«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

В Галеевской мечети поспорили
В Галеевской мечети поспорили, кем нам называться — татарами или булгарами.

Сторонники татарского и булгарского этнонима народа встретились в Галеевской мечети Казани, чтобы подискутировать и найти истину в истории своего происхождения. 

Спор между татаристами и булгаристами в общественной и гуманитарной сфере имеет давнюю историю. Как правило, он вспыхивает тогда, когда татарский народ переживает очередной виток национального пробуждения. 

До революции 1917 года татары находились в самой активной фазе формирования нации и этнической идентичности, и тогда историки и просветители пребывали в поисках истины, пытались изучить вопрос происхождения народа. Одни связывали его с государством Волжская Булгария и булгарами, а другие — с Золотой Ордой и ордынцами. Были и те, кто синтезировал оба подхода и фактически занимал примиренческую позицию. 

«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

Сегодня же татары уже сформировались как нация, выкристаллизовалась этническая идентичность. Дискуссии с вопросом «Кто мы, татары и булгары?» можно считать закрытыми. Хотя и попадаются люди, которые возводят свой род к булгарам и самоидентифицируют себя с ними. Несмотря на это, тема, связанная с булгаризмом, сегодня раздражает татарскую общественность и историков: слышатся опасения, что единый народ раскалывают, что недоброжелатели против него учиняют козни. 

В дискуссионном клубе казанский историк Дамир Исхаков рассказал об истоках современного булгаризма. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо обратить внимание на середину XX  века. 

В августе 1944 года ЦК ВКП(б) по поручению Иосифа Сталина принял постановление «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Этим документом осуждалось изучение истории Золотой Орды, народный эпос «Идегей» объявлялся «ханским» и антирусским. По этому постановлению была произведена кадровая работа с людьми, изучающими историю и литературу татарского народа.  От специалистов потребовали изменить подход к изучению и преподаванию истории татар, тех же, кто отстаивал принципы, уволили. В ходе реализации постановления были переписаны все учебники, где просто удалялись любые упоминания о Золотой Орде.

«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

Таким образом, татарскому народу навязывали идеологию, что всё своё культурное, литературное и генетическое происхождение берётся из государства Волжской Булгарии, границы которой примерно совпадали с границами ТАССР. 

— Если мы идем за булгарской историей, то у нас автоматически из истории выпадают сибирские, астраханские, крымские, добруджанские татары из Румынии, а вместе с ними литовские, да и мишари не совсем вписываются в историю Булгарии. История мишар с Волжской Булгарией никак не связана, — рассказывает Дамир Исхаков. 

По его словам, именно постановление от 1944 года и породило среди татарской интеллигенции, историков и литераторов такое явление, как «булгаризм» — увлеченность историей Волжской Булгарии, превозношение его культурного исторического наследия над другими периодами истории народа, увязывание татар только с булгарами, вплоть до самоопределения «булгар». 

Дамир Исхаков рассказывает, что когда начал работать в Институте языка, литературы и истории имени Галимджана Ибрагимова в начале 80-х годов, то встретился с казанской школой историков-булгаристов — археологом Альфредом Халиковым, историком Салямом Алишевым и филологом Мирфатыйхом Закиевым.

«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

По словам Исхакова, некоторые гуманитарии-булгаристы ради отстаивания идей даже опускались до фальсификации истории и редактировали источники. Например, писатель и переводчик Анвар Хайри готовил к публикации адаптированный вариант книги Шигабутдина Марджани на татарском языке «Мустафад аль-ахбар фи ахвали казан ва булгар». По своим взглядам Марджани считал, что в формировании татар участвовали многие народы, в том числе и булгары. Однако в переизданной Анваром Хайри книге все упоминания Золотой Орды и рассуждения о многокомпонентности казанских татар были отредактированы.  

— Я тогда обратился к Анвару: «Ты же ученый, как ты мог себе такое позволить?». А он мне в ответ: «Я так считаю», — привел он свою краткую беседу с татарским издателем книги Марджани. 

Дамир Исхаков напомнил, что Волжская Булгария, как и Русь, на себе ощутила нашествие войск хана Батыя, внука Чингисхана, в XIII веке. Тем не менее булгарское население ещё продолжало жить до XIV века. Затем на территории начинают исчезать эпиграфические памятники на булгарском языке, остаются лишь памятники на средневековом татаро-кипчакском. Историки этот процесс объясняют тем, что носители булгарского языка, да и сама Золотая Орда тогда на себе ощутили влияние массового заболевания чумой в первой половине XIV века. Не все вымерли, но оставшееся меньшинство растворилось среди татаро-кипчакских жителей Золотой Орды. 

— Наиболее продвинутые ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар. Я всегда говорю и пишу, что волжские булгары существовали, что они вошли в состав волжских татар. Они сыграли важную роль. И в этом качестве — как одно из этнических компонентов татар — они должны быть приняты во внимание. История Волжской Булгарии является частью нашей истории, — подытожил Дамир Исхаков. 

«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

В дискуссионном клубе были те, кто называл себя булгарами и наследниками Волжской Булгарии. Это были трое мужчин. Двое из них рассказали, каким образом они пришли к осознанию, что ощущают себя булгарами, а не татарами. 

— Я родом с Урала, из Оренбурга. Мои предки — бабушки мои, потому что дед мой на фронте погиб. У меня прабабушка была 1876 года рождения со стороны отца. С детских лет я запомнил её слова: «Мы — мусульмане, наши предки булгары». Поэтому, наверное, я и начал искать корни своего народа. Я знаю, что Булгарское государство распространялось до Яика (Урал). Река была его границей. В ЗАГСе просил дать информацию о корнях моего деда. Когда пришел туда, работник сказал, что данные сожжены советской властью. Я не знаю, кем были мои предки: булгары, кипчаки, нагайбаки или мишари, — рассказал Радик Абубакиров

Вместе с тем он сообщил, что в свидетельстве о рождении его отца в графе национальность стоит прочерк, так же, как и у бабушки. Впоследствии Абубакиров входил в различные клубы по изучению культуры и истории булгар, чтобы найти ответ на вопрос, кто он есть. 

— Булгары не являются отдельным народом, который стоит в стороне от татарского народа. Есть часть народа, которая называется булгарами, а есть часть, которая называет себя татарами. И вместе мы — единый народ, — высказывает мнение председатель организации «Казанско-булгарская община» в Казани Рашид Кадыров. — Для меня с детства не было никакой загадки, кем я являюсь. Детство я свое провел в гарнизонах, мой папа — офицер армии. Там мне в спину кричали, что я татар. Я не обращал на это внимание. Когда я приезжал в Казань, то бабушка мне говорила, что мы не татары, а мусульмане-булгары. Я, поддавшись всеобщему зомбированию татаризмом в Татарстане, тоже иногда бабушке перечил — говорил, что мы татары. Но она продолжала настаивать. 

Он также рассказал, что у него в роду есть мусульманский просветитель Хафизитдин аль-Булгари, который состоял в переписке с Шигабутдином Марджани. Он оставил после себя несколько сочинений, где доказывал булгарское происхождение народа и грамматику булгарского языка.  

— Я булгар и для меня нет никаких сомнений, какая у меня национальная идентификация, — резюмировал Рашид Кадыров. 

«Ученые никогда не отрицали роли булгар в формировании поволжских татар»

— Говорить, что под казанскими татарами имеются в виду булгары, непросто неправильно, а их позиция весьма далека от научных. Наши булгаристы бьют в грудь — говорят, что они никакие не татары, а булгары. Ну, можно и так говорить, но их позицию доказать нельзя, — комментировал выступление булгаристов Дамир Исхаков. 

В заключение он отметил, что в связи с надвигающейся переписью населения в 2020 году вопросы об этнической идентификации татар с каждым днем будут становиться острее.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *