«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Автор фото: KazanFirst и mincult.tatarstan.ru
Культура 08:49 / 13 марта
8
«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Ирада Аюпова рассказала, каким она видит ближайшее будущее культуры Татарстана.

Министр культуры Ирада Аюпова прямо сейчас, пожалуй, самый открытый руководитель республиканского ведомства. На должность она была назначена меньше года назад, а за это время успела провести с журналистами уже несколько публичных встреч, чтобы объяснить решения, которые принимаются министерством, и выслушать мнения со стороны. Во время очередной такой беседы она представила нового директора цирка, рассказала о будущем площадки НКЦ, анонсировала создание Фонда по поддержке работников театров республики и других проектов, которые собирается реализовать Минкульт. 

Ловкость рук и никакого обмана 

Первый вопрос, на который ответила Ирада Аюпова и который так волновал журналистов, - кого же выбрали руководителем цирка. Им оказался сын бывшего экс-директора Рамиль Шарифуллин, а не Сергей Нестеров, который взял самоотвод. Со слов министра, это решение хоть и вызвало двоякие впечатления, но результат её устраивает. Одной из предполагаемых причин самоотвода Нестерова, послужили бытовые и рабочие вопросы - гастроли и сложности при переезде. Тем не менее сотрудничество с ним продолжится, но в рамках консультаций. При этом ситуацию с якобы поддельным дипломом Аюпова опровергла - кандидат предоставил необходимые для участия в конкурсе документы. 

- Если директор цирка сможет правильно внять идеям и мыслям, прозвучавшим в процессе защиты концепции участников, то цирковая площадка станет конкурентоспособной, - выразила надежду глава ведомства. 

Помимо реализации идей и концепций, министерство надеется на создание собственной цирковой труппы, которая бы занялась подготовкой новых номеров. 

От замены экспонатов на книги смысл НКЦ не поменяется 

Другая горячая тема, на которой остановилась Аюпова, - переформатирование НКЦ под нужды Национальной библиотеки, расположенной в доме Ушковой. При этом часть библиотечного фонда останется в этом здании. Министр уверена, что библиотека - такой же культурный центр. К тому же проект перерождения предусматривает наличие площадок открытого доступа, тематических дискуссий.

- Концепция в большей степени ориентирована на [создание] пространства для коммуникаций, капитализации себя, - объясняет Аюпова. 

В пример она привела визит республиканских властей в Финляндию и посещение трехэтажной центральной библиотеки Хельсинки Oodi, в которую люди приходили и общались друг с другом. Следующий пример - семиэтажная библиотека университета Хельсинки, где Аюпова не нашла ни одного свободного места.

- Почему обществом библиотека воспринимается как архаичный институт, в который приходят люди, не имеющие возможности купить книгу. Это неправильно. Во всем мире статус этого учреждения абсолютно другой. Библиотека - место, где человек может заняться самообразованием, поэтому создание условий - важная миссия, - заявила руководитель республиканского ведомства.

Она уверена, что если комментаторы заявляют, что нацбиблиотека - отживший институт, то это говорит лишь о низком культурном уровне человека, а не о том, что подобные учреждения должны быть вычеркнуты с карты республики. 

Согласна Аюпова и с решением президента Татарстана Рустама Минниханова о переносе коллекции в здание магистрата, расположенного на улице Баумана. По мнению министра, коллекция тысячелетия будет органично смотреться на новом месте. Тем не менее проект музея необходимо доработать, чтобы показать экспонаты в лучшем виде. Аюпова уверена, что противники переноса - простые консерваторы, привыкшие к месторасположению. 

- Современные возможности построения музейных экспозиций раскроют потенциал, который был скрыт в хранилищах НКЦ, - добавляет спикер. 

Со слов министра, ни о каком разделении или передаче «профильных» экспонатов куда-либо речи не идет - это запрещено юридическими актами. 

В завершение этого блока Аюпова заявила, что причиной перевозки экспозиции послужил тотальный ремонт объектов культуры. Со слов министра, обновление как НКЦ, так и магистрата завершится в год столетия ТАССР. При этом вопрос о передаче здания магистрата в адрес музея ИЗО остается открытым.

Установка памятников - дело житейское 

Прокомментировала министр и ситуацию с установкой памятника, посвященного 30-летнию вывода советских войск из Афганистана, споры по которому идут с начала февраля этого года. Со слов Аюповой, уже понятно, где расположится монумент, но остались вопросы по его концепции и визуализации. 

А вот о спаренном памятнике Толстому и Тукаю, который планируют установить в одном из зданий Казанского университета, Аюпова высказалась лаконично: «Если они на своей территории - это украшение интерьера». 

Галопом по культуре 

Анонсировала Аюпова и несколько мероприятий, которые готовит Минкульт. Одним из них станет международный конкурс вокалистов им. Глинки. Его планируют провести в Казани с 11 по 19 апреля. Правда, пока о массовом интересе говорить сложно - из минимально необходимых 50 участников заявились только 20. И это при том, что победители, помимо денежных призов, автоматически попадают на самый престижный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского. 

Ещё один важный проект - создание в Татарстане Фонда работников театра. Его задачей станет поддержка деятелей культуры, не задействованных в процессе. Принцип работы Фонда предельно прост - все театры республики будут перечислять один процент от внебюджетных доходов в адрес организации. В год, по словам министра, должно накапать больше 3 млн рублей. Однако есть загвоздка - пока непонятен механизм создания этой структуры. 

Обратила внимание Аюпова и на вопрос создания качественного контента, экспортируемого в другие регионы. Министр уверена, что категорически нельзя допустить превращение гастролей в путешествие, чтобы это не сыграло в ущерб культуре. При этом говорить о лишении местного зрителя части репертуара, уехавшего в турне, нельзя. Это нормальная практика, применяемая, в том числе, за рубежом, а деньги, полученные в гастролях, идут на «мотивацию сотрудников». При организации гастролей принимается во внимание несколько критериев: наличие целевой аудитории, соглашение между регионами и статус принимающей площадки.

- Говорить о том, что все должны сидеть на площадке театра, - нерентабельно с точки зрения экономики. Я не считаю, что театр должен отказаться от гастролей, нам необходимо продвигать бренд в сфере культуры и искусства за пределы Татарстана, - пояснила министр. 

Интересно, что глава ведомства не видит необходимости поддерживать татарскую эстраду. По ее мнению, это все-таки бизнес. Но даже там Аюпова находит ряд проблем, одна из них - отсутствие качественного репертуара, как следствие - артисты занимаются перепеванием и следованием стереотипам. Также сложности существуют в системе продвижения исполнителей, которые ещё только предстоит решить. 

Ориентиры развития 

Рассказала министр и о планах по развитию подвластной ей сферы. Так, в Татарстане, благодаря национальному федеральному проекту «Культура», появится три новых сельских клуба: в Альметьевском, Алькеевском и Мензелинском районах. На это из федерального бюджета выделят чуть больше 26 млн рублей. 

Также этот проект включает в себя поддержку талантливых и перспективных направлений за счет грантов. Потенциал у республики в этом вопросе есть, прошлые стипендии превышают 80 млн рублей, однако озвучить размер грантов на этот год пока невозможно. 

Третий блок называется «Цифровая культура» и подразумевает внедрение онлайн-трансляции культурных событий в сельских кинотеатрах. Размер ассигнований на это Аюпова так же затруднилась назвать. У сельских клубов существует несколько проблем: нежелание специалистов работать в селе и необходимость в постоянной смене репертуара. Эти блоки должны решить часть из них.  

Обязаловки в культурном воспитании быть не должно

Министр уверена, что совместная инициатива федеральных Минкульта и Минпросвещения о введении в школьную программу культурных нормативов, которые, по мнению чиновников, должны привить чувство прекрасного школярам, не должна становиться обузой. 

- Ребенок может подтянуть родителей в вопросе формирования культурных благ, чтобы они стали посетителями музеев, театров, чтобы культура вернулась, - заявила Аюпова. 

С ее слов, сегодня в школьной программе отсутствует детский контент, как и в театрах, выбирающих взрослые постановки, и в музеях, нет такого и в школах, а если есть, то очень мало.

Помимо этого министерство культуры всерьез рассматривает возможность предоставления здания под специализированное татарское арт-пространство. Для этого предлагается отдать уже имеющееся здание, например, на Баумана. Это освежит центральную пешеходную улицу города. 

Татарстанское кино - не более чем проморолик в жанре хоррор

Не могли не спросить журналисты мнение Ирады Аюповой о новом татарском фильме «Водяная». Как оказалось, министр еще не видела картину, в отличие от работников СМИ, которых она повергла в шок. Помимо того что фильм, по мнению журналистов, снят некачественно, так еще и ничего хорошего о республике он не рассказывает. Они уверены, кино можно назвать «презентационным роликом в жанре хоррор». 

Этим вопросом журналисты, сами того не зная, подняли острую тему - нехватки кадров как преподавательского состава единственного культурного вуза Казани (Казанский государственный институт культуры. - Ред), так и тех, кто снимает это кино. Усугубляет ситуацию отсутствие специализированной студии, которая могла бы использоваться под нужды рекламы. 

- Этот вопрос есть. Мы рассматриваем несколько вариантов решения. [Например], концепция целевой подготовки заслуживает уважения, но есть риск невозврата, существуют сложности и с творческой реализацией, - считает Аюпова. 

Для того, чтобы решить проблему, министерство планирует во II квартале 2019 года провести коллегию, посвященную развитию татарстанского кинематографа, с привлечением различных организаций. 

Сама же Аюпова считает, что превращать кино в игрушку нельзя. Она уверена, для того, чтобы выходить на любой рынок, необходимо четкое понимание того, что автор хочет донести до зрителя, а сам фильм должен иметь художественную ценность. 

Пять «К» татарской культуры

После столь резонансной темы министр предложила перейти к обсуждению концепции развития татарстанской культуры. Последняя построена на пяти принципах, или пяти «К»: креативность, коммуникации, кооперации, капитализация и компетенции. 

- Я не жду ответа от вас сегодня, но мне очень хотелось бы получить идеи и видение, чего не хватает с точки зрения самореализации, - обратилась Аюпова к собравшимся журналистам. 

Одно из предложений, озвученных на встрече, - совместная работа с другими ведомствами. Как пример - организация фестиваля, инициированного Талией Минуллиной - руководителем республиканского Агентства инвестиционного развития. В свою очередь Аюпова согласилась с важностью проведения фестивалей, но заявила, что подобные мероприятия не должны быть единоразовыми, необходимо проводить их на регулярной основе. 

Еще одна поступившая инициатива - привлечение к популяризации и продвижению республиканского контента местных специалистов. 


Читайте также: В российский прокат выходит татарстанский фильм «Водяная»: его нужно смотреть


КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

В российский прокат выходит татарстанский фильм «Водяная»: его нужно смотреть

Культура 09:51 / 12 марта
6
1
В российский прокат выходит татарстанский фильм «Водяная»: его нужно смотреть

Объясняем, почему картина для всей семьи, снятая в республике, - это топ.

Руслан и Алина - родные брат и сестра. Однажды летом они ненадолго приехали в татарскую деревню, в которой родилась и выросла их мама. Но пребывание ребят неожиданно затянулось из-за того, что маму похитила водяная. Теперь перед детьми встала непростая задача: понять, как её спасти от злой ведьмы. Неожиданно в историю добавляются и другие мистические существа, пускающие пыль в глаза маленьким героям. Найти ключ к разгадке запутанной истории и отличить добро от зла становится еще сложнее.  

Аудитория фильма не только взрослые, но и дети, а значит, на хэппи-энд рассчитывать можно. Однако не признать некоторые неожиданные моменты было бы несправедливо. Самые внимательные зрители уже с десятой минуты фильма начинают собирать подсказки и наводки автора на все вопросы героев, но в следующую минуту снова ставят свои догадки под сомнение. 

Очевидное для казанцев для других «как в музей сходить»

Могло бы показаться, что главной целью режиссера было за полтора часа метра познакомить зрителя со всем татарским. В фильме есть все, что позволяет татарам не терять самобытности: здесь язык, народные мотивы, чайные традиции, еда, национальная одежда, вера и, конечно, фольклор. Но все это преподносится не так традиционно, как происходит обычно (татарское платье, расшитое монетками, надето на водяную, а молитву читают в схватке с нечистью). Да и режиссер Алексей Барыкин говорит, что не преследовал цели сделать фильм энциклопедией татарского народа.  

- Мы написали историю, а потом поняли, что то, что нам с вами кажется очевидным, зрителям других регионов может быть непонятно, поэтому эти моменты раскрывались в ходе работы. За эти объяснения зрители даже соседней Чувашии нам благодарны. Для них это как в музей сходить - интересно, познавательно, - рассказал режиссер.

Однако было в ходе просмотра фильма кинотеатрами в городах России несколько случаев, когда картину не принимали. 

- Наши зрители этого не поймут, говорили некоторые. Благо таких совсем немного, - поделился наблюдениями Барыкин. 

В чем же секрет успеха

- Ну не хватает российскому прокату кино с детьми, семейного кино, а наш еще и смотреть легко, - отвечает Барыкин на вопросы вроде «в чем секрет его успеха».

А успех действительно невиданный. Ведь как-никак это первый татарстанский фильм, вошедший во всероссийский и зарубежный кинопрокат. «Водяную» будут показывать в 250 кинозалах 54 городов России. Причем количество точек, где можно посмотреть картину, растет. 

В то время как одни города ещё выбивают разрешение на показ, в Казахстане премьера состоялась уже 7 марта. 

- Почему там фильм увидели раньше, чем в Татарстане? Вопрос к дистрибьюторам. Отзывы оттуда пока неплохие, - объяснил режиссер. 

О том, что сделало фильм способным заинтересовать прокатчиков, можно размышлять долго. Но стоит отметить, что случаев, когда что-то глубоко национальное и традиционное из жизни татарского народа делают неким брендом, становится все больше и больше.  Массовому зрителю интересны особенности народов. Может быть, не только татарского. 

- Нам говорят: «У вас какое-то лобби». Есть оно или нет, но кинотеатры никогда не возьмут фильм, который им не выгоден, который не будет смотреть их зритель. Мы в каждый кинотеатр ездили сами. Сказать, что это какие-то договоренности, - тоже нет, вообще нет. Просто людям нравится фильм, - уверен Барыкин. 

Камаловцы заговорят на татарском на всю Россию

Особое место в картине уделено татарской речи. В исполнении профессиональных татарских артистов театра Камала она звучит естественно и во всей красе. Мелодичность языка не потерялась даже тогда, когда на нее наложили дублированный перевод речей, озвученный единственным голосом артиста и телеведущего Романа Ерыгина.   

- Я хотел даже больше татарской речи, но кинотеатры не взяли бы фильм. Поэтому перед нами стояла сложная задача: озвучить так, чтобы была слышна как русская, так и татарская речь, - рассказывает создатель фильма. 

Еще режиссер признался, что ему нравятся татарские артисты театра и сценарий писался специально под них. Хотя исполнитель роли хазрата в фильме Фанис Зиганшин рассказал, что проходил пробы лишь через время. Сейчас он принижает свое значение в фильме, говорит, что сцен с его участием всего пара.

- Снимался около 10 дней, приезжал в Ачасыры каждый день. Мне запомнилось больше всего то, как народ ачасырский полюбил нас. Я всегда домой уезжал с гостинцами. Еще запомнился очень красивый музей Каюма Насыри, в фильме я работаю в нем. Туда приезжает очень много иностранцев, для них проводится экскурсия, а после туристов угощают татарским чаем по рецептам ученого, - вспоминает артист. 

Кроме Зиганшина в фильме участвуют артисты театра Камала Нафиса Хайруллина, Ильдус Габдрахманов и артистка Казанского театра юного зрителя Гузель Шакирзянова.

Барыкин доказал самостоятельность татарстанцев

Всего на съемки фильма понадобилось около месяца. Почти все сцены были сняты в деревне Большие Ачары Зеленодольского района Татарстана. В соседней с местом съемок деревне родился выдающийся татарский писатель и ученый XIX века Каюм Насыри. Именно его, а не тукаевские сказки о Водяной послужили основой идеи фильма. По словам Барыкина, историй Насыри о водной нечисти было много, более десятка. Из их компиляции и был составлен новый сюжет.   

Не меньше сил и гораздо больше времени, а именно около полутора лет, понадобилось для постпродакшна. 

- Чтобы выйти в российский прокат, необходимы были серьезные спецэффекты. Нам было важно, чтобы их сделали без привлечения московских подрядчиков. Мы гордимся тем, что это все было сделано нашими татарстанскими ребятами. Очень большой вклад внес Казанский институт культуры и искусств, факультет кинематографии и телевидения, - поделился главным достижением режиссер фильма. 

Не рассказал Барыкин только об одном - бюджете. Пообещал раскрыть его позднее. Известно, что проект поддержал президент Татарстана Рустам Минниханов. 

- Говорить о том, сколько денег мы рассчитываем получить от проката, - это штука непредсказуемая. Мы не знаем, как все пройдет, и надеемся, что фильм понравится зрителю, - сказал собеседник. 

Барыкин признался, что с детства любит читать татарские сказки и знает всех фольклорных героев. Сейчас, на фоне неслыханного успеха «Водяной», с удовольствием снял бы еще не одну картину с татарскими героями.  

Премьера фильма «Водяная» состоится уже 14 марта в кинотеатре «Родина».

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх