Продление проспекта Мира подружит Челны и Тукаевский район

Город уперся в собственные границы, которые нужно двигать.

В Набережных Челнах есть дорожное кольцо на пересечении улицы Абдулы Алиша и проспекта Залесный. На это кольцо уже четверть века накручиваются проблемы, связанные и с развитием города, и с благоустройством существующих, строящихся и запланированных жилых микрорайонов, и с безопасностью их жителей. И тех, которые есть, и тех, которые будут. Один из первостроителей «КАМАЗа» и Нового города, ныне заслуженный строитель Татарстана и почетный гражданин Набережных Челнов Анатолий Котвицкий напоминает:

- По первоначальному плану развития Челнов два из четырех основных проспектов города - Мира и Московский - должны быть продлены вплоть до ныне загородной дороги от кольца возле Кузнечного и Литейного заводов к водозабору в Белоусе. Строительство города должно было идти в сторону этой дороги, то есть в сторону пригородного поселка Малая Шильна. Но лет пять-шесть назад власти Тукаевского района своими несогласованными с администрацией города действиями похоронили планы «влить» Московский проспект в дорогу мимо Малой Шильны на Белоус.

Первостроители и прежде всего сам Котвицкий бросились спасать стратегию развития Челнов вдоль проспекта Мира. Сегодня проспект Мира от перекрестка с проспектом Яшьлек перетекает в дорогу по улице Абдулы Алиша и заканчивается тем самым кольцом на перекрестке с проспектом Залесный.

- Еще в 1992 году мы запроектировали строительство дороги от этого кольца до улицы Нурми Шарипова в 71-м микрорайоне частных домов. Это всего 1,6 километра. Построить магистраль тогда не успели - началась такая перестройка и чехарда с финансовой системой, что деньги на это мы изыскать не смогли, - вспоминает заслуженный первостроитель. 

Вернуться к планам развития города вдоль проспекта Мира - Алиша удалось только в 2006-м. Тогда появился утвержденный Кабинетом министров РТ документ под названием «Территориальное развитие города Набережные Челны и этапы его освоения». Он предусматривает продолжение проспекта Мира по задумке первостроителей, то есть в сторону улицы Нурми Шарипова и далее. Тот же пенсионер Котвицкий (вместе с другими активистами-ветеранами) начал продвигать идею не только продолжить строительство проспекта Мира, но и передвинуть границы города от названной улицы Нурми Шарипова и проспекта Залесный через поле в сторону дороги на Белоус. 

- Как только пришел новый глава Тукаевского района Фаил Камаев, мы у него в кабинете встретились, я ему показал планы развития города и чертеж, где продление Московского проспекта похоронено. Он вызвал земельщиков и сказал, что если они не обеспечат два «коридора» к дороге на Белоус для проспекта Мира и дороги по улице Машиностроительной, то он им головы поотрывает, а потом поувольняет, - продолжает Котвицкий. 

Когда мэром Челнов стал Наиль Магдеев, Анатолий Викентьевич безотлагательно встретился и с ним. И напомнил, что бывший мэр города (предшественник Магдеева), а ныне заместитель премьер-министра Василь Шайхразиев давал задание земельным службам вместе с коллегами Тукаевского района передвинуть границы города в частности там, где планируется продлить проспект Мира - Алиша. Год назад Котвицкий еще раз встретился с Магдеевым и сказал ему, что нужен новый Генеральный план города с передвижкой границ. Мэр понял. Еще и потому, что Котвицкий далеко не единственный из специалистов, кто говорил о настоятельной необходимости нового Генплана города. Его разработка уже идет, на это выделено 23 миллиона рублей. Вроде бы сдвинулось с мертвой точки и дело со строительством дороги, продолжающей проспект Мира от кольца на Залесном.  

- Магдеев и Камаев встретились у первого заместителя премьер-министра республики Нигматуллина. Их совещание было задокументировано, есть пункт 6.1, где изложено поручение министерству транспорта и дорожного хозяйства внести предложения по строительству дорог общего пользования второй и третьей категории на территории Малошильнинского сельского поселения - продолжения основных проспектов города. Срок: 1 июня 2018 года. Поручение выполнено. Есть официальное письмо Миндортранса, - излагает оптимистичные факты Котвицкий.

Дело за малым - на практике начать строительство дороги от кольца на Залесном хотя бы до улицы Нурми Шарипова, на сегодня являющейся границей города. Это важно сделать, пока все действующие руководители - Магдеев, Камаев, Нигматуллин - находятся на своих местах и помнят о договоренностях и обязательствах. Известно ведь, что если придут новые люди, то и приоритеты могут поменяться. Планы с передвижением границ, со строительством дорог снова могут быть отложены в долгий ящик. А жизнь никто не остановит.

- Вот если бы у меня была аэрофотосъемка, вы бы увидели, что все поле за улицей Нурми Шарипова в сторону дороги на Белоус уже размежевано. Там 330 участков под жилые дома. Все принадлежат челнинцам, хотя это еще земли Тукаевского района. Сам Камаев не скрывает, что 70% населения Тукаевского района - жители Набережных Челнов. Без продолжения проспекта Мира к этим домам дороги не будет. В межсезонье уже и сегодня ко многим домам ни «скорая», ни пожарная проехать не могут, - говорит Котвицкий. Практическое продолжение проспекта Мира - это шаг к тому, чтобы и развитие города на землях Тукаевского района на деле, а не на словах и на бумаге пошло согласованно, а не стихийно.

Строить дорогу хотя бы до Нурми Шарипова необходимо и по соображениям безопасности. И проспект Мира, и проспект Московский сейчас упираются в проспект Залесный. А количество загородных домов челнинцев в окрестностях этого проспекта растет с каждым годом. И сегодня уже не сотни, а тысячи жителей коттеджей на своих машинах несутся по проспекту Залесный по делам в город и с работы домой.

- Что надо бы сейчас сделать? На этот год Челнам на ремонт и строительство дорог выделено около 2 миллиардов рублей. А на проект прокладки дороги до улицы Нурми Шарипова сейчас нужно 2-2,5 миллиона. Это всего 0,1% от той суммы, что выделена. Если эти 0,1% от суммы «откусить» и к осени проект выполнить, то уже в этом году можно будет подать заявку в какую-нибудь из федеральных программ. Тогда есть хорошие шансы, что деньги на 1,6 километра дороги от Залесного до Нурми Шарипова будут выделены уже в следующем году. А если дорога появится, то движение по Залесному заметно ослабнет, кроме того, по этой дороге в свой поселок смогут ездить многодетные семьи, - выкладывает аргументы Котвицкий. 

Вот только вопрос: услышат ли его аргументы в исполкоме Челнов чиновники, которые сейчас распределяют 2 миллиарда дорожных средств?

Понравился материал? Поделись в соцсетях
14 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Внимательный
Только на разработку проекта 23 миллиона? Вы серьезно? Там что, золотыми буквами писать его будут???!!!
7
0
Ответить

Знаю
@Внимательный Тут ведь не как в СССР делается) тут надо сперва бумагу создать. Потом ее под сукно положить или "потерять". Потом ждать как на рыбалке. Потянутся ходоки с денюшкой,которые будут просить найти документ. Как насчёт суммы договорятся, документы найдутся. Потом переключают в другой кабинет. И там также будут лежать. Сам то проект 1,5 млн стоит
2
0
Ответить

Прохожий
В Челнах оказывается тоже есть Залесный, только проспект) Других названий придумать сложно)
2
0
Ответить

Мозгоправ
Город можно расширять, когда в нем жителей становится больше. А из Челнов люди уезжают, желая вырваться из депрессии. Властям города надо сначала сделать так, чтобы у людей и зарплата нормальная была, и где время провести
2
0
Ответить

здоровый
Похожу этим летом у кого-то в Челнах появятся деньги на премиум-автомобиль и хороший коттедж)))
1
0
Ответить

ЭксперТТ
Вот так, заслуженный строитель на пенсии берет и предлагает инициативы, предлагать которые на самом деле должны люди, сидящие в красивых креслах в здании мэрии и получающие за это зарплату
7
0
Ответить

Елена
Неужели в Челнах началось какое-то движение в сторону улучшения? Аж прямо не верится
2
0
Ответить

Читатель
А Шильну то из-за этого повернуть хотят может
-1
0
Ответить

Критик
Начать на практике строить дорогу это не за малым дело, а самое главное и самое сложное. На бумаге то дорога может десятки лет находиться
0
0
Ответить

челнинец
Дорога продленная очень нужна...пора осваивать это поле за 65,а не строить точечной застройкой дома,да и парковок побольше в этих новых микрорайонах надо,дорога в ту сторону это еще и дорога для многодетных,которые уже давно жлут эти дороги...
4
0
Ответить

Мин4
Челны это классический моногород, где всё крутится вокруг завода. Пока сильно лобби завода в РТ и лобби РТ в ВПК, Камазы будут покупать. Хотя большинство инженеров и самих водил говорят что Уралы намного лучше. Но государство закупает камазы. Как только это нарушится равновесие, город постигнет участь Детройта
0
2
Ответить

Мингалеев Камил
Очень актуально! Проспект или дорога нужна свозная,до Нурми Шарипова только проблему не решает. Плюс газификация всех домов.
1
0
Ответить

Олег
Проспект Залесный изначально планировался как проспект: 4 полосы. Проложили как маленькую улицу в 2 полосы. Расширить проспект до нормального состояния реально дешевле и практичнее. Котвицкий лоббирует дорогу к своему дому
1
0
Ответить

марс
@Олег уже полностью расширили проспект Залесный до 4 полос
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite