Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Пока банки не работают с надомниками
Пока банки не работают с надомниками, а те не видят плюсов в легализации.

С 1 января 2019 года в России стартовал пилотный проект по запуску нового «Налога на профессиональный доход», или, как принято называть в народе, налога на самозанятых. Теперь физические лица должны платить 4% от дохода, а юридические лица и индивидуальные предприниматели — 6%. Таковых в республике на 4 марта зарегистрировано 4 128 человек. Таким образом, они обходят стороной НДФЛ и проблемы с законом. Тем не менее многие самозанятые остаются в тени. Суть в том, что у бизнесменов куча вопросов и страхов из-за нововведений. Их собрались обсудить на очередном заседании Совета по предпринимательству.

Президент Татарстана Рустам Минниханов считает, что внедрение нового налога — правильное решение, но он согласен, что остался ряд правовых вопросов, которые нужно обсудить с федеральными коллегами. Он отметил, что стране нужны шаги, которые позволят людям выйти в легальный бизнес. 

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов в свою очередь подчеркнул важность обратной связи от Казани — центра многих предпринимательских квалификаций. 

— Эксперимент упрощает взаимоотношения, выводит в легальную сферу виды бизнеса, которые раньше были незаметны. С одной стороны, он создает новые возможности для взаимоотношений между малыми и крупными предприятиями, потому что можно чек через новую систему выписывать. С другой, он достаточно сложный, поэтому в меньшей степени выполняет ту функцию, которую мы все ждали, — массовую легализацию миллионов предпринимателей. Они сегодня есть, но работают в серой или черной сфере. Нужно стимулировать предпринимателей осваивать новые технологии и выходить [из тени], — говорит Титов.

Трудовые отношения и гражданско-правовые разграничит Верховный суд

Открыл работу проектных групп генеральный директор компании ILAR Ильдар Низамеев. Он занимается комплексной разработкой веб-сервисов, интернет-магазинов, корпоративных сайтов. В силу специфики работы периодически бизнесмен сотрудничает с фрилансерами.  

— Под ними я понимаю временно привлеченных специалистов под конкретные задачи или проект. Мы ежемесячно привлекаем трех-четырех специалистов на фриланс. С принятием закона о самозанятых мы видим положительный виток развития. Механизм дает нам возможность легально привлечь лучшие кадры со всей России. Но есть и риски, что в один момент Пенсионный фонд, либо налоговая, либо Фонд соцстрахования доначислит налоги, поскольку взаимоотношения похожи на трудовые. Это повлияет на весь бизнес. В рамках проектной группы мы проработали семь основных критериев, как разграничивать трудовые отношения и работу с фрилансерами. Нам хотелось бы зафиксировать их с контролирующими органами, — говорит Низамеев.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Глава Управления Федеральной налоговой службы по республике Марат Сафиуллин отметил, что вопрос разграничения трудовых отношений и гражданско-правовых сложен и индивидуален. Он озвучил трактовку Верховного суда России. По трудовому договору физическое лицо должно периодически приходить и выполнять комплекс работ на предприятии, подчиняться внутреннему распорядку, регулярно получать оплату труда и так далее. По гражданско-правовому — физлицо предоставляет услугу и получает за это нерегулярную оплату. 

— Есть решения трех судов, когда до введения закона самозанятых пытались оптимизировать налооблагаемую базу. Допустим, есть прецеденты, когда организация занималась сбором металла и привлекала 19 предпринимателей, которые выполняли перечень работ. Суд принял решение, что эти отношения являются трудовыми и есть налоговая оптимизация. Что касается нового налогового режима, он планировался для тех, кто хочет удобно и просто с помощью цифровых технологий перейти в легальную плоскость и стать самозанятым. Согласно данным Татарстанстата, сегодня их более 300 тысяч человек. Каждый случай индивидуален, — вновь подчеркивает Сафиуллин.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

— Изначально идея заключалась в том, чтобы все было очень просто. Сегодня каждый может предоставить услугу, кассовый аппарат даже не нужен. Нам нужно законодательно закрепить, какие объемы производства должны быть, — добавляет президент. 

— Объемы закреплены. Сегодня доход физического лица не должен превышать 2 млн 400 тысяч в год, или не более 200 тысяч рублей в месяц, — ответил Сафиуллин.

— Даже если мы внутри что-то теряем, со стороны много клиентов могут прийти. Это лучше, чем работать втемную. У самозанятых будет правильная кредитная история. Они легально зарабатывают. Если какое-то должностное лицо будет трактовать это как гражданские отношения, а эти вот — как трудовые, это неправильно, — высказался лидер республики.

К беседе подключился Борис Титов. Он подчеркнул, что понятия трактуются Верховным судом — высшей инстанцией, которой подчиняются и налоговые структуры.

— Поэтому если предложения соответствуют разъяснению суда, которое ранее было принято, то тогда можно на них опираться. Если есть необходимость изменения трактовок или введения новых правил, то мы обратимся в Верховный суд дать более точные разъяснения, — говорит политик.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Президент Татарстана поручил подчиненным доработать этот вопрос с Верховным судом и двигаться в данном направлении, поскольку при неправильных разграничениях возможна коррупция и судебные разбирательства.

«Проверка не страшна, банки не идут навстречу»

Компания «Цифровая безопасность» занимается системным мониторингом автотранспорта по всему Татарстану. Ее директор Айрат Галеев считает, что государство сделало хороший шаг навстречу физлицам, однако есть недоработки. Суть в том, что любые переводы самозанятым банк приравнивает как к физлицам. Отсюда вытекают сложности: организация подвергается проверкам на факт отмывания денег. 

— Сама по себе проверка может быть не страшна, но там запрашивается широкий спектр документов, а это большая нагрузка для бухгалтерии. Помимо прочего периодически мы сталкиваемся с тем, что банки не всегда идут навстречу, несмотря на представление всех документов. Они могут просто заблокировать счет или вежливо попросить перейти на обслуживание другого банка. Наше предложение простое — разрешить банкам открывать расчетные счета самозанятым. Решение этого вопроса поможет разграничить переводы физлицам и переводы за услуги и товары самозанятым, подтолкнет бизнес работать с фрилансерами вбелую, — предлагает Галеев.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Главный эксперт Совета по предпринимательству Венера Камалова добавила, что важно не только ввести отдельный код для счетов самозанятых или приравнять их к счетам предпринимателей, а подумать над подходом к работе самих банков. 

— Нужно отдельно выделить перечисления самозанятым и личные перечисления остальным физическим лицам, например, родственникам. Если физическое лицо зарегистрировано как самозанятое, не нужно подвергать его операции полной проверке. Это важно, потому что налоговый орган сейчас говорит о том, что для перечислений от юридического лица или организации самозанятому достаточно электронного чека, который выдает мобильное приложение. Банки в этой ситуации могут запросить дополнительные документы, что создает сложности, — говорит Камалова.

Эксперта поддержал и Марат Сафиуллин. Он также отметил, что сейчас банк может легко вычислить, является ли человек самозанятым по ИНН, а для того, чтобы создавать отдельные счета, нужно отправить письмо Центральному банку России, чтобы тот внес изменения в инструкцию. 

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Рустам Минниханов поручил подготовить соответствующее обращение в адрес Центробанка, Госдумы, Минэкономразвития, министра финансов России.

«Переводить официантов на самозанятых — это не совсем правильно» 

Ирина Данилова — генеральный директор ресторана восточной кухни «Султанат». Большая часть ее сотрудников — иностранные граждане. Для нее они важны, поскольку являются конкурентным преимуществом: отражают свою культуру, несут традиции, создают атмосферу гостеприимства. Все иностранцы работают на основании трудового договора. Иногда бывает необходимость в разовом привлечении специалистов (на три часа), но появляются свои сложности.

— Иностранного гражданина нужно оформить, уведомить миграционную службу о заключении трудового договора, как правило, переоформить регистрацию. Это сложно для разового привлечения, — говорит Данилова.

Женщину поддержал депутат Госдумы России Айрат Фаррахов. Он отметил, что правовая коллизия действительно существует. 

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

— Любой иностранец, имеющий статус вида на жительство и разрешение на временное проживание, имеет право вести предпринимательскую деятельность на территории России. В соответствии с законом о налоге на профессиональный доход, предприниматель и физические лица имеют право выбрать этот налоговый режим, но они должны быть либо гражданами России, либо стран — участников Евразийского сотрудничества. Соответственно, граждане других государств, имея возможность быть предпринимателями при виде на жительство, не имеют возможности быть самозанятыми, — говорит Фаррахов.

— Вопрос того, что они могут воспользоваться статусом самозанятых, понятен. Другой вопрос — мы же говорим об объекте общественного питания. Куда вы хотите этих людей пригласить? На кухню вы не можете, — говорит президент.

— Нам нужны в первую очередь официанты. Они проходят медицинскую комиссию дважды. У всех есть допуск. Единственное, хотелось бы расширить перечень лиц, которые могут воспользоваться системой самозанятых, — отвечает Данилова.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

— Все понятно. Я тоже считаю, что иностранным гражданам важно получить статус самозанятых. Но ваше предприятие обслуживает людей. Это общественное питание. На какие виды их можно привлечь, надо посмотреть. Если мы всех официантов, поваров начнем переводить на самозанятых, то это не совсем правильно, — считает Рустам Минниханов. 

Борис Титов подчеркнул, что важно суметь разграничить отношения трудовые и между самозанятыми. 

— Вы сейчас прямо говорите, что хотите подменить трудовые отношения. Даже если вы нанимаете на свое оборудование, в свой зал, вовлекаете в свой бизнес, то это трудовые отношения. Самозанятость о другом. Вы не можете привлекать к себе на трудовые отношения самозанятых, — говорит Уполномоченный по правам предпринимателей России.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Данилова в свою очередь отметила, что речь идет не о подмене отношений, а о разовом привлечении сотрудников. Президент Татарстана отметил, что иностранный гражданин может быть полезен, но важно определить, какую работу он может выполнять. За помощью он обратился к Фаррахову.

— Здесь важно учитывать, что это выпадающие доходы субъектов России, — говорит депутат.

— Если мы в эксперименте, мы не знаем, где у нас выпадает, что прибавляется. Это попытка нашей страны. Она была поддержана Госдумой. Если мы этот проект провалим, значит, вся теневая экономика как была, так и останется. Давайте постараемся, чтобы все эти механизмы заработали. Наверное, мы где-то потеряем, но эти люди будут иметь кредитную историю. У них минимум 2,5 млн рублей годовой доход. Сколько людей в норковых шубах приезжают и получают пособия. Мы должны стать открытыми. Мы сделаем серьезный шаг. Я не вижу, что там будут большие, катастрофические цифры, — отвечает Минниханов Фаррахову.

«Кондитеры есть, а норм нет»

Зульфия Файзрахманова работает домашним кондитером пять лет. В качестве самозанятого зарегистрировалась еще до пилотного проекта. Ей нравится работать законно, но вновь возникает ряд проблем. 

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

— Дело в том, что по действующему законодательству изготовление продуктов питания в домашних условиях с дальнейшей реализацией под запретом. Связано это скорее с тем, что мы не укладываемся в требования СанПиН, потому что правила изначально были придуманы под цеха. Получается, домашние кондитеры есть, а технических и санитарных норм нет, — говорит Файзрахманова.

Второй больной вопрос для кондитеров — это декларация. В рамках проектной группы Зульфия пыталась задекларировать губадию. Для этого нужно было сдать в Центр гигиены и эпидемиологии сам продукт и заплатить порядка 18 тысяч рублей. 

— Домашнему кондитеру, который делает до 10 тортов в неделю, это неподъемно. А у меня не только губадия, еще торт, зефир. Чтобы каждую позицию задекларировать, я должна выложить 100-200 тысяч. Хорошо, я их выложила, прошла анализ. Дальше надо декларировать, а делать это не имею права, потому что не юрлицо. Я думаю, для домашних кондитеров должна быть гибкая возможность для декларации. Ко мне приходят разные клиенты. Они могут попросить убрать конкретный ингредиент. Я меняю рецептуру, поэтому если я вчера задекларировала продукт, то завтра декларация может уже не подойти. Я думаю, решением может быть выработка технических и санитарных норм для домашних кондитеров, — говорит женщина.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

Президент полностью поддержал самозанятую. Он отметил, что нужно разработать простую и понятную форму торговли. В качестве примера Минниханов привел систему для хлебопеков, а затем обратился к депутату Госдумы Геннадию Онищенко.

— Вы правильно сказали, что вся наша экономика заточена на крупные производства, а вот самозанятые — это было для домашнего потребления, — говорит в прошлом главный санитарный врач России. — Вы еще не все сказали президенту. Кто-то накатает на вас жалобу, спросит, где технический регламент на сам торт, а потом привлекут вас по закону о защите прав потребителей. Это тоже предмет разговора. Действительно, нужно сегодня сделать упрощенное требование в первую очередь безопасности и качества. Одним налетом у нас не получится. Нам совместно нужно поучаствовать. Я готов, хоть и не житель Татарстана.

— Уже готовы попробовать губадию? — спросил с улыбкой президент.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

— Нет. Я буду чак-чак и баурсак. Губадия — это не мужская еда, — ответил Онищенко. — Сегодня мы должны выработать минимальные требования. Вы должны быть инициатором, а мы экспертами. Далее — мы должны создать постоянно действующую рабочую местную группу и отрабатывать нормативы. Если вы ими не защититесь, вас сомнут. Крупный бизнес будет вас третировать. Еще вам нужно обязательно создать Ассоциацию. Она должна все отслеживать: нормативную базу, обучение коллег. Давайте вместе работать, тогда мы всех победим.

Дорогу в госзакупки

Алия Хурматова — идейный основатель и руководитель мастерской бумажного декора Hurma. Мастерская выполняет множество заказов физических лиц. Хурматова хочет пойти выше и поучаствовать в государственных закупках. На сайте зарегистрироваться ей удалось, но проблема в том, что нет самого тендера. Она обратилась к президенту с просьбой предоставить самозанятым этот тендер.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

— У нас есть разные попытки поддержать малый и средний бизнес (МСБ). Крупные госкомпании должны делать определенные закупки у МСБ. Я думаю, какие-то механизмы можем разработать, чтобы самозанятые смогли поучаствовать, — говорит Минниханов.

Глава Агентства по госзаказам Яков Геллер отметил, что уже началось создание маркетингового центра. На биржевую площадку взяли 126 видов услуг, которые в прошлом году госучреждения закупали, причем такие услуги, где не требуются санитарные книжки, лицензии. Например, заправка картриджей.

— Мы предложили на совещании по самозанятым эту схему. Она достаточно простая. С одной стороны, мы регистрируем любого самозанятого, а он предлагает свои услуги. С другой — наши учреждения и регулируемые заказчики могут у них заказывать. Есть одно но. Я бы предложил сделать такую льготу: два года с момента регистрации эти заказы распространяются только у самозанятых. Тогда мы даем гарантированный рынок сбыта. Если вы поддерживаете… Мы сделали уже технологию, она работает в разделе для самозанятых, — обращается Геллер к президенту.

— Какие документы нужны? — уточняет Минниханов.

— Ваше поручение, — говорит руководитель Агентства по госзаказам. 

— Считайте, что оно у вас уже есть, — заключил президент. 

Будущее за юными предпринимателями

Среди двухсот взрослых бизнесменов и людей в галстуках выделялась юная девушка. Николь Гараевой 15 лет. Она занимается бизнесом через «Инстаграм»: продает слаймы — жвачки для рук, некий антистресс.

— Нам важно, чтобы молодые люди со школьной скамьи формировались как предприниматели. Она уже успешный предприниматель, зарабатывает 45 тысяч в месяц, — говорит Минниханов.

Гараева придумывает разные дизайны для своего продукта, чем отличается от остальных «слаймеров». Ее пригласили на Совет, чтобы рассказать о самозанятых со стороны юного поколения.

Рустам Минниханов выводит «бизнес на дому» из тени

— В этой среде я работаю два года. Один из моих аккаунтов набрал 40 тысяч подписчиков. Честно говоря, до приглашения на Совет я не знала о самозанятых. Спросила своих коллег, которые тоже производят слаймы. Нам пока непонятны правила, не видим плюсов, почему нам стоит становиться самозанятыми, — говорит юная бизнесвумен.

— Это нормально, что она сказала. Николь, просьба какая. Вы активный предприниматель, но из тени надо выходить. Было бы интересно, если бы вы зарегистрировались как самозанятая и информировали нас, дали некий посыл для молодежи. Нам надо расширяться. Важны активные люди, как вы. Вы должны подсказывать нам, что нужно делать. Будущее же за вами. Это будет хорошей поддержкой для нас. Мы отдельно с вами поговорим. Надеемся на вас, — обратился к ней президент.

Завершая Совет по предпринимательству, Рустам Минниханов поручил сформировать обращения по всем озвученным вопросам и вновь напомнил, что нужно создать максимальные условия для деятельности самозанятых.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: