«Форд» столкнулся с переизбытком: завод в Челнах хотят остановить

Экономика 16:24 / 11 января
6
«Форд» столкнулся с переизбытком: завод в Челнах хотят остановить

Будущее предприятия и примерно 1 000 сотрудников остается туманным.

Информацию об идущей реструктуризации бизнеса Ford рассказал вице-президент компании, отвечающий за рынки Европы, Ближнего Востока и Африки, Стивен Армстронг. Сейчас в европейском подразделении именитого производителя автомобилей трудится порядка 54 тысяч сотрудников. Доля бренда на этом рынке снизилась с 2010 года на четверть и составляет 6,5%. Подобные показатели привели компанию к решению о сокращении модельного ряда и, как следствие, к масштабному сокращению тысяч людей.

Жителей Татарстана изменения в производственной политике крупного концерна так же не обойдут стороной. На территории республики расположено два совместных предприятия Ford Sollers - в Елабуге и Набережных Челнах. Судьба обоих заводов сейчас находится «на стадии рассмотрения». По некоторым данным, производство фургонов Ford Transit в Елабуге сохранится, а вот площадка в Челнах прекратит выпуск автомобилей.

Официальные представители компании подобные высказывания не подтверждают, отмечая, что решение о будущем предприятий в России в настоящий момент не принято.

- Что касается российского рынка, акционеры совместного предприятия Ford Sollers сейчас рассматривают несколько вариантов реструктуризации бизнеса. Но окончательное решение будет принято только во II квартале текущего года, - рассказала координатор по связям с общественностью СП в Челнах Индира Салимгараева.

На сегодняшний день идет пересмотр планов совместного предприятия, подчеркнула представитель Ford Sollers, а параллельно с этим процессом происходит анонсирование новой глобальной стратегии компании.

Считать ли подобную «реструктуризацию» логичным и предсказуемым решением - вопрос открытый. Завод в Челнах - довольно молодое предприятие, производство на нем стартовало только в июне 2015 года, четыре с небольшим года назад. Запуск влетел в копеечку - инвестиции составили 400 млн долларов (больше 26 млрд рублей по нынешнему курсу ЦБ). В автограде выпускали две модели - Ford Fiesta и Ford EcoSport. Официальный старт серийного производства, оптимизированного под российские реалии, EcoSport прошел буквально полгода назад, в июне 2018-го. Тогда представители компании рассказывали о современном роботизированном заводе, позволяющем выпускать порядка 115 тысяч автомобилей в год. Вручную выполнялось всего 60% работы, поэтому штат на предприятии не самый большой - всего около 1 000 сотрудников.

- Мы рады представить новый Ford EcoSport в России, мы учли пожелания наших потребителей и можем предложить техническое оснащение и комплектации, адаптированные специально для нашего рынка. Мы также неустанно работаем над повышением эффективности производства и локализацией, чтобы делать наши продукты доступными. Я уверен, что благодаря усилиям всей компании «Форд Соллерс» позиции Ford EcoSport значительно укрепятся в самом быстрорастущем сегменте SUV (внедорожники и универсалы. - Ред.), который является для нас стратегически важным, - отмечал тогда президент компании Адиль Ширинов.

Многие автолюбители уже тогда весьма скептически отнеслись к новинке, называя стоимость «кусачей» - 959 тысяч рублей в стандартной комплектации. При этом за меньшие деньги можно взять отечественную Lada Xray за 810 тысяч рублей и порядочно сэкономить на ремонте - запчасти для иномарок всегда обходятся гораздо дороже.

В ноябре этого же года Ford Sollers и вовсе остановил завод в Челнах. Причиной представители компании называли выполнение производственного годового плана - все заказанные транспортные средства были изготовлены и отправлены клиентам в дилерские центры. О корпоративном отпуске, довольно часто используемом на том же «КАМАЗе», речи не идет, подчеркивали на Ford Sollers, - работа не останавливается, часть сотрудников отправлена на завод в Елабугу.

Но остановка конвейера была далеко не первым сигналом о том, что ожидания инвесторов оказались несколько оптимистичнее реалий, в которых существует автомобильная промышленность России. Реструктуризация на производстве в Челнах планомерно ведется уже не первый год, что подтверждают сокращения в Ford Sollers, проходившие в 2017 году.

Тогда на заводе запустили программу «добровольного увольнения». Сотрудникам, занимающим офисные должности, предлагали уйти по собственному желанию и получить в качестве бонуса пятимесячный оклад. Что многим показалось выгодным предложением, так как при сокращении платят только три оклада. В компании существование подобной программы подтвердили, отмечая, что идет работа на среднесрочную перспективу, а «штат и структура бизнеса приводятся в соответствие с текущим спросом и ожиданием по рынку». Какое количество сотрудников решили принять участие в программе, осталось неизвестным.

Давать прогноз по последствиям возможного закрытия завода в Челнах преждевременно, отмечает председатель правления машиностроительного кластера республики Сергей Майоров, - решение еще не принято.

- Давайте надеяться, что этого не произойдет. Зачем забегать вперед? Когда будет конкретная информация, можно будет разговаривать. Пока есть очень большая надежда, что этого не случится, - резюмирует он.

В Ford Sollers варианты реструктуризации бизнеса в России не раскрывают. При этом автоконцерн в России явно обладает избыточными мощностями - при продажах на отечественном рынке в районе 50 тысяч автомобилей в год мощность трех заводов СП превышает 300 тысяч машин. Но любые изменения направлены на повышение эффективности совместного производства, которую можно достичь за счет наиболее прибыльных сегментов - легких коммерческих автомобилей (Transit) и внедорожников с универсалами. При таком раскладе даже при сужении модельного ряда площадка в Елабуге находится вне зоны риска. Чего нельзя сказать о Челнах.

Transit и внедорожники компании (за исключением EcoSport) востребованы в России, считает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов. Но в сегменте легковых автомобилей Ford проигрывает локальным брендам за счет более низких цен. При подобном раскладе ликвидация или переориентирование одного из заводов станет вполне закономерным решением. Есть вероятность, что закрыта будет именно площадка в Челнах, так как в автограде производят наименее продаваемые модели Ford в России.

КОММЕНТАРИИ (3)
Влад
В мире устойчиво растет спрос на электромобили, зачем нам технологии начала середины 20-го века? Понятно, наша власть всеми силами пытается затормозить развитие нашего общества, прикрываясь государственными интересами, интересами узкой прослойки приближенных к ней. Мол интересы дерепаски важнее чем благосостояние какого-то там простого Ивана или допустим Айсылу. Умело так, сплотившись морочит всем нам головы. Автомобили с ДВС это же уже полный отстой, болезни и бесконечные затраты для их владельцев!
7
ОТВЕТИТЬ
Рустем
Пока мы будем страной,добывающие и экспортируюшие углеводороды, ни о каких массовых электромобилях речи быть не может.
1
ОТВЕТИТЬ
Влад
Не, это ни причем. Норвегия экспортирует и нефть и газ тоже. Отсутствие гражданского общества в России вот в чем причина. Это когда народ как таковой, по факту не имеет никаких здесь прав,и никак не влияет на происходящее. А "наша" власть управляет нами, как внешним силам угодно, успешно поддерживая имидж России как банановой республики.
5
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Казань предпочитает расти в сторону Лаишево, а не Зеленодольска

Автор фото: KazanFirst
Экономика 14:47 / 10 января
6
Казань предпочитает расти в сторону Лаишево, а не Зеленодольска

В 2019 году рынок недвижимости будет жить по новым правилам.

Долевое строительство

С 1 июля все девелоперы, согласно коррективам в  Федеральном законе «Об участии в долевом строительстве», обязаны перейти на новую методику финансирования строительства объектов. Деньги дольщиков будут храниться на счетах эскроу до полной готовности дома. Застройщикам же придется либо привлекать инвестиции, либо брать кредиты в банках. В ЦБ РФ обещали 5-процентную ставку по таким займам. Президент Гильдии риелторов Татарстана Андрей Савельев уверен, что подобные изменения вызовут рост цен на первичном рынке в среднем на 10-15%.

- Количество игроков, безусловно, сократится. На сегодняшний день в Казани существует около 40-50 строительных компаний, возводящих жилье, - говорит Савельев. - Я думаю, где-то года через два-три у нас их останется 15. Большинство, особенно мелкие, точечные компании, которые строят на деньги дольщиков, либо уйдут с рынка, либо перепрофилируются в субподрядчики. С другой стороны, долевое строительство будет надежным. При этом законе, по сути, обманутых дольщиков уже не будет. Если застройщик обанкротился, дольщик может пойти в банк и снять со счета эскроу свои деньги. У нас много застройщиков, у которых разрешение на строительство объектов получено до вступления в силу этого закона. На двадцатые числа декабря (2018 года. - Ред.) в Казани был только один дом, который шел по новому закону со счетами эскроу. Это «Унистрой» и его ЖК «Арт Сити». Все остальные застройщики строят по-старому. Сколько они будут строить по-старому - трудно сказать. Думаю, что «Унистрой» в этом году точно полностью перейдет на счета эскроу, «Ак Барс Недвижимость» - к концу года, «Сувар» («Суварстроит». - Ред.), наверное, долго, потому что у него много объектов и ему еще года два их продавать, - рассказал эксперт.

Говоря о казанских долгостроях, Андрей Савельев подчеркнул, что часть из них в 2019 году может обрести новых кураторов, правда, официально сделки еще не оформлены.

- «Симфонию» забрал «Бриз», ее достраивает, по-моему, достаточно успешно. Вот по ЖК «МЧС» и ЖК «Молодежный» пока вопрос открыт. Там до конца не определились, кто будет достраивать. Есть кандидаты, но вот так, чтобы они уже вступили на фактическом уровне, такого нет, поэтому стройка стоит. Плюс еще у нас есть объекты «Свея» недостроенные. Там глухо. Приговор Аитову озвучили, но насколько понимаю, будет апелляция и раньше весны каких-то движений точно не стоит ждать. Анализируя предыдущий опыт, думаю, что свеевских дольщиков не бросят и кто-то из застройщиков дома достроит. Тем более у «Свея» практически все объекты в очень высокой стадии готовности - порядка 80-90%, - отмечает собеседник.

Ипотека

По словам Савельева, после предновогоднего повышения Центробанком РФ ключевой ставки средний размер ипотечной ставки в Казани составляет 11-11,5%. Значение показателя будет зависеть от политики регулятора, но в любом случае «падать ставки по ипотеке не будут», хотя и резкого роста ожидать не стоит, полагает собеседник.

Во что вкладываться?

Президент Гильдии риелторов Татарстана подчеркнул: выбор между первичным или вторичным жильем зависит от целей инвестирования.

- Если у вас цель сохранить деньги, значит, вкладываться стоит во вторичку. Вы ее купили, сдаете в аренду, которая будет компенсировать уровень инфляции, - это такая длительная перспектива. Если же краткосрочные вложения - полгода, год, то в первичку, потому что у нас на начальном этапе цена будет ниже, чем на этапе продажи, - уверен Савельев.

Эксперт полагает, что казанский рынок аренды квартир составляет серьезную конкуренцию отелям, однако имеет свои недостатки.

- В Казани сдача квартир посуточно хорошо развита, но этот рынок серый, очень закрытый, теневой. Риелторы в этом сегменте практически не присутствуют, работают в основном либо сами собственники, либо доверительные управляющие. Часто бывает так, что собственники, сдавшие жилье на долгий срок, не знают об аренде своей квартиры посуточно. В обыкновенные дни квартира дешевле, чем гостиница, при том что площадь и удобства выше. Но в период мероприятий, как показал чемпионат мира по футболу, в гостиницах есть ограничения по росту цен. Они не могут задрать ценник, а квартиры могут - их никто не контролирует. Не думаю, что будет значительный рост этого рынка, потому что гостиничный фонд, хостелы и квартиры, сдающиеся посуточно, в достаточно большом объеме представлены в Казани, - рассказал Андрей Савельев.

Относительно новая для Казани сфера строительства - апартаменты. По мнению Савельева, о такой недвижимости как о сформировавшемся рынке говорить рано.

- Это другой сегмент, особый вид недвижимости. По факту это квартиры, но юридический статус у них - нежилые помещения. Тяжело говорить о перспективах этого [рынка], потому что у нас сегмент апартаментов не развит, хотя в Москве и Санкт-Петербурге он имеет место. Это палка о двух концах. С одной стороны, данные помещения можно использовать как квартиру и как офис, не требуется перевод из жилого в нежилое. С другой стороны, налоги и коммуналка здесь выше, чем в обычной квартире. Когда у нас будет 15-20 объектов апартаментов, тогда можно будет о чем-то говорить, - заявил президент Гильдии риелторов.

Перспективный Лаишевский район и оживший Пестречинский

Говоря о недвижимости, расположенной в казанских поселках, а также соседних со столицей муниципальных районах, Андрей Савельев исключил значительный рост цен в ближайший год.

- Коттеджи популярны, не думаю, что ценник на них вырастет - он может вырасти только с рынком. Цены там давно стоят на месте. И после последнего падения, которое было несколько лет назад, квартиры отыграли свое, а коттеджи до сих пор нет. При этом за последние два года спрос на загородную недвижимость повышается. Тут два момента. Первый: ввиду того, что квартиры отыграли свое падение, а коттеджи нет, сейчас можно купить небольшой коттедж площадью 120 метров на участке 4-5 соток примерно по цене трехкомнатной квартиры. Но в обычных поселках, которые не считаются элитными. Второй: покупатель стал требователен к таким объектам: если там нет коммуникаций, нет асфальта, то такие участки стоят годами и продаются по сниженным ценам, - отметил собеседник.

Ключевым фактором, которым руководствуются татарстанцы при выборе недвижимости, по словам эксперта, является популярность района (поселка). Далее идут инфраструктура, характеристики самого дома, близость к природе. Экологичность материалов, используемых при строительстве, пока не в особой цене, поскольку «самым популярным остается старый добрый кирпич», хотя современные материалы значительно лучше по себестоимости, теплопроводности.

- Территориально в сторону Лаишево достаточно сильно растет город. Один из крупных застройщиков в ближайшие пять-семь лет планирует построить где-то порядка 50 домов. Есть прирост в Кировском районе. Это перспективная территория, но непонятно, когда будет реализован проект экорайона. Также район в сторону Речпорта - промзона, которая должна перейти в жилую и парковую зону. Пестречинский район достаточно хорошо развивается, «Унистрой» вдохнул туда новые перспективы и жизнь. 

Зеленодольский район будет развиваться в плане соцжилья. Но коммерческая стройка туда вряд ли пойдет - все связано с пробками. Если будет решена проблема с инфраструктурой, дорожной сеткой, тогда перспективы будут. Пока пробка на Горьковском шоссе сильно тормозит развитие зеленодольского направления.

КОММЕНТАРИИ (5)
Влад
Хорошо это. Чем меньше тут народу, тем больше кислороду. Привет всем из Васильево!
3
ОТВЕТИТЬ
Саша
А вот одна, всем известная нечестная риэлторская контора, что на питербуржской, всем сказки рассказывала, что Зеленый скоро с Казанью соединят, веткой метро. А мы дураки и повелись! Можно как-то с них что-то взять за обман? Там у них риелторы играют, в игру называется- добрый и злой продавец/полицейский. Один значит гонит, другой заманивает. Такой подход и ныне в моде???
2
ОТВЕТИТЬ
Энже
Подруга с мужем давно отсюда уехала, в солнечный Батуми. И горя там не знает, там ни тебе метшина, ни мухаметшина. Очнитесь! Безвиз, в Европу!
3
ОТВЕТИТЬ
Энже
Да и по темпам роста цен на недвижимость Казани никогда не догнать Батуми.
2
ОТВЕТИТЬ
Катя
Один лишь внешний вид, этих домов, не смотря на всю их яркую раскраску внушает один только ужас! И ещё они как ловушка для всех проживающих в них, как бесконечная кормушка для всяких заточенных на одно воровство УК, ЖКХ и сетевых энергетических компаний. Без никакого варианта альтернативного, получения услуг от каких-либо независимых производителей.
3
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх