В Тукаевском районе ради жителей коттеджей хотят «подправить» русло реки

Ученые считают
Ученые считают, что это, как минимум, пустая трата бюджетных денег.

Активисты Общероссийского народного фронта и движения «Народная инициатива» в Набережных Челнах и Тукаевском районе в большой тревоге. Они уже обратились в министерство экологии и природных ресурсов Татарстана, подготовили письмо премьер-министру республики Алексею Песошину и готовят публичные акции. Активистов тревожит судьба пригородного Шильнинского леса, реки Шильна и Лебяжьих озер. В частности, общественники твердо намерены не допустить реализации (по крайней мере, в его сегодняшнем виде) уже утвержденного и распланированного по времени исполнения проекта, цель которого избавить жителей нескольких десятков загородных домов в поселке Большая Шильна от подтоплений во время весенних паводков.

Этот проект прошел публичные слушания в сельском клубе Малой Шильны. Присутствовало меньше сотни человек, больше зал не вмещает. На публичных слушаниях проект дружно, можно сказать монолитно поддержали и власти Тукевского района (в лице главы Фаила Камаева) и жители тех домов, которых затопило весной прошлого года. Следует сказать, что к составлению проекта по заказу Тукаевской администрации подошли очень серьезно. Его разрабатывали специалисты уважаемой и авторитетной компании «Татмелиорация». Воплощать в жизнь проект будет эта же компания. На публичных слушаниях начальник сметно-организационного отдела ОАО «Татмелиорация» Роман Корольков (он же разработчик проекта) изо всех сил старался донести до народа то, что проект не вызовет никаких вредных воздействий на природу. Река не пострадает. Лес не пострадает. Реликтовые сосны точно никто не тронет. Зато люди страдать перестанут, их дома и участки затапливаться больше не будут. Все это звучит хорошо, даже убедительно. Смущает суть работ, которые «Татмелиорация» намерена выполнить уже этим летом. Публичные слушания проводились по вопросу очистки реки Шильна и изменению ее русла! Чтобы вы смогли вдуматься в то, что планируется сделать, мы еще раз акцентируем на этом ваше внимание.

В Тукаевском районе ради жителей коттеджей хотят «подправить» русло реки

На участке реки протяженностью 4,4 километра от улицы Боровецкая в Большой Шильне до Боровецкого моста на въезде в город планируется убрать все кустарники и вырубить все деревья по берегам Шильны, а в четырех местах несколько спрямить ее русло. Точнее, изменить радиус изгиба реки. По данным активистов ОНФ будет вырублено не менее 17 тысяч деревьев.

Какой смысл лезть бульдозером в экосистему

— Фильм «Аватар» видели? Вот будет примерно то же самое. В уникальном уголке природы будет работать тяжелая техника, — передает свои эмоции активист ОНФ Артем Леонов

Противников проекта сильно насторожил тот факт, что на публичных слушаниях были те, кто проект заказал, те, кто его разработал, те, кто в нем заинтересован, но не было специалистов, для кого изучение и наблюдение за состоянием природы — той же реки Шильна, Шильнинского леса, Лебяжьих озер — повседневная работа. Не было ученых, не было экспертов Минэкологии. Словом, не было тех, кто может оценить не только сам проект, но и все последствия его воплощения в жизнь. Мы решили восполнить этот пробел и обратились к таким специалистам. 

Поскольку речь идет о деревьях, о лесе, мы для начала связались с заместителем директора Национального парка «Нижняя Кама» по просвещению и научной работе Юлией Лукьяновой. Она порекомендовала обратиться в Набережночелнинский педуниверситет к преподавателям географического факультета. Мы связались с проректором, бывшим деканом историко-географического факультета, ученым-географом со степенями и званиями Азатом Гайфутдиновым. И еще с известным в Челнах проектировщиком, автором концепции инженерной защиты берегов Камы Ильдусом Камаловым. Тут нужно добавить, что по образованию и по своей первой профессии Камалов гидроморфолог, то есть специалист по образованию рельефов земной поверхности, подземным водам и наземным водоемам.

В Тукаевском районе ради жителей коттеджей хотят «подправить» русло реки

— Я оценивать проект не буду, не наша территория, но то, что ОНФ протестует — это даже правильно. Пусть выводят этот вопрос на Росприроднадзор, на экологическую экспертизу! На этот проект должна быть экологическая экспертиза, потому что это вмешательство. Может быть еще общественная экологическая экспертиза, — твердо сказала Лукьянова. 

Гайфутдинов и Камалов сказали о том, на чем стоит сделать акцент: ни вырубка деревьев, ни сглаживание изгибов русла ничего не даст. Дома, которые затапливает, расположены в пойме, в низине. Их все равно будет затапливать каждые три-четыре года. Такой же вывод сделал и сотрудник Казанского федерального университета, кандидат биологических наук Рафик Шарафутдинов:

— Подземные воды, которые обогащают пойму, будут влиять на гидрологию при любом сценарии. В случае спрямления русла реки выигрыша никакого. Нет необходимости и в расчистке русла реки, — сказал ученый на заседании «круглого стола», которое было посвящено судьбе Шильнинского леса.

Шарафутдинов обратил внимание на то, что работы на дне реки затронут вредные отложения, которые в итоге загрязнят Каму. Камалов добавил, что деревья и кустарники не зря вырастают по берегам рек, они играют водорегулирующую роль, сдерживают бурные потоки, защищают берега от размыва.

— Люди сажают наоборот, чтобы укрепить берега, — акцентировал внимание Камалов. 

Можно, конечно, укрепить берега и бутовым камнем (как это предусмотрено в проекте), но какой смысл заменять камнями кусты и деревья, если дома все равно будет затапливать?! Кстати, Камалов сказал, что он согласен как специалист принять участие в экспертизе проекта. 

Забота или интересы

Во время публичных слушаний между сторонниками и противниками проекта произошла перепалка, в ходе которой было сказано то, на что тоже стоит обратить особое внимание. Один из жителей Большой Шильны заявил, что никто, ни власти, ни жители не виноваты в том, что дома построены там, где их топит. Мол, землеотвод осуществлялся по закону. А глава Тукаевского района Фаил Камаев заявил, что в бюджете нет средств на снос домов. Мол, поэтому и приходится искать иное решение проблемы. Сторонники дискуссии дают понять, что они бы и не трогали ни реку, ни деревья, но так сложилась жизнь. Во всяком случае, так нам хотят представить ситуацию. Но вот что важно. Проректор НГПУ Гильфанов между прочим отметил: 

— Они (чиновники) продали пойму правобережной Шильны. Там планируется строительство домов. 

В Тукаевском районе ради жителей коттеджей хотят «подправить» русло реки

Теперь поясним о чем говорит ученый. В Малошильнинском сельском поселении (Малая и Большая Шильна) сейчас насчитывается 700-800 домов. А по данным прежнего главы сельской администрации Геннадия Харитонова в перспективе во всем этом поселении будет около 10 тысяч домохозяйств. То есть 10 тысяч домов, многие из которых будут располагаться именно в низине, в пойме. Сейчас активист Артем Леонов утверждает, что в половодье затапливает около 50 домов, авторы проекта отмечают, что может пострадать около 160 домов, а что будет, когда поселок построится? Когда в пойме окажутся сотни, а то и тысячи домохозяйств?  Что будем делать с рекой, если Гильфанов, Камалов и Шарафутдинов правы и дома будет затапливать каждые три-четыре года? Возьмем ее на руки вместе с родниками и притоками и перенесем от домов подальше? Кстати, Гильфанов подсказал, что полноценную экспертизу проекта могут сделать специалисты экологического факультета Казанского федерального университета. 

— Никто еще не отменил подъем уровня Нижнекамского водохранилища до 68-й отметки. Если уровень поднимут, то вода уйдет далеко за Боровецкий мост. В проекте это учтено? — задаётся вопросом Камалов, узнав от нас о проекте спрямления русла Шильны. 

Ветераны Нижнекамской ГЭС в свое время сообщили KazanFirst, что у них есть письмо от правительства России, где сказано, что окончательное решение вопроса о подъеме Нижнекамского водохранилища отложено до 2030-го года. Запланированное расширение Малошильнинского поселения, судьба Нижнекамского водохранилища — это то, что нужно учитывать и оценивать сейчас, задумывая такие проекты, как «корректировка» русла реки.

Мы рискнем предположить, о чем могли думать власти района, заказывая проект. Имеем на это право, учитывая скорость, с какой проект был разработан и утвержден и предупреждения ученых специалистов. Землю под дома в пойме выделяли не нынешние руководители района, а их предшественники. Нынешним руководителям как ни крутись, а нужно реагировать на жалобы тех, кого вода топит. Они и реагируют. Вот будет выполнен проект ценой в несколько десятков миллионов бюджетных рублей, меры будут приняты. А если меры не дадут желаемого результата, то чиновники просто сочувственно разведут руками и скажут, что они сделали все, что было в их силах. И не они в пойму людей заселяли. 

Пусть возобладает разум

Никто, в том числе и активисты ОНФ и «Народной инициативы», не спорят с тем, что владельцам затапливаемых домов надо помогать. В любом случае, даже если кто-то из них сам настоял на выделении участка именно в пойме, в низине. Но Шильнинский лес, река Шильна и Лебяжьи озера — это действительно уникальная экосистема, уникальный уголок природы, чудом сохранившийся в окрестностях Набережных Челнов. А что если работы по спрямлению русла (и что еще там придет в голову специалистам по мелиорации) нарушат эту экосистему? Что если будет нанесен непоправимый вред? Который может наступить годы спустя. Кто за это ответит? Господин Камаев? Господин Корольков? Эти вопросы тоже нельзя сбрасывать со счетов.

В Тукаевском районе ради жителей коттеджей хотят «подправить» русло реки

Здесь нам придется сделать небольшое отступление от нашего повествования. Еще на стадии подготовки материала с его автором связалась руководитель аппарата администрации Тукаевского района Гульнара Шафикова. Она стала интересоваться «в каком формате готовится материал», о чем он, собственно? Затем Гуьнара Хановна перешла к делу:

— По итогам публичных слушаний принято решение провести всестороннюю экспертизу проекта. Вы может быть не будете торопиться с вашей публикацией до выводов экспертизы? 

Что же, очень хорошо, что будет проведена экспертиза. Но г-жа Шафикова не смогла сказать кто именно будет проводить экспертизу, а это очень важно. 

За решение задачи, возникшей в связи с затоплениями домов в Большой Шильне должны взяться не просто специалисты, а ученые. Уже ничего не поделаешь с тем, что дома появились там, где наши предки их никогда не строили. И едва ли можно отменить планы по застройке всей поймы. Поэтому и нужно вдумчиво и обстоятельно найти решения, которые помогут людям и сохранят природу. А для начала надо бы как следует расчистить завалы на реке Шильна, созданные бобрами и людьми. Глядишь, на первое время и поможет, и торопиться с выпрямлением русла и с вырубкой деревьев не придется.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *