Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

Горожане не понимают
Горожане не понимают, почему компания реализует инвестпроект за счет людей.

Первые разговоры о необходимости реформы мусорной отрасли в России начали ходить еще в 2014 году, а работа над соответствующими законопроектами в комитетах Госдумы велась и того раньше. Цель изменений благая — навести порядок в сфере работы с отходами и снизить нагрузку на переполненные мусорные полигоны.

После почти пяти лет тишины началась активная фаза — с 2019 года появились региональные операторы. Определенные в ходе аукциона компании (часто на безальтернативной основе, то есть без конкурентов) получили в регионах почти неограниченную власть в сфере работы с отходами. Для каждой такой компании разработана территориальная схема — документ, фактически являющийся техническим заданием для регоператора.

Для Челнов (и 22 районов восточной зоны Татарстана) таким оператором стала компания «Гринта». Организация уже успела засветиться в докладе Общероссийского народного фронта, где ее назвали «мутной» — дескать, взялась за реализацию миллиардных контрактов с одним человеком в штате и без соответствующей техники. 

Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

На позиции регионального оператора компания действует уже в течение почти трех месяцев. Однако «реформа» для горожан вылилась в одно — рост тарифов. В Челнах стоимость вывоза ТКО для каждого жителя выросла на 30%, в Нурлате — на 100%, в Альметьевске — на все 300%, рассказал на прошедшей пресс-конференции председатель ТСЖ «Мастер» Рамиль Биктимиров

Повышение цен ещё можно было бы стерпеть, если бы каким-то кардинальным образом изменилось и качество оказываемых услуг. Но дело в том, что мусор горожан увозят те же компании, что и раньше. На тех же, что и прежде, грузовиках. Только сейчас они работают на субподряде у регоператора, который получил серьезный денежный поток на ровном месте.

— Считаю, что в Челнах региональный оператор бездействует. У нас система уже налажена. Мы без регоператора хорошо работали. В декабре мы платили 55,5 рубля с человека, сейчас платим 71,95 рубля с человека. Вы умножьте разницу на примерное количество людей. Я умножила. На 516 тысяч жителей. Получилось, что у нас региональный оператор зарабатывает в месяц только на разнице тарифов примерно 8,5 млн рублей. За год — больше 100 млн рублей. Я хочу знать, что на эти деньги нам предлагает региональный оператор, — продолжает руководитель экологического движения «Чистый лист» Разиля Сахабиева.

Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

В территориальной схеме обозначено, что деньги необходимы для того, чтобы в будущем построить мусоросортировочную линию и закупить мусоровозы. Но почему все это делается за счет горожан — вопрос, вызывающий недоумение.

— Если регоператор говорит, что поставит мусоросортировочную линию, то почему это должно делаться за наш счет? Есть лизинговые компании, есть кредитные организации. Это ваш бизнес, вы на нем зарабатываете деньги, вы ООО, — продолжает экоактивистка.

Мусорная реформа предполагала снижение нагрузки на полигоны — в том же Татарстане они заполнены почти на 90%, отмечает Биктимиров. Но методы регионального оператора не слишком способствуют достижению этой цели, а имеющийся уже в Челнах успешный опыт «Гринта» оставляет без внимания.

— Три года назад установили емкость для раздельного сбора мусора. Мы утилизировали до этого на свалку 28 кубических метров отходов в месяц. С момента установки контейнеров объем начал снижаться. На сегодняшний день объем утилизируемого мусора, который вывозят за деньги, составляет шесть кубических метров, — рассказал горожанин о достижениях ТСЖ.

Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

Фактически челнинцам без миллиардных вложений удалось снизить в пять (!) раз объем мусора, который необходимо утилизировать на полигоне. Остальное сырье бесплатно вывозит местная компания «Проминдустрия», занимающаяся переработкой отходов. Вместо увеличения тарифов челнинцы, благодаря такой простой схеме, стали в пять раз меньше платить за вывоз ТКО.

— Всегда ищут какие-то способы пополнения, экономии бюджетных средств. А тут далеко ходить не надо — вот он, мусор, разделите его на начальном этапе, — продолжает горожанин и объясняет, что бюджетные и коммерческие учреждения так же вынуждены платить за вывоз отходов. Фактически с каждого человека компания, которая этим занимается, собирает платежи несколько раз — тариф с квартиры (из кармана горожанина), с ученика школы или детского сада (из бюджета), с рабочего места (с юридического лица).

По подсчетам челнинца, каждая школа на 1 200 мест ежегодно из бюджета платит за вывоз мусора около 270 тысяч рублей. При раздельном сборе мусора эта сумма может уменьшиться в несколько раз, к тому же позволит не бездумно уничтожать сырье, а перерабатывать.

Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

Есть опыт раздельного сбора мусора и в сельском поселении Белоус, рассказал председатель общественного движения «Народная инициатива» Роман Ваганов. В 2016 году все та же «Проминдустрия» установила в деревне три контейнера для селективного сбора отходов.

— Опыт дал положительные результаты. Люди откликнулись, начали сортировать мусор. Этот проект получил развитие, поставили дополнительные контейнеры, несколько сеток по сбору ПЭТ-бутылок, — рассказывает Ваганов.

За три года местные жители настолько успешно влились в систему, что сейчас сортируют 90% (!) мусора. Его также совершенно бесплатно забирают на переработку. За оставшиеся 10% (в основном пищевые отходы и немного стекла) приходится платить. Но вызывать и оплачивать услуги мусоровоза теперь приходится значительно реже.

— В результате налажена успешная работа, хотелось бы, чтобы она вписалась в новую структуру, сохранила свое развитие, — заключил Ваганов.

Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

Один из инициаторов появления контейнеров в Белоусе Диана Дювбанова уверена, что дело не столько в экономической выгоде для горожан, сколько в желании жить в экологически чистом месте. Многие это понимают и готовы к селективному сбору мусора.

— Поставили первый контейнер — он начал наполняться. Через полгода еще один — наполняется. Третий, четвертый, пятый, сетки — наполняются. Люди готовы. Везут на машинах, пенсионеры, дети, жители разного материального достатка. Люди пользуются этим. Нам хочется, чтобы продолжалась эта работа, чтобы мы не возвращались назад. Первые шаги сделаны. Основной мотив у людей — это не деньги. Люди хотят жить в чистом окружающем мире, дышать чистым воздухом, — говорит Дювбанова.

Вместо того, чтобы масштабировать успешные естественные системы взаимодействия бизнеса и местных жителей Челнов (именно такой, без участия государства, изначально и задумывалась реформа), региональный оператор, похоже, всеми силами старается свернуть налаженную инфраструктуру, рассказала координатор экологического движения «Мусора больше нет» Гузель Красноперова. Территориальная схема предлагает наладить дуальную систему сбора отходов — отдельно пищевые и сухие. При этом все сухое направят на создание РДФ-топлива для технопарка, который планируют создать при мусорном полигоне в Елабуге (который более известен как «мегасвалка»).

Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

— Непонятная история. Почему нужно счищать все, что было, и заново строить? Это не рационально. У нас впервые в Татарстане начал действовать мусоросортировочный комплекс. Нельзя это все терять. На основании опыта надо построить будущую систему. С регоператором, раз это федеральная программа. Но он должен учитывать нашу историю, пожелания жителей города, наше право на чистый воздух, чистые дворы, чистое будущее наших детей. Это чистое будущее никак не соседствует с елабужским межмуниципальным полигоном, — рассуждает активистка.


Наша справка

РДФ-топливо (Refuse-derived fuel, RDF) представляет собой смесь самых разных отходов, которые подвергают незначительной сортировке, затем высушивают и измельчают. На выходе получаются гранулы (иногда хлопья), которые можно использовать как топливо. Однако, по данным Greenpeace, в результате мусор так же сжигается, как и на мусоросжигательных заводах, производя соответствующее количество вредных веществ, которые выбрасываются в атмосферу.

Данные исследований, проведенных в Испании в 2010 году, показывают, что если бы все РДФ-топливо, использованное в стране за год, было бы использовано как вторсырье, то прибыль от этого составила бы порядка 7 млн евро. Другими словами, подобное производство вредно, как и всякий завод, сжигающий мусор, и не слишком привлекательно с экономической точки зрения.


Говорить же о какой-либо сортировке после того, как мусор загружен в мусоровоз, смысла нет, уверен Биктимиров. В подобных транспортных средствах для экономии отходы сильно сжимаются (с коэффициентом один к семи). При этом получается «каша», из которой практически невозможно получить полезное сырье.

Сейчас горожане намерены обращаться за помощью к президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Они уверены, что необходимо пересмотреть тарифы, а также внести некоторые поправки в законодательство, которые позволили бы взаимодействовать с «Гринтой» хоть на каком-то уровне, сохранить систему раздельного сбора отходов, успешно функционирующую в Челнах. В настоящий момент регоператор толком не отвечает на вопросы и выжидает, наблюдая за реакцией местных жителей на выросшие в разы тарифы.

Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»

Пока челнинцы пытаются отстоять свое право на более правильное, с точки зрения экологии и здравого смысла, обращение с отходами, регоператор вполне может еще поднять тарифы на вывоз ТКО. По словам активистов, территориальная схема дает компании полномочия при необходимости регулировать тарифы по своему усмотрению. С приходом весны возникает вопрос и уборки общественных пространств. В обязанности регионального оператора это не входит, а значит, раскошелиться придется либо исполкому (то есть бюджету), либо за деньгами снова полезут в карманы горожан и тарифы подрастут еще на какую-то сумму.


По следам публикации

После того, как материал был опубликован в редакцию KazanFirst обратились представители регоператора, которые попросили дать им слово, чтобы ответить на претензии челнинцев. Также по просьбе компании «Гринта» оформляем его без указания имен и фамилий. 

«Задача Регионального оператора — доведение доли ТКО, вовлеченных в систему централизованного сбора, до 100%. Это позволит в том числе, решить вопрос с несанкционированными свалками, их больше не будет. Так же обеспечивается доступность услуги для всех населенных пунктов. Если раньше где-то не было системы обращения с отходами из-за удаленности, плохих дорог или других причин, то теперь региональный оператор обеспечивает услугу по вывозу отходов для всех. 

Тарифы устанавливает Тарифный комитет Республики Татарстан. В них входят затраты на обработку и захоронение отходов, затраты по оплате за негативное воздействие на окружающую среду — эта статья расходов для полигонов выросла в среднем на 50%, основную же долю составляют затраты на транспортирование отходов от их образователей до полигона. Еще одним фактором, оказавшим влияние на стоимость услуг, является отмена действующей на рынке системы перекрестного субсидирования. 

У «Гринты» 22 района. Реформа рассчитана на 10 лет. Не может стать все хорошо моментально. Кстати, в Набережных Челнах работают 2 мусоросортировочные станции мощностью 220 тыс. тонн в год.  Весь мусор сортируется. А раздельный сбор надо делать таким образом чтобы жители получили выгоду от этого в виде снижения тарифа. А пока, та система раздельного сбора которая есть кормит отдельно взятого бизнесмена. Кроме того, существующая сейчас в Набережных Челнах система раздельного сбора, вовлекает в оборот всего лишь 0,02% отходов.

С начала года «Гринта» вывезла более 100 000 тонн мусора в восточной зоне. Закуплено 30 единиц спецтехники, 1500 новых контейнеров, они установлены в Бугульминском и Чистопольском районах, а также обустроены контейнерные площадки. 

Насчет мусора из-под снега — это прямая обязанность регоператора собирать ТКО».


Comment section

Добавить комментарий

Войти: