«Опасные соседи в этой майне — раки да окуни»

Аквалангисты Татарстана хотят установить мировой рекорд. 10 часов подо льдом.
Аквалангисты Татарстана хотят установить мировой рекорд. 10 часов подо льдом.

Подводный научно-исследовательский отряд Русского географического общества (РГО) имени Алексея Леонова 30 января намерен установить мировой рекорд, проведя подо льдом не менее 10 часов. Сейчас аквалангисты готовятся к решающему заплыву и проводят последние тестовые погружения.

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

На обед курица, овощи, сладкий чай и кофе

Для проведения исследований и установки рекорда подводный отряд разбил лагерь на озере Изумрудное. По словам самих аквалангистов, оно «нестрессовое», поскольку с ним они знакомы. Все оборудовали с учетом топонимики района, рельефа, ветров и места проведения рекорда. Лагерь состоит из нескольких секций или палаток. Его руководитель — председатель чистопольского РГО Сергей Салеев провел нас в кают-компанию.

— Здесь мы проводим брифинги и дебрифинги. В кают-компании пройдет брифинг перед очередным погружением. Руководитель поставит перед нами четкие задачи, скажет, что мы будем делать под водой. После выхода здесь пройдет дебрифинг. Вечером это место трансформируем в спальное. У нас тут есть раскладушки и спальные мешки, — показывает Салеев. — Палатка поставлена на специальные поддоны, затем идет фанера, а потом утеплитель, поэтому нам здесь тепло и комфортно. Топим экологическими брикетами. Одного брикета хватает на час. С учетом температуры начинаем понимать, как что происходит.

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

Во все экспедиции подводный отряд берет с собой икону Казанской Божией Матери. Поскольку любое погружение — это риск, аквалангисты молятся перед выходом в воду. Без Бога ни до порога, сами понимаете, говорит руководитель лагеря.  

Напротив кают-компании располагается кухня, где колдует кок Михаил

— Меню составляется с учетом погоды и того, что людям надо идти под воду. Еда не должна быть жирной и вегетарианской. В основном у нас курица, куриная грудка, овощи, побольше воды, сладкий чай и кофе, — говорит Сергей. 

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

К установке рекорда отряд готовится второй год. Всего в нем порядка 30 человек. Все являются инструкторами и в любой момент могут заменить друг друга. В установке рекорда будут принимать участие четыре члена подводного научно-исследовательского отряда РГО. Помогать им будут выходцы из молодежного подводного отряда, которые занимались в нем с 10 лет.

— Это ребята, с которыми мы занимаемся дайвингом, фридайвингом, единоборствами. Они участвуют в наших проектах, которые мы периодически проводим на территории нашей республики. Все ребята сертифицированы на разные глубины, — добавил Салеев.

«Мы очень надеемся на ваши молитвы»

После экскурсии по лагерю журналисты отправились к майне, откуда аквалангисты будут погружаться в воду. Дмитрий Шиллер, руководитель подводно-исследовательского отряда, объяснил, почему команда хочет установить рекорд и как. Он отметил, что отряд готовится к большому погружению в Арктике, где, в отличие от Антарктиды, они будут погружаться со льда. Как известно, в воде у льда есть свойство двигаться, следовательно, может произойти схлопывание майны, что приведет к задержке аквалангиста как минимум на 2,5 часа.

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

— Значит, исследователи, которые работают под водой три часа, тратят еще 2,5 часа, плюс какое-нибудь недопонимание — это полчаса. Получается, что где-то шесть часов люди находятся подо льдом. Соответственно, нужно сломать психологический барьер. Наша задача этими длительными погружениями — снять этот барьер, чтобы они в случае аварийной ситуации могли легко работать в Арктике. Данное погружение будет проходить под кураторством Института холода и Военно-медицинской академии имени Кирова, — объясняет Шиллер.

По словам собеседника, Канада, Чили и Норвегия уже предлагали провести погружение у них. 

— Мы решили сделать это на родине в знак уважения. Еще хотелось бы рассказать о нашей республике другим международным издательствам, которые уже попросили у нас новостную ленту. Идут споры между институтами, сможем ли мы находиться такое долгое время или нет. Мы очень надеемся на ваши молитвы, — обращается руководитель подводного отряда к журналистам.

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

Аквалангисты будут погружаться в воду по две рабочие пары. Один водолаз будет тащить запас баллонов, а другой — вести съемку. Каждый час страхующие дайверы отправляют специальное питание — это смесь детского питания, дополнительно насыщенная глюкозой, и согретая теплая вода. Аквалангисты принимают пищу прямо под водой. Поскольку задача в том, чтобы они могли одним сжатием ее проглотить, а потом сразу воткнуть регулятор, отряд остановился именно на детском питании.

Аквалангисты тащат на себе 11 баллонов

У обеих пар будет рабочий и аварийный запас газов, а это в общей сложности одиннадцать 12-литровых баллонов на 200 атмосфер. Их разработали на российском предприятии «Респиратор». Отряд протестирует баллоны на себе, а затем отправит данные предприятию, которое с учетом рекомендаций создаст регуляторы специально для Арктики.

— Здесь внутри поменяли что-то, мембраны поставили полегче. В чем плюсы. Баллон алюминиевый, воздух быстро охлаждается. Когда аквалангист делает вдох, он сам себя замораживает: воздух охлаждает легкие, а легкие — кровь. Наша задача — постараться сделать воздух теплым. Мы хотим попытаться согревать воздух с помощью воды, чтоб аквалангист вдыхал либо нулевой, либо теплый воздух. Сейчас мы попытаемся сделать настройку температуры, а потом данные передадим «Респиратору», чтобы они смогли поместить сюда элементы, согревающие воздух. Если это удастся, мы будем согревать аквалангистов, — объясняет Шиллер.

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

Помимо теплой еды и регулятора согревать водолазов будут костюмы. От летних вариантов они отличаются толщиной. Зимний сделан из восьмимиллиметрового неопрена. Также аквалангисты снабжены двумя электрическими подогревами, один из которых подключается с наружного аккумулятора. 

«Совет один: плохо себя чувствуешь — выходи на поверхность»

Для того чтобы военные медики могли следить за состоянием, дайверы принимают внутрь специальные капсулы. Затем врачи соберут информацию и так же отправят данные для разработки нового регулятора.

Военно-медицинская академия имени Кирова работает с РГО не первый год. По словам Дмитрия Зверева, начальника кафедры физиологии подводного плавания, любое погружение под воду экстремально на 10 баллов при такой погоде. 

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

— В первую очередь важно самочувствие водолаза. Человек сам в большинстве случаев может оценить, где заканчивается экстрим и начинается точка невозврата. Будем контролировать самочувствие и тех, кто сопровождает погружающихся. Самая большая опасность — снижение сахара крови и потеря сознания, выпадение загубника, утопление. Совет один: плохо себя чувствуешь — выходи на поверхность. Мы работали с РГО при погружении в Белое и Баренцево море. Знаем, на что они способны. Не перестаем удивляться, — улыбается Зверев.

Врач также добавил, что квалифицированная помощь оказывается на поверхности. Под водой ее может оказать страхующий водолаз или суппорт-дайвер. Например, они могут поправить загубник и помочь поднять пострадавшего водолаза на поверхность.

Под водой дайверы даже стихи пишут

Отряд 28 января решил сделать часовое погружение на 6-метровую глубину перед 10-часовым. Во время него они хотят отработать  несколько методик выживания, все аварийные ситуации, которые исследователи смогут предположить и которые уже случались, слаженность работы команды, провести испытания нового оборудования и новых комплектаций. 

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

В последнем тестовом погружении принимают участие три аквалангиста, один из которых Максим Астахов. По его словам, основные опасности под водой — это протекание и затекание костюма, разгерметизация, манжет не выдержал или сухая перчатка выскочила. 

— Слава богу, здесь хищников нет. Опасными соседями в этой майне будут раки да окуни. На поверхности — это схлопывание майны или какие-то форс-мажорные ситуации. Мало ли, лед треснул, — говорит Астахов.

В марте прошлого года аквалангисты смогли провести подо льдом шесть часов, теперь хотят 10. Журналисты поинтересовались, что же дайверы делают все это время. Со слов Астахова, у них есть специальные пластиковые таблички — планшеты, с помощью которых они общаются под водой, подают сообщения на поверхность. 

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

— Можно на них в крестики-нолики поиграть. Мы будем ходить подо льдом на катушках. Еще можем просто вязать узлы. Под водой это интересно, так как мозговая деятельность притупляется. Решаем иногда различные математические задачки. Кто-то стихи пытается писать, — улыбается дайвер. — Еще есть подводные приборы, которые замеряют время, температуру, глубину. На них производители установили игру «Змейка». 

Ласты — внедорожник аквалангиста

Перед тестовым погружением Дмитрий Шиллер рассказал про ласты. Они короткие, но широкие. За счет прорезей гребок получается мощный, поэтому аквалангист с огромной нагрузкой может двигаться. Ласты из 60-х годов.

— Как только ни экспериментировали, но лучше этих ласт ничего не нашли. По сути, это такой внедорожник для аквалангиста, — отметил Шиллер.

Удивлением для многих журналистов стал чайник с кипятком. Им обливали костюмы аквалангистов. В майне вода плюсовая. Когда дайверы садились у ее края, она попала им на узлы. 

«Опасные соседи в этой майне - раки да окуни»

— Чтобы кнопки не замерзли и аквалангисты смогли с ними работать, их поливают кипятком. Кнопки работают, значит, аквалангист может работать, — говорит руководитель отряда.

Дайверы погружаются в воду по очереди. На поверхности каждый сначала осматривает костюм и местность, а потом уже уходит под воду. Пока аквалангисты находятся подо льдом, сверху их страхуют восемь дайверов и следят медики.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *