«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Судья Юрий Худобин огорошил бизнесменов
Судья Юрий Худобин огорошил бизнесменов, которые ищут защиты от произвола.

В Казани состоялось второе заседание Центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции». В рамках этих мероприятий предприниматели, чиновники, представители силовых структур и независимые эксперты обсуждают кейсы, связанные с уголовным преследованием бизнеса. Перед началом заседания журналисты пообщались с председателем ЦОП Гульнарой Сергеевой, отметившей, что еще большую актуальность тема приобрела после недавнего Послания президента России Владимира Путина Федеральному Собранию. Глава государства заметил: почти половина уголовных дел против бизнесменов прекращаются, не доходя до суда («Возбуждали кое-как или по непонятным соображениям»), действия квалифицируются по более жестким статьям, а самих предпринимателей зачастую неправомерно отправляют в СИЗО.

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Сергеева напомнила и об итоговой коллегии МВД России, в ходе которой глава ведомства Владимир Колокольцев заявил, что ситуации, когда бизнесмены сами пишут заявления на коллег, встречаются довольно часто. В правоохранительных структурах заявителям предлагают обратиться в Арбитражный суд, однако те требуют возбуждения уголовных дел. Этой линии придерживались и силовики, приглашенные на заседание ЦОП: не реагировать не имеют права.

Уже перед собравшимся залом Гульнара Сергеева заявила: встреча проводится для решения общей проблемы, но никак не обмена обвинениями. Началось все вполне миролюбиво. Бизнес-омбудсмен Татарстана Тимур Нагуманов, назвавший присутствующих на заседании «соратниками», отметил, что в аппарат Уполномоченного за 2018 год поступили 60 обращений, связанных с уголовным преследованием предпринимателей. Обращения касались квалификации обвинения и меры пресечения, которую он назвал самым больным вопросом.

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

— Нет эффективного института массовой работы с этим вопросом, — заявил Нагуманов. — 159-я — по-настоящему резиновая статья [УК РФ]: туда попадают и те, кого в народе называют мошенниками, и предприниматели, не исполнившие свои обязательства.

Бизнес-омбудсмен отметил, что в статье есть несколько частей — с пятой по седьмую (Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, — Ред.), которые как раз «нацелены на работу с предпринимателями». 

— И применение их могло бы упростить жизнь и задачи защитникам предпринимателей, — продолжил Нагуманов. — Однако, надо сказать, что эти части в Татарстане непопулярны. Мы сделали запрос в МВД России по Татарстану и такой же запрос в Верховный суд республики. Получилось, что по линии МВД вообще не было ни одного уголовного дела по частям 5 и 7 статьи 159. А по Верховному суду — одно лицо осуждено по части 6, и по одному лицу [уголовное дело] по части 5. При этом в целом по 159-й с обвинительным заключением в суды было направлено 1324 материала, — подытожил Уполномоченный по правам предпринимателей, заметивший, что точной статистики, сколько осуждено бизнесменов, а сколько мошенников, нет.

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Обстановка накалилась после слов судьи Верховного суда Татарстана Юрия Худобина:

— Мошенничество присуще, в принципе, всей предпринимательской деятельности, элементы мошенничества в бизнесе: один собирается продать подороже, другой — купить подешевле, — заявил Худобин. — Теоретически мошенничество одинаково, что для предпринимателей, что для частных лиц. И доказывание умысла на обман — предварительно человек задумал совершить обман или по каким-то причинам не смог выполнить свои обязательства, — это по доказыванию, в принципе, одинаково. Я сколько по надзорным, кассационным жалобам встречался с предпринимателями, которые уже осуждены: ну, как правило это гражданин, не имеющий ни гроша за душой. Или купил за копейки какую-то фирму зарегистрированную, либо сам зарегистрировал каким-то образом. Каким-то образом нормальные люди не могут кредит получить — у него есть какие-то связи. За откат получил кредит, купил тачку, коттедж и начинает работать, — продолжил судья, упомянувший коррупционную составляющую такого «генерального директора», у которого «теща — главный бухгалтер».

— Я просто возмущена, — слово взяла ректор ТИСБИ Нэлла Прусс. — Я категорически с Юрием Павловичем не согласна. Это оскорбление всех предпринимателей. То, как вы сказали, что все практически мошенники. У нас столько честных, добропорядочных людей, которые работают на благо республики и страны. И вы вдруг всех называете мошенниками, — продолжала она. — Если говорить так, как говорите вы, то нам, наверное, нужно сейчас всем обратиться к правительству и прекратить рыночные отношения, — ректор предложила бороться против коррупции, но не против бизнеса, а зал зааплодировал.

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Адвокаты, участвовавшие в заседании, озвучили еще несколько проблем: суды предпочитают отправлять подозреваемых в СИЗО, будто забыв о возможности залога. Один из юристов заявил, что его подзащитного, имеющего серьезные проблемы с сердцем, второй раз переводят в камеру для курящих. Замглавы Следственного управления Следственного комитета России по Татарстану Владимир Циома выразил готовность рассмотреть конкретные случаи после заседания.

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Но еще в ходе мероприятия эксперты обсудили три кейса, связанные с уголовным преследованием бизнеса. Адвокат Лаврентий Сичинава рассказал об истории Сергея Хазова, коммерческого директора ООО «ПТК ЭРА-ПАК», который в настоящее время содержится в СИЗО по обвинениям в совершении преступления по «Мошенничество в особо крупном размере». За компанией Хазова остался долг в 8,2 млн рублей перед поставщиком ООО «УК «Индустриальный парк «Камские поляны». В МВД полагают, что Хазов, сговорившись с сотрудниками контрагента, умышленно похитил продукцию на 8,2 млн рублей. 

Изучивший дело юрист Александр Леушин заявил, что компании имели финансовые отношения с 2011 года, потому говорить о «фирме-однодневке» не приходится. Ко всему прочему следствие исходит из того, что Сергей Хазов занимался предпринимательской деятельностью, но обвиняется по части, которая не распространяется на бизнесменов и касается только физических лиц, при этом предполагает содержание под стражей.

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Адвокат Сергей Горшков рассказал, что на его клиента Асию Сабирзянову — директора ООО «Высокие медицинские технологии», заведены четыре уголовных дела. Со слов защитника, женщина создала медицинский центр в Казани и привлекла для строительных работ «доверенных лиц», которые захотели сэкономить и использовали труд нелегальных рабочих.

— В связи с этим у тех лиц, которые были заинтересованы в отъеме этого бизнеса — интересы начали проявлять частные лица, — пояснил Сергей Горшков. — Эти лица, знавшие о допущенных в подготовительной части нарушениях — внутренних, финансовых, — обратились в правоохранительные органы, которые приняли все в работу и возбудили ряд уголовных дел.

Речь идет о ч. 1 ст. 303 (Фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности), ч. 4, ст. 159 (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение), ч. 3, ст. 30 (Приготовление к преступлению и покушение на преступление) и ст. 315 (Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта).

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Юрист Элик Абдрашитов, разбиравшийся с этой историей по заданию Центра общественных процедур, отметил, что претензии к предпринимателю невозможны либо в связи с истечение срока давности (как в случае с ч. 1 ст. 303), либо из-за существенных недочетов в обосновании гособвинением доказательств.

Екатерину Зявкину обвиняют в том, что она умышленно расторгла договор своего ООО «Арди» с компаниями «Корстон-Казань» и «Икея Сентерс Рус Оперейэшн» в связи с реорганизацией общества, при этом заключила аналогичный договор с «Диез» без изменения условий. В результате предпринимателю инкриминируют хищение имущества организации и незаконное присвоение, рассказала представляющая интересы подсудимой Ольга Камалетдинова.

Юрист Олег Камалов отметил, что дело возбуждено по заявлению бывшего партнера Зявкиной — соучредителя ООО «Арди». По словам эксперта, между предпринимателями, которые являлись подругами, возникли разногласия, к тому же компаньон Зявкиной «нарушала трудовую дисциплину». В связи с этим Екатерину Зявкину открыла новое юрлицо.

«Мошенничество присуще всей предпринимательской деятельности»

Решением президиума Центра общественных процедур, бизнесменам будет оказана дополнительная юридическая помощь — к их делам подключат дополнительного защитника. Отметим, кейс, ранее рассмотренный ЦОП в аналогичном формате, завершился прекращением уголовного дела, о чем собравшимся сообщил один из адвокатов. Однако прокуратура Вахитовского района Казани возобновила свою работу по делу. Представитель надзорного ведомства республики обещал изучить эту ситуацию.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *