«Я не дам вам высказаться. Процесс превращается в базар»
Гособвинение начало оглашение доказательств вины фигуранта дела казанских нацистов.
В Верховном суде Татарстана прошло очередное заседание по уголовному делу группы казанских неонацистов. Присяжным заседателям стали оглашать материалы, доказывающие вину Ростислава Малахова.
На скамье подсудимых три фигуранта дела - 22-летний Руслан Архипов, 19-летний Роман Халилов и 25-летний Ростислав Малахов. Четвертый обвиняемый - 21-летний Адель Аскаров - находится под подпиской о невыезде. Все проходят по громкому делу об убийстве студента из Республики Чад Махджуба Тиджани Хассана.

За Малаховым, прежнее имя которого Петр Ермолаев, числятся шесть эпизодов. Ему вменяют в вину публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, заведомо ложный донос и применение насилия в отношении представителя власти, поскольку тот укусил за руку полицейского при задержании.
На заседании гособвинители Юрий Маданов и Сергей Якунин хотели приступить к оглашению материалов уголовного дела в отношении Малахова присяжным заседателям, а именно протокола осмотра предметов, таких как: CD-диск, скриншоты страниц пользователя «Петр Ермолаев» во «ВКонтакте», справка ФСБ о переписках Ермолаева, справка от сети «ВКонтакте» о выложенных записях на странице пользователя, заключение судебно-лингвистической экспертизы по содержанию записей на странице, прежние решения судов, которые признали те или иные материалы, опубликованные на странице этого пользователя, экстремистскими.

Адвокат Малахова Инна Барлева попросила уточнить, о каких конкретно материалах идет речь.
- Согласно списку доказательств, приведенных в обвинительном заключении, на странице Малахова были размещены материалы, которые ранее судами признавались экстремистскими. В справке из «ВКонтакте» перечисляется, что на странице Ермолаева выложены аудиозаписи, - говорит Маданов, зачитывая названия этих файлов.
- Дело в том, что по той части, которую перечислил гособвинитель, преследование Малахова прекращено по вашему постановлению. Отношения к рассматриваемому делу это не имеет, - возразила защитница.
Следом за ней слово взял сам Ростислав. Он попросил время у председательствующего для ознакомления с четырьмя томами. Судья Айрат Ибатуллин счел данное ходатайство затягиванием процесса, поскольку обвиняемым уже давали время для полного ознакомления с материалами дела, согласно статье 217 УПК РФ. Ситуацию разъяснила Барлева.

- Ходатайство было в том, чтобы предоставить минут 10-15 для того, чтобы выразить позицию по заявленным гособвинителем ходатайствам об оглашении конкретных материалов дела. Не все тома [хотим] читать, а только то, что гособвинение планирует огласить присяжным заседателям, - уточняет адвокат.
Судья напомнил, что гособвинитель выступил с ходатайством об оглашении материалов, которые уже содержатся в уголовном деле, и что время для ознакомления было, но, тем не менее, предоставил Малахову и Барлевой 10 минут для консультации.

После перерыва адвокат возразила по поводу оглашения материалов (изображений и аудиофайлов), проходивших по делу, преследование по которому уже прекращено. Говоря о справке «ВКонтакте», Барлева добавила, что это производный документ, а с первоначальным защита не ознакомлена. Поэтому остались лишь материалы по 280-й статье («Публичные призывы к экстремизму»). Айрат Ибатуллин постановил огласить лишь те материалы, которые квалифицированы по 280-й статье, поскольку по остальным преследование прекращено.
Затем с ходатайством выступил Малахов. Он заявил о нарушении подсудности.
- Я прошу исключить переписку, которую сотрудники ФСБ Татарстана предоставили на основании постановления Советского районного суда. Они подали ходатайство не в тот суд. Судья Шайхутдинова не могла этого не видеть. Данные в Советский суд могли дать только со Следственного комитета. Также я не был уведомлен о данных постановлениях, несмотря на то, что сотрудники ФСБ предоставили всю имеющуюся информацию о моих личных данных. Судья Шайхутдинова не вызвала меня в суд для участия в заседании, несмотря на то, что разрешался такой важный вопрос, как личная переписка. Мне также не выслали копий постановлений, чтобы я мог их обжаловать, - говорит обвиняемый.

Маданов в свою очередь ответил, что гособвинение никаких нарушений со стороны суда не видит. ФСБ проводила оперативно-розыскные мероприятия в рамках уголовного дела. Имеются соответствующие поручения, запросы и ответы, а ФСБ обращается в тот суд, который сочтет необходимым для расследования уголовного дела.
Ибатуллин постановил отказать в удовлетворении ходатайства Малахова.
- Доказательства получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Органы ФСБ обратились в суд в рамках оперативно-розыскной деятельности. В материалах имеется постановление судьи, дающее разрешение на контроль переписки Малахова. Данное решение вступило в законную силу. Каких-либо нарушений подсудности не было. Материалы осмотрены и приобщены к материалам уголовного дела, тем самым легализованы, - заявил судья.
После прихода присяжных заседателей гособвинение приступило к исследованию материалов уголовного дела, доказывающих вину Малахова по 2-й части статьи 280 УК РФ. На основании справки ФСБ, которая получила ответ от сети «ВКонтакте», была исследована личная переписка пользователя «Петр Ермолаев» за 450 суток с 1 апреля 2015 года.

Якунин зачитал отрывки нескольких переписок, из которых стало ясно, что, отбывая срок в тюрьме, Малахов имел возможность пользоваться телефоном и интернетом. Например, со страницы Ермолаева он общался с пользователем «Дима Николаев», который, по данным следствия, Никита Шувалов.
- Анализ электронной переписки позволяет констатировать, что пользователь «Дима Николаев» связался с пользователем «Петр Ермолаев». Для сообщения использовал сотовый телефон, зарегистрированный на мать Шувалова. Он планирует встретиться после его освобождения, - говорит Якунин.
Также гособвинитель зачитал отрывок переписки с некой Элис Элис, во время которой Малахов позиционировал себя «освободившимся нацистом». Помимо этого Якунин озвучил часть переписки «Петра Ермолаева» с Полиной Бурнашевской, которая ранее заявляла, что общалась с Малаховым, пока тот был «на зоне».
- На основании изложенного можно сделать вывод, что страница пользователя «Петр Ермолаев» действительно принадлежала Малахову. Он неоднократно вступал в контакт с более чем 30 пользователями соцсети «ВКонтакте», часть из которых установлена как жители Республики Татарстан, - говорит Якунин. - Данную страницу он активно использовал с момента создания до момента ее удаления в октябре 2016 года.

Гособвинителя перебил адвокат Романа Халилова Александр Пшеничников.
- На основании статьи 244 УПК РФ, дающей равные права на исследования оглашаемых доказательств, прошу сторону обвинения огласить, прилагаются ли к данной справке какие-либо сведения по установлению личности контрагентов по представленной переписке, - уточнил защитник.
- Я вас прерываю и делаю замечание, поскольку вы затягиваете процедуру сбора доказательств. Если хотите обсудить вопрос, мы обсудим его без присяжных заседателей, - заявляет судья.
- Сторона обвинения предъявляет переписку присяжным заседателям, где имеется анализ какого-то сотрудника, который утверждает, что установлены какие-то абоненты, контрагенты, тем самым вы ставите в одностороннее положение сам процесс. Данная справка не соответствует доказательствам, - продолжил возмущаться Пшеничников.
- Я вам делаю замечание, поскольку без присяжных заседателей решался вопрос о допустимости данного доказательства. Суд признал доводы допустимыми. В соответствии с требованиями закона прокурор оглашает доказательства, - ответил Ибатуллин.

Поддержала Пшеничникова и Барлева, но судья вновь прервал защитников, оперируя тем, что процедурные вопросы решаются без присяжных заседателей.
- Анализ исследованных доказательств делается в прениях. Так в законе написано, - напомнил юристам судья.
Затем слово хотел взять Якунин, но и ему Ибатуллин сделал замечание и не дал высказаться.
- Я не дам вам высказаться. Это полемика, дебаты. В уголовно-процессуальном законе сказано: без присяжных решается вопрос допустимости доказательства. Если допустимо, то оглашается. Все. Другого не дано в законе. Все остальное нарушает регламент судебного разбирательства, процесс превращается в базар, - заключил председательствующий.
После оглашения личных переписок Малахова судья объявил о перерыве. Судебный процесс продолжается.
Дело казанских нацистов
Приверженцев идей фашизма обвиняют в убийстве иностранного студента.