Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

Аквалангисты установили мировой рекорд по нахождению подо льдом.
Аквалангисты установили мировой рекорд по нахождению подо льдом.

Татарстанские дайверы, члены подводного научно-исследовательского отряда Русского географического общества (РГО) имени Алексея Леонова, установили мировой рекорд. Четыре аквалангиста Максим Астахов, Игорь Артемьев, Денис Решетов и Руслан Гильфанов погрузились в озеро Изумрудное и пробыли подо льдом 10 часов и 5 минут. Нынешнее достижение — часть подготовки к исследованиям в Арктике.

Тренировка с погружением на озере Изумрудном дала возможность аквалангистам снять стрессы, которые могут возникнуть дальше, отработать штатные и внештатные ситуации, составить сценарий выхода из последних.

Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

По словам руководителя подводного отряда Дмитрия Шиллера, начать сотрудничество для работы в Арктике команда планирует этим летом, а приступить непосредственно к освоениям озер и прибрежной территории будет готова где-то через два года.

За установкой нынешнего рекорда татарстанских аквалангистов следила член совета директоров Всемирной Конфедерации подводной деятельности Божана Остойич из Сербии. Женщина восхищена мужеством дайверов.

— Этот уникальный проект говорит всему мировому сообществу шагнуть вперед. Провести 10 часов под водой трудно не только физиологически, но и психологически. Это очень большое достижение, — говорит она. — Рекорд официально зафиксирован. Теперь мы будем его подтверждать на мировой Конфедерации.

Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

Аквалангисты погружались в воду по две пары. Один тащил весь запас баллонов, а другой вел съемку. Каждые полчаса к ним также спускались суппорт-дайверы или команда обеспечения безопасности. В нее вошли Александр Губин и Алексей Полещук, руководитель «Федерации подводного спорта» Мурманска.

— Они имеют колоссальный опыт погружения в холодные воды. Их задача была погружаться к аквалангистам каждые полчаса. Они должны были их расшатывать: злить, не злить, отвлекать, — рассказывает Шиллер.

Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

Александр Губин отметил, что медицинским обеспечением занималась Военно-медицинская академия имени Кирова, с которой отряд работает не первый год.

— Сейчас к нам подключился Якутский институт физико-технических проблем Севера с Российской академии наук. Именно он подготовил нам электронные логгеры. Они внешне напоминают железную таблетку. Там заложена специальная программа. В определенное время эти датчики включились и начали замерять время и температуру. По одному датчику в специальной оболочке водолазы проглатывали. Еще по два датчика находилось между телом и утеплителем, между утеплителем и гидрокостюмом, — объяснил Губин.

Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

Состояние аквалангистов фиксировали до, во время и после погружения. Сейчас все датчики собрали. Институт данные считает и расшифрует.

— Этот опыт мы накапливаем. Не секрет, что сейчас идет борьба за Арктику. Весь мир стремится туда. Есть президентская программа освоения Арктики. В этом плане мы идем в ногу со временем, — отметил Губин.

Подготовка к 10-часовому погружению велась не один год. В прошлом году дайверы смогли провести подо льдом шесть часов. 

— До шести часов мы понимали, что будет и физиологически, и психологически. Сколько баллонов газа нужно, сколько еды. На мой взгляд, мы сделали героический шаг, перепрыгнув с шести часов сразу на 10. До шести часов все было легко, после — начинаешь бороться с собой. Хочется найти причину, по которой ты больше не можешь сидеть. Не буду лгать, была такая мысль: может, себе что-то разгерметизировать и сказать, что я больше не смог, извините. Смотрите, у меня полный костюм воды. Но находишь в себе силы. Смотришь на партнера и думаешь: «Вот он сидит, а ты почему не можешь?» — рассказывает аквалангист Максим Астахов.

Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

Подо льдом дайверам было чем себя занять. По словам Астахова, один член команды почти все время находился на одном месте и решал математические задачки. Также во время погружения идет постоянная работа со снаряжением: переключение газов, ротация стейджей.

— Кушали детское питание — фруктовое пюре. Мне, если честно, попадалась только груша. Из 80 пакетиков была всегда груша. Она мне не понравилась с первого раза. Но до меня еда доходила в последнюю очередь, поэтому пришлось ее употреблять. Также чай приносили в пластмассовых спортивных бутылках. Когда выпиваешь теплый чай под водой, понимаешь, насколько снаружи холодно, — рассказывает Максим.

Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

Аквалангисты между собой общались жестами или переписывались на планшете. Это табличка, которую дети используют для лепки пластилина.

— У нас все детское было: и питание, и планшеты, только задача взрослая, — подчеркнул Астахов.

Два самых тяжелых фактора, которые воздействуют на аквалангистов, — холод и снаряжение. Каждый аквалангист тащит 11 баллонов с газом: два — основные и девять — запасных. По словам Астахова, общий вес составляет 70-80 кг, причем без учета веса самого дайвера.

— Плюс одежда около 25 кг. Где-то под сотку они на себе тащат, — добавляет Шиллер.

Весь мир стремится в Арктику, а раньше других туда доберутся татарстанцы

Говоря о финансовой составляющей исследований, руководитель отряда отметил, что в среднем проект стоит 8 млн рублей без учета условий местности, устройства лагеря и транспортировки. 

— Спонсорство на сегодняшний день, на мой взгляд, превратилось в рекламное партнерство. Один регулятор, который мы использовали, стоит порядка 1 000 евро. Чтобы вы понимали, аквалангист должен иметь порядка девяти регуляторов. Есть заводы, которые их производят и хотят протестировать. Ребята тестировали в этом погружении российское производство. Параллельно тестировали английское и французское. Эти работы позволяют снижать финансовую нагрузку, поскольку производитель заинтересован в участии в таких экспериментах, — рассказывает Шиллер.

В завершение руководитель отряда также добавил, что погружение аквалангисты совершили на родине, поскольку хотели напомнить о том, что Татарстан — это межнациональная и межконфессиональная республика. Одна команда чего стоит: Дмитрий Шиллер из Германии, Божана Остойич из Сербии, суппорт-дайверы из Мурманска и Вологды.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *