«За что бы мы ни брались, оказывалось, что до нас никто этим не занимался»

Культура 08:11 / 3 января
7
«За что бы мы ни брались, оказывалось, что до нас никто этим не занимался»

Создатели проекта Tat Cult об итогах лабораторий и обещании Минниханова.

Во второй половине 2018 года произошло немало заметных событий в жизни татарской музыки, театра и даже медиа. Все благодаря стараниям ребят из нового проекта Tat Cult. О первом выстрелившем концерте на день города, шоукейсах, новейших постановках и экспозициях рассказали в интервью KazanFirst основатель музыкального лейбла Yummy Music Ильяс Гафаров и основатель продюсерской компании Creeptone media Адель Таккезе.

- Что было сложнее организовать? Фестиваль или творческие лаборатории? 

Ильяс: По мне, все было достаточно сложно, потому что все это делалось впервые. За что бы мы ни брались, оказывалось, что до нас никто этим не занимался и приходилось все изобретать заново. И это все, несмотря на то, что у нас в Казани проходит множество и других фестивалей, и другие лаборатории, но так как мы работаем в области татарской культуры, это все было впервые. Это и плюс и минус одновременно, потому что когда ты начинаешь с чистого листа, перед тобой полная свобода творчества, но в то же время нет никаких наработок, непонятны правила игры, по которым нужно все делать. 

Адель: Фестиваль, несмотря на свой масштаб, был проще в реализации, поскольку у него яснее механика. А лаборатории, благодаря своей экспериментальной форме, требовали большего внимания к деталям. К тому же участников лабораторий мы отбирали из поданных заявок, а состав фестиваля подбирался целенаправленно. Там мы могли прогнозировать результат, в отличие от лабораторий, финал которых был нам неизвестным. Но в этом то и суть лабораторий - создавать что-то совершенно новое. 

- Сразу после фестиваля начались лаборатории (музыкальная, театральная и медиаарт. - Ред.). Они уже закончили свои работы? 

Адель: На фестивале мы увидели, что имеем на сегодня, поняли, какое к этому у людей отношение и что нам нужно делать дальше. В лабораториях мы и перешли к практической части по созданию нового контента и его продвижению.

Ильяс: Все проекты, которые были созданы во время лабораторий, уже закончены. В этом году мы подвели их итоги, в следующем году представим их на суд широкой публике. Сейчас уже нет смысла пересказывать то, что было и как это проходило. Вся информация есть на нашем сайте. 

- Давайте разберем работу каждой площадки подробнее. Начнем с первой - с театральной. 

Ильяс: У нас родилось пять эскизов, из них около трех уже можно назвать   полноценными спектаклями, а один уже ставится на сцене татарского ТЮЗа им. Кариева. Остальные эскизы к концу срока оказались на разных этапах готовности. Одни на начальных, другие создавались уже на имеющихся партитурах, поэтому уже тогда выглядели как законченные проекты. Все спектакли мы хотим показать еще раз, уже на подготовленных для этого местах, поэтому в следующем году нас ждёт большой фронт работы по демонстрации работ этой лаборатории. Сейчас мы ищем площадки, которые наилучшим образом подойдут для наших премьер. 

- То есть разные спектакли можно будет увидеть в разных театрах?

- Мы надеемся, что каждый из них найдет свою сцену. Просто эскиз - это подготовительный этап к премьере, а полноценную премьеру мы хотим показать на реально существующей сцене. Может быть, и не на сцене театра, может быть, это будет специально освоенное для спектакля пространство. 

- Далее прошла лаборатория по медиаарту. Адель, расскажи об этом ты. 

Адель: Это была лаборатория мультимедийного и научно-технологического искусства, конкурс технологических проектов в направлениях медиаархеология, net.art, science art, робототехника и других. Почему выбрали такой формат? Тому есть предпосылки, о которых многие не знают. Ещё в советские годы Казань была признана столицей меадиаарта, благодаря научным и художественным работам СКБ (НИИ) «Прометей», которые создавались под руководством Булата Галеева. Это потрясающая история, которой мировые искусствоведы интересуются по сей день. Мы считаем, что этот статус городу необходимо возвращать. Это престиж всей республики. Будем считать, что лаборатория стала шагом в этом направлении.

- Механизм работы театральной лаборатории стал понятен, а как работали вы? 

- Как и на остальные лаборатории, мы принимали заявки на участие и предлагали разным людям и институциям презентовать проект, связанный с современными мультимедийными искусствами. Всего пришло более 40 заявок, что, на наш взгляд, очень хороший результат. Причем география их была международная. Были из Казахстана, Украины, стран СНГ, со всей России. Отобрали 11 проектов, которые мы совместно с авторами в течение двух недель воплотили в жизнь. На самом деле это  очень короткий срок, потому что есть технические, инженерные аспекты, которые трудно предугадать, но как бы то ни было, все успели. Далее целую неделю шла экспозиция, на которой были представлены различные инсталляции и арт-объекты. Параллельно проходили непростые лекции, которые на удивление привлекли много людей. Это все было прямо на стадионе «Казань Арена». 

- Почему на стадионе? 

- Мы тогда рискнули, потому что стадион никак не связан с культурной деятельностью, это новая технологическая конструкция. Еще в Казани не принято ходить на мероприятия, которые проходят не в центре города. Надо менять правила. Есть очень много мест на периферии, которые тоже надо раскручивать. Как выяснилось потом, провести экспозицию не в стенах музея, а на стадионе было очень удачное и правильное решение. 

- Ильяс, что с последней, музыкальной лабораторией? Уже есть результаты? 

Ильяс: На музыкальной лаборатории сейчас компилируются финальные работы, чтобы выложить их в социальные сети на онлайн-голосование. Мы уже провели офлайн-голосование на шоукейсе, когда каждая команда показала лайф. Исходя из результатов двух голосований будут определены две группы победителей. Первые, которых выбрали мы во время живого выступления, получат возможность принять участие в ближайшем Tallinn Music Week 2019 (фестиваль музыки в Таллинне, - Ред.). А вторым, которых слушатели выберут в онлайн-режиме, мы поможем выпустить собственный индиплей. Так они смогут показать свое творчество в полноценном мини-альбоме. 

- Много ли было новичков в группах среди уже прославленных исполнителей и авторов? 

- Конечно. Вообще, в каждой команде были люди, которых впервые задействовали в полноценном процессе создания музыкального материала с нуля и под ключ. В этом и прелесть, что учувствовали люди, имеющие нулевой опыт, и люди, которые выступают с оркестрами, хорами, сессионными музыкантами, люди с разным опытом. Судя по тому, что мы услышали на шоукейсе, получилось так, что каждая команда - это уже какой-то сформировавшийся коллектив со своим жанром, со своим со своим взглядом на тексты, на музыку, аранжировку, на то, как должна звучать современная музыка. 

- Ты как основатель лейбла для себя кого-нибудь приметил? 

- На самом деле в выступлении каждой группы был как минимум один трек, который понравился кому-то из организаторов. Я, например, из пяти выступлений, то есть в сумме из 15 треков, могу выделить пять сильных. Для этого и создается такое большое количество материала, чтобы на выходе в любом случае нашелся бы хотя бы один трек, который лучше всего охарактеризует группу. Тогда эта группа поймет, в каком направлении им стоит развиваться. 

- Все, что создали ребята, - на татарском языке? 

- Да. Конечно, были треки комбинированные, в которых использовился одновременно татарский и английский. На самом деле все зависело от фантазии команды. Язык ведь, как и музыкальные инструменты, можно использовать в разных интерпретациях и сочетаниях. Но татарский есть у всех, это было обязательное условие.

- Что, по-вашему мнению, в вашей работе получилось лучше и хуже всего? 

Ильяс: Нельзя сказать, что что-то хуже получилось, в какой-то области мы достигли больше успехов, в какой-то меньше. Для полугодовой работы все прошло успешно, судя хотя бы по тому, что было много заявок со стороны на участие в творческих лабораториях. Никогда не возникало вопроса «А кто все это будет сочинять, придумывать?» и «Что из этого получится?». Поэтому далее нам нужно получить обратную связь от аудитории, которая сможет решить, какой из этих проектов получился более или менее удачным. Допустим, в театральной области это можно будет увидеть, когда пройдет премьера всех проектов на собственных сценах, по музыкальным - когда мы запустим голосование студийных треков между всеми пятью кураторами. Результаты всех трех арт-лабораторий мы с удовольствием хотим взять в состав дальнейших фестивалей. Это все готовый контент, новый материал для наших фестивалей и для других татарстанских. К нам уже поступали предложения от сторонних фестивалей показать какие-то результаты лабораторий. Для нас это все уже успех. 

Адель: На мой взгляд, первое, что нам удалось сполна, - это подогреть активность, которая проявлялась вокруг всех лабораторий как со стороны общественности, так и со стороны совершенно не имеющих отношения к этим видам искусства людей. Все они хотели стать участниками творческого и организационного процессов. А был риск того, что новые вещи могут не зайти и вызвать обратную реакцию. Но нам стало понятно, что люди не то что не боятся экспериментов, они с радостью за этим наблюдают и с большим удовольствием сами предлагают что-то новое, готовы творить, создавать. Единственная наша проблема - это сроки. Они очень короткие и время неуправляемо. Пока удача, которая нам улыбается, подсказывает, что мы все делаем правильно.

- Думаю, уже можно говорить о планах на 2019-й?

Адель: Есть планы, работа продолжается. Много еще всего выйдет. Бренд Tat Cult должен жить.

Ильяс: Вообще, под этим брендом можно сделать еще много чего нового и интересного. Будем надеяться, что все будет в следующем году. Мы пока не будем анонсировать ничего. В 2018-м экспериментальным образом мы постарались дать импульс для создания новых продуктов в тех направлениях, которые больше всего в этом нуждаются, а в 2019-м мы продемонстрируем на фестивалях самые лучшие достижения, которые были рождены с помощью наших лабораторий. Что касается фестиваля музыки, всем понравилось, что он был в центре города, в день города, даже самому Кремлю это понравилось. Мы уже обсуждали дальнейшие перспективы расширения этого фестиваля. Тоже есть уже кое-какие планы на следующий год, но их мы озвучим где-то весной. Мы определённо знаем, какие направления развивать и в какую сторону расширяться. 

- Проекты ведь начинались с президентского гранта. Рустаму Минниханову понравилась ваша работа?  

Ильяс: Да, в день фестиваля мы провели ему небольшую экскурсию, а в конце кто-то из гостей спросил: «Как вам фестиваль? Будет ли продолжение в следующем году?». Он еще тогда сказал: «Да, обязательно будем делать продолжение».

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

ТОП-10 культурных событий 2018 года

Автор фото: KazanFirst
Культура 11:13 / 1 января
6
ТОП-10 культурных событий 2018 года

Вспоминаем мастеров танца, театра и кино, которые нас удивили.

«Анна Каренина» от Дианы Сафаровой 

Этой осенью состоялось одно из самых ожидаемых событий театральной Казани - премьера иммерсивного шоу по одноименному роману Льва Толстого «Анна Каренина». Впервые зритель стал участником театра, во время которого можно свободно перемещаться из одной комнаты в другую, наблюдать за артистами на расстоянии вытянутой руки и даже вступать с ними в диалог. 

Для тех, кто всегда мечтал побывать в прошлом, спектакль стал отличной возможностью для этого. Старый особняк Демидовых, обстановка, музыка, костюмы и даже запахи, которые специально выводил профессиональный парфюмер, - все сработало на погружение в историю.

Концерт Элвина Грея в «Татнефть Арене»

Несмотря ни на какие скандалы и петиции в интернете против выступления Элвина Грея в «Татнефть Арене», концерт татарского Бибера все-таки состоялся. И прошёл он в совершенно новом масштабе. Собрав в одном зале около 8 тысяч зрителей, Грей установил абсолютный рекорд среди звезд татарской эстрады. 

Неизвестно, когда в следующий раз такую арену снова будет качать по-татарски, а потом еще и в автобусах по дороге домой пассажиры во весь голос продолжат петь любимые песни исполнителя.

Съёмки фильма «Зулейха открывает глаза»

В этом году в Татарстане стартовали съемки исторического фильма «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману писательницы Гузель Яхиной. Специально для этого в Лаишевском районе республики отстроили сибирский поселок Семрук, куда по сюжету прибывает сосланная героиня. Запечатлеть отрывок съемок удалось и казанцам. Одна из сцен фильма снималась прямо в центре города, на улице Кремлевской, у стен КФУ.  

Премьеру первых серий кинокартины зрителям представят на телеканале «Россия 1» осенью 2019 года.

Премьера оперы «Сююмбике» 

Чтобы понять, насколько опера оказалась долгожданной, нужно обратить внимание на то, что все билеты на оба дня премьеры, на 26 и 27 сентября, были раскуплены еще летом. Режиссер постановки Юрий Александров не стал называть сумму, выделенную на зрелищные декорации и костюмы героев, ограничился лишь тем, что назвал работу над постановкой грандиозной по сегодняшним финансовым меркам. Несмотря на то, что представленный образ царицы зрители восприняли неоднозначно, многие остались довольны тем, что театр оперы и балета им. М. Джалиля вернулся  к национальной тематике.

Фильм «Мулла» как отражение современной действительности

Долгожданная премьера татарстанской картины состоялась в первый день мусульманского кинофестиваля, который в этом году проходил в сентябре. Посмотреть на детище "ТатарКино", снятое по мотивам одноименной пьесы Туфана Миннулина, пришло так много людей, что фильм одновременно показывали сразу в двух залах. Впрочем, даже так не всем зрителям хватило места и люди рассаживались прямо на полу. По итогам кинофестиваля фильм «Мулла» получил приз за лучшую режиссуру и бесчисленные зрительские симпатии. 

Первый Качаловский фестиваль

О собственном фестивале в театре Качалова мечтали еще с 90-х, но только в 2018-м этому желанию было суждено сбыться, зато с каким размахом. Бюджет мероприятия составил почти 10 млн рублей. Само мероприятие продолжалось около двух месяцев. За это время в Качаловском успели выступить Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета, Воронежский камерный театр, Небольшой драматический театр (Санкт-Петербург) и сами хозяева сцены. 

Критики уверены, что Качаловский фестиваль может стать новой культурной визитной карточкой столицы Татарстана и занять свое место в ряду узнаваемых театральных фестивалей России.

Музыкальные эксперименты TAT CULT FEST

Новый проект от молодых татарских музыкантов-альтернативщиков впервые был презентован на Дне города, 30 августа. Организаторы пошли по уникальному для татарской культуры пути: за один вечер показать все труды татарской молодежи, накопленные годами, и привлечь как можно больше внимания. А трудов оказалось так много, что было собрано сразу четыре сцены, три из которых были отведены под концерты, одна - на театральные постановки. Площадка фестиваля стала одной из самых популярных в день праздника.

«Золотая маска» Батуллы

В апреле 2018-го молодой танцовщик и хореграф Нурбек Батулла привез в Казань главную российскую театральную премию «Золотая маска». Награду он получил за работу в спектакле «Әлиф» в номинации «Балет - современный танец / мужская роль». Свою благодарственную речь Батулла произнес на языке Тукая и посвятил победу великому татарскому народу.

Открытие обновлённого цирка

В марте этого года знаменитая летающая тарелка засветилась новыми красками. На реконструкцию и ремонт здания, который длился почти год, было потрачено около 1 млрд рублей. В итоге в цирке появились системы кондиционирования и вентиляции, увеличилось количество общественных туалетов, были обновлены фойе, гардероб, манеж, сам зал, раздевалка, помещения для животных, конюшня, гримерки. Первыми зрителями стали многодетные семьи, семьи с приемными детьми и детьми-инвалидами со всей республики.

Реконструкция Галереи современного искусства

Масштабную реконструкцию провели и в Галерее современного искусства Казани, здание было построено еще в 70-е. Теперь внутренняя обстановка и интерьер заведения соответствуют его названию. Работы художников, представленные без всяких рамок и реалистических мотивов, лишь подчеркивают символизм современного искусства.

КОММЕНТАРИИ (0)
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх