«Региональный патриотизм витает в воздухе и материализуется в протестах»

Журналист Ян Гордеев подсказывает чиновникам
Журналист Ян Гордеев подсказывает чиновникам, как не проспать движение масс.

Регионы России «заболели» региональным патриотизмом, и сделать с этим ничего не могут ни власти, ни оппозиция. К таким выводам пришел изучающий жизнь российских губерний аналитический центр «Петербургская политика». 

Региональный патриотизм витает в воздухе и материализуется в протестах молодых жителей, недовольных, что чиновники принимают решения, не слушая их мнения. Руководитель «Петербургской политики» Михаил Виноградов называет это явление восприятием своей территории как ценности. Чтобы объяснить смысл этих слов, можно вспомнить два последних известных нам протеста: екатеринбургскую вакханалию со строительством храма и близкий нам казанский случай с Арскими казармами. В центре двух историй были местные ценности: сквер и исторические постройки. 

«Региональный патриотизм витает в воздухе и материализуется в протестах»

Невозможно было представить еще два года назад, что жители крупных миллионных городов будут отчаянно драться за какой-то сквер и массово, буквально тысячами, злиться и проклинать в интернете виновных в уничтожении старинных домов. Казалось бы, сколько скверов вырубили и застроили, сколько памятников разрушили и загадили, но почему-то мы только сейчас видим протест. Что же стало причиной тектонических сдвигов в сознании молодых людей? Наверное, никто не будет возражать, что явление, о котором мы говорим, целиком принадлежит молодежи. 

С моей точки зрения, региональный патриотизм — всего лишь симптом больших социальных проблем:

1. Разочарование общества в политической системе и в узком смысле в политиках системных и внесистемных.

2. Невозможность повлиять на принятие больших и малых решений и в широком смысле быть услышанными властью. 

На фоне присущей молодым людям брезгливости к власти и её представителям вышеперечисленное становится катализатором протеста. И здесь очень полезно вспомнить нашу недавнюю историю. 

«Региональный патриотизм витает в воздухе и материализуется в протестах»

Было бы наивным думать, что региональный патриотизм — явление новое в русском обществе. В последний раз этот феномен появлялся в самый драматический момент советской жизни — в 80-х годах прошлого столетия. Советская власть декларировала широкую свободу своих регионов, которая по факту заменялась тотальным вмешательством центра во все аспекты региональной жизни. Чем это аукнулось, старшее поколение воочию увидело на рубеже 90-х годов. Выплеснувшийся наружу региональный патриотизм породил движение, которое сейчас вспоминают кто-то со страхом, а кто-то со сладкой ностальгией, — парад суверенитетов.

Спустя почти 40 лет мы наблюдаем похожую картину. Декларируемые права граждан, трескучая болтовня о развитии демократии и имитируемая жизнь гражданских политических институтов кажутся диким мороком и адом на фоне неспособности граждан решить, да что решить, даже повлиять на самые простые вопросы местной жизни. 

«Региональный патриотизм витает в воздухе и материализуется в протестах»

Когда у человека нет возможности упорствовать в главном, он начинает упорствовать в мелочах, на которых еще вчера не задерживал взгляд. Это вызывает вполне понятное удивление начальства. Что-то подобное нам пеняли во время эпопеи с Арскими казармами: «Вы еще вчера не знали про эти казармы, а сегодня так их защищаете». В Екатеринбурге протестующей молодежи говорили то же самое: вам еще вчера было плевать на этот сквер, чего вы так возбудились. Налицо тотальное непонимание власти и народа и в узком смысле старого и молодого поколений. 

В Казани несколько последних лет набирает обороты необъяснимый и живой массовый (!) интерес горожан к истории города. Старинные и современные фотографии столицы Татарстана с тысячами просмотров в интернете, экскурсии по городу (массовые и индивидуальные), культ старины (тут можно вспомнить и Мергасовский дом, и «паломничество» горожан к старинной дороге, вышедшей из-под воды). Люди как будто хотят переосмыслить свое прошлое и ищут самих себя в давно ушедших эпохах. Те, кто снисходительно или брезгливо объясняет это явление ностальгией стариков, ничего о нем не знают. Этот феномен охватил молодежь и только молодежь, ностальгия коренных казанцев присутствует на периферии этого интереса. 

«Региональный патриотизм витает в воздухе и материализуется в протестах»

Сила интернета и социальных сетей уже собрала энергию явления в сообщества, где сконцентрированы тысячи участников. Достаточно посмотреть тематические группы в «Фейсбуке» и ВК, в «Телеграме» и «Инстаграме». Не признавать силу таких групп — значит, проявлять опасную недальновидность. Эти сообщества пока сами себя не осознают, но уже заявляют свое первое требование: «Уважайте нас!». Игнорирование этого фактора не просто глупо, но глупо вдвойне. Президент Татарстана Рустам Минниханов, попенявший ответственному департаменту, что до сноса Арских казарм надо было провести публичные слушания, понимает это. Понимают ли это остальные? В этом есть большие сомнения. 

Повторю еще раз, что тектонические изменения в сознании горожан произошли. Если раньше достаточно было подогнать экскаватор, разрушить любой дом и никто бы даже не пикнул, то теперь на самом высоком уровне заявляется о необходимости публичных слушаний. 

«Региональный патриотизм витает в воздухе и материализуется в протестах»

Гражданский диалог между властью и горожанами всегда труден, всегда сопровождается не самыми добрыми эмоциями, но отмахиваться от него или делать вид, как пел MC Noise, что «людишки погалдят, погалдят и угомонятся», значит, затягивать и усугублять проблемы.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: