«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Ирада Аюпова рассказала
Ирада Аюпова рассказала, каким она видит ближайшее будущее культуры Татарстана.

Министр культуры Ирада Аюпова прямо сейчас, пожалуй, самый открытый руководитель республиканского ведомства. На должность она была назначена меньше года назад, а за это время успела провести с журналистами уже несколько публичных встреч, чтобы объяснить решения, которые принимаются министерством, и выслушать мнения со стороны. Во время очередной такой беседы она представила нового директора цирка, рассказала о будущем площадки НКЦ, анонсировала создание Фонда по поддержке работников театров республики и других проектов, которые собирается реализовать Минкульт. 

Ловкость рук и никакого обмана 

Первый вопрос, на который ответила Ирада Аюпова и который так волновал журналистов, — кого же выбрали руководителем цирка. Им оказался сын бывшего экс-директора Рамиль Шарифуллин, а не Сергей Нестеров, который взял самоотвод. Со слов министра, это решение хоть и вызвало двоякие впечатления, но результат её устраивает. Одной из предполагаемых причин самоотвода Нестерова, послужили бытовые и рабочие вопросы — гастроли и сложности при переезде. Тем не менее сотрудничество с ним продолжится, но в рамках консультаций. При этом ситуацию с якобы поддельным дипломом Аюпова опровергла — кандидат предоставил необходимые для участия в конкурсе документы. 

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

— Если директор цирка сможет правильно внять идеям и мыслям, прозвучавшим в процессе защиты концепции участников, то цирковая площадка станет конкурентоспособной, — выразила надежду глава ведомства. 

Помимо реализации идей и концепций, министерство надеется на создание собственной цирковой труппы, которая бы занялась подготовкой новых номеров. 

От замены экспонатов на книги смысл НКЦ не поменяется 

Другая горячая тема, на которой остановилась Аюпова, — переформатирование НКЦ под нужды Национальной библиотеки, расположенной в доме Ушковой. При этом часть библиотечного фонда останется в этом здании. Министр уверена, что библиотека — такой же культурный центр. К тому же проект перерождения предусматривает наличие площадок открытого доступа, тематических дискуссий.

— Концепция в большей степени ориентирована на [создание] пространства для коммуникаций, капитализации себя, — объясняет Аюпова. 

В пример она привела визит республиканских властей в Финляндию и посещение трехэтажной центральной библиотеки Хельсинки Oodi, в которую люди приходили и общались друг с другом. Следующий пример — семиэтажная библиотека университета Хельсинки, где Аюпова не нашла ни одного свободного места.

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

— Почему обществом библиотека воспринимается как архаичный институт, в который приходят люди, не имеющие возможности купить книгу. Это неправильно. Во всем мире статус этого учреждения абсолютно другой. Библиотека — место, где человек может заняться самообразованием, поэтому создание условий — важная миссия, — заявила руководитель республиканского ведомства.

Она уверена, что если комментаторы заявляют, что нацбиблиотека — отживший институт, то это говорит лишь о низком культурном уровне человека, а не о том, что подобные учреждения должны быть вычеркнуты с карты республики. 

Согласна Аюпова и с решением президента Татарстана Рустама Минниханова о переносе коллекции в здание магистрата, расположенного на улице Баумана. По мнению министра, коллекция тысячелетия будет органично смотреться на новом месте. Тем не менее проект музея необходимо доработать, чтобы показать экспонаты в лучшем виде. Аюпова уверена, что противники переноса — простые консерваторы, привыкшие к месторасположению. 

— Современные возможности построения музейных экспозиций раскроют потенциал, который был скрыт в хранилищах НКЦ, — добавляет спикер. 

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Со слов министра, ни о каком разделении или передаче «профильных» экспонатов куда-либо речи не идет — это запрещено юридическими актами. 

В завершение этого блока Аюпова заявила, что причиной перевозки экспозиции послужил тотальный ремонт объектов культуры. Со слов министра, обновление как НКЦ, так и магистрата завершится в год столетия ТАССР. При этом вопрос о передаче здания магистрата в адрес музея ИЗО остается открытым.

Установка памятников — дело житейское 

Прокомментировала министр и ситуацию с установкой памятника, посвященного 30-летнию вывода советских войск из Афганистана, споры по которому идут с начала февраля этого года. Со слов Аюповой, уже понятно, где расположится монумент, но остались вопросы по его концепции и визуализации. 

А вот о спаренном памятнике Толстому и Тукаю, который планируют установить в одном из зданий Казанского университета, Аюпова высказалась лаконично: «Если они на своей территории — это украшение интерьера». 

Галопом по культуре 

Анонсировала Аюпова и несколько мероприятий, которые готовит Минкульт. Одним из них станет международный конкурс вокалистов им. Глинки. Его планируют провести в Казани с 11 по 19 апреля. Правда, пока о массовом интересе говорить сложно — из минимально необходимых 50 участников заявились только 20. И это при том, что победители, помимо денежных призов, автоматически попадают на самый престижный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского. 

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Ещё один важный проект — создание в Татарстане Фонда работников театра. Его задачей станет поддержка деятелей культуры, не задействованных в процессе. Принцип работы Фонда предельно прост — все театры республики будут перечислять один процент от внебюджетных доходов в адрес организации. В год, по словам министра, должно накапать больше 3 млн рублей. Однако есть загвоздка — пока непонятен механизм создания этой структуры. 

Обратила внимание Аюпова и на вопрос создания качественного контента, экспортируемого в другие регионы. Министр уверена, что категорически нельзя допустить превращение гастролей в путешествие, чтобы это не сыграло в ущерб культуре. При этом говорить о лишении местного зрителя части репертуара, уехавшего в турне, нельзя. Это нормальная практика, применяемая, в том числе, за рубежом, а деньги, полученные в гастролях, идут на «мотивацию сотрудников». При организации гастролей принимается во внимание несколько критериев: наличие целевой аудитории, соглашение между регионами и статус принимающей площадки.

— Говорить о том, что все должны сидеть на площадке театра, — нерентабельно с точки зрения экономики. Я не считаю, что театр должен отказаться от гастролей, нам необходимо продвигать бренд в сфере культуры и искусства за пределы Татарстана, — пояснила министр. 

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Интересно, что глава ведомства не видит необходимости поддерживать татарскую эстраду. По ее мнению, это все-таки бизнес. Но даже там Аюпова находит ряд проблем, одна из них — отсутствие качественного репертуара, как следствие — артисты занимаются перепеванием и следованием стереотипам. Также сложности существуют в системе продвижения исполнителей, которые ещё только предстоит решить. 

Ориентиры развития 

Рассказала министр и о планах по развитию подвластной ей сферы. Так, в Татарстане, благодаря национальному федеральному проекту «Культура», появится три новых сельских клуба: в Альметьевском, Алькеевском и Мензелинском районах. На это из федерального бюджета выделят чуть больше 26 млн рублей. 

Также этот проект включает в себя поддержку талантливых и перспективных направлений за счет грантов. Потенциал у республики в этом вопросе есть, прошлые стипендии превышают 80 млн рублей, однако озвучить размер грантов на этот год пока невозможно. 

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Третий блок называется «Цифровая культура» и подразумевает внедрение онлайн-трансляции культурных событий в сельских кинотеатрах. Размер ассигнований на это Аюпова так же затруднилась назвать. У сельских клубов существует несколько проблем: нежелание специалистов работать в селе и необходимость в постоянной смене репертуара. Эти блоки должны решить часть из них.  

Обязаловки в культурном воспитании быть не должно

Министр уверена, что совместная инициатива федеральных Минкульта и Минпросвещения о введении в школьную программу культурных нормативов, которые, по мнению чиновников, должны привить чувство прекрасного школярам, не должна становиться обузой. 

— Ребенок может подтянуть родителей в вопросе формирования культурных благ, чтобы они стали посетителями музеев, театров, чтобы культура вернулась, — заявила Аюпова. 

С ее слов, сегодня в школьной программе отсутствует детский контент, как и в театрах, выбирающих взрослые постановки, и в музеях, нет такого и в школах, а если есть, то очень мало.

Помимо этого министерство культуры всерьез рассматривает возможность предоставления здания под специализированное татарское арт-пространство. Для этого предлагается отдать уже имеющееся здание, например, на Баумана. Это освежит центральную пешеходную улицу города. 

Татарстанское кино — не более чем проморолик в жанре хоррор

Не могли не спросить журналисты мнение Ирады Аюповой о новом татарском фильме «Водяная». Как оказалось, министр еще не видела картину, в отличие от работников СМИ, которых она повергла в шок. Помимо того что фильм, по мнению журналистов, снят некачественно, так еще и ничего хорошего о республике он не рассказывает. Они уверены, кино можно назвать «презентационным роликом в жанре хоррор». 

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Этим вопросом журналисты, сами того не зная, подняли острую тему — нехватки кадров как преподавательского состава единственного культурного вуза Казани (Казанский государственный институт культуры. — Ред), так и тех, кто снимает это кино. Усугубляет ситуацию отсутствие специализированной студии, которая могла бы использоваться под нужды рекламы. 

— Этот вопрос есть. Мы рассматриваем несколько вариантов решения. [Например], концепция целевой подготовки заслуживает уважения, но есть риск невозврата, существуют сложности и с творческой реализацией, — считает Аюпова. 

Для того, чтобы решить проблему, министерство планирует во II квартале 2019 года провести коллегию, посвященную развитию татарстанского кинематографа, с привлечением различных организаций. 

Сама же Аюпова считает, что превращать кино в игрушку нельзя. Она уверена, для того, чтобы выходить на любой рынок, необходимо четкое понимание того, что автор хочет донести до зрителя, а сам фильм должен иметь художественную ценность. 

Пять «К» татарской культуры

После столь резонансной темы министр предложила перейти к обсуждению концепции развития татарстанской культуры. Последняя построена на пяти принципах, или пяти «К»: креативность, коммуникации, кооперации, капитализация и компетенции. 

— Я не жду ответа от вас сегодня, но мне очень хотелось бы получить идеи и видение, чего не хватает с точки зрения самореализации, — обратилась Аюпова к собравшимся журналистам. 

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Одно из предложений, озвученных на встрече, — совместная работа с другими ведомствами. Как пример — организация фестиваля, инициированного Талией Минуллиной — руководителем республиканского Агентства инвестиционного развития. В свою очередь Аюпова согласилась с важностью проведения фестивалей, но заявила, что подобные мероприятия не должны быть единоразовыми, необходимо проводить их на регулярной основе. 

Еще одна поступившая инициатива — привлечение к популяризации и продвижению республиканского контента местных специалистов. 


Читайте также: В российский прокат выходит татарстанский фильм «Водяная»: его нужно смотреть


Comment section

Добавить комментарий

Войти: