Секс-просвету - нет! Почему школьникам никогда не расскажут об Этом

Автор фото: KazanFirst
Общество 10:00 / 16 февраля
8
Секс-просвету - нет! Почему школьникам никогда не расскажут об Этом

Обсуждаем с экспертами и родителями, нужны ли в школах уроки полового воспитания.

Уроки сексуального воспитания - известная в мире практика. Во многих странах детям об этом рассказывают с середины прошлого века, что дало положительные результаты. В России эта тема остается достаточно табуированной и говорят о ней с неохотой. Редакция KazanFirst решила разобраться, что же думают заинтересованные стороны - министерство образования и науки республики, представители религиозных организаций, психологи и сами родители. Выводы неутешительные, единого, сформированного мнения нет – оно аморфно и беззубо. 

Зачем оно вообще нужно? 

Сегодня о половом просвещении рассказывают в Африке, Индии, Китае, Америке и, конечно, Европе. Например, в странах Африки благодаря введению такого урока удалось значительно снизить количество фактов передачи ВИЧ/СПИД-инфекций, а также сократить число нежелательных детских беременностей и абортов. 

В Европе же сексуально просвещают с 60-х годов прошлого столетия. Познавать азы начинают в возрасте от 5 до 14 лет, в зависимости от страны. Например, в Англии программа включает в себя информацию о физических изменениях, а рассказывать о безопасном сексе или нет - решать педагогам. В Германии программа «расширенная» - помимо «традиционных» тем затрагивается вопрос незапланированной беременности, сексуального насилия и гомосексуальности. В Голландии просвещают детей в возрасте 4-7 лет, что дало потрясающие результаты - это страна с самым низким уровнем подростковой беременности. Финляндия и Франция интегрировали уроки взросления в школьную программу и рассказывают детям о воспитании наравне с биологией, химией, историей и другими предметами. В Швеции и Швейцарии все это так же в обязательной программе. 

А что в России? 

В 2005 году в России появилась самая молодая мать - пятиклашка. 11-летняя Валя Исаева забеременела, а потом родила от своего совершеннолетнего друга. В 2011 году 14-летний пермяк Миша Николаев стал самым молодым российским отцом, а матерью ребенка - его двоюродная сестра-погодка. 

Разговоры о введении уроков полового воспитания у нас начали в 90-е. Однако остались просто разговорами. В 2013-м к этому вопросу попытались вернуться, но Уполномоченный по правам ребёнка Павел Астахов (был в должности до 2016 года. - Ред.) заявлял, что в стране секс-просвет «Никогда не появится». 

После этого главный защитник детей направил письмо в адрес министерства образования и науки, тогда еще возглавляемого Дмитрием Ливановым, в котором он настоятельно рекомендовал не вводить ни уроки, ни факультативы по теме сексуального просвещения среди детей, потому что пропаганда полового воспитания грозит развратом и беспорядочным образом жизни и сделает детей более уязвимыми в вопросе половой неприкосновенности. 

Кандидат психологических наук Борис Шапиро считает, что введение подобных уроков - это не только рассказы о сексуальной жизни, но и профилактика заболеваний, передающихся половым путем, - СПИД, ВИЧ, и что самое важное - ранней нежелательной беременности и детских абортов. 

- С одной стороны, тема секса все еще является табу для школы и в какой-то степени для семьи. С другой, нет ничего проще, чем отыскать в интернете порнографию - даже ребенку, - уверен Шапиро. 

Как относится религия к таким урокам? 

Духовное управление мусульман Татарстана приводит в пример используемую практику преподавания уроков ахляка в исламских учебных заведениях республики. 

- Дисциплина «Ахляк» (нравственность) является одной из основных исламских наук и наряду с акыдой и фикхом занимает важное место в системе исламских знаний в целом и в системе мусульманского образования в Татарстане. Учебная дисциплина позволяет учащимся освоить этические предписания ислама и воспитать в себе стремление к нравственному самосовершенствованию. Если уроки сексуального воспитания в школе являются вынужденной мерой по борьбе с последствиями молодежной нравственной распущенности, то уроки ахляка, которые преподаются в исламских учебных заведениях, по сути, формируют у подрастающего поколения мусульман с малолетства общечеловеческое ценностное отношение к целомудрию, материнству и отцовству, к семейным традициям, а значит, и духовный иммунитет к беспорядочному образу жизни, - уверены в татарстанском муфтияте. 

Они уточняют, сегодня у ДУМ нет возможности каким-то образом влиять на воспитательный процесс в школах. Тем не менее в исламском образовании действует раздельное обучение: для мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин, что позволяет затрагивать на занятиях вопросы сокровенного характера.

Настоятель храма Кирилла Белозерского отец Сафроний - противник такого вида уроков. Он мотивирует это тем, что объяснять ребенку, откуда берутся дети и как это происходит, - неправильно. Вопрос полового воспитания является очень тонким и находится на грани, да и успешный опыт Африки и Голландии, о котором говорят эксперты, считает неподтвержденным.

- Если детям в 12 лет скажут "предохраняйтесь", это станет узакониванием сексуальной жизни в этом возрасте, - полагает священнослужитель.  

В качестве альтернативы подобным предметам отец Сафроний предлагает ввести уроки «Благочестия», на которых рассказывали бы о сохранении детства с примерами этого самого благочестия, объясняли, что «ты дочь своей матери, твоя мать была чистой, святой и остается такой, потому что родила тебя, а не убила». 

С религией понятно, что думают чиновники? 

В пресс-службе министерства образования и науки Татарстана журналисту KazanFirst уточнили, что с 2016 года в республиканских школах существует факультатив «Семьеведение», на котором детям рассказывают о семейной жизни, уважении к себе и другим и взаимоуважении к противоположному полу. Тем не менее в ведомстве придерживаются позиции, что сексуально просвещать ребенка должны родители, а не школа. 

- Важно, чтобы родитель сам был готов говорить о вопросах взаимоотношения мужчины и женщины, не стыдился этой темы, был честен и спокоен. А значит, большее внимания стоит уделить тому, как научить наших мам и пап говорить со своими детьми на эту тему: как говорить, что говорить, в каком возрасте, - значится в ответе министерства на запрос KazanFirst. 

Руководитель пресс-службы ведомства Алсу Мухаметова говорит, что вопрос введения таких уроков поднимается часто, а сама тема должна быть доступна для обсуждения. 

- Замалчивая её, не давая нашим детям ответы на интересующие их вопросы, мы рискуем не только утратить с ними контакт, но и допустить поиск ответов в совершенно некомпетентных, а зачастую и опасных для ребенка источниках, - уверена собеседница.

Каково мнение родителей? 

Как оказалось, родители тоже не ратуют за введение подобных уроков, на которых их детям рассказывали бы не о пестиках и тычинках, а о сексе и профилактике ВИЧ/СПИД.

- Я против полового воспитания в школе. Просвещать - это обязанность семьи. Помню свои учебные годы, когда нас пытались «просвещать». Это загнали всех девочек в один класс и начали что-то рассказывать. Было очень странно, стыдно и неудобно, хотелось развернуться и уйти. А уйти нельзя было, это вроде «урок». Не представляю, как эти темы можно выносить на всеобщее обсуждение, да ещё с незнакомыми людьми или учителями. Помню уроки анатомии в школе в старших классах - учителя краснели и перелистывали неудобные темы со словами «дома просто прочитайте». Все должно идти от семьи, а не от бюджетного учреждения в виде школы, которое выполняет лишь план урока или то, что скажут. Чисто ради галочки. Этого быть не должно. Половое воспитание должно вестись только в семье, - уверена мама двух мальчиков 15 и 17 лет Екатерина Матвеева

Собеседница добавляет, что дети - народ любопытный. Если им что-то показывать, они обязательно захотят это попробовать.

- Мы же не рассказываем на уроке физики или химии, как сделать бомбу или пулю. Потому что подозреваем, что у многих детей проснется интерес к экспериментам. Ну давайте расскажем им про ВИЧ, как предохраняться. Они начнут ведь пробовать, - считает Матвеева.

А другие мнения есть?

Кандидат наук доцент кафедры психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин уверен, вводить предмет, который будет рассказывать об ответственном отношении между мужчиной и женщиной, необходимо. Особенно это актуально будет для мальчиков, которые, по его мнению, зачастую отстают в развитии. При этом эксперт уверен, что рассказывать об этом как в деревнях - с использованием «морковки и бублика» - нельзя. 

Процесс должен быть интересным, полезным, полноценным и не вызывать смех, так, чтобы не было барьера. Всё это напрямую зависит от учителя. 

- Если математик может писать и выводить формулы, то здесь нужен особый подход. Чтобы не было скованности, неудобства, - высказывает он мнение и приводит историю, как к ним в школу приходила другая учительница, их класс разводили по кабинетам и рассказывали «про Это». 

Гарифуллин полагает, что уроки полового воспитания не должны фокусироваться на проблемах ранней беременности, заражения инфекциями, передающимися половым путем, и других негативных моментах. Говорить о сексуальной самоидентификации стоит, но опять-таки не акцентировать внимание на этом.

КОММЕНТАРИИ (3)
Светлана
Мнения против у взрослого поколения только подтверждают, что об этом с детьми надо разговаривать. Вы выросли зашоренными и не готовы говорить об этом с детьми даже сейчас, когда информацию ребёнок может получить любую в интернете. А если бы ваши родители говорили с вами на такие темы, то это было бы нормально. Что в этом ненормального?
6
ОТВЕТИТЬ
Сергей
Спросил у нескольких специалистов (врачей, психологов) как парню с 13 до 18 прожить без секса, природа ведь требует. Один врач в ответ все время твердил: "О сексе мы говорим только с 18 лет!" Второй сказал: "Наука не знает как помочь в этом вопросе людям в таком возрасте!" Психологи говорили, что надо отвлекать: работа, спорт, увлечения. Но на вопрос зачем эта природа просыпается так рано ничего сказать не смогли. Мамы, папы (бабушки, дедушки тем более) стыдливо уходят от разговоров, а природа требует! Вот поэтому наши дети (те, кому от 11 до 18) и разузнают все сами, методом про и ошибок. А мы рассуждаем да философствуем. И отстаем от Запада и Африки даже в этом.
4
ОТВЕТИТЬ
наил
Дети что, не смотрят телепередачу "Жить здорово?" Там откровенно внятно рассказывают откуда берутся дети, как происходит зачатие, какие болезни, как от них сохранятся и т. д ... Вот хороший пример, как можно преподавать в 9-10 классах
-2
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Общество 09:39 / 8 мая
14
«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Казанцы - участники акции «Бессмертный полк» - рассказывают семейные истории.

Вот уже пятый год казанцы принимают участие в акции «Бессмертный полк». Держа в руках портреты родных - героев Великой Отечественной войны, преодолевают путь длиной более 2 км. Если в 2014 году шествие состояло из колонны в 500 человек, то в 2018-м эта цифра увеличилась до 163 000 человек. В этом году организаторы ожидают не меньше участников. 


Наша справка

«Бессмертный полк» - общественное движение памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с самодельными транспарантами с фотографиями родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны. 


«Бессмертный полк» в Казани пройдет по маршруту прошлого года. Сбор участников - на пересечении улиц Карла Маркса и Толстого в 13:00, старт - в 15:00. От места встречи колонна проследует через площадь Свободы, далее по улице Лобачевского на улицу Кремлевскую и на площадь Тысячелетия. Протяженность маршрута составит более 2,5 км.

В преддверии масштабного шествия KazanFirst вспоминает истории семейных героев постоянных участников акции «Бессмертный полк».

Открывает серию воспоминаний Алеся Иванченко. Ее прадеды по разным линиям родственных связей освобождали Родину от фашистских захватчиков. Алеся рассказала нам обо всех героях семьи.

Прадед Августин Автономович Линник

Родился в 1910 году в селе Резино Букского района Киевской области. Воевал в Рабочее-крестьянской Красной армии. Был танкистом. Награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу» (дважды).

В последний год войны родным пришло уведомление «Пропал без вести в апреле 1945 года». Позже выяснилось, что потерял в бою обе ноги и получил контузию, но выжил. Родные долгое время не знали, где он находится, да и он не мог сообщить о своем местонахождении из-за контузии.

Прадед Иван Павлович Иванченко

Родился в 1911 году в Запорожье. В 1941 году был призван в ряды Советской армии. Его звание - старший сержант. Погиб 21.12.1942 года. Похоронен в селе Косовка Таловского района Воронежской области, Россия.

Родной брат прабабушки Александр Фёдорович Швецов

Родился в 1919 году. Обладатель множества наград, в том числе ордена Отечественной войны I степени. Вернулся с ВОВ без одной ноги. На фото дед Шура рядом со своим наградным автомобилем. Фото было сделано мамой Алеси, когда ей было девять лет.

Двоюродный брат прабабушки Иван Игнатьевич Якубовский

Родился 7 января 1912 года (по старому стилю 25 декабря 1911-го) в деревне Зайцево, сейчас Горецкий район Могилёвской области Белоруссии. Был призван в РККА в 1932 году. Участвовал в военных действиях Советской армии ещё до начала Великой Отечественной войны.

Служил в танковых и мотострелковых войсках.

В Великую Отечественную войну майор Якубовский вступил в должность командира учебного танкового батальона 26-й танковой дивизии 20-го мехкорпуса Западного фронта. Прошел всю войну. Несколько раз был ранен, горел в танке.

Иван Игнатьевич - советский военачальник, маршал Советского Союза (12.04.1967г.). Дважды Герой Советского Союза (10.01.1944г., 23.09.1944г). Герой Чехословацкой ССС (30.04.1970г.).

В послевоенные годы служил главнокомандующим группой советских войск в Германии, командующим войсками Киевского военного округа, первым заместителем министра обороны СССР и главнокомандующим Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

Умер в Москве 30 ноября 1976 года.

Похоронен на Красной площади в Стене коммунаров. 


Виктор Петрович Лавриченко (1923- 2008)

Рассказывает его племянница Татьяна Николаева.

- Мой дядя, Виктор Петрович Лавриченко, окончил школу №98 в Казани за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Почти сразу подал заявление с просьбой направить его на фронт. Его направили в Горьковское зенитно-артиллерийское училище на краткосрочные офицерские курсы. По их окончании, когда ему только исполнилось 18 лет, он был направлен на Ленинградский фронт, где прослужил всю войну.

Начинал дядя в звании младшего лейтенанта в должности командира огневого взвода в 304-м истребительном противотанковом полку, а закончил войну капитаном в должности командира батареи 220-го артиллерийского полка. В Ленинграде он воевал на Пулковских высотах, которые часто подвергались бомбардировкам и обстрелу, был несколько раз ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За оборону Ленинграда». 

После войны он закончил юридический институт в Казани и попал по распределению в Куйбышев, где более 30 лет проработал председателем Куйбышевского областного суда. Обладает почетным званием «Заслуженный юрист» РСФСР. Имя этого судьи с трепетом произносили даже самые отпетые рецидивисты, поскольку знали, что Лавриченко строг, но справедлив. 

Он был высокопрофессиональным юристом и удивительно скромным, порядочным и честным человеком. Виктор Петрович три дня не дожил до праздника 63-летия Победы.


Григорий Тихонович Гришин (1913- 1942)

Рассказывает его внучка Юлия Муллахметова.

- На фронт дедушка ушел в мае 1942 года, а уже в июле пришла «похоронка», где говорилось, что он пропал без вести. Сведений о нем практически нет. Мы сами занимались поисковой работой, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию. Но тщетно. Все, что лично я смогла найти: дедушка был стрелком. Предполагаю, по тем боям, которые шли в период его призыва, воевал он в районе Сталинграда, где-то в том направлении. 

Раньше у нас даже фотографий его не было. Но у дедушки осталась дочь, которая сейчас живет в Москве, она и передала нам его фото.


Абдулла Хакимзянов (1906- 1943)

Рассказывает его внучка Лилия Блохина. 

- Родился дедушка в деревне Суук-Су, но жил всю жизнь в Казани, на Булаке. Призвали на фронт в 1941 году - тогда у него было два сына. Старшему (моему дяде) - пять лет, а папе - месяц. Тогда он просто обнял, поцеловал моего папу на прощание, отдал маме и ушел. А в 1943 году пришло извещение, что он погиб под Смоленском. 

По воспоминаниям папы, когда отцы детей из его двора стали возвращаться с фронта, они от радости встречи подбрасывали детей на руках. Папа говорил, что ему тоже очень хотелось, чтобы его папа, мой дедушка, так подбросил. Когда прошло время и дядя повзрослел, он поехал в командировку в Смоленск. Там обратился в военкомат и через него нашел могилу дедушки. Уже позднее, в 1972 году, туда ездила вся семья. Выяснили, что погиб дедушка в Новодугино под Смоленском 9 марта 1943 года. Был автоматчиком в танковой пехоте. В студенческие годы я была в «Снежном десанте» - это наша поисковая организация на базе университета. У нас были зимние походы - мы шли по боевому пути какой-либо дивизии. Получилось так, что я побывала в том самом месте, где погиб мой дедушка. Сейчас я и мой папа в память о дедушке выезжаем в поисковые экспедиции. Таким образом отдаем дань памяти.

Тема войны меня очень трогает, конечно. У нас в школе (Лилия Блохина педагог. - Ред.) есть такая акция: все дети выставляют на подоконники фотографии своих прадедушек. И там такие трогательные истории. Например, вот перед глазами у меня портрет прадедушки моей ученицы. Красивый парень двадцатилетний - Ахмат Хайруллин. Прошел Первую мировую войну, Вторую мировую войну от начала до конца, потом работал в родном колхозе. Их было 12 братьев, шесть пар близнецов. Все погибли на войне, кроме прадеда этой девочки. Состояние мамы даже представить не могу - 11 сыновей не вернулись. 


Гаптелгафур Ахатович Ахатов (1913-1973) и Марьямниса Динмухаметовна Ахатова (1916-2007)

Рассказывает их внучка, учитель истории и обществознания Кадрия Нигматуллина.

- Про дедушку я знаю совсем немного. Единственное, что у меня осталось, - несколько его фотографий в гражданской одежде. Дедушка умер, когда мне было пять лет. Я его практически не застала, помню только лицо.

К сожалению, семья не сохранила воспоминания о нем, его ордена, награды. Когда переезжали, все потеряли, а мне на хранение почему-то не отдали. Не сохранили, может быть, потому, что раньше не считалось подвигом идти защищать свою Родину - это было нормально. К моему великому сожалению, очень мало чего могу рассказать о дедушке.

Зато бабушку хорошо помню. Она умерла в 2007 году. В период войны жила и работала в родном колхозе. Будучи тружеником тыла, рыла казанский обход, когда вокруг Казани строили оборонительные сооружения. Параллельно работала на лесозаготовках. Ей даже вручили орден «Материнская слава» как многодетной матери. 


Арслан Абдулвалиев (1923-1993)

Рассказывает его внук, председатель совета Молодежной ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты Республики Татарстан Тимур Кадыров.

- Воевал дедушка - отец моей мамы. Он был музыкантом, служил в военном оркестре. Много ездил и отвечал за боевой дух солдат. После того как дедушка вернулся с войны, он мало рассказывал, точнее практически не рассказывал. Ему было очень тяжело об этом вспоминать, говорить. Насколько я знаю, в боевых действиях он не участвовал. Но помню, что у него было много медалей, орденов. Когда я был маленьким, часто рассматривал их, играл с ними и даже не понимал всей значимости. 

Сегодня этот праздник для нас - один из самых значимых праздников. Потому что дедушка всегда его ждал, любил, ценил. Так и повелось в нашей семье, что 9 Мая - это самый сокровенный день.

КОММЕНТАРИИ (10)
Яспид
А я знаю, что мои прадеды погибли на войне. а больше никакой информации не сохранилось... хотелось бы узнать кем они были и как жили но ничего не осталось...
0
ОТВЕТИТЬ
Дзига Лейниц
А я не играл с наградамми деда. Вырос и все медали продал и пропил. Такой вот я плохой человек(((
0
ОТВЕТИТЬ
Толстый лев
Война есть тяжелая мужская работа. тогда мужики реально умели воевать и Родину защищать. За нынешнее поколение я че-то не уверен
0
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Ни разу не принимал участие в Бессмертном полку, надеюсь хоть завтра получится портрет уже подготовил
0
ОТВЕТИТЬ
Футурист
Интересно лет через 15 также помпезно будем праздновать 9 мая или все сойдет нет...
0
ОТВЕТИТЬ
Гесиодов
РАньше и вода вкуснее была и трава зеленее
0
ОТВЕТИТЬ
Иван
Вот люди! Спасибо вам дорогие ветераны. Склоняю голову перед вашим подвигом!
0
ОТВЕТИТЬ
Рамиль из Сургута
Да ну, я лучше на шашлыки, тем более все дороги перекроют
0
ОТВЕТИТЬ
Данил
Были люди раньше, сейчас таких мало уже, трудно найти таких
0
ОТВЕТИТЬ
Чебурашка под бутиратами
Красная Армия всех сильней так-то
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх