Секс-просвету - нет! Почему школьникам никогда не расскажут об Этом

Автор фото: KazanFirst
Общество 10:00 / 16 февраля
8
Секс-просвету - нет! Почему школьникам никогда не расскажут об Этом

Обсуждаем с экспертами и родителями, нужны ли в школах уроки полового воспитания.

Уроки сексуального воспитания - известная в мире практика. Во многих странах детям об этом рассказывают с середины прошлого века, что дало положительные результаты. В России эта тема остается достаточно табуированной и говорят о ней с неохотой. Редакция KazanFirst решила разобраться, что же думают заинтересованные стороны - министерство образования и науки республики, представители религиозных организаций, психологи и сами родители. Выводы неутешительные, единого, сформированного мнения нет – оно аморфно и беззубо. 

Зачем оно вообще нужно? 

Сегодня о половом просвещении рассказывают в Африке, Индии, Китае, Америке и, конечно, Европе. Например, в странах Африки благодаря введению такого урока удалось значительно снизить количество фактов передачи ВИЧ/СПИД-инфекций, а также сократить число нежелательных детских беременностей и абортов. 

В Европе же сексуально просвещают с 60-х годов прошлого столетия. Познавать азы начинают в возрасте от 5 до 14 лет, в зависимости от страны. Например, в Англии программа включает в себя информацию о физических изменениях, а рассказывать о безопасном сексе или нет - решать педагогам. В Германии программа «расширенная» - помимо «традиционных» тем затрагивается вопрос незапланированной беременности, сексуального насилия и гомосексуальности. В Голландии просвещают детей в возрасте 4-7 лет, что дало потрясающие результаты - это страна с самым низким уровнем подростковой беременности. Финляндия и Франция интегрировали уроки взросления в школьную программу и рассказывают детям о воспитании наравне с биологией, химией, историей и другими предметами. В Швеции и Швейцарии все это так же в обязательной программе. 

А что в России? 

В 2005 году в России появилась самая молодая мать - пятиклашка. 11-летняя Валя Исаева забеременела, а потом родила от своего совершеннолетнего друга. В 2011 году 14-летний пермяк Миша Николаев стал самым молодым российским отцом, а матерью ребенка - его двоюродная сестра-погодка. 

Разговоры о введении уроков полового воспитания у нас начали в 90-е. Однако остались просто разговорами. В 2013-м к этому вопросу попытались вернуться, но Уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов (был в должности до 2016 года. - Ред.) заявлял, что в стране секс-просвет «Никогда не появится». 

После этого главный защитник детей направил письмо в адрес министерства образования и науки, тогда еще возглавляемого Дмитрием Ливановым, в котором он настоятельно рекомендовал не вводить ни уроки, ни факультативы по теме сексуального просвещения среди детей, потому что пропаганда полового воспитания грозит развратом и беспорядочным образом жизни и сделает детей более уязвимыми в вопросе половой неприкосновенности. 

Кандидат психологических наук Борис Шапиро считает, что введение подобных уроков - это не только рассказы о сексуальной жизни, но и профилактика заболеваний, передающихся половым путем, - СПИД, ВИЧ, и что самое важное - ранней нежелательной беременности и детских абортов. 

- С одной стороны, тема секса все еще является табу для школы и в какой-то степени для семьи. С другой, нет ничего проще, чем отыскать в интернете порнографию - даже ребенку, - уверен Шапиро. 

Как относится религия к таким урокам? 

Духовное управление мусульман Татарстана приводит в пример используемую практику преподавания уроков ахляка в исламских учебных заведениях республики. 

- Дисциплина «Ахляк» (нравственность) является одной из основных исламских наук и наряду с акыдой и фикхом занимает важное место в системе исламских знаний в целом и в системе мусульманского образования в Татарстане. Учебная дисциплина позволяет учащимся освоить этические предписания ислама и воспитать в себе стремление к нравственному самосовершенствованию. Если уроки сексуального воспитания в школе являются вынужденной мерой по борьбе с последствиями молодежной нравственной распущенности, то уроки ахляка, которые преподаются в исламских учебных заведениях, по сути, формируют у подрастающего поколения мусульман с малолетства общечеловеческое ценностное отношение к целомудрию, материнству и отцовству, к семейным традициям, а значит, и духовный иммунитет к беспорядочному образу жизни, - уверены в татарстанском муфтияте. 

Они уточняют, сегодня у ДУМ нет возможности каким-то образом влиять на воспитательный процесс в школах. Тем не менее в исламском образовании действует раздельное обучение: для мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин, что позволяет затрагивать на занятиях вопросы сокровенного характера.

Настоятель храма Кирилла Белозерского отец Сафроний - противник такого вида уроков. Он мотивирует это тем, что объяснять ребенку, откуда берутся дети и как это происходит, - неправильно. Вопрос полового воспитания является очень тонким и находится на грани, да и успешный опыт Африки и Голландии, о котором говорят эксперты, считает неподтвержденным.

- Если детям в 12 лет скажут "предохраняйтесь", это станет узакониванием сексуальной жизни в этом возрасте, - полагает священнослужитель.  

В качестве альтернативы подобным предметам отец Сафроний предлагает ввести уроки «Благочестия», на которых рассказывали бы о сохранении детства с примерами этого самого благочестия, объясняли, что «ты дочь своей матери, твоя мать была чистой, святой и остается такой, потому что родила тебя, а не убила». 

С религией понятно, что думают чиновники? 

В пресс-службе министерства образования и науки Татарстана журналисту KazanFirst уточнили, что с 2016 года в республиканских школах существует факультатив «Семьеведение», на котором детям рассказывают о семейной жизни, уважении к себе и другим и взаимоуважении к противоположному полу. Тем не менее в ведомстве придерживаются позиции, что сексуально просвещать ребенка должны родители, а не школа. 

- Важно, чтобы родитель сам был готов говорить о вопросах взаимоотношения мужчины и женщины, не стыдился этой темы, был честен и спокоен. А значит, большее внимания стоит уделить тому, как научить наших мам и пап говорить со своими детьми на эту тему: как говорить, что говорить, в каком возрасте, - значится в ответе министерства на запрос KazanFirst. 

Руководитель пресс-службы ведомства Алсу Мухаметова говорит, что вопрос введения таких уроков поднимается часто, а сама тема должна быть доступна для обсуждения. 

- Замалчивая её, не давая нашим детям ответы на интересующие их вопросы, мы рискуем не только утратить с ними контакт, но и допустить поиск ответов в совершенно некомпетентных, а зачастую и опасных для ребенка источниках, - уверена собеседница.

Каково мнение родителей? 

Как оказалось, родители тоже не ратуют за введение подобных уроков, на которых их детям рассказывали бы не о пестиках и тычинках, а о сексе и профилактике ВИЧ/СПИД.

- Я против полового воспитания в школе. Просвещать - это обязанность семьи. Помню свои учебные годы, когда нас пытались «просвещать». Это загнали всех девочек в один класс и начали что-то рассказывать. Было очень странно, стыдно и неудобно, хотелось развернуться и уйти. А уйти нельзя было, это вроде «урок». Не представляю, как эти темы можно выносить на всеобщее обсуждение, да ещё с незнакомыми людьми или учителями. Помню уроки анатомии в школе в старших классах - учителя краснели и перелистывали неудобные темы со словами «дома просто прочитайте». Все должно идти от семьи, а не от бюджетного учреждения в виде школы, которое выполняет лишь план урока или то, что скажут. Чисто ради галочки. Этого быть не должно. Половое воспитание должно вестись только в семье, - уверена мама двух мальчиков 15 и 17 лет Екатерина Матвеева

Собеседница добавляет, что дети - народ любопытный. Если им что-то показывать, они обязательно захотят это попробовать.

- Мы же не рассказываем на уроке физики или химии, как сделать бомбу или пулю. Потому что подозреваем, что у многих детей проснется интерес к экспериментам. Ну давайте расскажем им про ВИЧ, как предохраняться. Они начнут ведь пробовать, - считает Матвеева.

А другие мнения есть?

Кандидат наук доцент кафедры психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин уверен, вводить предмет, который будет рассказывать об ответственном отношении между мужчиной и женщиной, необходимо. Особенно это актуально будет для мальчиков, которые, по его мнению, зачастую отстают в развитии. При этом эксперт уверен, что рассказывать об этом как в деревнях - с использованием «морковки и бублика» - нельзя. 

Процесс должен быть интересным, полезным, полноценным и не вызывать смех, так, чтобы не было барьера. Всё это напрямую зависит от учителя. 

- Если математик может писать и выводить формулы, то здесь нужен особый подход. Чтобы не было скованности, неудобства, - высказывает он мнение и приводит историю, как к ним в школу приходила другая учительница, их класс разводили по кабинетам и рассказывали «про Это». 

Гарифуллин полагает, что уроки полового воспитания не должны фокусироваться на проблемах ранней беременности, заражения инфекциями, передающимися половым путем, и других негативных моментах. Говорить о сексуальной самоидентификации стоит, но опять-таки не акцентировать внимание на этом.

КОММЕНТАРИИ (3)
Светлана
Мнения против у взрослого поколения только подтверждают, что об этом с детьми надо разговаривать. Вы выросли зашоренными и не готовы говорить об этом с детьми даже сейчас, когда информацию ребёнок может получить любую в интернете. А если бы ваши родители говорили с вами на такие темы, то это было бы нормально. Что в этом ненормального?
6
ОТВЕТИТЬ
Сергей
Спросил у нескольких специалистов (врачей, психологов) как парню с 13 до 18 прожить без секса, природа ведь требует. Один врач в ответ все время твердил: "О сексе мы говорим только с 18 лет!" Второй сказал: "Наука не знает как помочь в этом вопросе людям в таком возрасте!" Психологи говорили, что надо отвлекать: работа, спорт, увлечения. Но на вопрос зачем эта природа просыпается так рано ничего сказать не смогли. Мамы, папы (бабушки, дедушки тем более) стыдливо уходят от разговоров, а природа требует! Вот поэтому наши дети (те, кому от 11 до 18) и разузнают все сами, методом про и ошибок. А мы рассуждаем да философствуем. И отстаем от Запада и Африки даже в этом.
4
ОТВЕТИТЬ
наил
Дети что, не смотрят телепередачу "Жить здорово?" Там откровенно внятно рассказывают откуда берутся дети, как происходит зачатие, какие болезни, как от них сохранятся и т. д ... Вот хороший пример, как можно преподавать в 9-10 классах
-2
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Тест: Друзь или не Друзь

Общество 09:12 / 16 февраля
Тест: Друзь или не Друзь

Ответь на те же вопросы, что достались знатоку в «Что? Где? Когда?». 

Сенсация последних дней: Александр Друзь отстранен от участия в знаменитой телевикторине «Что? Где? Когда?». Так его наказали за скандал, связанный с игрой «Кто хочет стать миллионером?». Редактор этой игры Илья Бер заявил, что Друзь предложил ему поделить выигрыш в обмен на правильные ответы. Знаток парировал, что все было наоборот - это Бер предложил сделку, а он ему лишь подыграл. И тот, и другой теперь отстранены от участия в обоих телепроектах на неопределенный срок. 

Если для вас «Что? Где? Когда?» без Друзя как «Ютуб» без Дудя, то попробуйте успокоить себя нашим тестом и побудьте знатоком, отвечая на вопросы из «ЧГК», на которые в разное время отвечал Александр Друзь.

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх