«Секс в спектакле — это не писательская клубничка, а история про власть»

Доступными сигналами искусство доносит до зрителя проблемы современности.
Доступными сигналами искусство доносит до зрителя проблемы современности.

Центр современной культуры «Смена» анонсировал цикл лекций, посвященный современному оперному театру. Спикером первой — «Смех, страх, секс и власть в опере» — стала доцент Казанской консерватории, кандидат искусствоведения и автор публикаций о современном оперном театре Анна Сокольская

Она уверена, опера — это не только голос, но и театр, использующий значительный спектр приемов выражения. При этом знакомиться с искусством, по мнению Сокольской, можно даже в еще большей провинции, чем Казань. Для этого, уверена эксперт, существуют прямые трансляции или записи постановок. Однако любая из них дает фиксированную точку зрения, которая создана оператором и режиссером видеомонтажа. При этом картинка из зала может значительно отличаться. 

Лекция по традиции началась со вступительного слова — фабулы, по сути, являющейся квинтэссенцией обсуждения.

— Секс, страх и смех — это темы-приманки, которые работают безотказно на привлечение внимания зрителя. Этим успешно пользуется кинематограф, реклама, массовая культура. В современном оперном театре эти приемы, конечно, есть, — уверена Сокольская. 

«Секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть»

Режиссеры регулярно подвергаются гонениям за использование подобных вещей в погоне за зрителем — «устроили на сцене порнографию, развели отравительную чернуху с реками крови и так далее». По мнению лектора, такими приемами зачастую хотят что-то сказать и донести. 

— Смех, страх и секс фиксируют внимание, это сигнальные маячки, если они на своем месте. Если это «Кармен» — это крайне привлекательная девушка, которая красиво двигается, или «Дон Паскуале», где [богатый холостяк] — старый, смешной идиот, — обращается к слушателям лектор. 

В случае, если это не вписывается, то бросается в глаза и заставляет подозревать режиссера в недоработке. Как пример несогласованности действий Сокольская вспоминает фрагмент из финала первого действия спектакля Кристофа Марталера «Фигаро», поставленного в Париже в 2006 году. Он иллюстрирует комичное и несоответствующее сюжету поведение героев (во время серьезного разговора они пританцовывают вопреки своей воле, что противопоставляется их позиции силы и власти. — Ред.). 

— Мы видим сбой. Это не комикование ради смеха. Этот комический эффект ведет нас к теме власти. Смеяться над властью мы можем — постить политические демотиваторы, но это ничего не меняет, а подтверждает — власть есть, — уверена лектор. 

«Секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть»

Сокольская уверена, пользуясь предустановленными формами, ты тем самым подтверждаешь наличие власти, играть по-другому ты попросту не можешь. Единственное, что ты можешь, — стать маргиналом, не появляясь на «поле боя», как часть героев постановки. 

Следующий пример смешной серьезности — поставленное во время театрального фестиваля прошлого века произведение «Ораторий Генделя», рассказывающее трагическую историю о меньшинствах и репрессивном большинстве. В постановке президент (антиохийский царь. — Ред.) — средний американский мужчина с «пивком в руках», но страшен не он, а хор, играющий роль народа. 

— Мы видим реалистические движения пьяного человека (царя) и синхронный хор, поставленный хореографически. Это одномерные люди, — заявляет лектор. 

Власть не дискредитируется, а сопротивление указывает на её наличие. При этом искусство не может вылечить, но может диагностировать проблему, чем оно и занимается. 

«Секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть»

Еще один пример — использование секса в спектакле, поставленном режиссеркой (феминитив — существительное женского рода, парное аналогичному слову мужского рода, означающее профессию или принадлежность, зачастую используемое феминистками. — Ред.) Кэти Митчелл «Альцина». Мир спектакля демонстрирует полную сексуальную свободу, при этом секс строго регламентирован и живет по правилам. 

— История про секс в спектакле — это не писательская клубничка, а история про власть. Секс показан иллюзорно и очень нарядно. В спальне постоянно куча наблюдателей, контролирующих процесс, а снаружи — старость и разруха, — уточняет Сокольская. И любая война или сопротивление — борьба с системой из-за невозможности не воевать. 

Завершил лекцию «страх», который в опере не всегда представлен страхом смерти или угрозой. Чаще всего он выражается в боязни наказания, которое всегда несоразмерно содеянному. Сокольская уверена, страх — элемент и инструмент власти. Как пример представлен финальный фрагмент спектакля «Дон Жуан», где главный герой не просто не боится смерти, но и несколько раз об этом говорит. 

— Здесь репрезентирует страшное не командор, а ребенок, девочка в сандаликах, — поясняет лектор. 

«Секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть»

Причина, почему именно девочка выступает в роли наказания, проста и скрывается в либретто. Именно в нем написано, что главный герой — Дон Жуан — любит любых женщин и старушек, любой комплекции, но больше всего он любит юных дебютанток. И, как вы могли догадаться, именно эта дебютантка приходит за ним в финале действия. Тем самым показывая, вся властная система, даже в этом хаосе, сработала. Сама же власть была представлена в роли Командора, который на протяжении всего спектакля лежал под землей, и вернулась надзирать и наказывать. 

— Наши универсальные приманки в искусстве — крестик самонаведения, который нацеливается на тему власти. Даже если ты не хочешь танцевать, ты все равно танцуешь, — заявила Сокольская.

«Секс в спектакле - это не писательская клубничка, а история про власть»

В заключение эксперт предложила участникам, не занявшим даже половину зала, пообщаться по теме. Однако не услышав ни одного вопроса, поблагодарила слушателей и уложилась в один астрономический час вместо запланированных полутора.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *