Как «Татэнергосбыт» превратил расчетные центры в «мутную воду»

Чтобы разрушить систему оплаты ЖКХ
Чтобы разрушить систему оплаты ЖКХ, достаточно исполнить решение суда.

Известный в Набережных Челнах активист Федор Моисеев прислал в редакцию KazanFirst документы, которые описывают ситуацию, сложившуюся в Челнах вокруг Городского расчетного центра, а в Татарстане — вокруг Единого республиканского расчетного центра. Эти учреждения являются фундаментом действующей в республике эффективной и образцовой (без иронии) системы ЖКХ. Суть этой ситуации удается понять в полной мере, если знаешь, как она складывалась. А складывалась она годами.

ГРЦ-ЕРЦ создан в интересах РСО

Набережночелнинский городской расчетный центр создали ресурсоснабжающие организации: «Челныводоканал», «Энергосбыт» и предприятие тепловых сетей. 

Как «Татэнергосбыт» превратил расчетные центры в «мутную воду»

— Когда мы, что называется, со стула создавали ГРЦ, то процент от сбора квартплаты за месяц, который был установлен управляющим компаниям в качестве оплаты работы ГРЦ, был более 2%. Но с каждым годом он снижался, а сеть подразделений ГРЦ по городу росла и его работа совершенствовалась. Кроме того, процент от сбора является стимулом для посильного участия самих работников ГРЦ в сборе квартплаты. Они, когда надо, соглашаются работать сверхурочно и по выходным, — так бывший генеральный директор «Челныводоканала» Уел Хусаинов в свое время объяснил, почему ГРЦ берет с УК не фиксированную цену, а процент от сбора. 

Вся история ГРЦ вместе с разъяснениями Хусаинова показывает, что поставщики ресурсов — естественные монополисты, создали ГРЦ в своих интересах. Само по себе это неплохо. 

— Посмотрите на предприятия нашей отрасли в других регионах России. Например, поинтересуйтесь судьбой Уфимского водоканала. Некогда образцовое предприятие сейчас в долгах как в шелках, его приходится спасать. ГРЦ для нас — это прозрачный аквариум, в котором мы видим все поступления платежей и все перечисления, — примерно так объясняют необходимость единого расчетного центра энергетики. 

Как «Татэнергосбыт» превратил расчетные центры в «мутную воду»

То есть ГРЦ самим фактом своего существования гарантирует нормальное движение денег от потребителя до производителя, а затем поставщика услуги. Никому не удается деньги задерживать, недоперечислять, а тем более воровать. Но нет ничего вечного, кроме самой вечности. В жизни стали происходить серьезные перемены.

В 2006 году вступил в действие Жилищный кодекс России. В нем черным по белому написано, что все принципиальные вопросы, связанные с управлением, ремонтом и обслуживанием многоквартирных домов, и все принципиальные вопросы, связанные с организацией оплаты жилищно-коммунальных услуг, должны решать собственники МКД. 

А в 2012-м было ликвидировано перекрестное субсидирование предприятиями расходов граждан на жилищно-коммунальные услуги и квартплата выросла практически в два раза. В первую очередь за счет резкого повышения тарифов на такие коммунальные услуги, как тепло и горячая вода. Сразу вырос общий долг по квартплате. Ресурсники стали использовать управляющие компании как дубинку по выбиванию долгов из жильцов домов. И вот тут под огнем критики со стороны населения оказался ГРЦ. Потому что никогда не участвовало и не участвует сейчас в контроле за его работой.

«Для вас прозрачный аквариум, для нас — темный лес»

— Это для них (ресурсоснабжающих организаций и УК. — Ред.) ГРЦ — прозрачный аквариум, а для нас он мутная вода. В ГРЦ под давлением управляющих компаний и ресурсников завышают показания общедомовых счетчиков, мухлюют с суммами платежей в счетах-квитанциях по квартплате, — такие претензии высказывали к ГРЦ и к системе контроля за ним граждане. 

Как «Татэнергосбыт» превратил расчетные центры в «мутную воду»

Закончилось тем, что в 2015 году активист Моисеев, взявшийся за борьбу с несправедливостями в ЖКХ, написал в управление Федеральной антимонопольной службы по Татарстану заявление с требованием проверить законность работы расчетного центра. УФАС выявило целый букет юридических нарушений. Выдало предписание. В ГРЦ с ним ознакомились и поняли, что ликвидировать организацию проще, чем выполнить все требования антимонопольной службы. Естественно, руководители ГРЦ предписание УФАС обжаловали в Арбитражном суде РТ. Суд встал на сторону УФАС. ГРЦ подал апелляцию в Арбитражный суд в Самаре. 4 октября 2016 года апелляция была отклонена. Решение Арбитражного суда по делу №А65-3542/2016 от 23 июня 2016 года вступило в законную силу. Теперь это закон, который ГРЦ необходимо выполнить, то есть устранить допущенные нарушения. А нарушения следующие.

В многоквартирных домах не проводились общие собрания собственников, на которых бы обсуждался вопрос об организации платежей за жилищно-коммунальные услуги через Городской расчетный центр. Поэтому само существование и его работа незаконны, а услуги жителям навязаны. При приеме платежей от населения ГРЦ обязан использовать специальный банковский счет, который начинается с цифр 408. С этого счета деньги нельзя забирать, а следует перечислять только по конкретному назначению. Однако ГРЦ использует не специальный банковский, а обычный коммерческий счет, который начинается с цифр 407. С такого счета деньги можно забирать частями или полностью, их можно использовать на какие угодно расходы. Еще одно нарушение заключается в том, что плату за свои услуги ГРЦ должен брать все-таки фиксированную, то есть он должен установить управляющим компаниям цену, причем обоснованную, с указанием на суммы расходов и затрат на свое содержание.

Как «Татэнергосбыт» превратил расчетные центры в «мутную воду»

Решение суда никто не отменял

— ГРЦ решение суда не исполнил. Вместо этого его передали в состав Единого республиканского расчетного центра, — говорит Моисеев и добавляет. — Я за то, чтобы платежи осуществлялись через ГРЦ и можно было  оставить в покое решение Арбитража. Но на меня наседает моя группа поддержки, наши городские активисты. Они настаивают на том, чтобы решение суда было исполнено.

Тут следует сделать несколько существенных уточнений. Получив на руки решение Арбитражного суда РТ, Моисеев стал обращаться в прокуратуру Набережных Челнов с требованием настоять на исполнении этого решения. Ответ надзорного органа содержит массу оговорок и спорных утверждений. 

В частности: «Решение в настоящее время исполнено ООО «ГРЦ», в части исключения из платежных документов, предъявляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг, информации и реквизитов для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет ООО «ГРЦ» при отсутствии решения общего собрания собственников помещений в указанных многоквартирных домах о внесении платы на расчетный счет ООО «ГРЦ». 

Из ответа следует, что решение исполнено лишь в домах на территории УК «Челныстройремонт» в Набережных Челнах. Потому что Моисеев в то время жил в одном из домов, обслуживаемых этой УК, и заявление в УФАС писал, опираясь на взаимоотношения УК «Челныстройремонт» и ООО «ГРЦ». В суде активист и названная УК участвовали как третья сторона. А как же ГРЦ выполнил предписание УФАС и решение Арбитража в отношении всех остальных домов в Челнах? А никак. Ему не понадобилось ничего выполнять, потому что в следующем году началась реорганизация и ГРЦ Челнов стал структурным подразделением Единого республиканского расчетного центра. А к ООО «ЕРЦ-Татэнергосбыт» предписание УФАС формально не относится. Так, во всяком случае, нам объяснил один из челнинских юристов.

Как «Татэнергосбыт» превратил расчетные центры в «мутную воду»

На этом можно было поставить точку, а Моисееву сказать, чтобы передал сторонникам привет от ЕРЦ. Но дело в том, что нарушения, указанные в решении Арбитражного суда, сохраняются и в работе ГРЦ в составе ЕРЦ. Управляющие компании (возможно, кроме «Челныстройремонта») продолжают оплачивать работу центра не по фиксированной цене, а процентом от сбора квартплаты. Остаются в работе коммерческие счета. Да и далеко не во всех домах общими собраниями приняты решения согласиться с перечислением платы за ЖКУ через ГРЦ. А на вхождение ГРЦ в состав ЕРЦ и на его организацию собственники домов согласия тем более не давали. 

Правда, на бланке счета-квитанции «от» (по крайней мере в Челнах) в верхнем правом углу стоит фраза: «Подтверждаю и прошу итоговые суммы личной оплаты перечислить на р/с получателя». Фраза хитрая. Человек вроде бы подтверждает правильность выставленных ему счетов, а на самом деле дает одобрение и на работу ГРЦ. Проще говоря, это оферта — публичное предложение договора, с которым гражданин соглашается самим фактом оплаты счета. Но ведь оферта — это не решение общего собрания собственников дома. Кроме того, оферта эта лукавая. Пойдите попробуйте погасить квартплату, минуя ЕРЦ-ГРЦ! Моисеев пробовал. Он даже прямой договор с поставщиками ресурсов пытался заключить. Не получилось.

Как «Татэнергосбыт» превратил расчетные центры в «мутную воду»

Что все это значит? Нам всем нужна эффективная и надежная система ЖКХ, а положение ГРЦ-ЕРЦ (на сегодня краеугольного камня этой системы) весьма шаткое. В контроле за работой ЕРЦ-«Татэнергосбыт» население не участвует. Управляющие компании из этого контроля тоже исключены, зато у них уже есть существенные и обоснованные претензии к работе ЕРЦ.  

В любой момент какой-нибудь неравнодушный гражданин, или управляющая компания, или общественная организация может обратиться в суд и потребовать ликвидации ГРЦ-ЕРЦ. И не просто потребовать, а настоять на том, чтобы это решение (каким оно будет, уже известно) было выполнено с помощью судебных приставов. Что будет делать тогда «Татэнергосбыт»? 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *