Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

Суды Татарстана уже не первый раз признают решение АТИ незаконным.
Суды Татарстана уже не первый раз признают решение АТИ незаконным.

«Парковать запрещено штрафовать». Долгое время владельцы автомобилей, оставляющие машины на газонах из-за нехватки мест, толком не могли понять, где же в этом предложении должна стоять запятая. Вроде бы все знают, что оставлять авто на зеленеющей травке не совсем правильно — и для экологии плохо, и соседи ругаются, да и правила дорожного движения не одобряют. С другой стороны, где он, этот газон? Большая часть «зоны озеленения» уже давно укатана до состояния крепче асфальта, мест для парковки критически не хватает, а зелень представлена редкой порослью сорняков, которые назвать «газоном» язык не поворачивается.

Но по бумагам чиновников пресловутые зоны озеленения все еще существуют. И стоящие на них машины — лакомый кусок для сотрудников администрации, следящих за соблюдением правил благоустройства. 

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

«Нарушителей» зачастую приглашали на комиссии и штрафовали на несколько тысяч рублей. Так было до 2017 года, пока одна из жительниц Казани не обратилась в Верховный суд Татарстана с иском. Дескать, карать за нарушение ПДД (а неправильная парковка — это нарушение ПДД) могут только сотрудники полиции — инспекторы ГИБДД или участковые, но никак не работники администрации города. Суд иск поддержал, и СМИ запестрили заголовками про то, что теперь можно парковать авто на газонах (хотя это всегда было запрещено, но в расплывчатых формулировках и различных правовых актах).

Музыка, однако, играла не долго. Уже в феврале 2018 года в Кодекс административных правонарушений республики внесли определенные изменения, предусматривающие штрафы за стоянку на газонах, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также неких «хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории». Штрафы выросли до 3,5 тысячи рублей для физических лиц и до 100 тысяч для юридических, а право карать и забираться в кошельки автовладельцев уже официально предоставили местным властям.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

Впрочем, что-то снова пошло не так. Во-первых, зимой понятие «зеленая зона» в России крайне размыто — все превращается в одну большую «белую зону», а дороги водители прокладывают там, где их никогда и не было. Во-вторых, за владельцев авто вступилась прокуратура — по инициативе надзорного органа Нижнекамского района был отменен один из штрафов, наложенных совсем недавно.

В ходе плановой проверки сотрудники надзорного ведомства выявили неправомерную практику привлечения к административной ответственности за парковку на газоне. Штрафы выписывали сотрудники АТИ (административно-техническая инспекция. — Ред.) — в этой части все в порядке. Проблема заключается в том, что фотосъемка правонарушения производилась не в автоматическом режиме с помощью сертифицированных средств фиксации, а обычной камерой, что противоречит закону.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

В результате протеста прокуратуры штраф был отменен по решению Нижнекамского городского суда. Выявлено еще 16 аналогичных постановлений, по которым уже истек срок обжалования. В адрес местного исполкома направлено предложение привести административную практику в соответствие с законом по примеру Казани, где правонарушения фиксируются автоматическими средствами.

Пока в исполкоме Нижнекамска собираются оспаривать отмену штрафа в Верховном суде РТ, вышестоящая инстанция отменяет штраф уже казанской административной комиссии. Причем правонарушение в этом случае было зафиксировано надлежащим образом, но все равно не стало достаточным доказательством нарушения правил парковки и стоянки в зеленой зоне.

О том, что свой автомобиль «Ока» он припарковал на газоне, житель Казани Геннадий Магданов узнал в июле 2018 года. Фотография машины, оставленной у одного из жилых домов по улице Коммунаров, сделана ранним утром, в 5.45. Штраф составил 2 000 рублей. Интересно, что спустя сутки сотрудники административно-технической инспекции повторили рейд и сняли авто еще раз, что стало причиной для второго постановления.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

— Должен заметить, что не пользуюсь машиной для поездки на работу — она в 15 минутах ходьбы от дома. В выходные выезжаю в сад, а остальные дни недели она постоянно находилась на стоянке по улице Коммунаров с 2016 года. Таким образом, в обоих постановлениях на фото зафиксирован один и тот же автомобиль, на одном и том же месте, но в разное время — через 26 часов, — рассказывает Магданов.

Снимки получены с применением спецтехники, работающей в автоматическом режиме. Другое дело, что для того, чтобы их сделать, служебное авто административной комиссии проехало по тротуару у дома, явно нарушая правила дорожного движения, причем дважды, что может стать поводом признания снимков незаконными, рассуждает казанец.

При этом комиссия обозначает улицу Коммунаров как зону травянистой растительности естественного происхождения. Но асфальтового покрытия здесь нет вовсе, хотя и организовано движение транспорта.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

— Почему в этой зоне, у бордюра тротуара улицы, запрещена стоянка или парковка? На улице с асфальтовым покрытием разрешены как проезд, так и парковка, а на улице без асфальта — только проезд. Если это не ущемление или попрание прав, то хотелось бы услышать от представителей административной комиссии объяснения, возражения или другие доводы, — говорит собеседник. 

На месте стоянки же вовсе не растет трава, отмечает Магданов. После каждого дождя на ней образуется большая лужа.

Верховный суд Татарстана, куда горожанин отправился после отказа в удовлетворении жалобы Кировским районным судом Казани, решил, что «в деле нет достаточных доказательств того, что автомобиль припаркован на озелененной территории» и постановил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с «недоказанностью обстоятельств».

— Имеющаяся фотография события правонарушения не позволяет сделать однозначный вывод, является ли место парковки автомобиля заявителя озелененной территорией, имеется ли соответствующее ограждение от проезжей части в виде бордюра, — говорится в решении Фемиды.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

Хотя случай и «не имеет крупного социального значения», отмечает Магданов, но сотрудники комиссии не должны допускать подобных ошибок.

— Парковаться негде — это точно. Но еще и допускают много ошибок. Штрафы шлепают автоматом. Если средство автоматической регистрации нарушения сработало, то есть пункт в правилах, который позволяет автоматом выписывать штраф. И не надо разбираться. Это им облегчение. Валяют дурака и не хотят работать, — возмущается казанский автомобилист. 

К тому же не все, кто получил подобные штрафы за парковку, отправятся отстаивать свои права в суд — многим гораздо легче уплатить деньги, чем добиваться справедливости.

— На этом месте было четыре машины. Они их тоже нащелкали. Но я судьбу их не знаю. Скорее всего мужики сказали так: «Не будем связываться и заплатим по 2 тысячи, чтобы отстали». А я уперся. И доказал, — рассказал Магданов. Горожанин замечает, что можно было бы еще и заявление о возмещении морального ущерба подать, но «возиться не хочется».

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

Жалоб от автовладельцев Татарстана на незаконные с их точки зрения штрафы поступает очень много, рассказывает региональный представитель Федерации автовладельцев России в республике Рамиль Хайруллин. В связи с этим на сайте организации даже разместили образцы обращения для решения подобных проблем в судебном порядке. Но отменяют подобные наказания неохотно — мизерное количество от общего числа. И споры будут продолжаться, пока точку в них не поставит Верховный суд России.

— Хоть мы и помогаем водителям бороться со штрафами, но я считаю, что парковка на газонах — это хамство. Конечно, немало случаев, когда штрафуют не за газон, а за парковку в тех местах, которые газонами уже не являются в силу того, что жильцы общим решением превратили данные места в парковочные зоны, но муниципалы об этом не знают. Однако если явно авто находится на зеленой зоне, то я так же возмущен такими водителями, как и жильцы дворов, — добавляет Хайруллин.

Ставить машину на стоянку можно там, где не запрещено правилами дорожного движения, объясняет эксперт. Проблема в том, что такое понятие, как «зеленая зона», четко не определено и границы тоже не обозначены законодательством — все отдано на откуп муниципальным властям. В результате и рождается поле для штрафов, уловок и дискуссий.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

Созданные судами Татарстана прецеденты оставляют двоякое впечатление. С одной стороны, добросовестным водителям, оставляющим авто на уже укатанной годами земле, которая продолжает числиться газоном, теперь стоит меньше опасаться штрафов. С другой — недобросовестные владельцы транспортных средств могут воспользоваться подобными «поблажками».

Чего владельцам машин действительно стоит опасаться, особенно в таких крупных и передовых городах, как Казань, — так это введения платной парковки. Уже сейчас за то, чтобы оставить машину на центральных улицах столицы Татарстана, приходится платить. Учитывая сложности с пополнением казны путем наложения штрафов, вскоре парковка может стать платной повсеместно, включая дворовые и придомовые территории.

Казанец доказал абсурдность штрафа за парковку в зеленой зоне

Бесплатная парковка в городе вообще возможна только на частной земле, рассуждает блогер и журналист Илья Варламов в одном из последних роликов, опубликованных на его Ютуб-канале. Земля сейчас слишком дорогая, чтобы бесплатно раздавать ее под стоянку автомобилей, а машина — отнюдь не социальная услуга первой необходимости.

— Дальше будет хуже. Москва и другие крупные города будут ограничивать автомобилизацию. Цены на парковку продолжат расти. Количество мест для парковки — снижаться. Вполне возможно, что очень скоро мы увидим ситуацию как в Лондоне или Нью-Йорке, когда 90% транспорта в центре — это такси, каршеринг и служебные машины. Рано или поздно парковка станет платной везде, в том числе во дворах. Это европейская практика, а наши города идут по европейскому пути развития, — отмечает блогер.

Земля сейчас — один из самых дефицитных ресурсов, поэтому собирать за него плату — «вполне нормальный способ сбалансировать спрос и предложение», резюмирует мнение Илья Варламов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *