«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

В Галеевской мечети поспорили, кем нам называться - татарами или булгарами. 

Сторонники татарского и булгарского этнонима народа встретились в Галеевской мечети Казани, чтобы подискутировать и найти истину в истории своего происхождения. 

Спор между татаристами и булгаристами в общественной и гуманитарной сфере имеет давнюю историю. Как правило, он вспыхивает тогда, когда татарский народ переживает очередной виток национального пробуждения. 

До революции 1917 года татары находились в самой активной фазе формирования нации и этнической идентичности, и тогда историки и просветители пребывали в поисках истины, пытались изучить вопрос происхождения народа. Одни связывали его с государством Волжская Булгария и булгарами, а другие - с Золотой Ордой и ордынцами. Были и те, кто синтезировал оба подхода и фактически занимал примиренческую позицию. 

Сегодня же татары уже сформировались как нация, выкристаллизовалась этническая идентичность. Дискуссии с вопросом «Кто мы, татары и булгары?» можно считать закрытыми. Хотя и попадаются люди, которые возводят свой род к булгарам и самоидентифицируют себя с ними. Несмотря на это, тема, связанная с булгаризмом, сегодня раздражает татарскую общественность и историков: слышатся опасения, что единый народ раскалывают, что недоброжелатели против него учиняют козни. 

В дискуссионном клубе казанский историк Дамир Исхаков рассказал об истоках современного булгаризма. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо обратить внимание на середину XX  века. 

В августе 1944 года ЦК ВКП(б) по поручению Иосифа Сталина принял постановление «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Этим документом осуждалось изучение истории Золотой Орды, народный эпос «Идегей» объявлялся «ханским» и антирусским. По этому постановлению была произведена кадровая работа с людьми, изучающими историю и литературу татарского народа.  От специалистов потребовали изменить подход к изучению и преподаванию истории татар, тех же, кто отстаивал принципы, уволили. В ходе реализации постановления были переписаны все учебники, где просто удалялись любые упоминания о Золотой Орде.

Таким образом, татарскому народу навязывали идеологию, что всё своё культурное, литературное и генетическое происхождение берётся из государства Волжской Булгарии, границы которой примерно совпадали с границами ТАССР. 

- Если мы идем за булгарской историей, то у нас автоматически из истории выпадают сибирские, астраханские, крымские, добруджанские татары из Румынии, а вместе с ними литовские, да и мишари не совсем вписываются в историю Булгарии. История мишар с Волжской Булгарией никак не связана, - рассказывает Дамир Исхаков. 

По его словам, именно постановление от 1944 года и породило среди татарской интеллигенции, историков и литераторов такое явление, как «булгаризм» - увлеченность историей Волжской Булгарии, превозношение его культурного исторического наследия над другими периодами истории народа, увязывание татар только с булгарами, вплоть до самоопределения «булгар». 

Дамир Исхаков рассказывает, что когда начал работать в Институте языка, литературы и истории имени Галимджана Ибрагимова в начале 80-х годов, то встретился с казанской школой историков-булгаристов - археологом Альфредом Халиковым, историком Салямом Алишевым и филологом Мирфатыйхом Закиевым.

По словам Исхакова, некоторые гуманитарии-булгаристы ради отстаивания идей даже опускались до фальсификации истории и редактировали источники. Например, писатель и переводчик Анвар Хайри готовил к публикации адаптированный вариант книги Шигабутдина Марджани на татарском языке «Мустафад аль-ахбар фи ахвали казан ва булгар». По своим взглядам Марджани считал, что в формировании татар участвовали многие народы, в том числе и булгары. Однако в переизданной Анваром Хайри книге все упоминания Золотой Орды и рассуждения о многокомпонентности казанских татар были отредактированы.  

- Я тогда обратился к Анвару: «Ты же ученый, как ты мог себе такое позволить?». А он мне в ответ: «Я так считаю», - привел он свою краткую беседу с татарским издателем книги Марджани. 

Дамир Исхаков напомнил, что Волжская Булгария, как и Русь, на себе ощутила нашествие войск хана Батыя, внука Чингисхана, в XIII веке. Тем не менее булгарское население ещё продолжало жить до XIV века. Затем на территории начинают исчезать эпиграфические памятники на булгарском языке, остаются лишь памятники на средневековом татаро-кипчакском. Историки этот процесс объясняют тем, что носители булгарского языка, да и сама Золотая Орда тогда на себе ощутили влияние массового заболевания чумой в первой половине XIV века. Не все вымерли, но оставшееся меньшинство растворилось среди татаро-кипчакских жителей Золотой Орды. 

- Наиболее продвинутые ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар. Я всегда говорю и пишу, что волжские булгары существовали, что они вошли в состав волжских татар. Они сыграли важную роль. И в этом качестве - как одно из этнических компонентов татар - они должны быть приняты во внимание. История Волжской Булгарии является частью нашей истории, - подытожил Дамир Исхаков. 

В дискуссионном клубе были те, кто называл себя булгарами и наследниками Волжской Булгарии. Это были трое мужчин. Двое из них рассказали, каким образом они пришли к осознанию, что ощущают себя булгарами, а не татарами. 

- Я родом с Урала, из Оренбурга. Мои предки - бабушки мои, потому что дед мой на фронте погиб. У меня прабабушка была 1876 года рождения со стороны отца. С детских лет я запомнил её слова: «Мы - мусульмане, наши предки булгары». Поэтому, наверное, я и начал искать корни своего народа. Я знаю, что Булгарское государство распространялось до Яика (Урал). Река была его границей. В ЗАГСе просил дать информацию о корнях моего деда. Когда пришел туда, работник сказал, что данные сожжены советской властью. Я не знаю, кем были мои предки: булгары, кипчаки, нагайбаки или мишари, - рассказал Радик Абубакиров

Вместе с тем он сообщил, что в свидетельстве о рождении его отца в графе национальность стоит прочерк, так же, как и у бабушки. Впоследствии Абубакиров входил в различные клубы по изучению культуры и истории булгар, чтобы найти ответ на вопрос, кто он есть. 

- Булгары не являются отдельным народом, который стоит в стороне от татарского народа. Есть часть народа, которая называется булгарами, а есть часть, которая называет себя татарами. И вместе мы - единый народ, - высказывает мнение председатель организации «Казанско-булгарская община» в Казани Рашид Кадыров. - Для меня с детства не было никакой загадки, кем я являюсь. Детство я свое провел в гарнизонах, мой папа - офицер армии. Там мне в спину кричали, что я татар. Я не обращал на это внимание. Когда я приезжал в Казань, то бабушка мне говорила, что мы не татары, а мусульмане-булгары. Я, поддавшись всеобщему зомбированию татаризмом в Татарстане, тоже иногда бабушке перечил - говорил, что мы татары. Но она продолжала настаивать. 

Он также рассказал, что у него в роду есть мусульманский просветитель Хафизитдин аль-Булгари, который состоял в переписке с Шигабутдином Марджани. Он оставил после себя несколько сочинений, где доказывал булгарское происхождение народа и грамматику булгарского языка.  

- Я булгар и для меня нет никаких сомнений, какая у меня национальная идентификация, - резюмировал Рашид Кадыров. 

- Говорить, что под казанскими татарами имеются в виду булгары, непросто неправильно, а их позиция весьма далека от научных. Наши булгаристы бьют в грудь - говорят, что они никакие не татары, а булгары. Ну, можно и так говорить, но их позицию доказать нельзя, - комментировал выступление булгаристов Дамир Исхаков. 

В заключение он отметил, что в связи с надвигающейся переписью населения в 2020 году вопросы об этнической идентификации татар с каждым днем будут становиться острее.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
ПОДРОБНЕЕ В СЮЖЕТЕ: 45 материалов в сюжете

Перепись населения

В октябре 2020 года проведут 12-ый в истории России подсчет жителей.

1 КОММЕНТАРИЙ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
svist
булгаристы Казани несут на хвосте Татарстану массу проблем, называя татарскую культуру булгарской. Кроме раскола общества внутри республики эти деятели уже разводят споры, ссоры с соседними республиками, в частности, с чувашами, у которых иной истории кроме булгарской не было и нет. А какое место казанские булгары оставляют башкирам - с собой в булгары приписывают или как чуваш напрочь отрицать собираются, не замечая целый народ. Наверное, кому-то это на руку, что так резко обострилась данная тема.
3
1
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite