«Негативный образ Золотой Орды в учебниках отпугивает детей»

Рассуждаем с историком Маратом Гатиным о сложностях восприятия империи татар.
Рассуждаем с историком Маратом Гатиным о сложностях восприятия империи татар.

Этот год в Казани среди историков и других ученых-гуманитариев запомниться событиями и мероприятиями, приуроченными к празднованию 750-летия со дня образования Золотой Орды. Были проведены несколько собраний среди ученых, и выставка в Эрмитаже «Золотая Орда, Причерноморье и уроки Чингизидской империи». 

Тем не менее, не в фокусе ученых-татароведов остаются проблемы популяризации истории Золотой Орды. Речь идёт не просто о широкой публике. Как преподносить историю великих татарских ханов детям, рассказывать её другим народам России, а не только татарам? Об этом в интервью KazanFirst говорим с учителем истории Маратом Гатиным.

«Негативный образ Золотой Орды в учебниках отпугивает детей»

— Что мешает сегодня популяризировать историю Золотой Орды? 

— У нас историю Золотой Орды в принципе неплохо знали в 90-ых годах и до 2007 года, пока был национально-региональный компонент в школах. В то время нам казалось, что количество часов недостаточно. Но если сравнивать с сегодняшней ситуацией в школе, то тогда были хорошие времена. Ребята из Татарстана, поступавшие в университет, в общем и целом имели представление об истории и культуре Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. 

Проблема обделённости вниманием местной истории у нас в стране — общефедеральная. Если мы действительно хотим иметь федерацию, то, мне кажется, каждый субъект Российской Федерации должен иметь право определять, что преподавать в своих школах. 

В Германии, например, федеральные земли свободны в отношении определения своего регионального компонента в школах. Там даже нет единого министерства образования ФРГ. 

У нас же в стране формулируют проблему единства страны. При этом за основу берётся история русской государственности. А если мы посмотрим её самый изначальный период, то там события происходили вне территории современной России. При таком подходе все другие государства, существовавшие на территории нашей страны, попросту игнорируются или же проходят через сито пользы или вреда для русской государственности. Золотая Орда на страницах российских школьных учебников предстает как государство, угнетавшее русские земли. В сознание детей, таким образом, внедряется негативный образ. 

Единственные, кто может повлиять на детей — это родители, которые получили образование и представление об истории татарского народа до 2007 года. Родители могут объяснить, что в истории на самом деле было не всё так однозначно.   

Сегодня, увы, мы встречаем такую ситуацию, когда молодой человек из Татарстана прекрасно знает архитектуру Москвы, Санкт-Петербурга, а что есть у нас в республике, он не имеет представления.  

— Есть ли выход из этой ситуации?

— Наверное, неправильно будет всю проблему списывать только на федеральные органы власти. В Татарстане что-то делается для продвижения местной истории. Например, Татарское книжное издательство год от года публикует работы, связанные с историей Татарстана и татарского народа. 

«Негативный образ Золотой Орды в учебниках отпугивает детей»

— Что делают авторы, чтобы их книгу выпустило издательство?

— Там есть компетентные люди, которые отслеживают ситуацию в научном мире. Известных историков приглашают к сотрудничеству. Но тут проблема в другом — очень скромные тиражи. Они год от года падают. Более 4000-5000 тысяч экземпляров книги сегодня в издательстве уже не выпустят. Сравните с населением нашей республики — почти 4 миллиона человек проживает, численность же татарского народа достигает 6 миллионов человек. А у нас обычно книги выходят тиражом 1000 экземпляров. Всё издаваемое — это капля в море. 

Сейчас у татар Татарстана наблюдается изменение в отношении к своей этнической идентичности. Всё-таки татары до известных событий с преподаванием татарского языка в школах республики проживали в относительно комфортных условиях. Татарстанские татары не знали и не осознавали, что происходит с татарами за пределами республики, ситуация там аховая. 

Сегодня мы можем наблюдать такую ситуацию, например, среди сибирских татар, что старшее поколение говорит на литературном татарском языке, среднее поколение говорит на диалекте, а у младшего поколения татарского уже почти нет. 

— Какие народы России считают Золотую Орду частью своей истории? 

— В первую очередь татары, от крымских до сибирских. 

— Можно ли отнести к этой группе башкир? 

— Между нашими народами не так много различий. Башкиры внимательно следят за тем, какие мнения высказывают видные татары относительно Башкортостана. Всё-таки у некоторых башкирских деятелей можно обнаружить страх перед татаризацией. Поэтому Золотая Орда часто воспринимается только как татарское государство, как время господство татар в Евразии. Поэтому для них история Золотой Орды воспринимается чаще как не своя. 

— А ногайцы? 

— Ногайцы чтут историю Золотой Орды. Они считают, что название их народа восходит к золотоордынскому полководцу Ногаю. 

— Калмыки?

— Калмыки считают частью своей истории Монгольскую империю. Калмыки пришли на Нижнюю Волгу в начале 17 века. Есть две версии происхождения их названия. Этноним «калмык», кстати, имеет татарское происхождение и переводится как «остаток». То есть речь идёт о тех монголах, которые остались после Ойратского вторжения. После взаимодействия с Российским государством во второй половине 18 века значительная часть ойратов ушла назад на Восток, оставшихся стали называть «калмыками». По другой версии, калмыков называют «оставшимися», потому, что они, находясь в то время в мусульманском окружении, продолжали оставаться в «неверии», то есть буддистами, не принимали ислам. 

«Негативный образ Золотой Орды в учебниках отпугивает детей»

— Для каких народов Кавказа Золотая Орда близка?   

— Всем тюркским народам: карачаевцам, балкарцам, тем же ногайцам. В особенности — кумыкам, их шамхалы вели свою родословную от Чингисхана. Нетюркские же народы Кавказа чаще отделяют себя от истории Золотой Орды. Показателен исторический спор и трения между тюрками-балкарцами и кабардинцами о значении события у горы Канжал в  1708 году. Канжальскую битву расценивают как важный этап борьбы черкесов-кабардинцев против наследника Золотой Орды — Крымского ханства.  

— Воспринимают ли эту часть истории чуваши, марийцы и мордва?

— В Поволжье отношение к Золотой Орде, в общем и целом, было не сказать что хорошим.  Сегодня однозначного негативного отношения нет, хотя оно всё ещё доминирует. У чувашской интеллигенции популярны идеи булгаризма, претензия на историческое наследие Волжской Булгарии.

— А, если брать якутов, бурятов, алтайцев? 

— Их часть интеллигенции стремится приобщиться к истории Монгольской империи. Они её воспринимают гораздо шире, как большой тюрко-монгольский мир, как господство кочевой цивилизации. В Монгольской империи они видят своё время расцвета. В Якутии, например, был снят хороший художественный фильм «Тайна Чингис Хаана». 

«Негативный образ Золотой Орды в учебниках отпугивает детей»

— Насколько получается у современников рассказывать о том времени с помощью фильмов и сериалов? 

— Российский фильм «Орда» (2012 года) очень тяжело смотреть. В этой картине собраны все комплексы, клише, негативные стереотипы о Золотой Орде. Мне неизвестен ни один историк, который высказался бы в поддержку этого фильма. 

В сериале «Золотая Орда» есть много выдуманного. Но его авторы всё объясняют тем, что это всё же художественный фильм. В сериале вижу положительный момент в том, что не было откровенного и целенаправленного очернения. Здесь на исторические события попытались посмотреть с разных перспектив, нет какой-то одной правильной точки зрения. До этого Золотую Орду всегда в отечественном кинематографе выставляли однозначно в негативных тонах. В этом отношении в российском кинопроизводстве сделаны первые шаги. Сериал может побудить людей изучать историю и культуру Золотой Орды. 

— В нынешних школьных учебниках по истории термин «татаро-монгольское иго» заменили на «власть ордынцев». На ваш взгляд, какое это влияние оказало на восприятие Золотой Орды? 

— Долгое время татарская интеллигенция комплексовала из-за упоминания «татаро-монгольское иго». Кстати, очевидно из-за этого и появился среди части татар «булгаризм» — попытки переименовать татар в булгары. В советское время насаждался образ, что татары пришли на Русь, разграбили её и установили там свою жестокую власть. В замене этого словосочетания в школьных учебниках большую роль сыграл и институт истории Марджани Академии наук Татарстана. 

Однако заменённый термин «ордынец» аморфен, чьими предками были эти люди? Как и не понятен термин «монголы». Ситуация доходит до комичной. Спрашивая нередко у студентов, между кем произошло стояние на реке Угре? Мне отвечают, что это было столкновение между московским князем Иваном III и монгольским ханом Ахматом! 

С другой стороны, а что подразумевалось под термином «татары» в 13-14 веке? Население называло себя татарами, а Золотую Орду — татарским государством. В исторических источниках различного происхождения говорится о татарах и Татарском государстве. 

Считаю, что отказ от термина «татаро-монголы» — это отказ от нашей истории. Меня лично конечно слово «иго» коробит. Да, действительно татары установили над русскими княжествами свою власть. Но многое в истории понимается через анализ и сравнение. 

Перечислим факты: местная династия Рюриковичей в русских княжествах сохраняется, депортация местного населения не происходит, местные религиозные организации, то есть православная церковь, гонениям не подвергается, а даже наоборот — от татар получает привилегии, на Руси сохраняются местные законы, в княжествах не было татарских гарнизонов. Только раздавались ярлыки и собирались налоги. А теперь посмотрите на факты, на события, которые произошли после захвата Казани в 1552 года. Чувствуете разницу? 

«Негативный образ Золотой Орды в учебниках отпугивает детей»

— Какие исторические личности Золотой Орды могли бы привлечь внимание широкой публики?   

— Золотая Орда богата выдающимися историческими деятелями. Кратко упомяну лишь о  наиболее значимых. В дошедших до нас исторических источниках большое внимание уделялось правителям Золотой Орды. Список можно начать с Бату-Батыя, который имел посмертный титул «Саин». Для Руси он предстаёт погромщиком, но для татар, даже для Казани он положителен. Если взять «Казанский летописец», то там возникновение Казани увязывается именно с татарским «Саин-ханом».

Есть заблуждение, которое вы порой можете увидеть в школьных учебниках, что Золотая Орда берёт начало с Батыя, после его походов на Русь в 1242-1243 годах. Но на самом деле Золотая Орда — это название неофициальное. Официальное название — Улус Джучи, который возникает тогда, когда Чингисхан своему старшему сыну Джучи выделил удел в 1207/08 году.  

Арабские источники восхваляют Берке. Они Татарское государство воспринимают как дружественное им. Берке первым из золотоордынских правителей показал, что будущее Золотой Орды должно быть в исламе. Стремясь к большей самостоятельности, он стал чеканить монеты с именем халифа, а не с именем великого монгольского хана.    

Интересная личность хана Менгу-Тимура. Он — первый золотоордынский правитель, провозгласивший себя ханом. Этот титул мы видим на его монетах с 1266 года. Окончательное возникновение Золотой Орды, как суверенного государства, её выделение из состава Монгольской империи произошло на Таласском курултае в 1269 году. Тогда Улус Угэдэя, Улус Чагатая и Улус Джучи вышли из состава Монгольской империи.  

Узбек-хан знаменит тем, что придал исламу положение главенствующей религии в Золотой Орде. После него только мусульмане будут править Золотой Ордой. Принятие ислама станет важнейшей предпосылкой в дальнейшем сохранении идентичности татар. 

Среди правительниц Золотой Орды запоминающаяся — Тайдула-хатун — вдова хана Узбека, Боракчин-хатун — татарка, которая после смерти Батыя организовала заговор и хотела захватить власть для своего малолетнего сына.   

Достойных имен в истории и культуре Золотой Орды очень много. Указанными лицами не стоит ограничиваться.

— В чём вы, как историк, видите значение золотоордынской эпохи для татар?

— Здесь необходимо указать на три ключевых момента, оказавших существенное влияние на сохранение идентичности сегодняшних татар. Во-первых, это современный татарский язык, возникший на основе кыпчакского языка именно в золотоордынскую эпоху. Во-вторых, ислам — основа духовной жизни татарского народа на протяжении всех последующих столетий, который также окончательно утвердился именно в золотоордынское время. Ну, и в третьих, именно в эпоху Улуса Джучи за тюрко-мусульманским населением Восточной Европы и Сибири закрепилось имя «татары». И сегодня большинство тюрков Восточной Европы и Сибири, независимо от того, живут ли они в Среднем или Нижнем Поволжье, в Приуралье, в Западной Сибири или в Крыму, считают себя татарами.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *