«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

За разъяснением священного писания надо обращаться к имамам.
За разъяснением священного писания надо обращаться к имамам.

В Галеевской мечети Казани прошло очередное собрание дискуссионного клуба, где молодые мусульмане обсудили современные проблемы распространения, понимания и толкования смыслов Корана и Сунны. Главным спикером клуба на вечернем собрании был преподаватель Российского исламского института Ахмад хазрат Аль-Ханафи. Послушать его лекцию «Баттл: Абу Ханифа vs брат из WhatsApp» собрались 15 человек. 

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

Ведущая дискуссионного клуба Лиля Ильясова сформулировала основную проблему, для разъяснения которой и был приглашен Ахмад хазрат. 

— Есть такой наглядный пример из моей жизни. Мусульманка знакомится с молодым человеком, между ними завязывается общение, беседы по телефону. И вот в какой-то момент они созревают о беседе про Никах. И тут парень спрашивает у девушки о том, какого она мазхаба. Сам он заявляет, что не относится ни к какому мазхабу, а лишь следует Корану и Сунне. Девушка восхищается и интересуется: «Вы, наверно, очень счастливый человек, в совершенстве знаете арабский язык!?». Парень: «Нет, я не знаю арабский». Девушка: «Вы, наверно, Коран выучили наизусть и полностью?». Парень: «Нет, не выучил». Девушка: «Вы, наверно, освоили все исламские науки и знаете все шесть книг-собраний хадисов?». Парень: «А что это такое? Какие книги?». Девушка: «Прости, брат, но мне пора», — рассказывала Лиля Ильясова. 

Таким образом мусульманка давала понять парню, что больше не намерена с ним общаться.

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

На самом деле для последователей традиционного ислама проблема толкования Корана, Сунны и других положений в прошлые времена и сейчас очень важная. Например, рекрутеры в различных экстремистских и радикальных организациях начинают идеологическую работу с того, что объясняют аудитории, почему существующая традиция толкования религии на месте их проживания ложная, искаженная или неправильная. Они начинают критиковать религиозных авторитетов, обвинять их в отступлении от веры и так далее. Тогда молодые мусульмане, ищущие для себя идеалы религиозного благочестия, внимают их увещеваниям, становятся носителями радикальных идей.  

Стоит отметить, что сегодня в исламе есть четыре правовые школы, которые определяются термином «мазхабы». За этим понятием стоят тысячелетние традиции интерпретации частных положений ислама по различным вопросам жизни (шариат, имущественные отношения, богословие и так далее), корпусы источников, книг и текстов мусульманских авторов-богословов и правоведов и практическая реализация всего этого. На сегодня географические ареалы четырех мазхабов более чем определены и зафиксированы. Скажем, ханафитскому мазхабу следуют татары и башкиры и другие мусульманские народы Средней Азии и Тюркского мира. Шафиитскому мазхабу следуют некоторые народы Кавказа, Восточной Африки и Индонезии. Сторонники маликитского мазхаба проживают в основном в Северной Африке. А последователи ханбалитского мазхаба сконцентрированы только в Саудовской Аравии. 

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

Все мазхабы признают друг друга. Правда, внешний наблюдатель их может ранжировать по степени строгости, консервативности и условной демократичности принципов и ценностей. Татарам и башкирам выпала судьба понимать ислам через самую демократичную её форму, то есть через ханафитский мазхаб. А самым закрытым и консервативным считается ханбалитский мазхаб. К чему это привело, можно судить по нынешнему образу жизни в Саудовской Аравии. 

Тем не менее мусульманские радикалы, идеологи и рекрутеры все четыре мазхаба обвиняют в лживости, декларируют, что для познания Корана, Сунны и религии Всевышнего никакой вспомогательной литературы, толкований и имамов не нужно. Каждый мусульманин может самостоятельно понять священные тексты. 

— Люди сегодня в соцсетях рассылают друг другу различные тексты, их фрагменты, цитаты, картинки с различным содержанием. В частности с содержанием, которое призывает нас отказаться от следования признанному имаму и начать следовать хадисам или Корану, — рассказывает Ахмад хазрат. 

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

По его словам, таким образом, люди на себя берут очень большую ответственность за правильное распространение знаний об исламе. Но не ошибаются ли люди, распространяя так необдуманно знание? 

Лектор рассказал о четырех понятиях, которые мусульманин всегда должен держать в голове, когда либо сам хочет сделать какие-то выводы от прочтения Корана, либо сталкивается с какой-нибудь проповедью в интернете. 

Таклид — это форма принятия информации без знания доказательств. Человек, который так воспринимает информацию, — мукаллид

— Рождается ребенок, он растет и развивается. Он все повторяет за своими родителями. Так он учится, воспитывается. Любой человек, который обучается профессии, совершает таклид. Он просто повторяет действия за своим учителем. Он воспринимает какую-то информацию, заучивает ее, не осознавая совершаемое. Так происходит в любой области знания. Каждый из нас проходит стадию следования за авторитетом, — поясняет лектор. 

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

Иджтихад — это приложение усилий для вынесения решения или выводов из первоисточников шариата: Корана, Сунны, иджмы (консенсус религиозных авторитетов) и кияса (суждение по аналогии). Людей, которые так могут рассуждать, в исламе называют муджтахидами

Поэтому в жизни Ислама, то есть в распространении, понимании и толковании знаний и смыслов Корана и Сунны, участвуют только либо мукаллиды, либо муджтахиды, «третьего не дано». 

Стать мусульманином, который вправе делать самостоятельные выводы из Корана и Сунны, может не каждый. Для этого ему предъявляются очень высокие интеллектуальные требования. Некоторые из них чуть выше перечислила Лиля Ильясова. Но это только верхушка айсберга. 

Муджтахид также должен знать цепочки передатчиков хадисов из Сунны. А они исчисляются сотнями и сотнями и уходят в глубь веков, вплоть до первых сподвижников пророка Мухаммада и сподвижников этих сподвижников. Разбираться, какие айяты в Коране отменяющие, а какие отмененные, какие были ниспосланы пророку Мухаммаду в Мекке, а какие в Медине, какие из них ясные, а какие неясные. То же самое касается и многочисленных хадисов Сунны, к которым прибавляется сложная и кропотливая работа по верификации надежности цепочек передатчиков.

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

В ходе заседания клуба поднимался вопрос, как относиться к современным переводам Корана на русский язык. У его участников был единый ответ: «Неправильно говорить, что человек познал Коран, прочтя его. Верно говорить, что человек всего лишь прочел перевод смыслов Корана Крачковского, Пороховой, Кулиева на русском. Абсолютного знания Священной книги он так и не достиг. Другими словами, человек стал последователем мазхаба переводчиков-арабистов Крачковского, Пороховой и Кулиева». Таким образом, каждый мусульманин должен осознавать, что его способности познать религию ограничены, что он только может следовать тому, что ему говорят имам мечети, муфтий его местности, авторы и богословы его мазхаба.  

В клубе также присутствовал первый заммуфтия Татарстана Рустам хазрат Валиуллин. Он сказал, что, несмотря на наличие в исламе четырех мазхабов, нельзя говорить, что они каким-то образом раскалывают мусульманскую общину, то есть умму. Наоборот, они ему придают жизнестойкость. 

— Позиции ученых четырех мазхабов никак не отличаются по шести столпам ислама. Никто не выступает против пятикратного намаза каждый день, никто не оспаривает необходимость платить закят, совершать хадж, произносить шахаду о единстве Всевышнего и держать пост-уразу. Различие между мазхабами начинается по очень узким и специализированным вопросам, — заявил Рустам хазрат. 

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

Поэтому призывы отказаться от мазхабов расцениваются как покушение на традицию исповедания и практики богослужения. Мусульманин может по своему усмотрению переходить с одного мазхаба в другой — в этом вопросе у него есть свобода выбора. Но желательнее все же следовать своей традиции. 

Ахмад хазрат рассказывает, что на сегодня исламские науки уже накопили огромное интеллектуальное наследие. Книг и признанных авторов мазхабов в настоящее время уже предостаточно, поэтому нет необходимости основывать свою правовую школу, заниматься самостоятельным толкованием основ религии. 

— Сегодня в Исламе нет потребности в муджтахидах. Зачем они сейчас нам нужны? Новые реалии — биткоины, экстракорпоральное оплодотворение, намаз на Луне или в космосе не были, конечно, известны ученым прошлого, но на все эти вопросы можно найти ответы, основываясь на мусульманском праве, на фетве (то есть решении) путем сравнения или аналогии. Скажем, пластические операции можно проводить или нельзя. 400 лет назад один известный арабский богослов уже ответил на этот вопрос. «Если у человека шестой палец, можно ли его удалить?». Его ответ: «Если такие операции безопасны, то они разрешены». Отсюда современные мусульманские ученые делают вывод, что для устранения каких-то дефектов пластические операции разрешены. Для украшения же тела операции не разрешены, потому что это подпадает под общий запрет изменить творения Аллаха. На все вопросы по сегодняшним реалиям жизни можно найти ответы в классическом праве, — резюмировал Ахмад хазрат. 

«Стать мусульманином, который вправе толковать Коран, дано не каждому»

Лектор заявил, что с дилетантской интерпретацией знаний сегодня сталкиваются в медицине и в науке, когда, например, люди без необходимого образования начинают рассуждать о вреде вакцинации или мифологизируют историю.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *