свободны.
Подискутировать об SMM, его эффективности и обнаженных девушках, считающих себя блогерами, редакция KazanFirst решила с Денисом Супруновым — директором по маркетингу коммуникационного агентства «ДругМедиа», Алисой Лисовой — сооснователем, креативным директором контент-агентства «Без воды» и Айдаром Шафигуллиным — SMM-менеджером, больше известным как Панда Айдар.
— Хочу начать с последней истории, которую подхватили многие СМИ, когда московский блогер Гусейн Гасанов в своем инстаграм-аккаунте разыграл «красный Гелендваген». Что вы думаете об этой активности?
Айдар: Это хайп на всю страну. Даже если он его подарил, стоило ли оно того? Насколько тебе нужно, чтобы тебя знала вся страна? Если цена — 10 миллионов (примерная стоимость разыгранного автомобиля, — Ред), то, наверное, это того стоит.
Денис: На самом деле без разницы, что разыгрывать, если цена выгодная. Сколько там подписчиков, фиксировал кто-то? Сколько стоит «Гелендваген»?
— Два миллиона — прирост подписчиков у Гасанова, а «Гелендваген» стоит примерно 10 миллионов рублей.
Денис: Это пять рублей за подписчика.
Алиса: Дороговато.
Денис: Они же не все живые.
Алиса: Потом часть все равно отписывается.
Айдар: Пять рублей за человека — хорошая цена. В любом случае из двух миллионов не все живые подписчики.
Алиса: Кто-то мог создавать дополнительные аккаунты, чтобы увеличить свои шансы. Мне кажется, вопрос в цели: если к нему пришло такое количество людей, среди которых есть хейтеры, то нужна ли она ему? Сегодня «Инстаграм» максимально сужает органическую аудиторию и все делают максимально возможное, чтобы ее увеличить.
— Давайте введем понятие «блогер». Кто может им считаться?
Алиса: Я бы разделила понятия «инфлюенсер» и «блогер». Инфлюенсер — это примерно от 3 тысяч подписчиков. Смотреть на лайки в этом случае странно, обращать внимание надо на комментарии: если аудитория комментирует посты, радуется или грустит вместе с ним, то все гуд. Я сейчас собрала базу, в которой около 160 блогеров, у которых нет накруток.
Денис: У блогера должно быть минимум 100 000 подписчиков, остальные — лидеры мнений, которые где-то работают и параллельно ведут свой «Инстаграм». При этом реклама у лидеров мнений эффективнее. Лучше и доверительнее заказать рекламу у 20 лидеров мнений, чем у одного блогера с аудиторией 200 000 человек.
— Как отличить фейкового блогера от реального? Например, девушка, выкладывающая фото откровенного содержания и подписывающая их умными цитатами, может считаться блогером?
Айдар: Это девочки Айдара. Накручивают ботов чаще всего для того, чтобы получить бесплатный кальян или суши в заведениях. Это уже не работает. Стоит это рублей 100-150, но это если мы говорим о ботах. Они у тебя появятся через сутки максимум. Если мы говорим о реальных подписчиках, то надо сделать очень много трафика, быть на хайпе, интересным, давать рекламу, разыграть 50 айфонов или давать классный контент.
— Каких блогеров не хватает в Казани, Татарстане?
Алиса: Мне кажется, есть нехватка татарских блогеров, которые ориентируются на татарскую аудиторию. Не хватает блогеров-путешественников, которые готовы рассказать о Казани. Попытки есть, но нет конкретного блогера, который будет ассоциироваться с Казанью.
Денис: Нам не хватает серьезных блогеров — технических, программистов, технарей, по недвижимости. В основном это одни девочки.
— Что сегодня надо сделать, чтобы стать блогером или инфлюенсером? Возможно ли это без помощи специалиста?
Денис: Надо понимать сферу, в которой ты специалист, искренне рассказывать о том, что ты делаешь.
Алиса: Надо понять, для чего ты это делаешь и что ты хочешь получить от блога. Если ты путешественник, который хочет получать бесплатные билеты, то это один контент.
— Как, например, мне нарастить аудиторию в «Инстаграме»?
Денис: Чем ты занимаешься?
— Я журналист.
Денис: Мне кажется, у тебя и так будут свои поклонники. Универсального совета нет. Нужно придумать идею, которая будет опираться на тебя как на человека. Чтобы набрать первую тысячу подписчиков, нужно воспользоваться своей записной книжкой и предложить им всем подписаться на тебя.
Айдар: Если у тебя друзья «плохие», то можно получить только 200 подписчиков. Тогда ты можешь попросить своих друзей рассказать о твоем аккаунте. Не надо идти за накрутками. Тысячу можно набрать меньше чем за неделю.
— Пока мы разговариваем только про «Инстаграм», но есть и другие площадки: «ВКонтакте», Facebook, не так давно появилась «Аура» от «Яндекса».
Алиса: Еще Tik-Tok есть, в котором уже появились свои казанские инфлюенсеры. Это крутая тема, собравшая вокруг себя подростково-молодежную аудиторию, которая вырастет через три года. Лучше всего эта сеть подходит для развлекательных форматов. Давать прогнозы на «Ауру» сложно. Это прогноз в никуда. На Tik-Tok тоже никто не возлагал надежд.
Айдар: Если ты продаешь что-то для взрослых — алкоголь, интимтовары, тебе в Tik-Tok делать нечего.
— Если говорить о рынке SMM-услуг, в каком состоянии он сейчас находится?
Денис: Мы занимаем два рынка — образовательных и агентских услуг. В свое время мы развивали рынок, потому что его, по сути, не было. Мы были первыми, и спроса не было. Были отдельные специалисты, а спрос был непостоянным. Позже появились «Без воды» и Fragencу. При этом агентства, в которых два человека, таковыми считаться не могут как минимум по бюджету, потому что он у нормальных агентств от 50 000 рублей. Как правило, если услуги предлагают за меньшие деньги, то стоит попрощаться. К тому же есть проблема понимания, какие задачи можно решить с нашей помощью.
Алиса: Чаще всего к нам приходят за контентом. Есть, конечно, те, кто просит «этот ваш там SMM». И когда ты начинаешь спрашивать, зачем он вам, выясняется, «потому что он есть у моих конкурентов и они там что-то продают». В итоге оказывается, что товар или услуга на рынке недолго и нужно, чтобы его стали узнавать, появилось доверие, только потом начнутся продажи. В Казани не все готовы ждать, а это процесс не одной недели. Часто бывают в шоке от цены — вот прямо все: видео, фото и так далее (максимум, который был у нас) — 200 000 в месяц.
— Айдар, ты работаешь с людьми, а не компаниями. Почему люди хотят становиться блогерами?
Айдар: У девочек — желание жить красивой жизнью. У всех разное понимание этого понятия. Кому-то нужна яхта, другим достаточно ходить три раза в неделю в рестораны, где за все заплачено. Мальчики за красивой жизнью приходят редко — только чтобы познакомиться с девочками.
— То есть ты выполняешь роль SMM-свахи?
Алиса: Скорее тиндер (смеется).
— Айдар, сколько стоят твои услуги?
Айдар: В основном бесплатно, а так от 3,5 тысячи за массфолловинг (механизм наращивания аудитории. — Ред.).
— Вернемся к коммерческим структурам и предположим, что я застройщик. Какую социальную платформу выбрать для ведения аккаунта, а в какую точно не стоит заходить?
Алиса: Это сильно зависит от сферы деятельности и целей. В Москве и Санкт-Петербурге много кейсов по Facebook, но у нас он не очень идет. Причина — он сложный. К нам приходят на курсы неглупые люди, у них возникают с ним проблемы.
Денис: Мы своего казанского заказчика (недвижимость) ведем только в «Инстаграме». У меня на уроках подобные ситуации — там много разных вещей — есть рекламный кабинет, есть страница, есть личная страница, а между ними — определенные взаимосвязи. И тут не каждому понятно, как это сделать и какие особенности там.
Айдар: В Казани все в конечном итоге сводится к «Инстаграму».
— Как обстоят дела с кадрами в SMM?
Алиса: Все образовательные курсы — «БешеныйИнст», курс от агентства Fragency, наш курс «SMM без воды» -конечно, идут на пользу не только человеку, но и агентству. Уровень знаний повышается, и это плюс. Если полтора года назад мы искали в команду эсэмэмщиков, их было сложно найти, никто не понимал, что это такое, то сейчас кадровый рынок все равно сложный.
— То есть после прохождения курса человека можно назвать эсэмэмщиком?
Алиса: Нет.
Денис: Если он закончил вышеназванные курсы, я, скорее всего, его возьму. Это хороший знак, что он прошел несколько курсов, а не бросил после одного. Естественно, я проверю его личные качества. Если человек хороший, мы его обучим.
— Как понять, что человек не просто прослушал курсы, а получил знания?
Алиса: Тесты. Мы даем реальные кейсы. Тем, кто нанимает, надо понимать, какой специалист нужен: если тебе нужен таргетолог, дай ему денег на таргет (реклама, направленная на целевую аудиторию. — Ред.) и посмотри на результат; если это контент-менеджер (человек, который занимается наполнением аккаунта в социальных сетях, — текст, фото и т. д. — Ред.), пусть пишет тексты, если в них есть ошибки, то надо прощаться. Визуальную часть можно подправлять.
— То есть найти универсального специалиста невозможно?
Денис: Человек-оркестр — редко. Наверное, в какой-то мере каждый из нас такой человек. Каждый из нас троих способен создать все необходимое, но кому-то легче сделать одно, другому — другое.
Алиса: У нас на этой неделе появился сториз-менеджер. Он будет отвечать только за это направление сразу в нескольких проектах. Сегодня сториз — рабочий инструмент, иначе мы бы не выделили для этого позицию.
Денис: Скоро может появиться IGTV-менеджер.
Алиса: Мы видели в одном московском агентстве менеджера, который занимается прямыми эфирами. Несмотря на то, что многие думают — просто включил телефон, и все, там огромная подготовительная работа: придумать тему для целевой аудитории, привлечь «чужую» заинтересованную аудиторию, отвечать на комментарии и удалять их от троллей.
— Можете поделиться кейсом, когда SMM повлиял на продажи?
Алиса: В конце прошлого года к нам пришел заказчик, который сказал, что у него концерт через две недели, а из 600 билетов было продано около 120. Для нас это был очень хороший кейс — мы нашли целевую аудиторию, проанализировали ее, выдали им релевантные объявления, на это мы потратили семь дней. В итоге у нас осталось пять непроданных билетов — места были за колоннами.
Денис: Самый громкий кейс по продажам был, когда мы вели TolstoyWear. Тогда мы за неполный день — с 6 утра до 9 вечера — продали 193 толстовки через «ВКонтакте». Когда продвигали квест District7, за месяц удалось получить 231 бронь. За полгода работы с ЮИТ было 1 260 заявок, с компанией, занимающейся образованием за рубежом — за шесть месяцев, — 239 заявок. Comedy Club Aqua — 456 билетов.
Айдар: Кейс связан со строительством домов, когда за три месяца работы получили 14 клиентов. Один дом, в среднем, стоит 2,5 миллиона. Надо сказать, что это не 14 человек заплатили по 2,5 миллиона, там сделки шли частями. С блогерами ситуация другая — есть пример, когда за три недели мы набрали 7,5 тысячи подписчиков.
— Предлагаю разобраться в трендах и антитрендах. Что точно не стоит делать?
Алиса: Не нужно накручивать ботов и комментарии. Работать по-честному. Не использовать серые и черные инструменты для продвижения (массфолловинг и масслайкинг) как минимум потому, что тебя могут заблокировать. С каждым годом с ним работать все менее и менее эффективно. Надо делать контент, таргет, работать с инфлюенсерами.
Айдар: Вопрос в том, во сколько это все обойдется. Привлечь лидеров мнений, сделать таргет и все прочее — минимум 50 000 рублей. Мы за девять лет опыта баны за масслайкинг и массфолловинг получали несущественно мало.
Денис: Я сюда шел, чтобы узнать об этом. Я знаю Айдара, который по-жесткому массфолловит, и знаю Алису, которая ратует за контент. У каждого есть своя ниша, на каждого есть спрос. С обнаженкой массфолловинг работает.
— У меня остался последний вопрос к каждому из вас. Сколько в ваших личных аккаунтах накрученных подписчиков.
Алиса: Я ни разу не использовала. Наверное, около 5 000 — магазинов, кафе, маникюров. Я сначала их чистила, но потом поняла — они могут стать моими клиентами — покупать курсы.
Айдар: Было около 15 000, потом почистил до 10 000. Сидеть на странице, у которой меньше 10 000 подписчиков, — это стремно. Почему у эсэмэмщика даже такого количества подписчиков нет? На сегодняшний день это около 3 тысяч ботов.
Денис: Сейчас около 2 000 ботов из 12 000 подписчиков.











Comment section