«Секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть»

Автор фото: KazanFirst
Культура 09:23 / 9 марта
5
1
«Секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть»

Доступными сигналами искусство доносит до зрителя проблемы современности. 

Центр современной культуры «Смена» анонсировал цикл лекций, посвященный современному оперному театру. Спикером первой - «Смех, страх, секс и власть в опере» - стала доцент Казанской консерватории, кандидат искусствоведения и автор публикаций о современном оперном театре Анна Сокольская

Она уверена, опера - это не только голос, но и театр, использующий значительный спектр приемов выражения. При этом знакомиться с искусством, по мнению Сокольской, можно даже в еще большей провинции, чем Казань. Для этого, уверена эксперт, существуют прямые трансляции или записи постановок. Однако любая из них дает фиксированную точку зрения, которая создана оператором и режиссером видеомонтажа. При этом картинка из зала может значительно отличаться. 

Лекция по традиции началась со вступительного слова - фабулы, по сути, являющейся квинтэссенцией обсуждения.

- Секс, страх и смех - это темы-приманки, которые работают безотказно на привлечение внимания зрителя. Этим успешно пользуется кинематограф, реклама, массовая культура. В современном оперном театре эти приемы, конечно, есть, - уверена Сокольская. 

Режиссеры регулярно подвергаются гонениям за использование подобных вещей в погоне за зрителем - «устроили на сцене порнографию, развели отравительную чернуху с реками крови и так далее». По мнению лектора, такими приемами зачастую хотят что-то сказать и донести. 

- Смех, страх и секс фиксируют внимание, это сигнальные маячки, если они на своем месте. Если это «Кармен» - это крайне привлекательная девушка, которая красиво двигается, или «Дон Паскуале», где [богатый холостяк] - старый, смешной идиот, - обращается к слушателям лектор. 

В случае, если это не вписывается, то бросается в глаза и заставляет подозревать режиссера в недоработке. Как пример несогласованности действий Сокольская вспоминает фрагмент из финала первого действия спектакля Кристофа Марталера «Фигаро», поставленного в Париже в 2006 году. Он иллюстрирует комичное и несоответствующее сюжету поведение героев (во время серьезного разговора они пританцовывают вопреки своей воле, что противопоставляется их позиции силы и власти. - Ред.). 

- Мы видим сбой. Это не комикование ради смеха. Этот комический эффект ведет нас к теме власти. Смеяться над властью мы можем - постить политические демотиваторы, но это ничего не меняет, а подтверждает - власть есть, - уверена лектор. 

Сокольская уверена, пользуясь предустановленными формами, ты тем самым подтверждаешь наличие власти, играть по-другому ты попросту не можешь. Единственное, что ты можешь, - стать маргиналом, не появляясь на «поле боя», как часть героев постановки. 

Следующий пример смешной серьезности - поставленное во время театрального фестиваля прошлого века произведение «Ораторий Генделя», рассказывающее трагическую историю о меньшинствах и репрессивном большинстве. В постановке президент (антиохийский царь. - Ред.) - средний американский мужчина с «пивком в руках», но страшен не он, а хор, играющий роль народа. 

- Мы видим реалистические движения пьяного человека (царя) и синхронный хор, поставленный хореографически. Это одномерные люди, - заявляет лектор. 

Власть не дискредитируется, а сопротивление указывает на её наличие. При этом искусство не может вылечить, но может диагностировать проблему, чем оно и занимается. 

Еще один пример - использование секса в спектакле, поставленном режиссеркой (феминитив - существительное женского рода, парное аналогичному слову мужского рода, означающее профессию или принадлежность, зачастую используемое феминистками. - Ред.) Кэти Митчелл «Альцина». Мир спектакля демонстрирует полную сексуальную свободу, при этом секс строго регламентирован и живет по правилам. 

- История про секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть. Секс показан иллюзорно и очень нарядно. В спальне постоянно куча наблюдателей, контролирующих процесс, а снаружи - старость и разруха, - уточняет Сокольская. И любая война или сопротивление - борьба с системой из-за невозможности не воевать. 

Завершил лекцию «страх», который в опере не всегда представлен страхом смерти или угрозой. Чаще всего он выражается в боязни наказания, которое всегда несоразмерно содеянному. Сокольская уверена, страх - элемент и инструмент власти. Как пример представлен финальный фрагмент спектакля «Дон Жуан», где главный герой не просто не боится смерти, но и несколько раз об этом говорит. 

- Здесь репрезентирует страшное не командор, а ребенок, девочка в сандаликах, - поясняет лектор. 

Причина, почему именно девочка выступает в роли наказания, проста и скрывается в либретто. Именно в нем написано, что главный герой - Дон Жуан - любит любых женщин и старушек, любой комплекции, но больше всего он любит юных дебютанток. И, как вы могли догадаться, именно эта дебютантка приходит за ним в финале действия. Тем самым показывая, вся властная система, даже в этом хаосе, сработала. Сама же власть была представлена в роли Командора, который на протяжении всего спектакля лежал под землей, и вернулась надзирать и наказывать. 

- Наши универсальные приманки в искусстве - крестик самонаведения, который нацеливается на тему власти. Даже если ты не хочешь танцевать, ты все равно танцуешь, - заявила Сокольская.

В заключение эксперт предложила участникам, не занявшим даже половину зала, пообщаться по теме. Однако не услышав ни одного вопроса, поблагодарила слушателей и уложилась в один астрономический час вместо запланированных полутора.

КОММЕНТАРИИ (2)
казанскийфеофан
тема ( . )( . ) не раскрыта
6
ОТВЕТИТЬ
Анонимно
А какая оценка у муфтия?
2
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Моим вдохновением в творчестве является мама»

Культура 15:44 / 7 марта
3
«Моим вдохновением в творчестве является мама»

Чем запомнился концерт Ришата Тухватуллина, посвященный его 30-летию.

На недавней встрече певца с журналистами команда Ришата Тухватуллина рассказала, что ждать какого-то грандиозного шоу на концерте, посвященном его 30-летию, зрителям не стоит. Однако специальный сценарий все же был. Выступление и правда прошло без всякого пафоса и фейерверка. Ришат, как и хотел, провел вечер в спокойной и теплой атмосфере в кругу своих преданных друзей-коллег и поклонников. 

Концерт начался с небольшой задержки. Казанский избалованный зритель, как когда-то отметил сам певец, собирался в зал не спеша и единым бесконечным потоком. К 19:15 мест в зале не осталось. 

- На последних двух концертах я заметил, что в ряду сидят одни женщины, среди которых по одному мужчине. И те, возможно, пришли с женами. Наверное, это связано не только с тем, что я мужчина. Может быть, и репертуар, и мое исполнение в какой-то степени решают. Не могу сказать. Надо у них самих спросить, - объяснял певец, почему его выступления привлекают так много женщин.  

В этот раз, даже бегло оценив аудиторию, согласиться с высказыванием певца было сложно. Мужчины разных возрастов, с дамами и даже без, составляли три четверти зала и сидели один за другим.

- Я давний поклонник Ришата, сам из Башкортостана, до Уфы не доехал, а в Казани было грешно не сходить, - говорит Ильгизар абый

- А вы один? - спрашиваю собеседника.

- Да, один. Жена не поклонница татарской эстрады, но я не расстраиваюсь. Одному тоже хорошо, - улыбается в ответ мужчина.

Несмотря на то, что концерт был приурочен к юбилею Тухватуллина, особое внимание на этом сценаристы заострять не стали, а говорили на простые и вечные темы.

Перед праздником авторы программы рассказывали, что в основе идеи вечера лежат размышления о том, что на рубеже 30 лет у мужчины наступает время его первых уверенных шагов во взрослой жизни, смены мировоззрения и реализации новых идей. 

- Все это Ришат постарается выразить во время концертов, - заявляла автор сценария Сюмбеля Валиахметова.

Каких-то серьезных шагов в личной жизни певца с 3 марта, а именно в этот день Ришату исполнилось 30 лет, поклонники не заметили. А на сцене он говорил и пел о родной земле, любви и семье. Сначала о той, в которой родился и вырос, а потом - между строк - о будущей, собственной. По этому поводу исполнитель задал интригу еще до концерта. 

- Всех многие годы интересуют мои отношения с Алией Карачуриной и Гульназ Асаевой (певицы татарской эстрады. - Ред.).  Вот, Алла бирса (даст Бог. - Ред.), вместе со зрителями в Москве одну из двоих выберем и увезем с собой. Если обеих выберут, то в мусульманстве многоженство разрешено, увезем обеих, - шутил он, намекая на скорую женитьбу.

Что самое интересное, на праздничный вечер Гульназ Асаева не явилась, несмотря на то, что ее номера тоже были включены в программу и в предыдущий день на концерте в Уфе она была в команде. Такое поведение Асаевой Ришат объяснить не смог. Зрителям остается лишь ждать вестей из столицы и разрешения всей этой любовной истории. Кроме красавицы Карачуриной поздравить коллегу профессионально пришли еще и популярные татарские исполнители Филюс Кагиров и Чулпан Юсупова. По словам Ришата, все эти люди для него близкие по духу.

Настоящим вбросом башкирского колорита стал Ансамбль народного танца Файзи Гаскарова. Так что любовь Ришата к родной земле зрители не только слышали, но еще и видели. 

Бесспорно, самым трогательным моментом всего концерта можно считать то, как певец представил залу свою маму - Розалию Тухватуллину

- Примером в работе и труде для меня является мой папа, а моим вдохновением в творчестве - мама, - признался Ришат.

Оказалось, Розалия ханым - автор многих песен сына. Поднявшись на сцену, она зачитала стихотворение о семье, а потом по просьбе Ришата не без стеснения еще и исполнила песню. 

- Карт бүре уласа, еллар имин булыр, диләр, (говорят, если старый волк завоет, год будет хорошим. - Ред.), - с шутки начала Розалия ханым, и зал разразился аплодисментами. 

В начале вечера журналист KazanFirst спросила у организаторов, сколько будет идти концерт по времени. 

- Вчера в Уфе шел около трех часов, сегодня постараемся сократить это время, - ответили нам. 

Но сократить концерт в Казани не удалось - здесь он шел дольше, чем в Уфе, и перевалил за три часа. Но зрители этого, кажется, даже не заметили. 

- Я давно слежу за творчеством Ришата. Помню еще времена, когда он сотрудничал с Рифатом Фаттаховым на фестивале Вагапова. Когда он стал работать самостоятельно, то раскрыл свои крылья творчества и стал свободнее. Я хожу на его концерты уже шесть лет. Многим девушкам он нравится потому, что красивый, а мне он нравится за то, что он в первую очередь так красиво доводит до нас национальные татарские и башкирские песни. Я восхищаюсь его сдержанностью на сцене и простотой. Таких очень мало. Я считаю, вся татарская эстрада должна брать с него пример. Его трехчасовой концерт прошел незаметно, не у всех так получается, - поделилась впечатлениями давняя поклонница певца Чулпан.

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх