Асгат Сафаров: Хайп хорош, когда содержимое значимо

В Татарстане, как и в мире, наблюдается кризис доверия людей к СМИ.

Татарстан остается одним из самых читающих регионов России. Большая часть национальных СМИ страны издается в республике, многие из которых набирают большую аудиторию в интернете. Несмотря на значительные показатели, доверие людей к СМИ падает.

Непобитый рекорд Татарстана

Медиасообщество подвело итоги работы за прошлый год. По данным Роскомнадзора на январь 2019 года, в Татарстане зарегистрировано 929 средств массовой информации. В республике работают четыре федеральных телеканала, региональные представительства пяти информационных агентств и четыре федеральных печатных издания.

- В прошлом году зарегистрировано 45 новых средств массовой информации, большинство из которых сетевые издания. Прекратили деятельность 132 средства массовой информации, основная их часть - печатные издания информационно-рекламного характера, - говорит руководитель Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айрат Зарипов.

Насыщенность печатной периодики в Татарстане составляет 273 экземпляра на тысячу жителей, когда в России этот показатель равен 110 экземпляров. Другой внушительный результат - количество национальных СМИ. В республике зарегистрировано 574 издания.

- В России около 2,5 тысячи средств массовой информации издаются на национальных языках. При этом почти 22% национальных СМИ приходятся на Татарстан. Это однозначный и не побитый никем рекорд», - отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин.

Будущее за интернет-СМИ

По словам Айрата Зарипова, эксперты видят будущее за рынком региональных сетевых-изданий. Интернет-аудитория проводного и беспроводного подключения за год выросла на 10% и составляет 4 млн 200 тысяч человек. Из них проводным интернетом пользуются 76%.

Руководитель «Татмедиа» отметил, что печатные издания увеличивают охват аудитории за счет интернет-сайтов и социальных сетей, а некоторые начинают отказываться от бумажных версий и полностью уходят в сеть.

- С ростом объема информации обострилась конкурентная борьба за время чтения. Сегодня не человек охотится за информацией, а информация - за человеком. Эксперты подтверждают, что современный человек тратит на медиапотребление почти 10 часов в сутки, - отмечает Айрат Зарипов.

Одним из показателей эффективности работы и популярности СМИ считается топ новостей «Яндекса». В течение 2018 года в нем чаще всего оказывались материалы KazanFirst, «Реального времени» и «Бизнес-онлайн». Отметим также, что, согласно данным «Медиалогии», по итогам прошлого года издание KazanFirst вошло в число самых цитируемых СМИ Татарстана.

Переход ТВ на цифру

Сегодня в Татарстане работают 36 эфирно-кабельных телеканалов, 18 кабельных и четыре спутниковых. В 2019 году Россия откажется от аналога. Отключение затронет 20 федеральных каналов, входящих в первый и второй мультиплексы цифрового вещания. Процесс отключения аналогового телевещания будет трехэтапным. Первый этап 11 февраля, второй - 15 апреля, третий - 3 июня. Татарстан перейдет на цифру на последнем этапе.

Руководитель Аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров отметил, что республика возьмет на себя расходы по установке специального оборудования социально незащищенным, которые живут в отдаленных селах, где есть сложности с качеством приема.

По данным исследований, в 157 населенных пунктах прием цифрового эфирного вещания невозможен. Около 3,7 тысячи домохозяйств смотрят только аналоговое вещание, а после его отключения без специального приемника они окажутся без телевещания.

- Мы разрабатываем меры по оказанию адресной помощи незащищенным категориям граждан в части компенсации затрат на приобретение и монтаж оборудования для приема спутникового телевидения, а также на установку и настройку приставок для приема цифрового эфирного телевидения. Это мы в республике берем на себя, - подчеркнул Сафаров.

Кризис жанра

Асгат Сафаров отметил, что сейчас Татарстан готовится к 100-летию образования ТАССР.

- 2019 год - важный этап в подготовке к столетию образования ТАССР. Я в качестве замечания хотел сказать, что в логотипах коллегии ничего нет, но, думаю, вы свою республику не меньше моего любите. Вы никак не можете оставаться в стороне от этого мероприятия. Нам нужно красиво и достойно провести это событие. На всех коллегиях звучит этот вопрос, - заметил он.

Сафаров перешел к наболевшей теме на сегодняшний день. Поскольку стремительно меняются технологии, а работу редакции все сложнее монетизировать, многие СМИ для расширения своей аудитории начинают во главу угла ставить сенсационность и оперативность, а не точность и достоверность информации. Глава Аппарата президента обратил внимание на последние результаты международных исследований.

- Фиксируется глобальный кризис доверия людей к медиа. СМИ впервые в истории стали институтом, которому меньше всего доверяют. Более половины респондентов утверждают, что определить достоверность информации становится труднее, даже если источником выступает уважаемое издание. 7 из10 респондентов среди населения беспокоятся о том, что фейковую новость и дезинформацию используют сегодня как оружие. К сожалению, Татарстан не остался в стороне, - говорит он.

Асгат Сафаров поставил задачу СМИ - вернуть доверие аудитории, а университетам сформировать учебный план, который бы учитывал все тенденции журналистики.

Очеловечивание контента

Политика открытости президента и отдельно взятого чиновника не способна изменить картину в республике кардинально, говорит спикер. Сегодня кратно возрастает ответственность министерств, ведомств, муниципалитетов за качество распространяемых сведений, а также за своевременное реагирование на информацию. Сафаров отметил, что важно, чтобы СМИ не просто фиксировали проблемные ситуации, а через публичное обсуждение искали решение и информировали о принятых мерах, а также распределяли информационные потоки по целевым аудиториям и каналам.

- Главный тренд, который хотелось бы видеть в еще большей степени, -очеловечивание контента и методов работы. Еще древний философ сказал, что все профессии созданы людьми, но только три Богом - это учить, лечить и судить. Посмотрите, как мы относимся к учителям и врачам. На Первом канале прошел один материал. Понятно, что есть ошибки. Мы с ними разберемся, - говорит руководитель Аппарата. - Но именно СМИ могут оказать влияние на авторитет этих профессий. То, что сейчас учителей обвиняют во всех смертных грехах, это не есть правильно. Вы же помните, как мы относились к учителям. Хорошо бы было пояснить, что хайп хорош, когда содержимое значимо.

Важен позитивный образ республики и прозрачные выборы

Ежегодно Татарстан активно участвует в международных и общероссийских проектах. Важнейшей задачей СМИ остается продвижение позитивного образа республики, ее открытости, уникального историко-культурного наследия и инновационной привлекательности, продолжает Сафаров. Также важным остается вопрос укрепления межнационального и межконфессионального согласия.

Напоследок чиновник отметил, что Татарстан вступает в новый трехлетний избирательный цикл. В этом году пройдут выборы в Госсовет республики, в 2020-м - выборы президента Татарстана, а в 2021-м - выборы депутатов в Госдуму.

- Уже сегодня можно предположить, что предстоящие избирательные кампании должны быть активными. Задача в том, чтобы выборы прошли прозрачно и открыто. Здесь всем нужно поработать. Как отметил Рустам Нургалиевич, важно, чтобы в пылу полемики безусловные знаковые достижения Татарстана не были заслонены проблемами, сложности от которых порой возникают и, конечно, требуют решения. Любая критика должна основываться на здравом смысле и объективной оценке правильного пути, - заключил Сафаров.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite