«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

Рассказываем
Рассказываем, чем живет основное хранилище Татарстана.

За большим количеством перечисленных итоговых показателей наблюдатель со стороны может не понять, чем именно сейчас, в эпоху всевластия интернета и соцсетей, занимается Госкомитет архива Татарстана. На самом деле отрасль сегодня в полную силу переживает период тотальной цифровизации. 

— Совместно с Министерством юстиции республики ведется работа по оцифровке нормативных актов к столетию ТАССР. Оцифровано более 23 тысяч единиц хранения — это более 4 миллионов листов. Если сложить их друг на друга, то получится колонна высотой 440 метров. Это на 160 метров выше Эйфелевой башни. Всего по этому проекту в Единой архивной информационной системе размещено около 90 тысяч электронных копий документов, — рассказывает председатель республиканского Госкомитета по архивному делу Гульнара Габдрахманова

«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

В ближайший год планируют перевести в цифру кинодокументы и другие видеоматериалы телерадиокомпании «Татарстан», объем которых составляет 2,5 тысячи бабин, а длина пленки — более 125 км. Это как расстояние от Казани до Чистополя. 

Технологии технологиями, но основное рабочее время сотрудники архивов тратят на исполнение социально-правовых запросов от населения. В прошлом году было направлено во все архивы Татарстана, в том числе и в муниципальные, более 97,5 тысячи запросов, в основном связанных с пенсионным обеспечением. Люди пытаются восстановить документы касательно стажа своей работы на том или ином предприятии, получить социальные льготы и компенсации. 

Гульнара Габдрахманова посетовала, что зарплата у архивистов очень скромная, около 20 тысяч рублей, то есть менее 60% от средней зарплаты по Татарстану. 

«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

Другое интересное направление, с которым архивисты работают каждый день, — генеалогические запросы. В прошлом году таких от населения поступило 2,2 тысячи. Это в два раза больше, чем годом ранее.  

— Каждая семья имеет свою историю, тайны и загадки. Генеалогические исследования, архивные документы являются своего рода достоверным ключом к их разгадке. Архивистами реализован уникальный генеалогический проект. Мы исследовали родословную целой деревни Мингер Сабинского района. Нам удалось изучить генеалогию современных жителей Мингер вплоть до второй половины XVIII века. Более 3,2 тысячи персоналий, то есть 65 семей, были опрошены, — рассказывает глава Госкомархива РТ.

«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

Рассуждая на тему работы республиканского архива, председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин заметил, что если на коллегии Минэкономики, Минпромышленности или Минтруда мы видим какие-то конкретные результаты работы — построенные здания, надземные площадки, благоустроенные озера, то у Госкомархива работу вот так воочию не потрогать. И оценить её как-то очень сложно. 

— По сути, эта работа не уступает каждодневной нашей созидательной работе. Без сохранения и знания своей истории в документах и архивах, семейных реликвий не представляется возможной наша жизнь, качественная работа ученых. Хранение — это конечный этап, сегодня важно, насколько нам удается работать с теми, кто должен сдавать документы в архив, — заявил Фарид Мухаметшин.

«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

Таким образом, он ответил на реплику Гульнары Габдрахмановой, которая сетовала, что становится очень трудно запрашивать для хранения документы у предприятий Казани и Татарстана. А это, в свою очередь, усложнит установление данных, если работавшие на предприятии люди обратятся в архив за справками. 

Председателя парламента Татарстана впечатлили слова главы Госкомархива относительно генеалогических исследований. У татар составленная родословная называется «шәҗәрә», то есть генеалогическое древо.

— Я в своё время по-татарски слово шәҗәрә не знал. У меня татарский язык был на троечку. Но как-то я спросил, что это такое? И мне Туфан Миннулин очень хорошо всё объяснил. Он сказал: если ты не знаешь семь колен своих родителей, то тебе никакой шәҗәрә не нужен. Какой из тебя татарин?! — вспоминал Фарид Мухаметшин. 

«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

Глава Госсовета РТ подписал договор дарения документов личного происхождения Госкомархиву РТ. Таким образом, Мухаметшин положил начало новой традиции передачи в дар личных документов. Он отправил в архив свою диссертацию на соискание ученой степени доктора политических наук и рассказал историю её защиты. 

— Я защитил в 2001 году докторскую диссертацию на тему «Федеративные отношения как фактор социально-политического развития республики, субъекта Российской Федерации». Это тогда, когда мы объявляли суверенитет, референдум проводили. Тогда федеральный центр на дыбы встал, — рассказывает Мухаметшин. — Я защищал свою докторскую в Москве, в Академии государственной службы президента Российской Федерации. На эту защиту приехали даже те, кто должен был ехать на похороны своего отца. Приезжай и проголосуй против его докторской, говорили тогда. Я докторскую три часа защищал. Доказывал, что надо дать полномочия субъекту Российской Федерации, что надо отпустить немножко вожжи. И от этого мы только выиграем. Россия — большая страна. Иначе она распадется. Диссертацию я защитил. После этого меня пригласили на защиту в ВАК (Высшая аттестационная комиссия. — Ред.). Оказывается, есть такая структура. Я ведь не ученый. Защищал по совокупности и как практик. На президиум ВАК пригласили генералов спецслужбы. Но и там я защитил докторскую. 

«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

После этого, продолжает Мухаметшин, ему ещё два месяца не подписывали документы. Тогда коллеги советовали политику забрать докторскую, перевести 30 экземпляров на английский язык и отправиться защищаться в любой европейский университет. Председатель Госсовета так и поступил — пришел в ВАК и заявил о своем намерении забрать докторскую, в ответ ему тут же подписали все документы. Так Фарид Мухаметшин стал доктором наук. 

«Без сохранения документов в архивах невозможна качественная работа ученых»

Теперь эта история — часть большого архива Татарстана и будущие поколения семьи Мухаметшиных смогут легко изучить те научные труды, которые были когда-то написаны.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *