«Ордынские правители были ограничены гораздо больше московских»

Автор фото: KazanFirst
Общество 08:16 / 18 марта
4
«Ордынские правители были ограничены гораздо больше московских»

Историк Камиль Галеев развенчивает мифы о деспотизме Золотой Орды.

Откуда в России сегодня деспотия? Нет, не от Золотой Орды - так отвечает на вопрос в своей лекции журналист, историк, магистрант академии Yenching Пекинского университета и автор Телеграм-канала «Высокая Порта» Камиль Галеев. Живую и интересную лекцию по теме «Миф об ордынском деспотизме и татарская политическая традиция» он прочитал в «Смене». 

Лектор начал выступление с тезиса, что сегодня в вопросе оценки ордынского наследия в России отечественная гуманитарная мысль находится на «неандертальском уровне». 

- Если Золотая Орда четверть тысячелетия господствовала над Русью, то какое наследие должна была оставить? Нас интересует то, какое влияние одна страна оказала на другое государство. Центральное место в этой дискуссии должно быть за вопросом о том, как были устроены институты власти Золотой Орды. Но вместо этой дискуссии мы видим зияющую черную дыру. Эта дыра заполняется образом восточного деспотизма, в котором самовластный тиран, то есть хан, железной рукой всеми правит. Этот образ принимается за аксиому и с точки зрения большинства российских историков, публицистов ни в каких доказательствах не нуждается, - говорит Камиль Галеев. 

Историк больше всего ссылался на письменные источники по Крымскому ханству, так как архивы именно этого татарского ханства лучше всего сохранились и больше всего документов остались нетронутыми пожарами и войнами.

- Власть ордынских и постордынских правителей, например, крымских ханов, была ограничена в гораздо большей степени, чем власть московских и даже европейских государей того времени. Ханы по функциям были ближе даже не к королям, а скорее к венецианскому дожу. В большинстве европейских монархических государств ведение фактических переговоров, внешняя политика рассматривались как вотчина правителя. Да, король не всегда может наложить налоги, которые хотел бы, но вести переписку и переговоры с другими такими же правителями - сколько влезет! А в Орде этого не было, - рассуждает историк.

Лектор приводит исторический факт из Посольской книги Василия Тяпкина, посла русского царя Фёдора Романова. Дипломат направился в 1680 году во двор к крымскому хану Мураду Гирею и пишет оттуда письмо в Москву. 

- Во время эпидемии чумы только хан письма посольские принимал и договоры чинил своей рукой, чего при прежних крымских ханах от века не бывало, - зачитывал исторический документ Камиль Галеев. Таким образом, он делает вывод, что крымский хан ранее, до наступления чумы, не мог читать посольские письма без ведома родовых старейшин, карачей (главы самых знатных родов) и курултая, не мог вести переписку с правителями других государств и принимать послов. Но при наступлении чумы, то есть в экстремальных условиях, такие права получил. Есть исторические сведения, что правом на самостоятельную переписку обладали другие аристократы - сестры, братья, сыновья, дочери и иные родственники хана. 

Также сохранились исторические документы, из которых следует, что с самим крымским ханом судились рядовые жители, то есть подданные ханства. И даже есть конкретные случаи, что они выигрывали судебные тяжбы. 

Камиль Галеев доказывает, что такая несамостоятельность в международных делах была не только у крымских ханов, но и других постордынских государственных образованиях.  

В 1737 году восставшие башкиры пригласили на свой престол казахского хана Абулхаира и предъявили ему несколько требований. В числе них также значилось - нет права писать кому-либо из правителей письма без ведома башкирских старейшин. 

- Ордынские ханства по средневековым меркам были конституционными образованиями. Власть ханов была ограничена, хан являлся церемониальным правителем, который воплощал статус-кво и консенсус элит. Хан вынужден был соглашаться с мнением карачей. В том числе это касалось вопроса о войне. Если родовые старейшины выступают против войны, то хан ничего не может сделать и вынужден последовать их решению, даже если его сюзерен -османский султан требует немедленно вступить в войну против противника Османской империи. Таким образом, среди постордынских ханств вырисовывается картина, прямо противоположная той, что сложилась к XVII веку в Московском царстве. Если ордынское влияние было на Россию, а это так, то оно должно было быть антиабсолютистским и конституционным по духу, - делает вывод лектор. 

На самом деле Московское русское государство если что и переняло полностью от Золотой Орды, то это дипломатический церемониал и практику международных дел. 

- Все послы с северо-западной Европы в XVI-XVII веках, приезжая в Россию, были приятно шокированы, что московское правительство брало на себя все расходы. В Европе считалось, что если французский король отправляет императору Священной Римской империи посольство, то платить за него, за все расходы должен французский король. В Турции или в Орде были другие представления. У них если гость платит сам за себя, то это считалось позором. Каково же было возмущение, когда, например, русские послы попадали в Европу, а местные правители даже не думали за них нести расходы, - говорил Камиль Галеев. 

Магистрант Пекинского университета выступил с критикой другого московского историка - руководителя Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадима Трепавлова. В недавнем интервью тот рассказал о том, как работал институт власти Золотой Орды и откуда в русской политической традиции деспотия, то есть неограниченная власть монарха. 

«Если до монгольского нашествия во всех крупных русских городах существовали вечевые собрания и выборные должности, то при ордынском владычестве русские элиты встроились в номенклатуру Монгольской империи, сверху донизу пронизанную «ярлычной» инвеститурой. То, что на любую должность вышестоящий правитель выдавал ярлык, - своего рода лицензию на власть. В этих условиях не оставалось места для народного самоуправления. Так постепенно закладывались основы русского самодержавия», - говорил в беседе изданию «Лента» Вадим Трепавлов. 

- Городская демократия где? В Новгороде, Киеве, Пскове была городская демократия. А во Владимиро-Суздальской земле никаких веч никогда не было. А это то место, откуда пошла Московия. Там ярлыком нечего было подавлять. И именно Владимиро-Суздальская политическая модель распространилась на всю Русь, все другие альтернативные модели подавила. В Великом Новгороде прекратилось вече не из-за того, что всё подавили ярлыками, а потому что туда пришла Москва. Потому что с приходом ордынцев вече в Новгороде ещё просуществовало 250 лет. В этом плане какие-то рассуждения на тему подавления городской демократии ярлыками - чистейшая хуцпа, то есть наглость, дерзость, - заочно парировал Трепавлову Галеев. 

Лидер Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин высказал мнение, что в России до сих пор есть традиция считать, что весь деспотизм пришел из Азии, с Востока, так называемая азиатчина. 

- Откуда в России это? Почему в мире такой стереотип живет? - вопрошал Яруллин у Галеева. 

- В мире сейчас всё меняется, пересматривается и эта позиция. А откуда в России это живет? Со времен Геродота, когда он первым сформулировал мысль, что в Греции царит демократия, а деспотия только в Азии. Это всё переходит из книги в книгу. Но если мы посмотрим на Персию, что там курултаи проводились аж до XVIII века. Очень удобно кивать, все беды спихивать на Восток. Для инфантильного сознания такая система психзащиты необходима, - ответил лектор. 

Казанский историк и краевед Аскар Гатин дополнил рассуждения эксперта. 

- Вся историческая концепция в России строится на антагонизме, мол, Золотая Орда для нас чужая, а вот Московская Россия - это совершенно другое, что это наше, родное, - сказал слушатель лекции Гатин. 

Камиль Галеев в качестве примера привел советский фильм «Обыкновенное чудо». 

- В фильме есть такой король, который пытался отравить волшебника и его жену. Свои намерения он оправдывал тем, что в нем заиграли проклятые гены дедушки, плохие гены тетушки. Российский публичный дискурс сегодня во многом строится по этой модели. В сегодняшних бедах виновато тяжелое детство, то есть Золотая Орда, - подытожил Камиль Галеев. 

КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Мы отмечаем новый старт России как государства»

Автор фото: KazanFirst
Общество 08:12 / 12 июня
6
«Мы отмечаем новый старт России как государства»

Какое значение имеет дата 12 июня и почему праздник пока не стал народным.

История нашей страны, которая в разное время называлась по-разному - Русь, Российская империя, СССР, насчитывает более тысячи лет, а событию, которое мы отмечаем 12 июня, нет и тридцати. В этот день в 1990 году первый Cъезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. К тому времени многие республики Советского Союза уже вышли из состава СССР и, чтобы подчеркнуть государственность той части страны, которая образовалась в новых границах, было принято новое ее название - Российская Федерация, Россия.

Кстати, именно 12 июня страна, кроме независимости, обрела и первого президента. В этот же день в 1991 году состоялись первые в истории всенародные открытые выборы главы государства, на которых одержал победу Борис Ельцин. Именно он своим указом в 1992 году учредил новый государственный праздник - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. А 12 июня в телевизионном обращении к россиянам предложил переименовать праздник в День России. Однако официально это название было утверждено только с принятием нового Трудового кодекса РФ - в 2002 году. То есть получается, что праздник День России совсем молодой - ему всего 17 лет.

KazanFirst расспросил политиков и общественников о том, какое значение имеет этот праздник для современной России.  

Марат Бариев, депутат Госдумы РФ, член комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи: 

- В 1991 году 12 июня состоялись первые выборы президента Российской Федерации. Для страны эта дата имеет очень большое историческое значение. Это точка отсчета строительства новой России. Это день рождения сегодняшней России, вернее - ее возрождения. К сожалению, в сознании многих россиян это еще не такой популярный и любимый праздник. 

Я читал, что половина населения страны даже не знает, как он называется, не говоря уж о том, чему он посвящен. Но это не вина людей. Я думаю, что если Россия будет развиваться, в том числе в направлении улучшения качества жизни населения, то все больше людей будет гордиться своей страной и тем, как они живут в этой стране. Тогда народ будет более чутко относиться к Дню России и с гордостью его праздновать. Надеюсь, что такие времена наступят очень скоро. 

Игорь Бикеев, сопредседатель Татарстанского регионального штаба ОНФ, первый проректор Казанского инновационного университета:

- День России - молодой, но уже прижившийся в нашей стране праздник. Фактически Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации стала свидетельством того, что наше государство - Россия - меняется. Документ торжественно провозгласил государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявил о решимости создания демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР. Напомню, что под суверенитетом обычно понимают независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Декларация была принята на фоне глубокого социально-экономического и политического кризиса, охватившего всю страну: потеря авторитета многими органами власти Союза ССР, развал управляемости, тотальный дефицит товаров народного потребления, острые межнациональные и идеологические конфликты. Очень жаль, что заявленное в документе сохранение Союза не произошло. 

В то же время декларация послужила основой современного российского государства, принципов его конституционного строя и системой органов власти. Кроме того, в ней фактически было установлено, что у России есть свои интересы, которые она будет четко отстаивать при уважении других стран и народов. Что и происходит сегодня у нас на глазах.

Поэтому День России, на мой взгляд, носит характер празднования нашей современной государственности, самостоятельности. По традиции в этот день вручаются государственные награды Российской Федерации, проходят разнообразные торжественные мероприятия. День России - это патриотический праздник, в который можно особо заявить о нашей гордости за страну и любви к ней. А для этого у нас, граждан Российской Федерации, есть все основания.

Андрей Большаков, завкафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук: 

- Полностью сегодняшний праздник называется Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Естественно, это тяжело произнести, поэтому многие в обиходе называют этот праздник просто «двенадцатое число» и воспринимают его как очередной выходной. Я думаю, что правильно поступили, что этот праздник россиянам оставили, в отличие от Дня Конституции РФ. Если мы живем в государстве, которое называется Российская Федерация, то мы, конечно, должны отмечать день образования этого государства. Вот французы отмечают день образования Французской Республики - День взятия Бастилии уже не одну сотню лет. Хотя все знают, насколько Великая французская революция - кровавое и неоднозначное событие. У нас 12 июня 1990 года события были тоже неоднозначные, хоть и не такие кровавые. Многие считают, что принятием этой Декларации была впервые торпедирована идея Советского Союза. Вслед за этим событием декларировали свой суверенитет и все союзные республики, тем самым было подорвано единое государство - СССР. Но было образовано новое - Российская Федерация. У него, наверное, были свои недостатки - мы долго жили в государстве, которое нельзя было назвать сильным. Но в последние лет 10 мы заметили, и это видно по результатам соцопросов, что Россия стала более сильным государством. По-моему, россиян это должно радовать, потому что сильное государство - это в целом сильная страна. Понятно, что у нас еще много нерешенных проблем, есть недостатки, безусловно. Но беспроблемных стран не бывает. 

Что касается сегодняшней оценки событий 12 июня 1990-1991 годов, то теперь можно совершенно по-разному их интерпретировать. Если какие-то историки будут говорить, что именно они привели к падению великого Советского Союза, то они будут правы, наверное. И сегодня нам необходимо жить в тех границах в тех территориях, которые мы имеем. Российская Федерация по-прежнему великая и большая страна, включающая 85 субъектов, которые очень отличаются друг от друга. 

Но все же День России - это скорее политический праздник, чем народный. Чтобы он стал популярным, его все должны пережить и прочувствовать. Я думаю, что должно пройти еще несколько десятилетий, чтобы это произошло. И данные социологических исследований показывают, что и этот праздник постепенно набирает сторонников из молодежной среды, потому что они родились, когда 12 июня уже отмечали как День России. И хотя до популярности Нового года или 9 Мая эму еще очень долго расти, День России надо отмечать, надо вспоминать, что мы живем в одной из самых сильных и замечательных стран, которая только существует на планете, и что надо эту страну развивать, делать лучше, а в случае возникновения угроз защищать. 

Марат Галеев, депутат Госсовета РТ, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству: 

- В тот исторический период, когда был основан праздничный день, который мы сейчас называем День России, он обществом был воспринят единодушно. Более того, 12 июня даже не воспринималась многими как дата радостного события, потому что это тот день, когда был вынут основной кирпич из, казалось бы, прочного и устойчивого знания - СССР, тем самым было положено начало его разрушения. Причем это произошло через очень короткое время после референдума, на котором большинство россиян высказались за сохранение Советского Союза. И те, кто голосовал «за», с самого начала восприняли провозглашение Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации как нежелаемое событие и не могли это приветствовать. 

Но история не имеет сослагательного наклонения - все это уже произошло 12 июня 1990 года. Поэтому, может быть, через энное количество лет День России и станет всенародным праздником. Но коль скоро это государственный праздник и даже объявлен выходным днем, он имеет полное право на существование. Мы отмечаем сегодня новый старт России как государства, новый его формат. Прошло 29 лет, за это время выросло целое поколение, которое если и знает по учебникам истории, что случилось в этот день, но не прочувствовало это, не пережило. У них нет ностальгии по старому. Возможно, у нового поколение День России будет вызывать энтузиазм и гордость за страну. Но для этого нужно время.  

Андрей Тузиков, завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ), доктор социологических наук, профессор: 

- Любое государство, любое общество имеют какие-то праздники, которые символизируют государственность. У американцев 4 июля считается общенациональным праздником, во Франции - 14 июля. Да. 12 июня в России произошло довольно двусмысленное событие - приняли так называемую Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее еще называют декларацией о независимости. Понятно, возникает вопрос. От кого? 

Владимиро-Суздальское княжество, Киевская Русь, Советский Союз, Российская империя - это просто разные формы существования российской государственности. И нынешняя Российская Федерация - это российское государство в XXI веке. Есть у него плюсы и минусы, как и везде. И в качестве даты государственного праздника, который должен быть в любой стране, было выбрано 12 июня. Удачная дата или не удачная - можно спорить. Она несет в себе определенную травму - развал исторической России, границы которой не совпадали с границами СССР. Естественно, что для многих, кто жил в Советском Союзе, эта дата печальная. Кроме того, это очень молодой праздник, в отличие от, например, Дня взятия Бастилии во Франции. Не думаю, что там, спустя три десятка лет после тех кровавых событий, широко их отмечали. Любая дата обретает свое значение, свою мифологию, символическую значимость, только уходя в историю. А как скоро это произойдет в нашем случае, зависит от того, как будет развиваться проект российской государственности в формате Российской Федерации. Если он состоится как успешный проект, то спустя 100 лет День России все будут праздновать пышно и ярко. А если снова произойдет какое-то переформатирование, например, в варианте СССР 2.0 или еще как-то, наверное, возникнет другая дата.

Но, еще раз хочу подчеркнуть, любое государство имеет праздник, связанный с какими-то символическими датами, которые положили начало этом государству. Тем более длинное его название, которое напоминает об неоднозначном событии, переименовали. И сегодня мы отмечаем День России, а не День суверенитета. 

КОММЕНТАРИИ (7)
Андрей Адо
Это тот день когда мы потеряли свои территории, но с помощью англо-саксов из этого действие сделали значимое событие.Это не праздник.
2
ОТВЕТИТЬ
Знаток
Правильно товарищи говорят. Сложная ситуация с этой датой
2
ОТВЕТИТЬ
Геныч
Нормальный праздник, чо все обсуждают то. у каждой страны есть такой, мы тоже празднуем
1
ОТВЕТИТЬ
Старик
Какое бы название ни было, пусть хоть СССРом снова назовут, это моя земля, моя страна. С праздником!
1
ОТВЕТИТЬ
Елена
Дата историческая? да. значение для государства имеет? да. почему бы не отметить это?
1
ОТВЕТИТЬ
Митя
нормальный праздник. плюс выходной. чо не радоваться то
1
ОТВЕТИТЬ
Историк
Можно долго рассуждать, что и как могло бы быть. История не терпит сослагательного наклонения. Есть данность, и если эта данность праздник - ничего плохого в этом не вижу
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх