«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

У жителей челнинского поселка Орловка начали сносить дома ради магистрали.
У жителей челнинского поселка Орловка начали сносить дома ради магистрали.

Разговоры о необходимости продолжить Московский проспект в Челнах ходят уже с десяток лет. Дескать, старую и новую части города связывает только одна магистраль — Набережночелнинский проспект. Но две полосы в каждую сторону уже не справляются с потоками автомобилей, поэтому каждый день в районе «зябовского моста» возникают пробки. Можно, правда, пользоваться 1-й автодорогой — там машины «встают» только в случае крупных аварий. Но и это не вполне удобно — магистраль находится практически в промышленной части Челнов, едва ли не за городом.

Решение проблемы вполне очевидное — продлить один из проспектов так, чтобы он позволил объезжать злополучный мост. Основную магистраль это разгрузит, позволит распределить транспортные потоки на две дороги. О первых подобных проектах стало слышно еще в 2012 году. Изначально строители планировали развернуться как следует и построить проспект в шесть полос. Но тогдашний мэр (а ныне заместитель премьер-министра Татарстана) автограда Василь Шайхразиев пришел к выводу, что достаточно будет и четырех.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

Дорогу планировали вывести на улицу Низаметдинова, что в целом позволяло снять вопрос пробок и на 75% разгрузить основной проспект. Проект тогда оценивали примерно в 1,35 млрд рублей. Власти заявляли, что начнут строить уже в 2013 году. Но в 2014-м Шайхразиева перевели в Казань, а пришедший на его место Наиль Магдеев за такой крупный проект сразу браться не стал. Да и более срочных вопросов накопилось — уже существующие дороги разбиты, горожане недовольны точечной застройкой, в подвешенном состоянии вопрос «обманутых дольщиков».

О проекте продолжения Московского проспекта вновь осторожно заговорили в конце 2017 года. Контекст, правда, был уже несколько иной. Проектную документацию заказывал почему-то не исполком города и даже не республиканские власти, а ижевская компания «Талан». Планировку магистральной улицы подготовил институт «Татдорпроект». А сама стоимость строительства магистрали выросла до 2 млрд рублей.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

Интерес ижевчан к подобной затее вполне понятен. Компании принадлежит 73 га земли в районе Орловского поля. Видимо, по стечению обстоятельств будущее продолжение Московского проспекта проходит точно рядом с тем местом, где застройщики планируют построить несколько жилых микрорайонов на 22,6 тысячи человек. То, что проект реализуется в интересах не только города, но и «Талана», не скрывали и сами власти.

— Мы сейчас взялись за этот проект, идет застройка Орловского поля, там работает компания «Талан» — она строит в том месте жилье. Мы с ними договорились на паритетных условиях, что мост [через реку Челнинку] будут проектировать они, компания уже занимается этим вопросом и будет финансировать из собственных средств, — заявлял в интервью информационному агентству «Татар-информ» Магдеев.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

У самого поселка Орловка горожан о будущем строительстве предупреждает баннер у дороги. На нем — огромный план застройки. Рядом мелким шрифтом (прочитать, особенно в движении, практически невозможно) —  сообщение об изъятии земельных участков «для муниципальных нужд». Тут же — телефон и адрес, куда нужно обратиться за информацией об изымаемых участках. Чуть ниже ссылка на соответствующий раздел на сайте исполкома.

Среди опубликованных администрацией документов — список участков, которые лягут под будущую дорогу, а также сама схема. На ней видно, что магистраль «пробьет» несколько участков Орловки, выйдет в поле, обогнет микрорайоны «Талана» (предусмотрен даже перекресток с дорогой, уходящей внутрь жилых комплексов). Затем через 15 участков садового товарищества «Юбилейный» выйдет на улицу Хади Такташа. Длина нового участка проспекта составит 2,7 км, будет включать по две полосы в каждую сторону, пешеходные дорожки, полосы для велосипедистов и две новые остановки общественного транспорта.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

Тут стоит отметить, что улица Хади Такташа — дорога шириной всего в две полосы, довольно разбитая. Учитывая, что новый проект упирается именно в неё, а не в более широкую улицу Низаметдинова, возникают сомнения в том, что это позволит сильно разгрузить транспортные потоки. Какой смысл в широком проспекте в четыре полосы, если он будет заканчиваться узкой улочкой? Расширение Такташа — затея довольно сложно реализуемая, так как улица обильно застроена: по обе стороны есть как жилые частные дома, так и производственные базы. Так что мотивация «стараемся ради горожан» в этом плане выглядит несколько высосанной из пальца.

О серьезности намерений властей по реализации данного полукоммерческого проекта с неопределенным пока источником финансирования говорит то, с какой настойчивостью и оперативностью начаты работы по сносу домов. Одна из построек, которая находилась на муниципальной земле, уже снесена. По словам местных жителей, в небольшом домике ютилась семья с детьми и внуками.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

Сейчас на месте избушки — земляная площадка со следами колес трактора. Тут же — кучи досок, строительного мусора. По зачищенному участку бегает одинокая собачонка — возможно, ищет щенят, которых, по словам жительницы снесенного дома Марии Казаченко, раздавил трактор. Завидев человека, она начинает лаять, от неосторожного движения в её сторону резко отпрыгивает и убегает. Из-под обломков виднеется вывеска какого-то магазина, разломанный пополам диван, плюшевый петушок и пластмассовый грузовичок. Видно, что жителям даже собраться толком возможности не дали — нужды города важнее.

Судя по схеме, дальше дорога прямо направится в сторону Орловского поля. Это значит, что под снос пойдет еще несколько домов. Какие-то из них — одноэтажные бревенчатые избушки. Но есть и другие — в два этажа, явно площадью больше 100 кв. метров, с баней, гаражом и теплицами на участках. Стоимость такого явно превышает 7-8 млн рублей.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

По данным с сайтов бесплатных объявлений, какие-то из частных подворий, которые рискуют оказаться рядом с будущим проспектом, горожане пытаются «слить». За коттедж в 300 «квадратов» с хорошим ремонтом и 9 соток земли просят 9 млн рублей. Шаг вполне понятный, учитывая, что «компенсация по рыночной стоимости», которую обещают власти, может оказаться раза в два ниже суммы, за которую дом можно продать сейчас. Да и вообще — «обещать не значит жениться», а существенная сумма на счету всяко лучше выплат от государства, которые можно ждать несколько лет.

На самой улице, которую пересечет будущая магистраль, пусто — полдень рабочего дня, все на работе. На стук калитку открывает пожилой житель одного из домов. Представляться он отказывается, фотографироваться — тоже. Но поговорить не против: «А что нам еще остается», — риторически замечает горожанин.

По словам жителя Орловки, сносом их пугают уже несколько десятилетий. Власти задумывают проекты, приходят, меряют что-то, разговаривают с сельчанами — и исчезают на несколько лет. Потом ситуация повторяется. Но в этот раз все, похоже, решено, резюмирует он, показывая на торчащие из-за крыш домов высотки «Талана».

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

— Там «свечки» будут строить, а без дороги квартиры не продашь — вот и вся недолга. Нас ведь уже перед фактом поставили. Сказали, будем строить дорогу. А кто-то спрашивал, нужна ли нам эта дорога? Где исследования, что она нужна? Почему людей-то не спросили? Тут вон все семьи с детьми, жили все спокойно, — показывает челнинец на соседние дома: у одного явно самодельная разноцветная песочница, заваленная игрушками, у другого — старые железные качели.

Участок горожанина изымать не будут. Но от этого не легче. Личный дом — это возможность жить вне городской суеты, обладая личным пространством, на котором можно отдохнуть, дать поиграть детям. Но это однозначно невозможно, если в 20-30 метрах от подворья проходит оживленный городской проспект.

— Это же шум постоянный. Машины все время носятся. Это же ад будет настоящий, никакого житья, — сетует мужчина.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

На вопрос о том, не хотят ли местные жители как-то бороться против строительства дороги, сельчанин только косо улыбается и машет рукой — дескать, знаем, плавали. По словам сельчанина, смысла в противостоянии с городскими властями никто из жителей Орловки не видит. Другой вопрос — останутся ли тут жить даже те, кто под снос не попадет.

— Пока все ждут, начнется ли на самом деле стройка. Еще есть сомнения, потому что через все это мы уже много раз проходили. А потом, скорее всего, думают продавать. Может, под магазины или еще что-то, что вдоль дороги может существовать. Жить в таких условиях кто захочет? — отмечает собеседник.

Прощаемся. Напоследок уточняю, можно ли как-то пробраться в поле, туда, где, собственно, и идет стройка. Оказалось, что если пройти чуть дальше и завернуть за угол, а затем спуститься по узкой тропинке меж огородов, то можно выйти к небольшой речушке с мутной водой. Через подсохшее русло перекинут шаткий мостик шириной всего в пять досок. При ходьбе он поскрипывает и раскачивается, будто вот-вот рухнет.

«Там «свечки» построят, а без дороги квартиры не продашь»

Обошлось. Сразу за мостиком начинается узкая тропинка, убегающая к высящемуся в чистом поле «замку» — будущему микрорайону «Талана». Тут кипит работа. Причем не только на стройке. Примерно в том месте, где должна будет пройти дорога, вовсю трудится бульдозер, несмотря на кружащуюся над ним какую-то хищную птицу с изогнутым клювом. 

По словам руководителя исполкома Челнов Рината Абдуллина, уже в следующем году через реку Челнинку начнут возводить мост. К завершению его строительства администрация планирует решить вопрос с изъятием участков и переселением мешающих продолжению Московского проспекта жителей Орловки.


Читайте также: Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *