Транспортные итоги года: вторая ветка метро, плохой каршеринг и беспилотники

Сфера общественного транспорта - самая удобная для внедрения IТ-разработок.  

Рассказывая о ключевых событиях в транспортной сфере, мы решили начать с авиаперевозок. Так, в 2018 году аэропортом Казани воспользовались 3,95 миллиона человек. Столицу Татарстана прямыми рейсами связали с Томском, Омском, Тюменью, Воронежем, Ярославлем, Волгоградом, Красноярском и Белгородом, а также Сургутом, Нижневартовском и Новым Уренгоем. Среди зарубежных - рейсы в грузинские Тбилиси и Батуми, белорусский Минск, киргизский город Ош, а также иранский Тегеран. 

Со слов Наили Клевлеевой, пресс-секретаря Министерства транспорта и дорожного хозяйства, в наступившем году из Казани можно будет улететь в Челябинск, Махачкалу, Калининград и Астрахань. Все рейсы – субсидируемые.

Во время июльского мероприятия NETWORK директор по стратегическому развитию казанского аэропорта Вероника Акташева озвучила планы по созданию прямого сообщения между Казанью и Пекином. Однако речи об этом пока не идет. Виной тому инцидент с татарстанскими туристами, застрявшими на острове Хайнань. Отдыхавшие в Китае жители республики застряли на острове из-за долга авиаперевозчика «Жемчужная река». 

В железнодорожных сообщениях все не так массивно – в этом году до столицы Татарстана проложили рельсы только из Ташкента, Алма-Аты и Минска. Говорить о поезде Казань - Минск можно скорее как о восстановлении – в 2013 году из-за Универсиады от этого сообщения было решено отказаться, только через пять лет запустили вновь. В конце декабря вновь запущено сообщение с Самарой. В перспективе из Казани планируют запустить поезд в Симферополь. 

Ежедневно меньше получаса под землей 

Несмотря ни на что и вопреки всему, в день 1013-летия Казань обзавелась одиннадцатой станцией метро под названием «Дубравная». Открытие планировали ещё на 2017 год, однако сбылся прогноз только в 2018-м. 

Запускали станцию, как и принято в республике, с почетными гостями, фанфарами, флажками и платочками, взлетавшими вверх. «Дубравная» расположилась через 930 метров от «Проспекта Победы». Инвестиции в строительство составили 5,2 миллиарда рублей. Сегодня, по официальной информации, метро обслуживают порядка 45 000 человек в сутки. С запуском новой станции пассажиропоток, по словам главы МУП «Метроэлектротранс» Асфана Галявова, увеличился на 3-5%. 

«Дубравная» станет отправной точкой для второй ветки казанского метрополитена, на строительство которой с 2019 по 2021 год заложено 3 млрд рублей. Продолжительность второй ветки составит 20 километров, дойдет она до Восстания. 

- Самое главное, что есть строчка в бюджете. Конечно, этих денег не хватит. Но я знаю, что нам обязательно добавят. Я из-за этого не беспокоюсь. Нас не будут держать в долгостроях. Если растягивать сроки, то стройка становится дороже, – заявлял Глава МУП «Казметрострой» Марат Рахимов

По информации Минстроя РТ, вторая ветка будет представлять собой 10-11 станций, прогнозируемая стоимость которых не менее 70 млрд рублей. Единственное, что известно достоверно, – название четырех станций метрополитена: «Улица Юлиуса Фучика», «10-й микрорайон», «100-летия ТАССР» (перекресток Фучика/Ломжинская) и «Академика Сахарова», которая расположится возле ТЦ «Мега». Причина тому – желание якорного арендатора – IKEA инвестировать в казанскую подземку 1 миллиард. 

В начале года ГИСУ РТ сообщало о завершении строительства метро до 2050 года, однако в генплане города строительство второй ветки не учтено. 

Пока другие думают, как строить метро, оно развивается самостоятельно. В начале декабря на каждом турникете казанской подземки заработала система бесконтактной оплаты. Со слов представителей группы модернизации, этот способ позволяет сэкономить не только деньги на проезд, но и личное время пассажира.

В 2016-м на нескольких станциях появилось по одному терминалу с возможностью оплатить проезд банковской картой. Казань стала третьим по счету городом после Петербурга и Новосибирска, где внедрили возможность оплаты безналом, и вторым после Нижнего Новгорода, в котором бесконтактный метод стали использовать в метро. Модернизация включала в себя не только установку нового считывающего оборудования (ридера), но и полное изменение конструкции турникета - сейчас ридер приподнят, изменены его настройки, позволившие работать с современными платежными сервисами.

Нововведение позволит гостям и жителям города не искать киоск по продаже жетонов, снизит стоимость проезда на два рубля. Таким образом, стоимость прохода в метрополитене при оплате на турникете составит 23 рубля. 

Каршеринг примеряется к Казани 

1 августа 2018 года в Казани заработал первый сервис по аренде автомобилей – каршеринг TimCar. Компания зашла на рынок с 13 автомобилями, доступными для аренды. 

По информации, размещенной в сообществе «ВКонтакте», за пять месяцев автопарк увеличился до 48 авто. Несмотря на это, испытатели «ТимКара» недовольны сервисом – «бросать» автомобиль где попало нельзя, оставлять автомобиль на муниципальных (платных) парковках запрещено, из-за чего приходится искать бесплатную парковку, тем самым увеличивая время и стоимость аренды, а также расстояние, которое необходимо пройти пешком до нужного места. Помимо этого коммунальное авто нельзя припарковать в аэропорту и улететь, как, например, в Москве или Санкт-Петербурге. 

- Суть каршеринга – совместное владение автомобилем. Это в Москве сразу дали бесплатные парковки, субсидии выделили и так далее. Сравнивать с Москвой – не совсем корректно. В Питере тоже не было сразу парковок, но каршеринг развивался. Если ты хочешь доехать и бросить машину, то будет удобнее на такси или даже на автобусе, - заявил владелец франшизы в регионе Артур Еникеев во время телефонного разговора с журналистом издания.

Франчайзи уточняет, ведется диалог с администрацией, готовится нормативно-правовая база. Итогом должно стать некое взаимовыгодное «соглашение», подразумевающее приобретение льготного абонемента (по аналогии с московским), предоставляющего возможность оставлять каршеринговый автомобиль на муниципальной парковке. Еникеев надеется, что данная система заработает в декабре этого или январе следующего года. При этом возможность доехать до аэропорта и оставить автомобиль там, несмотря на вероятные перспективы, – это не приоритет для казанского отделения.  

В середине 2017 года была новость о том, что московский каршеринг BelkaCar планирует заходить на новый рынок. Однако на дворе 2019-й, а сервиса так и нет. Эксперты уверены, сложности связаны с отсутствием нормативно-правовой базы и методов поддержки. 

Беспилотники уже настоящее, а не будущее

Вместе с футбольным мундиалем в Казань пришли беспилотники – полностью автоматизированные автомобили, в которых нет водителей, и ориентирующиеся по внешним датчикам и прочим «маякам». 

Первым испытательным аппаратом стал микроавтобус, трассу для которого построили вдоль Сибгата Хакима. В дни проведения чемпионата его главной задачей должна была стать перевозка болельщиков, а в дальнейшем – туристов. Первым, кто прокатился на чудо-транспорте, стал президент республики Рустам Минниханов

Тогда организаторы озвучивали планы: после чемпионата мира один из беспилотников будет перевозить пассажиров бизнес-класса «Бегишево», второй - работать на территории закрытого научно-исследовательского центра, третий останется работать на «КАМАЗе». 

Вместе с тем в конце июня в Казань из Москвы приехал беспилотник «Яндекса», проехавший 780 километров за 11 часов, из которых 99% времени – в полностью автономном режиме. После того как беспилотная машина приехала в Татарстан, в самом молодом городе России - Иннополисе - машина нашла применение - стала первым беспилотным такси. 

Помимо отсутствия водителя компания организовала возможность заказа без участия оператора, только с помощью чат-бота. Таким образом, Иннополис стал первым городом в Европе, где можно воспользоваться им на постоянной основе. До начала декабря такси воспользовались более 1 тысячи человек, а количество машин увеличилось до 2 единиц. Ежедневно они совершают не более 20 заказов. Ранее министр информатизации и связи Татарстана Роман Шайхутдинов заявлял, что беспилотники в Казани появятся только после успешного прохождения тестирования на пустующих дорогах Иннополиса. Тогда же глава ведомства уточнил, что зайти в Казань сервис сможет только после того, как научится ездить зимой. 

Процесс обкатки беспилотных автомобилей не несет никаких затрат для государственной казны, а машины предоставляются «Яндексом». При этом в самой компании рассчитывают, что Казань к проекту по развитию беспилотного такси присоединится уже в 2019 году.  

«Безопасные дороги» и обновление общественного транспорта

Проект «Безопасные и качественные дороги» реализуется в регионе уже второй год. За это время модернизировать - привести в нормативное состояние - удалось более 324 километров дорог. Таким образом, в нормативное состояние удалось привести порядка 2 000 километров дорог. 

Локализованы проблемы в 163 местах концентрации ДТП – установлены дополнительные светофоры на 74 перекрестах, 16 километров пешеходного ограждения, 56 светофорных объектов и более 1 000 дорожных знаков. Развитие инфраструктуры позволило снизить количество мест концентрации ДТП на 73%. 

В 2018 году программа действовала в Казани и Набережных Челнах. По словам пресс-секретаря Миндортранса Наили Клевлеевой, в 2019 году работы по этой программе проведут в Нижнекамской агломерации, только на эту территорию власти выделят 480 миллионов рублей, 432 из которых – федеральные субсидии. На Казанскую и Набережночелнинскую агломерации выделят 2 млрд и 1,36 млрд рублей соответственно. 

Помимо дорог, в 2018 году удалось обновить парк общественного транспорта. В середине ноября в Казани представили как знакомые всем трамваи, так и «невиданный зверь» - электробус KAMAZ-6282 и VolgaBus 5270E. Правда, есть одно но – электробусы работают в экспериментальном режиме и ездят только по двум маршрутам – троллейбуса №3 и автобуса №53. Со слов городских властей, решение об увеличении количества экологически чистых автобусов будет принято только после завершения эксперимента. 

Пока решение о тотальном обновлении автобусного парка не принято, в Казани вовсю работают автобусы на экологически чистом топливе – EcoGas. В сентябре этого года были представлены 30 автобусов на природном газе. Из них 15 автобусов – НЕФАЗ (стоимость одного автобуса 5,5 млн рублей), еще 15 – LOTUS (стоимость одного автобуса 4,5 млн рублей). Таким образом, власти города довели количество экологически чистых автобусов до 104 единиц, или 13,5 % от общего числа автобусов. К слову, всего в городе 784 автобуса. 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite