Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район

Город уперся в собственные границы
Город уперся в собственные границы, которые нужно двигать.

В Набережных Челнах есть дорожное кольцо на пересечении улицы Абдулы Алиша и проспекта Залесный. На это кольцо уже четверть века накручиваются проблемы, связанные и с развитием города, и с благоустройством существующих, строящихся и запланированных жилых микрорайонов, и с безопасностью их жителей. И тех, которые есть, и тех, которые будут. Один из первостроителей «КАМАЗа» и Нового города, ныне заслуженный строитель Татарстана и почетный гражданин Набережных Челнов Анатолий Котвицкий напоминает:

Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район

— По первоначальному плану развития Челнов два из четырех основных проспектов города — Мира и Московский — должны быть продлены вплоть до ныне загородной дороги от кольца возле Кузнечного и Литейного заводов к водозабору в Белоусе. Строительство города должно было идти в сторону этой дороги, то есть в сторону пригородного поселка Малая Шильна. Но лет пять-шесть назад власти Тукаевского района своими несогласованными с администрацией города действиями похоронили планы «влить» Московский проспект в дорогу мимо Малой Шильны на Белоус.

Первостроители и прежде всего сам Котвицкий бросились спасать стратегию развития Челнов вдоль проспекта Мира. Сегодня проспект Мира от перекрестка с проспектом Яшьлек перетекает в дорогу по улице Абдулы Алиша и заканчивается тем самым кольцом на перекрестке с проспектом Залесный.

— Еще в 1992 году мы запроектировали строительство дороги от этого кольца до улицы Нурми Шарипова в 71-м микрорайоне частных домов. Это всего 1,6 километра. Построить магистраль тогда не успели — началась такая перестройка и чехарда с финансовой системой, что деньги на это мы изыскать не смогли, — вспоминает заслуженный первостроитель. 

Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район

Вернуться к планам развития города вдоль проспекта Мира — Алиша удалось только в 2006-м. Тогда появился утвержденный Кабинетом министров РТ документ под названием «Территориальное развитие города Набережные Челны и этапы его освоения». Он предусматривает продолжение проспекта Мира по задумке первостроителей, то есть в сторону улицы Нурми Шарипова и далее. Тот же пенсионер Котвицкий (вместе с другими активистами-ветеранами) начал продвигать идею не только продолжить строительство проспекта Мира, но и передвинуть границы города от названной улицы Нурми Шарипова и проспекта Залесный через поле в сторону дороги на Белоус. 

— Как только пришел новый глава Тукаевского района Фаил Камаев, мы у него в кабинете встретились, я ему показал планы развития города и чертеж, где продление Московского проспекта похоронено. Он вызвал земельщиков и сказал, что если они не обеспечат два «коридора» к дороге на Белоус для проспекта Мира и дороги по улице Машиностроительной, то он им головы поотрывает, а потом поувольняет, — продолжает Котвицкий. 

Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район

Когда мэром Челнов стал Наиль Магдеев, Анатолий Викентьевич безотлагательно встретился и с ним. И напомнил, что бывший мэр города (предшественник Магдеева), а ныне заместитель премьер-министра Василь Шайхразиев давал задание земельным службам вместе с коллегами Тукаевского района передвинуть границы города в частности там, где планируется продлить проспект Мира — Алиша. Год назад Котвицкий еще раз встретился с Магдеевым и сказал ему, что нужен новый Генеральный план города с передвижкой границ. Мэр понял. Еще и потому, что Котвицкий далеко не единственный из специалистов, кто говорил о настоятельной необходимости нового Генплана города. Его разработка уже идет, на это выделено 23 миллиона рублей. Вроде бы сдвинулось с мертвой точки и дело со строительством дороги, продолжающей проспект Мира от кольца на Залесном.  

— Магдеев и Камаев встретились у первого заместителя премьер-министра республики Нигматуллина. Их совещание было задокументировано, есть пункт 6.1, где изложено поручение министерству транспорта и дорожного хозяйства внести предложения по строительству дорог общего пользования второй и третьей категории на территории Малошильнинского сельского поселения — продолжения основных проспектов города. Срок: 1 июня 2018 года. Поручение выполнено. Есть официальное письмо Миндортранса, — излагает оптимистичные факты Котвицкий.

Дело за малым — на практике начать строительство дороги от кольца на Залесном хотя бы до улицы Нурми Шарипова, на сегодня являющейся границей города. Это важно сделать, пока все действующие руководители — Магдеев, Камаев, Нигматуллин — находятся на своих местах и помнят о договоренностях и обязательствах. Известно ведь, что если придут новые люди, то и приоритеты могут поменяться. Планы с передвижением границ, со строительством дорог снова могут быть отложены в долгий ящик. А жизнь никто не остановит.

Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район

— Вот если бы у меня была аэрофотосъемка, вы бы увидели, что все поле за улицей Нурми Шарипова в сторону дороги на Белоус уже размежевано. Там 330 участков под жилые дома. Все принадлежат челнинцам, хотя это еще земли Тукаевского района. Сам Камаев не скрывает, что 70% населения Тукаевского района — жители Набережных Челнов. Без продолжения проспекта Мира к этим домам дороги не будет. В межсезонье уже и сегодня ко многим домам ни «скорая», ни пожарная проехать не могут, — говорит Котвицкий. Практическое продолжение проспекта Мира — это шаг к тому, чтобы и развитие города на землях Тукаевского района на деле, а не на словах и на бумаге пошло согласованно, а не стихийно.

Строить дорогу хотя бы до Нурми Шарипова необходимо и по соображениям безопасности. И проспект Мира, и проспект Московский сейчас упираются в проспект Залесный. А количество загородных домов челнинцев в окрестностях этого проспекта растет с каждым годом. И сегодня уже не сотни, а тысячи жителей коттеджей на своих машинах несутся по проспекту Залесный по делам в город и с работы домой.

Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район

— Что надо бы сейчас сделать? На этот год Челнам на ремонт и строительство дорог выделено около 2 миллиардов рублей. А на проект прокладки дороги до улицы Нурми Шарипова сейчас нужно 2-2,5 миллиона. Это всего 0,1% от той суммы, что выделена. Если эти 0,1% от суммы «откусить» и к осени проект выполнить, то уже в этом году можно будет подать заявку в какую-нибудь из федеральных программ. Тогда есть хорошие шансы, что деньги на 1,6 километра дороги от Залесного до Нурми Шарипова будут выделены уже в следующем году. А если дорога появится, то движение по Залесному заметно ослабнет, кроме того, по этой дороге в свой поселок смогут ездить многодетные семьи, — выкладывает аргументы Котвицкий. 

Вот только вопрос: услышат ли его аргументы в исполкоме Челнов чиновники, которые сейчас распределяют 2 миллиарда дорожных средств?

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *