Это действительно по всем общепринятым признакам хорошая семья. Мама-папа работают и детей сполна обеспечивают, дети (сын 15, дочь — 14 лет) хорошо учатся, дочь радует родителей тем, что помимо школы успешно занимается сразу в нескольких кружках. Есть у этой семьи и такая маленькая особенность, которая отличает ее от многих других. Мама и папа находят время, чтобы поговорить и позаниматься с детьми. Но родители вместе с сыном все равно пришли к семейному психологу.
— Сын не с нами. Он все время на улице, а когда мы настаиваем на том, чтобы он вернулся домой, то он тут же уходит в компьютер, — примерно так обрисовали свою тревогу за сына родители.
Тревогу у них усиливало еще и то, что на улице сын связался с нехорошей компанией. Семейный психолог Наталья Аблизина уединилась с мальчишкой и поговорила с ним по душам. Сын объяснил причину своего поведения так:
— Я одинокий, я никому не нужен!
Родители были ошарашены, когда услышали это откровение. «Как?! Мы же все для него делаем!». Психолог поняла, что столкнулась с таким случаем, когда причины отчуждения сына в семье не очевидны. Более того, даже если бы родители сами догадывались об этих причинах, то психологически они настроены их отрицать. Специалист решила применить так называемый метод расстановок.
— Вот бумага и карандаши. Представь себе типичный вечер у вас дома. Куда и как расставишь маму, папу и сестру в квартире? Чем они будут заниматься? Нарисуй картинку, которая складывается в голове, — предложила она подростку.
Подросток нарисовал и рассказал. Папа очень далеко и стоит спиной к семье. В руках теннисная ракетка и он ею весело и активно машет. Мама вся в делах, она постоянно суетится и куда-то торопится. И тоже спиной к сыну. Сестра бегает по своим кружкам. Сын сидит дома один. Все к нему спиной.
— Папа посмотрел на рисунок, послушал сына, подумал и сказал, что, он, папа, пожалуй, со всем этим согласится, — несколько удивляясь реакции мужчины, говорит психолог.
Мама тоже задумалась. После этого специалист попросила подростка расставить маму, папу и сестру так, как ему хотелось бы. Сын очень долг думал. Сказал, что он уже свыкся с такой жизнью и его-то в принципе все устраивает. Но раз уж мама и папа за него почему-то тревожатся, то он выполнил просьбу психолога. Папу он нарисовал машущим той же ракеткой, но ближе и лицом к семье.
— Мне будет достаточно, если папа будет иногда брать меня с собой на свои занятия теннисом. Интересно посмотреть, — сказал он.
Маму на рисунке сын усадил в кресло рядом с собой. Даже если просто посидит рядом, то хорошо. А если еще и поговорить удастся о чем угодно, то и совсем замечательно.
— С сестрой я бы поиграл в шахматы, в какие-нибудь хорошие настольные игры. Она умная, с ней интересно, — завершил расстановку подросток.
Родители поняли, как мало надо для того, чтобы сын вернулся к ним. Достаточно искренне уделять ему немного внимания, а не замещать его едой и вещами. И не навязывать какие-то дела или занятия по своему усмотрению, а понять, что ему самому интересно.
Comment section