Министр культуры Ирада Аюпова прямо сейчас, пожалуй, самый открытый руководитель республиканского ведомства. На должность она была назначена меньше года назад, а за это время успела провести с журналистами уже несколько публичных встреч, чтобы объяснить решения, которые принимаются министерством, и выслушать мнения со стороны. Во время очередной такой беседы она представила нового директора цирка, рассказала о будущем площадки НКЦ, анонсировала создание Фонда по поддержке работников театров республики и других проектов, которые собирается реализовать Минкульт.
Ловкость рук и никакого обмана
Первый вопрос, на который ответила Ирада Аюпова и который так волновал журналистов, — кого же выбрали руководителем цирка. Им оказался сын бывшего экс-директора Рамиль Шарифуллин, а не Сергей Нестеров, который взял самоотвод. Со слов министра, это решение хоть и вызвало двоякие впечатления, но результат её устраивает. Одной из предполагаемых причин самоотвода Нестерова, послужили бытовые и рабочие вопросы — гастроли и сложности при переезде. Тем не менее сотрудничество с ним продолжится, но в рамках консультаций. При этом ситуацию с якобы поддельным дипломом Аюпова опровергла — кандидат предоставил необходимые для участия в конкурсе документы.
— Если директор цирка сможет правильно внять идеям и мыслям, прозвучавшим в процессе защиты концепции участников, то цирковая площадка станет конкурентоспособной, — выразила надежду глава ведомства.
Помимо реализации идей и концепций, министерство надеется на создание собственной цирковой труппы, которая бы занялась подготовкой новых номеров.
От замены экспонатов на книги смысл НКЦ не поменяется
Другая горячая тема, на которой остановилась Аюпова, — переформатирование НКЦ под нужды Национальной библиотеки, расположенной в доме Ушковой. При этом часть библиотечного фонда останется в этом здании. Министр уверена, что библиотека — такой же культурный центр. К тому же проект перерождения предусматривает наличие площадок открытого доступа, тематических дискуссий.
— Концепция в большей степени ориентирована на [создание] пространства для коммуникаций, капитализации себя, — объясняет Аюпова.
В пример она привела визит республиканских властей в Финляндию и посещение трехэтажной центральной библиотеки Хельсинки Oodi, в которую люди приходили и общались друг с другом. Следующий пример — семиэтажная библиотека университета Хельсинки, где Аюпова не нашла ни одного свободного места.
— Почему обществом библиотека воспринимается как архаичный институт, в который приходят люди, не имеющие возможности купить книгу. Это неправильно. Во всем мире статус этого учреждения абсолютно другой. Библиотека — место, где человек может заняться самообразованием, поэтому создание условий — важная миссия, — заявила руководитель республиканского ведомства.
Она уверена, что если комментаторы заявляют, что нацбиблиотека — отживший институт, то это говорит лишь о низком культурном уровне человека, а не о том, что подобные учреждения должны быть вычеркнуты с карты республики.
Согласна Аюпова и с решением президента Татарстана Рустама Минниханова о переносе коллекции в здание магистрата, расположенного на улице Баумана. По мнению министра, коллекция тысячелетия будет органично смотреться на новом месте. Тем не менее проект музея необходимо доработать, чтобы показать экспонаты в лучшем виде. Аюпова уверена, что противники переноса — простые консерваторы, привыкшие к месторасположению.
— Современные возможности построения музейных экспозиций раскроют потенциал, который был скрыт в хранилищах НКЦ, — добавляет спикер.
Со слов министра, ни о каком разделении или передаче «профильных» экспонатов куда-либо речи не идет — это запрещено юридическими актами.
В завершение этого блока Аюпова заявила, что причиной перевозки экспозиции послужил тотальный ремонт объектов культуры. Со слов министра, обновление как НКЦ, так и магистрата завершится в год столетия ТАССР. При этом вопрос о передаче здания магистрата в адрес музея ИЗО остается открытым.
Установка памятников — дело житейское
Прокомментировала министр и ситуацию с установкой памятника, посвященного 30-летнию вывода советских войск из Афганистана, споры по которому идут с начала февраля этого года. Со слов Аюповой, уже понятно, где расположится монумент, но остались вопросы по его концепции и визуализации.
А вот о спаренном памятнике Толстому и Тукаю, который планируют установить в одном из зданий Казанского университета, Аюпова высказалась лаконично: «Если они на своей территории — это украшение интерьера».
Галопом по культуре
Анонсировала Аюпова и несколько мероприятий, которые готовит Минкульт. Одним из них станет международный конкурс вокалистов им. Глинки. Его планируют провести в Казани с 11 по 19 апреля. Правда, пока о массовом интересе говорить сложно — из минимально необходимых 50 участников заявились только 20. И это при том, что победители, помимо денежных призов, автоматически попадают на самый престижный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского.
Ещё один важный проект — создание в Татарстане Фонда работников театра. Его задачей станет поддержка деятелей культуры, не задействованных в процессе. Принцип работы Фонда предельно прост — все театры республики будут перечислять один процент от внебюджетных доходов в адрес организации. В год, по словам министра, должно накапать больше 3 млн рублей. Однако есть загвоздка — пока непонятен механизм создания этой структуры.
Обратила внимание Аюпова и на вопрос создания качественного контента, экспортируемого в другие регионы. Министр уверена, что категорически нельзя допустить превращение гастролей в путешествие, чтобы это не сыграло в ущерб культуре. При этом говорить о лишении местного зрителя части репертуара, уехавшего в турне, нельзя. Это нормальная практика, применяемая, в том числе, за рубежом, а деньги, полученные в гастролях, идут на «мотивацию сотрудников». При организации гастролей принимается во внимание несколько критериев: наличие целевой аудитории, соглашение между регионами и статус принимающей площадки.
— Говорить о том, что все должны сидеть на площадке театра, — нерентабельно с точки зрения экономики. Я не считаю, что театр должен отказаться от гастролей, нам необходимо продвигать бренд в сфере культуры и искусства за пределы Татарстана, — пояснила министр.
Интересно, что глава ведомства не видит необходимости поддерживать татарскую эстраду. По ее мнению, это все-таки бизнес. Но даже там Аюпова находит ряд проблем, одна из них — отсутствие качественного репертуара, как следствие — артисты занимаются перепеванием и следованием стереотипам. Также сложности существуют в системе продвижения исполнителей, которые ещё только предстоит решить.
Ориентиры развития
Рассказала министр и о планах по развитию подвластной ей сферы. Так, в Татарстане, благодаря национальному федеральному проекту «Культура», появится три новых сельских клуба: в Альметьевском, Алькеевском и Мензелинском районах. На это из федерального бюджета выделят чуть больше 26 млн рублей.
Также этот проект включает в себя поддержку талантливых и перспективных направлений за счет грантов. Потенциал у республики в этом вопросе есть, прошлые стипендии превышают 80 млн рублей, однако озвучить размер грантов на этот год пока невозможно.
Третий блок называется «Цифровая культура» и подразумевает внедрение онлайн-трансляции культурных событий в сельских кинотеатрах. Размер ассигнований на это Аюпова так же затруднилась назвать. У сельских клубов существует несколько проблем: нежелание специалистов работать в селе и необходимость в постоянной смене репертуара. Эти блоки должны решить часть из них.
Обязаловки в культурном воспитании быть не должно
Министр уверена, что совместная инициатива федеральных Минкульта и Минпросвещения о введении в школьную программу культурных нормативов, которые, по мнению чиновников, должны привить чувство прекрасного школярам, не должна становиться обузой.
— Ребенок может подтянуть родителей в вопросе формирования культурных благ, чтобы они стали посетителями музеев, театров, чтобы культура вернулась, — заявила Аюпова.
С ее слов, сегодня в школьной программе отсутствует детский контент, как и в театрах, выбирающих взрослые постановки, и в музеях, нет такого и в школах, а если есть, то очень мало.
Помимо этого министерство культуры всерьез рассматривает возможность предоставления здания под специализированное татарское арт-пространство. Для этого предлагается отдать уже имеющееся здание, например, на Баумана. Это освежит центральную пешеходную улицу города.
Татарстанское кино — не более чем проморолик в жанре хоррор
Не могли не спросить журналисты мнение Ирады Аюповой о новом татарском фильме «Водяная». Как оказалось, министр еще не видела картину, в отличие от работников СМИ, которых она повергла в шок. Помимо того что фильм, по мнению журналистов, снят некачественно, так еще и ничего хорошего о республике он не рассказывает. Они уверены, кино можно назвать «презентационным роликом в жанре хоррор».
Этим вопросом журналисты, сами того не зная, подняли острую тему — нехватки кадров как преподавательского состава единственного культурного вуза Казани (Казанский государственный институт культуры. — Ред), так и тех, кто снимает это кино. Усугубляет ситуацию отсутствие специализированной студии, которая могла бы использоваться под нужды рекламы.
— Этот вопрос есть. Мы рассматриваем несколько вариантов решения. [Например], концепция целевой подготовки заслуживает уважения, но есть риск невозврата, существуют сложности и с творческой реализацией, — считает Аюпова.
Для того, чтобы решить проблему, министерство планирует во II квартале 2019 года провести коллегию, посвященную развитию татарстанского кинематографа, с привлечением различных организаций.
Сама же Аюпова считает, что превращать кино в игрушку нельзя. Она уверена, для того, чтобы выходить на любой рынок, необходимо четкое понимание того, что автор хочет донести до зрителя, а сам фильм должен иметь художественную ценность.
Пять «К» татарской культуры
После столь резонансной темы министр предложила перейти к обсуждению концепции развития татарстанской культуры. Последняя построена на пяти принципах, или пяти «К»: креативность, коммуникации, кооперации, капитализация и компетенции.
— Я не жду ответа от вас сегодня, но мне очень хотелось бы получить идеи и видение, чего не хватает с точки зрения самореализации, — обратилась Аюпова к собравшимся журналистам.
Одно из предложений, озвученных на встрече, — совместная работа с другими ведомствами. Как пример — организация фестиваля, инициированного Талией Минуллиной — руководителем республиканского Агентства инвестиционного развития. В свою очередь Аюпова согласилась с важностью проведения фестивалей, но заявила, что подобные мероприятия не должны быть единоразовыми, необходимо проводить их на регулярной основе.
Еще одна поступившая инициатива — привлечение к популяризации и продвижению республиканского контента местных специалистов.
Читайте также: В российский прокат выходит татарстанский фильм «Водяная»: его нужно смотреть
Comment section