может привести к утрате памятника. За работой линии следит «ответственное лицо», правда, имя этого человека не уточняется. 

«Сохранять историческое наследие нужно живо, супротив старперских методов»

— Горячая линия работает только один день, поэтому об эффективности можно будет говорить спустя какое-то время. Но уже сейчас можно сказать, что тема для татарстанцев более чем актуальная, — уверены в Комитете.

В ведомстве не смогли ответить на вопрос, почему горячая линия не стала работать на базе контакт-центра портала государственных и муниципальных услуг, как это было в дни Универсиады-2013 и других крупных событий. Организация линии, со слов чиновников, каких-либо серьезных затрат не потребовала. 

Сергей Галанин — казанский историк и доцент кафедры всемирного культурного наследия КФУ уверен, что эффективность горячей линии будет подтверждаться звонками, если они будут — значит, нужна, если нет — необходимо закрывать. Собеседник полагает, что многое зависит от активности самих инициаторов. Им нужно активно пиарить этот канал связи, чтобы жители узнали о нем. Галанин опасается, что количество людей, обращающихся на линию, будет невелико по причине отсутствия понимания понятия «культурное наследие». А вот если удастся выстроить работу по аналогии с линией по вопросам ЖКХ, у Комитета появится прямая обратная связь от народа. 

«Сохранять историческое наследие нужно живо, супротив старперских методов»

— Я неоднократно сталкивался с такими высказываниями: «Ну и хорошо, что эту улицу снесли. Там были одни ветхие домики, хорошо, что вместо этого стоят благоустроенные дома. Вот как Дворец земледельцев — хорошо, что там снесли лачужки и возвышается эта замечательная постройка», — повторяет Галанин мнение некоторых казанцев и уточняет, что для сохранения истории и колорита города необходимо очень внимательно оценивать культурное значение любого изменения сложившихся комплексов городской застройки.

Историк уверен, что вопрос сохранения культурного наследия стоит очень остро, в том числе в Казани есть объекты буквально в аварийном состоянии, где надо бить в колокола. Среди таковых дома Щетинкина и архитектора Петонди, расположенные в начале улицы Баумана. Сегодня эти объекты закрыты плотной сеткой, а от них самих практически ничего не осталось. Еще одной потерей может стать комплекс зданий бывшего дворянского собрания, связанных с именем Екатерины II и Пушкина. В этот же список попадают несколько домов в Старо-Татарской слободе, по улице Нариманова и ряд особняков по улице Тукая. 

«Сохранять историческое наследие нужно живо, супротив старперских методов»

— Есть опасения по восстановлению этих домов. Фасады покрасили, а внутри — разруха. Иногда некоторые решения выглядят не так, как это должно быть, поэтому облик искажается, появляются иные решения и исторический вид здания утрачивается, — заявил Галанин.

Другой собеседник издания — историк и краевед Леонид Абрамов — считает, что особое внимание властей республики к этой теме не может не радовать. Тем не менее остается масса нерешенных вопросов по пивоваренному заводу Петцольда, фабрике Алафузова и Адмиралтейской слободе в целом. Если в них привнести жизнь, то сочетание старого и нового даст хороший туристический эффект, уверен краевед. Абрамов солидарен с Галаниным в вопросе сохранения домов Щетинкина и уточняет, что дома имеют важное историко-культурное значение. 

— Насколько это (запуск горячей линии, — Ред.) нужно — не знаю, мне кажется, проще проводить мониторинг. Хотелось бы больше реальных дел, — высказывает мнение Абрамов.

«Сохранять историческое наследие нужно живо, супротив старперских методов»

Краевед уверен, что для сохранения культурного наследия необходимо привлекать молодежь, делать это живо, супротив используемых старперских методов. Абрамов также добавляет, что даже после реконструкции памятник не должен просто стоять, там нужна жизнь.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *