Ильсур Метшин: Очистные сооружения — одна из двух серьезных вонючек

Столица модернизировала переработку иловых осадков и сточных вод города.
Столица модернизировала переработку иловых осадков и сточных вод города.

В Казани между улицами Магистральной и Южно-Промышленной располагаются производственные установки «Водоканала» по очистке сточных вод. Раньше здесь все было открыто и местные жители ближайших поселков, да и в целом Приволжский район города страдали от неприятного запаха сероводорода. 

Сейчас на этом месте проведена масштабная модернизация, огромные резервуары закрыты и не беспокоят обоняние казанцев. Однако есть специфический технический запах. Но, по словам представителей «Водоканала», это вынужденная мера и компромисс, так как для специальных микроорганизмов, участвующих в сложном цикле очистки вод, необходим кислород. 

Ильсур Метшин: Очистные сооружения - одна из двух серьезных вонючек

Директор МУП «Водоканал» Андрей Егоров рассказал, что ежесуточно на станцию сюда приходит со всего города около 400 тысяч кубометров сточных вод. Хотя предприятие запроектировано на очистку около 650 тысяч кубометров воды. 

Для «накрытия» резервуаров с водой «Водоканалу» потребовались более 570 млн рублей. 326 из них выделил бюджет Татарстана, 200 — городская казна и 44 направил «Водоканал» из собственных резервов по инвестпрограмме. 

— Мы накрыли более 2 тысяч квадратных метров, то есть три футбольных поля. Это камеры осушения, — отметил Андрей Егоров. 

Ильсур Метшин: Очистные сооружения - одна из двух серьезных вонючек

Вместе с журналистами предприятие с инспекцией посетил мэр Казани Ильсур Метшин. Он подчеркнул, что происходящие изменения важны для экологии и комфорта жителей. 

— Даже в такую погоду, когда влажность воздуха высокая и достаточно жарко, нет запаха. Это вселяет надежду, что мы навсегда ушли от него. С 1974 года, с начала открытия очистных сооружений здесь, у нас появилась головная боль. Не одно поколение выросло в соседних поселках Отары, Петровский, Мирный, жители Танкодрома и улиц рядом с Павлюхина, которые жаловались на запах. Столицу Татарстана это не украшало, — рассказывал градоначальник. 

Он очистные сооружения назвал одной из «двух серьезных вонючек» Казани наряду с Самосыровской свалкой. Ранее её удалось закрыть и завершить эксплуатацию. 

— Радует, что настали времена, когда мы можем решать такие стратегические вещи. Раньше мы латали дыры, меняли насосы. От одной проблемы прибегали к другой и решали в рамках капитального ремонта. Важно, что деньги были выделены из бюджетов, поэтому тариф для населения за воду никак не изменится, — пообещал мэр. 

Ильсур Метшин: Очистные сооружения - одна из двух серьезных вонючек

Затем представители «Водоканала», журналисты и Ильсур Метшин отправились к месту, где сейчас начато строительство цеха по термомеханической обработке илового осадка. Здесь пока ещё только вырыт котлован под будущее здание. Но мэр столицы заявил, что в конце этого года всё должно быть построено и начнутся пуско-наладочные работы. 

— Строительство цеха — это одна из составляющих большого проекта по утилизации отходов в городе. Стоимость проекта оценивается почти в 1,5 млрд рублей, — заявил Ильсур Метшин.  

Глава города выразил надежду на то, что в будущем в Казани удастся достичь нулевого захоронения как канализационных, так и твердых бытовых отходов. 

Ильсур Метшин: Очистные сооружения - одна из двух серьезных вонючек

Андрей Егоров рассказал, что иловые осадки будут сушить специальной барабанной установкой. Уже в ближайшие дни начнется возведение корпуса здания, сейчас установлена система водопонижения. В 701 млн рублей обошлись монтажные работы и строительство, в 749 млн рублей — покупка технологического оборудования. Всё оборудование — отечественное. Первая партия должна прийти в июле, вторая — в октябре. Подрядная организация — «Томскгазстрой», поставщик оборудования — «ГМС Нефтемаш». 

— Это настоящий завод, мы одними из первых в России его строим. У нас пилотный проект в таком объеме, чтобы иловые осадки миллионного города осушались, превращались в гранулы, которые позволяют дальше их использовать в промышленности и в строительстве, — заявил Ильсур Метшин. 

Всего ожидается, что цех ежесуточно будет принимать 340 тонн иловых осадков с 75%-ной влажностью, а на выходе получатся гранулы весом до 100 тонн и влажностью 10%.

Ильсур Метшин: Очистные сооружения - одна из двух серьезных вонючек

На сегодня под Казанью площадь иловых полей, складируемых с середины 70-х годов прошлого века, достигла 110 га по берегу Волги, их высота — четыре-пять метров. Сейчас они представляют экологическую угрозу как для жителей, так и для самой реки.

Журналисты поинтересовались, будет ли отстроенный перерабатывающий цех приносить деньги «Водоканалу»? Егоров ответил, что погоня за прибылью не главное в реализации этого проекта. 

— Сегодня у нас есть большая экологическая проблема. Для нас не так важно гнаться за прибылью, — заявил глава предприятия. 

Замруководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин отметил, что с вводом в эксплуатацию цеха грузовикам с иловыми осадками не надо будет перевозить из очистных сооружений на иловые поля. 340 тонн ила — это 42 «КАМАЗа» по 8 тонн каждый. Налицо экономия горючего. 

Ильсур Метшин: Очистные сооружения - одна из двух серьезных вонючек

Судьба самих территорий пока не решена и находится на стадии «предпроектного решения». 

— В Минэкологии создана специальная техническая комиссия, научно-технический совет. Рассматриваются различные подходы, — сказал Андрей Егоров. 

Он также заверил, что 1,5 млрд рублей на проект — это собственные средства «Водоканала». Собеседник также пообещал, что никаких изменений в тарифах для населения не будет. Предприятие получило кредит на 11 лет вперед. 

— Это наши деньги, мы сами этот кредит будем гасить. Если государство нам даст деньги, то мы не откажемся, — говорил глава «Водоканала».

Журналисты настаивали, чтобы он всё-таки раскрыл, каким же образом станут использовать гранулянт, полученный в результате сушки ила. Егоров, в отличие от Метшина, ответил куда осторожнее и скромнее. 

Ильсур Метшин: Очистные сооружения - одна из двух серьезных вонючек

— Есть способ его использования, но пока мы не можем вам об этом до конца сказать. Он на самом деле есть. Когда мы выпустим конкретную продукцию, я вам скажу. Но пока это делать преждевременно. Однако потребность в конечном продукте есть, — отметил Егоров.  

При выборе способов утилизации ила, рассказывал глава «Водоканала», рассматривалось несколько вариантов. Один из них — сжигание. Но от этого проекта отказались, так как у цеха резко возросла бы стоимость эксплуатации и это отразилось бы на тарифах. Поэтому был сделан выбор в пользу барабанной сушки. При этом Егоров не ответил на вопрос, во сколько же именно обойдется городской казне содержание цеха термомеханической обработки илового осадка.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *