«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

Бизнес Челнов не нашел защиты от регоператора «Гринта» у Тимура Нагуманова.
Бизнес Челнов не нашел защиты от регоператора «Гринта» у Тимура Нагуманова.

Более 150 предпринимателей стали участниками очередного заседания проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», прошедшего в Челнах. Бизнесмены, представители местной администрации, надзорных органов и налоговой быстро заполнили зал молодежного центра «НУР». Моделировал встречу бизнес-омбудсмен республики Тимур Нагуманов.

— Что значит малый бизнес для города? Я всегда люблю говорить не эмоциями, а цифрами и фактами. Если на табло счет есть, тогда мы сильные. Если посмотреть на наше городское табло, то малый бизнес — это более 55 тысяч работающих наших граждан. Это в два раза больше, чем на «КАМАЗе». Мы говорим, что «КАМАЗ» — это наша судьба, судьба навек. В данном случае малый бизнес — это тоже уже судьба города, — отметил во вступительном слове мэр Челнов Наиль Магдеев.

Свою позицию глава автограда подтвердил цифрами:

— 30% ВТП Челнов по итогам 2018 года формирует малый бизнес;

— 40% всех инвестиций в город приходится на представителей МСП;

— 34% всех поступлений в городской бюджет обеспечивает малый бизнес.

— Внимание к предпринимательству не случайно. Челны — родина малого бизнеса республики. Если бы не было такого особого характера, который долго складывался, взаимоотношений между бизнесом и властью, сегодня мы бы не имели тех цифр, которые я назвал, — отметил Магдеев.

«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

Деловой климат и активность предпринимателей в Челнах Нагуманов назвал «средней». По итогам 2018 года были проведены опросы порядка 1,5 тысячи бизнесменов города. Им задавали 12 вопросов, ответы на которые легли в основу формирования оценки.

— По всей республике заметно снижение, к сожалению. Оценка проводилась по деловой активности и деловому климату. По обоим показателям Челны находятся примерно на среднем уровне, чуть выше среднего. Проблемы в целом не отличаются от тех, с которыми сталкиваются предприниматели других городов республики, — проверки, штрафы, недостаточно активные действия властей по поддержке бизнеса, — рассказал бизнес-омбудсмен.

«Такие парадоксы вызывают недоверие и неуважение»

После краткого вступления и представления президиума, в который также вошли представители надзорных органов, налоговой и фонда поддержки предпринимателей, перешли к самой интересной части — вопросам из зала. Первым слово взял председатель правления Ассоциации фермеров Тукаевского района Минталип Минеханов. Сельчанин рассказал, что несколько лет готовил сделку по покупке техники, рассчитывая на программу «Лизинг-грант». Но в какой-то момент налоговая нашла у него задолженность в 202 рубля по НДС, на основании чего фермер был исключен из программы. Потом разобрались и оказалось, что это должны Минеханову 202 рубля. Программа поддержки тем временем была свернута.

— Налоговая нанесла свой удар, а крестьянин в каких условиях остался? Как убирать этот урожай? Такие парадоксы вызывают недоверие и неуважение.

«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

Затем председатель Ассоциации перешел к «бородатому вопросу» по поводу весового контроля. Там тоже фермеры получают «двойной удар», отмечает он.

— Начали прорабатывать варианты поставок в Казахстан. Одну машину отправили. Фуру грузоподъемностью в 30 тонн грузим всего на 20 тонн. На какой-то оси пробивает — поставщика и покупателя наказывают. Даже бандиты два раза не наказывают. Дурные там штрафы, вся продукция пропадает или уходит на закрытие. Были случаи, что закрыли на штрафстоянку, а у тебя семенной картофель — килограмм по сто рублей. А ночью ударил мороз — все это дело и ушло. Опять хлебороб остается в загоне, — эмоционально рассказывает сельчанин. 

После инцидента решили обратиться в суд и неожиданно одержали победу. Получается парадокс, отмечает сельчанин, — по законам России наказали, по тем же законам России оправдали.

Тема поднимается уже не в первый раз, ответил Нагуманов. На федеральных трассах проблема уже практически решена, а вот на региональных магистралях еще периодически возникают вопросы.

— Новое правило вводится, которое отчасти облегчит жизнь, отчасти — усложнит. Планируют вводить систему поточечного весового контроля, когда машина не проходит организованно весовой контроль. Она его проезжает, едет дальше, а вдогонку летит штраф. Такую систему в России опробовали. Несмотря на то, что бизнес возмущен до бесконечности, потому что одна машина может собрать 20 штрафов за одну поездку и узнать об этом только после, ее решили распространять на всю страну, — рассказал бизнес-омбудсмен, вызвав недовольные шушукания по всему залу.

«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

Как отметил Нагуманов, в Татарстане подобную систему планируют вводить уже в этом году. Несмотря на довольно сомнительную схему работы, обладает она и своими плюсами.

— Один есть плюс — на штрафстоянках хотя бы не будут закрывать машины. Лучше не станет вам точно. Но на штрафстоянки машины перестанут попадать. Это иногда было большей проблемой, чем сам штраф. Есть надежда, что практика поменяется, глядя на федералов. Но пока коллеги просто нас не слышат, не понимают, что бизнес не принимает это ограничение, — говорит Нагуманов. 

«Исполняя указание, я должен убивать малый бизнес»

Не обошли стороной на встрече и тему мусорной реформы. С появлением регионального оператора размер оплаты за вывоз ТКО сильно вырос и коснулось это не только обычных горожан, но и предпринимателей, рассказал руководитель компании «Проминдустрия» Николай Атласов. С увеличением тарифов выросло и количество мусора, которое якобы образуется в том или ином месте. Нормативы были установлены еще в 2016 году, но до 2019-го их не использовали — оформляли лимиты на размещение отходов, в которых было четко прописано, сколько в том или ином месте образуется отходов. Применять же нормативы начали только сейчас.

— В офисе до Нового года на каждого сотрудника образовывалось по 40 килограммов отходов в год. С 1 января стало неожиданно 156 килограммов в год. При этом в офисе у меня мусора нет, так как мы сортируем отходы, — рассказал предприниматель.


Читайте также: Челнинцы просят Минниханова помочь разобраться с регоператором «Гринта»


Для некоторых торговых объектов нормативы и вовсе огромны — на каждый квадратный метр какой-нибудь палатки с мороженым приходится 819 килограммов мусора в год. По расчетам объект площадью в 10 квадратных метров при нынешних тарифах будет платить около 25 тысяч рублей ежегодно. При этом фактически количество отходов не прибавится.

— В Челнах была самостоятельная система, есть свой полигон, мусоросортировочная станция, переработка. Но плата для нас, для предпринимателей, примерно с 200 рублей за кубический метр возросла до 439 рублей. В городе порядка 40 компаний, которые занимаются приемом и переработкой вторичного сырья. Сегодня многие обеспокоены. Заниматься раздельным сбором нет правовой возможности, — резюмировал Атласов.

«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

Нагуманов поддержать челнинских предпринимателей в урегулировании этого вопроса отказался, назвав ситуацию «переделом рынка».

— Мы не будем заниматься вопросом передела рынка. Лоббирование местных компаний — прерогатива мэра. И точка. Когда возникает спор между двумя хозяйствующими субъектами, лоббирование компаний — прерогатива местной власти. Но никак не республиканского уполномоченного. Я не могу вставать на сторону одной из компаний в этом споре, — отметил Уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей.

В вопросе пересмотра тарифов помощь все-таки обещали — от бизнесменов из регионов уже поступали жалобы по этому вопросу. Где-то ситуацию удалось урегулировать, где-то ещё только предстоит это сделать.

Бизнес-омбудсмен уже хотел перейти к следующему вопросу, но микрофон взял Магдеев. Глава автограда отметил, что власти готовы и будут защищать малый бизнес Челнов. Но сейчас возникла такая ситуация, когда нормативные документы, которые принимают на уровне правительства республики, противоречат той идеологии, о которой говорит президент Татарстана Рустам Минниханов.

— С одной стороны, президент республики ставит нам задачу, чтобы мы развивали малый бизнес. С другой — правительство Татарстана принимает такие нормативы, которые убивают малый бизнес. Вчера платил 200 рублей, сегодня утром проснулся — платишь 400. Это что, поддержка малого бизнеса?! — вопрошал мэр.

«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

Глава автограда подчеркнул, что не может повлиять на тарифы, которые принимаются в Казани, но официально обратился к тарифной комиссии с просьбой пересмотреть установленные цены.

— Мы централизуем сбор мусора. Это не обсуждается. Президентом Татарстана принято решение, оно не обсуждается, оно будет исполняться в городе. Так было, есть и будет. Но, с другой стороны, поставьте себя на мое место. Что я должен делать? Исполняя указание, я должен однозначно убивать малый бизнес. Сказать, мол, ребята, вы занимались сортировкой, сбором, переработкой мусора. Ситуация поменялась, вы давайте умирайте? Я так тоже сказать не могу с точки зрения руководителя города и совести. Там сотни людей работают, — подчеркнул Магдеев.

Мэр предложил заняться вопросом, чтобы найти решение, при котором «и вертикально-интегрированная компания «Гринта» работала как региональный оператор, и остался малый бизнес». По словам градоначальника, подобные инструменты существуют — крупные компании часто позволяют допускать и мелкий бизнес. Также Магдеев предложил поднять этот вопрос на следующем Совете по предпринимательству при президенте РТ.

«Суть не в доходах бюджета — на самозанятых не заработаешь»

Еще одну интересную и актуальную тему подняла горожанка Ксения Спиридонова. С 1 января 2019 года она зарегистрировалась в качестве самозанятой. Об экспериментальной налоговой системе девушка рассказывает многим клиентам-фрилансерам. Но они не торопятся регистрироваться, потому что испытывают очень много страхов, есть недоверие к власти. Жительница Челнов попросила обозначить основные преимущества, права и обязанности, которые возникают при получении статуса самозанятого.

«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

— А зачем регистрировались, раз столько страхов? — поинтересовался Нагуманов.

— У меня сомнений нет, я прекрасно понимаю, что все должны платить налоги. Именно поэтому я ждала этот закон, чтобы стать самозанятой. Сейчас рассказываю клиентам, как это, как зарегистрироваться. Но они не понимают, зачем им это нужно, — ответила Спиридонова.

По данным на 20 марта, в Татарстане зарегистрировано 5 310 самозанятых, узнал на месте актуальные цифры у налоговой бизнес-омбудсмен.

— Это специальный налоговый режим, которым могут воспользоваться как физические лица, так и ИП. Специально придуман, чтобы позволить выйти из тени с минимальными затратами. Для тех, кому статус ИП и возникающий вместе с ним ежегодный платеж являлись отпугивающими факторами для того, чтобы легализоваться, — добавил Нагуманов.

Налоговый режим позволяет развивать бизнес, работать с юридическими лицами, которым намного безопаснее и надежнее нанять на работу самозанятого, чем работать по гражданским договорам либо заниматься конвертной формой.

— Конверт дороже сегодня, чем 6%, которые вы оплатите. И к тому же намного опаснее, — заметил Нагуманов.

«Мы не будем заниматься вопросом передела рынка»

По сути, новая схема налогообложения дает «возможность просто, удобно, доступно работать», резюмировал бизнес-омбудсмен.

— По практике скажу — для государства 4-6% — это невероятно низкая ставка. Бегать и ловить кого-то — затрат больше. Не будут ради этих цифр. Суть не в доходах бюджета — там сильно не заработаешь с этого. По поводу того, что соберут данные и начнут закручивать гайки, честно вам скажу, что почти со всеми банками общался, уже про всех данные есть. Из-за того, что вы сейчас зарегистрируетесь, больше данных про вас не станет. Вы просто перейдете в легальное поле, — сказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Тимур Нагуманов также анонсировал проведение в Челнах встречи, целиком посвященной теме самозанятых. Предварительно она назначена на 5 апреля.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *