«Театры России не только по одной системе Станиславского работают»

Культура 16:59 / 22 марта
5
1
«Театры России не только по одной системе Станиславского работают»

В центре тюркского фестиваля «Науруз» в этом сезоне - постановки из Башкирии.

Казань готовится к проведению международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз». Он проходит летом. Об этом казанцам напомнили в самое символичное для этого время - в одноименный праздник прихода весны. Бессменный организатор фестиваля - театр Камала. В этом году количество участников достигло свыше 500 человек, это представители 29 театров из Турции, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и национальных республик России.

- Это проект, который призван не только посоревноваться между собой, но в первую очередь обратиться к нашим корням, найти общие принципы, общую систему ценностей, актуальных для всего театрального сообщества тюркских народов, - считает министр культуры Татарстана Ирада Аюпова

Глава республиканского ведомства вспоминает, как проходили первые фестивали, что они всегда были яркими и интересными, а сейчас на мероприятии к этому прибавляется еще и атмосфера настоящей борьбы, ощущается конкуренция. Аюпова отмечает одну из самых важнейших миссий мероприятия - создание достойного экспертного сообщества. 

- Какими бы ни были талантливыми работники министерства, все-таки в государственной системе управления в сфере культуры очень важно экспертное сообщество. Любое решение должно приниматься именно с учетом их мнения. Самое трудное - найти достойных. И именно этот фестиваль - как целая школа для экспертов и искусствоведов, - говорит министр. 

Подхватывая мысль Аюповой, главный режиссер театра Камала Фарид Бикчантаев заявил, что экспертов по национальному театру нет. Оказалось, что с каждым годом количество участвующих критиков на фестивале все уменьшается. 

- Бывает очень обидно и грустно, когда приезжает из столицы эксперт и, не зная контекста, в течение трех минут определяет и оценивает то, что создавалось столетиями, - рассказал о наболевшем режиссер. 

В этом году впервые в истории фестиваля пройдет шоукейс - для просмотра спектаклей пригласят продюсеров из Франции, Германии, Норвегии, Венгрии, Ирана, Турции и Грузии. 

- Мы хотим, чтобы о нас узнали уже и в других странах. Потому что территория бывшего Советского Союза неизвестна за ее пределами. А очень хотелось бы, чтобы все поняли, что в России театры не только по одной системе Станиславского, по системе русского театра работают. Тюркский театр очень богат, - считает Бикчантаев. 

Традиционно «Науруз» посвящен одной из культур народов мира. Были праздники по казахским и якутским мотивам, на очереди - башкирский. На фестиваль приедет шесть коллективов из соседней республики. 

- Академическому театру драмы Гафури - 100 лет, Мустаю Кариму - 100 лет и Республике Башкортостан тоже 100 лет. Мы посчитали, что это все очень кстати, все сходится. Театральное движение Уфы очень интересно и многогранно, - замечает режиссер театра Камала.   

Из Башкирии везут и один из самых ожидаемых спектаклей всего фестиваля - «Зулейха открывает глаза». Билеты на спектакль, который уфимцы будут показывать во время гастролей в апреле, уже все раскуплены. Для тех, кто не сможет посмотреть постановку, будет еще одна возможность - на фестивале. Организаторы задают интригу хедлайнерами праздника. В Казань приедет Nottara Theater из Румынии со спектаклем Moliere по произведениям Мольера и Булгакова. По мнению Бикчантаева, специальные гости являются важной составляющей фестиваля. 

- Мы хотим не только показать их вам, но и им самим дать возможность повариться во всей красе. Очень ждут и театр из Таджикистана. Это будет новый нетюркский персонаж для фестиваля, - рассказал режиссер. - Я помню, как в 1994 году в Ашхабаде на фестивале мы увидели таджикский театр и поняли, что это очень интересная страна. Они приехали на фестиваль, несмотря на все сложности, - на родине у них практически шла война. В этот раз они сами вышли на нас. Тут же сошлись на том, что мы хотим их видеть.

Директор театра Камала Ильфир Якупов подводит итоги заявочной кампании. Организаторы приняли около 50 заявок от тюркских театров.

- Наблюдается большой интерес со стороны всех стран, даже нетюркских. Мы отобрали 29 театров. Было тяжело, но все получилось. Наконец-то мы выпустили программу, афишу и запустили продажу билетов. 

Бюджет фестиваля в этом году в связи с Годом театра увеличился и составил 10 миллионов 500 тысяч рублей. 

Сразу после «Науруза» с 10 по 16 июня этого же года в Казани пройдет международный фестиваль студенческих спектаклей «Науруз School», на который уже имеются заявки на участие от национальных республик России.   

- Это наша мечта, чтобы в Казани состоялся студенческий фестиваль дипломных спектаклей. Но так как такие уже есть в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, нужно было сделать наш с каким-нибудь отличием. Мы придумали «Науруз School». То есть это продолжение «Науруза», - анонсировал в завершение новое мероприятие Бикчантаев.

КОММЕНТАРИИ (1)
Не Ляпунов
По крайней мере стало больше событий из мира культуры в татарстане с приходом нового министра. Хотя может просто кажется
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Автор фото: KazanFirst и mincult.tatarstan.ru
Культура 08:49 / 13 марта
8
«Если директор цирка поймет идею, площадка станет конкурентной»

Ирада Аюпова рассказала, каким она видит ближайшее будущее культуры Татарстана.

Министр культуры Ирада Аюпова прямо сейчас, пожалуй, самый открытый руководитель республиканского ведомства. На должность она была назначена меньше года назад, а за это время успела провести с журналистами уже несколько публичных встреч, чтобы объяснить решения, которые принимаются министерством, и выслушать мнения со стороны. Во время очередной такой беседы она представила нового директора цирка, рассказала о будущем площадки НКЦ, анонсировала создание Фонда по поддержке работников театров республики и других проектов, которые собирается реализовать Минкульт. 

Ловкость рук и никакого обмана 

Первый вопрос, на который ответила Ирада Аюпова и который так волновал журналистов, - кого же выбрали руководителем цирка. Им оказался сын бывшего экс-директора Рамиль Шарифуллин, а не Сергей Нестеров, который взял самоотвод. Со слов министра, это решение хоть и вызвало двоякие впечатления, но результат её устраивает. Одной из предполагаемых причин самоотвода Нестерова, послужили бытовые и рабочие вопросы - гастроли и сложности при переезде. Тем не менее сотрудничество с ним продолжится, но в рамках консультаций. При этом ситуацию с якобы поддельным дипломом Аюпова опровергла - кандидат предоставил необходимые для участия в конкурсе документы. 

- Если директор цирка сможет правильно внять идеям и мыслям, прозвучавшим в процессе защиты концепции участников, то цирковая площадка станет конкурентоспособной, - выразила надежду глава ведомства. 

Помимо реализации идей и концепций, министерство надеется на создание собственной цирковой труппы, которая бы занялась подготовкой новых номеров. 

От замены экспонатов на книги смысл НКЦ не поменяется 

Другая горячая тема, на которой остановилась Аюпова, - переформатирование НКЦ под нужды Национальной библиотеки, расположенной в доме Ушковой. При этом часть библиотечного фонда останется в этом здании. Министр уверена, что библиотека - такой же культурный центр. К тому же проект перерождения предусматривает наличие площадок открытого доступа, тематических дискуссий.

- Концепция в большей степени ориентирована на [создание] пространства для коммуникаций, капитализации себя, - объясняет Аюпова. 

В пример она привела визит республиканских властей в Финляндию и посещение трехэтажной центральной библиотеки Хельсинки Oodi, в которую люди приходили и общались друг с другом. Следующий пример - семиэтажная библиотека университета Хельсинки, где Аюпова не нашла ни одного свободного места.

- Почему обществом библиотека воспринимается как архаичный институт, в который приходят люди, не имеющие возможности купить книгу. Это неправильно. Во всем мире статус этого учреждения абсолютно другой. Библиотека - место, где человек может заняться самообразованием, поэтому создание условий - важная миссия, - заявила руководитель республиканского ведомства.

Она уверена, что если комментаторы заявляют, что нацбиблиотека - отживший институт, то это говорит лишь о низком культурном уровне человека, а не о том, что подобные учреждения должны быть вычеркнуты с карты республики. 

Согласна Аюпова и с решением президента Татарстана Рустама Минниханова о переносе коллекции в здание магистрата, расположенного на улице Баумана. По мнению министра, коллекция тысячелетия будет органично смотреться на новом месте. Тем не менее проект музея необходимо доработать, чтобы показать экспонаты в лучшем виде. Аюпова уверена, что противники переноса - простые консерваторы, привыкшие к месторасположению. 

- Современные возможности построения музейных экспозиций раскроют потенциал, который был скрыт в хранилищах НКЦ, - добавляет спикер. 

Со слов министра, ни о каком разделении или передаче «профильных» экспонатов куда-либо речи не идет - это запрещено юридическими актами. 

В завершение этого блока Аюпова заявила, что причиной перевозки экспозиции послужил тотальный ремонт объектов культуры. Со слов министра, обновление как НКЦ, так и магистрата завершится в год столетия ТАССР. При этом вопрос о передаче здания магистрата в адрес музея ИЗО остается открытым.

Установка памятников - дело житейское 

Прокомментировала министр и ситуацию с установкой памятника, посвященного 30-летнию вывода советских войск из Афганистана, споры по которому идут с начала февраля этого года. Со слов Аюповой, уже понятно, где расположится монумент, но остались вопросы по его концепции и визуализации. 

А вот о спаренном памятнике Толстому и Тукаю, который планируют установить в одном из зданий Казанского университета, Аюпова высказалась лаконично: «Если они на своей территории - это украшение интерьера». 

Галопом по культуре 

Анонсировала Аюпова и несколько мероприятий, которые готовит Минкульт. Одним из них станет международный конкурс вокалистов им. Глинки. Его планируют провести в Казани с 11 по 19 апреля. Правда, пока о массовом интересе говорить сложно - из минимально необходимых 50 участников заявились только 20. И это при том, что победители, помимо денежных призов, автоматически попадают на самый престижный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского. 

Ещё один важный проект - создание в Татарстане Фонда работников театра. Его задачей станет поддержка деятелей культуры, не задействованных в процессе. Принцип работы Фонда предельно прост - все театры республики будут перечислять один процент от внебюджетных доходов в адрес организации. В год, по словам министра, должно накапать больше 3 млн рублей. Однако есть загвоздка - пока непонятен механизм создания этой структуры. 

Обратила внимание Аюпова и на вопрос создания качественного контента, экспортируемого в другие регионы. Министр уверена, что категорически нельзя допустить превращение гастролей в путешествие, чтобы это не сыграло в ущерб культуре. При этом говорить о лишении местного зрителя части репертуара, уехавшего в турне, нельзя. Это нормальная практика, применяемая, в том числе, за рубежом, а деньги, полученные в гастролях, идут на «мотивацию сотрудников». При организации гастролей принимается во внимание несколько критериев: наличие целевой аудитории, соглашение между регионами и статус принимающей площадки.

- Говорить о том, что все должны сидеть на площадке театра, - нерентабельно с точки зрения экономики. Я не считаю, что театр должен отказаться от гастролей, нам необходимо продвигать бренд в сфере культуры и искусства за пределы Татарстана, - пояснила министр. 

Интересно, что глава ведомства не видит необходимости поддерживать татарскую эстраду. По ее мнению, это все-таки бизнес. Но даже там Аюпова находит ряд проблем, одна из них - отсутствие качественного репертуара, как следствие - артисты занимаются перепеванием и следованием стереотипам. Также сложности существуют в системе продвижения исполнителей, которые ещё только предстоит решить. 

Ориентиры развития 

Рассказала министр и о планах по развитию подвластной ей сферы. Так, в Татарстане, благодаря национальному федеральному проекту «Культура», появится три новых сельских клуба: в Альметьевском, Алькеевском и Мензелинском районах. На это из федерального бюджета выделят чуть больше 26 млн рублей. 

Также этот проект включает в себя поддержку талантливых и перспективных направлений за счет грантов. Потенциал у республики в этом вопросе есть, прошлые стипендии превышают 80 млн рублей, однако озвучить размер грантов на этот год пока невозможно. 

Третий блок называется «Цифровая культура» и подразумевает внедрение онлайн-трансляции культурных событий в сельских кинотеатрах. Размер ассигнований на это Аюпова так же затруднилась назвать. У сельских клубов существует несколько проблем: нежелание специалистов работать в селе и необходимость в постоянной смене репертуара. Эти блоки должны решить часть из них.  

Обязаловки в культурном воспитании быть не должно

Министр уверена, что совместная инициатива федеральных Минкульта и Минпросвещения о введении в школьную программу культурных нормативов, которые, по мнению чиновников, должны привить чувство прекрасного школярам, не должна становиться обузой. 

- Ребенок может подтянуть родителей в вопросе формирования культурных благ, чтобы они стали посетителями музеев, театров, чтобы культура вернулась, - заявила Аюпова. 

С ее слов, сегодня в школьной программе отсутствует детский контент, как и в театрах, выбирающих взрослые постановки, и в музеях, нет такого и в школах, а если есть, то очень мало.

Помимо этого министерство культуры всерьез рассматривает возможность предоставления здания под специализированное татарское арт-пространство. Для этого предлагается отдать уже имеющееся здание, например, на Баумана. Это освежит центральную пешеходную улицу города. 

Татарстанское кино - не более чем проморолик в жанре хоррор

Не могли не спросить журналисты мнение Ирады Аюповой о новом татарском фильме «Водяная». Как оказалось, министр еще не видела картину, в отличие от работников СМИ, которых она повергла в шок. Помимо того что фильм, по мнению журналистов, снят некачественно, так еще и ничего хорошего о республике он не рассказывает. Они уверены, кино можно назвать «презентационным роликом в жанре хоррор». 

Этим вопросом журналисты, сами того не зная, подняли острую тему - нехватки кадров как преподавательского состава единственного культурного вуза Казани (Казанский государственный институт культуры. - Ред), так и тех, кто снимает это кино. Усугубляет ситуацию отсутствие специализированной студии, которая могла бы использоваться под нужды рекламы. 

- Этот вопрос есть. Мы рассматриваем несколько вариантов решения. [Например], концепция целевой подготовки заслуживает уважения, но есть риск невозврата, существуют сложности и с творческой реализацией, - считает Аюпова. 

Для того, чтобы решить проблему, министерство планирует во II квартале 2019 года провести коллегию, посвященную развитию татарстанского кинематографа, с привлечением различных организаций. 

Сама же Аюпова считает, что превращать кино в игрушку нельзя. Она уверена, для того, чтобы выходить на любой рынок, необходимо четкое понимание того, что автор хочет донести до зрителя, а сам фильм должен иметь художественную ценность. 

Пять «К» татарской культуры

После столь резонансной темы министр предложила перейти к обсуждению концепции развития татарстанской культуры. Последняя построена на пяти принципах, или пяти «К»: креативность, коммуникации, кооперации, капитализация и компетенции. 

- Я не жду ответа от вас сегодня, но мне очень хотелось бы получить идеи и видение, чего не хватает с точки зрения самореализации, - обратилась Аюпова к собравшимся журналистам. 

Одно из предложений, озвученных на встрече, - совместная работа с другими ведомствами. Как пример - организация фестиваля, инициированного Талией Минуллиной - руководителем республиканского Агентства инвестиционного развития. В свою очередь Аюпова согласилась с важностью проведения фестивалей, но заявила, что подобные мероприятия не должны быть единоразовыми, необходимо проводить их на регулярной основе. 

Еще одна поступившая инициатива - привлечение к популяризации и продвижению республиканского контента местных специалистов. 


Читайте также: В российский прокат выходит татарстанский фильм «Водяная»: его нужно смотреть


КОММЕНТАРИИ (0)
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх