Секс-просвету - нет! Почему школьникам никогда не расскажут об Этом

Обсуждаем с экспертами и родителями, нужны ли в школах уроки полового воспитания.

Уроки сексуального воспитания - известная в мире практика. Во многих странах детям об этом рассказывают с середины прошлого века, что дало положительные результаты. В России эта тема остается достаточно табуированной и говорят о ней с неохотой. Редакция KazanFirst решила разобраться, что же думают заинтересованные стороны - министерство образования и науки республики, представители религиозных организаций, психологи и сами родители. Выводы неутешительные, единого, сформированного мнения нет – оно аморфно и беззубо. 

Зачем оно вообще нужно? 

Сегодня о половом просвещении рассказывают в Африке, Индии, Китае, Америке и, конечно, Европе. Например, в странах Африки благодаря введению такого урока удалось значительно снизить количество фактов передачи ВИЧ/СПИД-инфекций, а также сократить число нежелательных детских беременностей и абортов. 

В Европе же сексуально просвещают с 60-х годов прошлого столетия. Познавать азы начинают в возрасте от 5 до 14 лет, в зависимости от страны. Например, в Англии программа включает в себя информацию о физических изменениях, а рассказывать о безопасном сексе или нет - решать педагогам. В Германии программа «расширенная» - помимо «традиционных» тем затрагивается вопрос незапланированной беременности, сексуального насилия и гомосексуальности. В Голландии просвещают детей в возрасте 4-7 лет, что дало потрясающие результаты - это страна с самым низким уровнем подростковой беременности. Финляндия и Франция интегрировали уроки взросления в школьную программу и рассказывают детям о воспитании наравне с биологией, химией, историей и другими предметами. В Швеции и Швейцарии все это так же в обязательной программе. 

А что в России? 

В 2005 году в России появилась самая молодая мать - пятиклашка. 11-летняя Валя Исаева забеременела, а потом родила от своего совершеннолетнего друга. В 2011 году 14-летний пермяк Миша Николаев стал самым молодым российским отцом, а матерью ребенка - его двоюродная сестра-погодка. 

Разговоры о введении уроков полового воспитания у нас начали в 90-е. Однако остались просто разговорами. В 2013-м к этому вопросу попытались вернуться, но Уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов (был в должности до 2016 года. - Ред.) заявлял, что в стране секс-просвет «Никогда не появится». 

После этого главный защитник детей направил письмо в адрес министерства образования и науки, тогда еще возглавляемого Дмитрием Ливановым, в котором он настоятельно рекомендовал не вводить ни уроки, ни факультативы по теме сексуального просвещения среди детей, потому что пропаганда полового воспитания грозит развратом и беспорядочным образом жизни и сделает детей более уязвимыми в вопросе половой неприкосновенности. 

Кандидат психологических наук Борис Шапиро считает, что введение подобных уроков - это не только рассказы о сексуальной жизни, но и профилактика заболеваний, передающихся половым путем, - СПИД, ВИЧ, и что самое важное - ранней нежелательной беременности и детских абортов. 

- С одной стороны, тема секса все еще является табу для школы и в какой-то степени для семьи. С другой, нет ничего проще, чем отыскать в интернете порнографию - даже ребенку, - уверен Шапиро. 

Как относится религия к таким урокам? 

Духовное управление мусульман Татарстана приводит в пример используемую практику преподавания уроков ахляка в исламских учебных заведениях республики. 

- Дисциплина «Ахляк» (нравственность) является одной из основных исламских наук и наряду с акыдой и фикхом занимает важное место в системе исламских знаний в целом и в системе мусульманского образования в Татарстане. Учебная дисциплина позволяет учащимся освоить этические предписания ислама и воспитать в себе стремление к нравственному самосовершенствованию. Если уроки сексуального воспитания в школе являются вынужденной мерой по борьбе с последствиями молодежной нравственной распущенности, то уроки ахляка, которые преподаются в исламских учебных заведениях, по сути, формируют у подрастающего поколения мусульман с малолетства общечеловеческое ценностное отношение к целомудрию, материнству и отцовству, к семейным традициям, а значит, и духовный иммунитет к беспорядочному образу жизни, - уверены в татарстанском муфтияте. 

Они уточняют, сегодня у ДУМ нет возможности каким-то образом влиять на воспитательный процесс в школах. Тем не менее в исламском образовании действует раздельное обучение: для мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин, что позволяет затрагивать на занятиях вопросы сокровенного характера.

Настоятель храма Кирилла Белозерского отец Сафроний - противник такого вида уроков. Он мотивирует это тем, что объяснять ребенку, откуда берутся дети и как это происходит, - неправильно. Вопрос полового воспитания является очень тонким и находится на грани, да и успешный опыт Африки и Голландии, о котором говорят эксперты, считает неподтвержденным.

- Если детям в 12 лет скажут "предохраняйтесь", это станет узакониванием сексуальной жизни в этом возрасте, - полагает священнослужитель.  

В качестве альтернативы подобным предметам отец Сафроний предлагает ввести уроки «Благочестия», на которых рассказывали бы о сохранении детства с примерами этого самого благочестия, объясняли, что «ты дочь своей матери, твоя мать была чистой, святой и остается такой, потому что родила тебя, а не убила». 

С религией понятно, что думают чиновники? 

В пресс-службе министерства образования и науки Татарстана журналисту KazanFirst уточнили, что с 2016 года в республиканских школах существует факультатив «Семьеведение», на котором детям рассказывают о семейной жизни, уважении к себе и другим и взаимоуважении к противоположному полу. Тем не менее в ведомстве придерживаются позиции, что сексуально просвещать ребенка должны родители, а не школа. 

- Важно, чтобы родитель сам был готов говорить о вопросах взаимоотношения мужчины и женщины, не стыдился этой темы, был честен и спокоен. А значит, большее внимания стоит уделить тому, как научить наших мам и пап говорить со своими детьми на эту тему: как говорить, что говорить, в каком возрасте, - значится в ответе министерства на запрос KazanFirst. 

Руководитель пресс-службы ведомства Алсу Мухаметова говорит, что вопрос введения таких уроков поднимается часто, а сама тема должна быть доступна для обсуждения. 

- Замалчивая её, не давая нашим детям ответы на интересующие их вопросы, мы рискуем не только утратить с ними контакт, но и допустить поиск ответов в совершенно некомпетентных, а зачастую и опасных для ребенка источниках, - уверена собеседница.

Каково мнение родителей? 

Как оказалось, родители тоже не ратуют за введение подобных уроков, на которых их детям рассказывали бы не о пестиках и тычинках, а о сексе и профилактике ВИЧ/СПИД.

- Я против полового воспитания в школе. Просвещать - это обязанность семьи. Помню свои учебные годы, когда нас пытались «просвещать». Это загнали всех девочек в один класс и начали что-то рассказывать. Было очень странно, стыдно и неудобно, хотелось развернуться и уйти. А уйти нельзя было, это вроде «урок». Не представляю, как эти темы можно выносить на всеобщее обсуждение, да ещё с незнакомыми людьми или учителями. Помню уроки анатомии в школе в старших классах - учителя краснели и перелистывали неудобные темы со словами «дома просто прочитайте». Все должно идти от семьи, а не от бюджетного учреждения в виде школы, которое выполняет лишь план урока или то, что скажут. Чисто ради галочки. Этого быть не должно. Половое воспитание должно вестись только в семье, - уверена мама двух мальчиков 15 и 17 лет Екатерина Матвеева

Собеседница добавляет, что дети - народ любопытный. Если им что-то показывать, они обязательно захотят это попробовать.

- Мы же не рассказываем на уроке физики или химии, как сделать бомбу или пулю. Потому что подозреваем, что у многих детей проснется интерес к экспериментам. Ну давайте расскажем им про ВИЧ, как предохраняться. Они начнут ведь пробовать, - считает Матвеева.

А другие мнения есть?

Кандидат наук доцент кафедры психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин уверен, вводить предмет, который будет рассказывать об ответственном отношении между мужчиной и женщиной, необходимо. Особенно это актуально будет для мальчиков, которые, по его мнению, зачастую отстают в развитии. При этом эксперт уверен, что рассказывать об этом как в деревнях - с использованием «морковки и бублика» - нельзя. 

Процесс должен быть интересным, полезным, полноценным и не вызывать смех, так, чтобы не было барьера. Всё это напрямую зависит от учителя. 

- Если математик может писать и выводить формулы, то здесь нужен особый подход. Чтобы не было скованности, неудобства, - высказывает он мнение и приводит историю, как к ним в школу приходила другая учительница, их класс разводили по кабинетам и рассказывали «про Это». 

Гарифуллин полагает, что уроки полового воспитания не должны фокусироваться на проблемах ранней беременности, заражения инфекциями, передающимися половым путем, и других негативных моментах. Говорить о сексуальной самоидентификации стоит, но опять-таки не акцентировать внимание на этом.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Светлана
Мнения против у взрослого поколения только подтверждают, что об этом с детьми надо разговаривать. Вы выросли зашоренными и не готовы говорить об этом с детьми даже сейчас, когда информацию ребёнок может получить любую в интернете. А если бы ваши родители говорили с вами на такие темы, то это было бы нормально. Что в этом ненормального?
6
0
Ответить

Сергей
Спросил у нескольких специалистов (врачей, психологов) как парню с 13 до 18 прожить без секса, природа ведь требует. Один врач в ответ все время твердил: "О сексе мы говорим только с 18 лет!" Второй сказал: "Наука не знает как помочь в этом вопросе людям в таком возрасте!" Психологи говорили, что надо отвлекать: работа, спорт, увлечения. Но на вопрос зачем эта природа просыпается так рано ничего сказать не смогли. Мамы, папы (бабушки, дедушки тем более) стыдливо уходят от разговоров, а природа требует! Вот поэтому наши дети (те, кому от 11 до 18) и разузнают все сами, методом про и ошибок. А мы рассуждаем да философствуем. И отстаем от Запада и Африки даже в этом.
4
0
Ответить

наил
Дети что, не смотрят телепередачу "Жить здорово?" Там откровенно внятно рассказывают откуда берутся дети, как происходит зачатие, какие болезни, как от них сохранятся и т. д ... Вот хороший пример, как можно преподавать в 9-10 классах
-2
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite