«В их головах ещё не заложены штампы того, каким должен быть театр»

Обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла показал казанцам импровизацию.
Обладатель «Золотой маски» Нурбек Батулла показал казанцам импровизацию.

До показа нового спектакля пять минут, а те, кто его ставил, признаются: «Мы не знаем, о чем он». Тогда что уж говорить о несведущих зрителях, удивляемся мы. В театре Кариева собрались все, кто готов, как в сказке, посмотреть то — не знаю что. 

Накануне здесь завершилась арт-лаборатория «Импровизация в театре», зрителям представили итоговую работу её участников. 

«В их головах ещё не заложены штампы того, каким должен быть театр»

С молодыми любителями актерского искусства работали известные молодые театралы Татарстана. Хореографы Нурбек Батулла, Марсель Нуриев и режиссер Туфан Имамутдинов на протяжении трех месяцев вели занятия почти с 20 учениками по работе в команде, развитию ловкости, внимания и своих ощущений. А среди учащихся не только студенты театрального училища, но и те, кто получает специальность, далекую от театра. 

— И это хорошо. Потому что в современном мире понятие актера меняется очень сильно. Меняется и сознание зрителя. То, что работало в начале прошлого века, сейчас уже не приемлемо. Сейчас мы уже все знаем, что нужно сделать, чтобы супермен полетел. На зеленом фоне снимается человек, потом фон накладывается. Зритель стал очень продвинутым. И чему должен научиться современный актер — это очень интересный вопрос, на него мы и пытаемся ответить. То, что кто-то из участников спектакля не имеет специального образования, повлияло бы на качество работы, если мы ставили бы классику. Если же мы пытаемся ответить на вопрос: «А что же такое актерское мастерство сегодня, а не вчера?», а вчера это было суметь заплакать и суметь рассмеяться там, где нужно, то нет. Мы [в игру «вчерашних» актеров] уже не верим. Зрители ходят к таким по инерции и делают вид, что верят им. Старые инструменты уже не работают, а для новых, может быть, и есть плюс, что у тебя нет образования, — рассуждает Нурбек Батулла. 

Именно обладатель престижной театральной премии «Золотая маска» вдохновился на организацию новой лаборатории. 

«В их головах ещё не заложены штампы того, каким должен быть театр»

Однажды он сам участвовал в русско-немецком проекте по театральной импровизации в Санкт-Петербурге. Поддержать работу коллеги, а в прошлом ученика из культурной столицы в Казань приехал российский актер театра и кино, лауреат премии «Золотой софит» Андрей Феськов.

— Так или иначе занимаясь с большими и не очень актерами, я наблюдал, что со временем они умирают, становятся трудноповорачиваемыми, начинают работать как машина. Этот проект посвящен тому, что за несколько месяцев мы с ребятами достали из них все живое, что в них есть. Оно разное, может быть, вы будете шокированы, может быть, поражены. Но у них нет ничего, кроме их энергии, тел и голоса, — говорит Феськов. 

«В их головах ещё не заложены штампы того, каким должен быть театр»

Главной целью каждого из наставников было передать ученикам свои знания. Перед показом Марсель Нуриев говорил, что сейчас оценивать наглядный результат проделанной работы, то есть сам спектакль, он не может. Для них был важен сам процесс подготовки к такому выходу. 

— Все сегодняшние труды будут видны только лишь через два-три, а то и пять лет. Ведь после этой импровизации никто из её участников не станет звездой. Мы дали им всё, что есть у нас, остальное зависит только от них самих, — добавил наставник. 

Посмотреть на необычный спектакль без декораций, костюмов и драматургии собрался полный зал. Среди поддержавших проект был и министр по делам молодежи Татарстана Дамир Фаттахов

«В их головах ещё не заложены штампы того, каким должен быть театр»

— Нам важно создавать условия для творческой самореализации разной молодежи, поэтому мы без колебаний поддержали проект проведения лаборатории. Не забывая о традициях, мы верим в потенциал современного искусства. Здорово, что его развитием занимаются такие талантливые творцы, — говорил он. 

Несмотря на то, что министр опаздывал на самолет, он провел с ребятами гораздо больше времени, чем планировал. И успел увидеть значительную часть постановки. После его ухода импровизация продолжалась ещё не меньше часа, ребята удивляли все больше и больше. Изнуряющая физкультура, нецензурная брань в микрофон, откровенные признания в незнании татарского языка и ужасно исполненный гимн страны — казалось бы, все обыденно для сегодняшних молодых, но именно это отчетливо запомнилось многим. 

«В их головах ещё не заложены штампы того, каким должен быть театр»

— Заниматься с этими ребятами было легко, так как в их головах ещё не заложены какие-либо штампы по поводу того, каким должен быть театр. Наши усилия были направлены на то, чтобы поддержать их творческий порыв и показать, что каждый из них уже сейчас может создать собственный театральный проект. Мы хотим создавать новый театр, где не надо актерствовать в угоду трендам, а можно полностью отдаваться искусству. Для этого нам нужна своя площадка, — подытожил Нурбек Батулла.

Что будет дальше со спектаклем, пока непонятно. Его создатели говорят, что провели лабораторию, а для дальнейшего развития нужны инфраструктура и финансовые ресурсы.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: