В Челнах под домами появляются водяные «бомбы»

Ильдус Камалов предупреждает об опасностях индустриального вторжения в ландшафт.
Ильдус Камалов предупреждает об опасностях индустриального вторжения в ландшафт.

Город Набережные Челны всем своим урбанистическим размахом вторгся в нежную природную систему. Окрестности заповедного леса, берег Камы. Природа щедро одаривает челнинцев (рыбалка, охота, грибы-ягоды, изумительные пейзажи), но она же таит в себе опасности, по поводу которых всегда нужно быть начеку. Мы рассказывали о том, зачем существует ставший пригородным, посаженный более ста лет назад Шильнинский лес. Без него ближайшие городские кварталы и соседние поселки будет заносить песками. Но в это же время существует и другая опасность. Если челнинцы не будут вести себя предусмотрительно и осторожно во время строительства, промышленного развития города, то свою силу может показать и вода. Может получиться так, что в городе некоторые здания (в том числе и жилые многоэтажки) начнут испытывать деформации и даже разрушаться. Точнее, они могут проседать. Потому что под фундаменты домов, построенных даже на сухих грунтах, со временем в отдельных местах могут подняться грунтовые воды и вызвать опасные просадочные явления. 

— У меня по этому поводу есть ряд опубликованных статей в научных сборниках, -говорит гендиректор камского инженерного центра «Синергия» известный специалист по фундаментам, геоморфологии, ландшафтам, по подземным и поверхностным водам Ильдус Камалов

В Челнах под домами появляются водяные «бомбы»

Он объясняет, что подземные воды есть везде и залегают они на разной глубине. Но там, где создаются искусственные водоемы, водохранилища, по их периметру уровень подземных вод всегда повышается. Любое строительство всегда меняет сложившиеся тысячелетиями и находящиеся в состоянии динамического равновесия природные факторы, в том числе ландшафт и водный баланс территории. 

Строительство городов меняет ландшафт в гигантских масштабах. Исчезают естественные уклоны поверхности земли, по которым стекали в какие-то естественные водоемы дождевые и талые воды, и эти воды в связи с нарушением рельефа в отдельных участках просто уходят в почву и повышают уровень грунтовых вод. Проложенные в земле водопроводные и канализационные сети тоже влияют на уровень грунтовых вод. Потому что эти сети, особенно канализационные, с годами значительно протекают.

— Как классический пример могу привести город Волгодонск, где по мере строительства атомной электростанции и самого города за счет значительного повышения уровня грунтовых вод (местами на 10-15 м) в районах распространения так называемых просадочных грунтов была масса случаев деформации конструкций промышленных зданий и жилых домов, которые впоследствии просто сносили. Такие же негативные явления происходили и при строительстве и эксплуатации Новочебоксарского химкомбината в соседней Чувашии, — приводит примеры Камалов.

В Челнах под домами появляются водяные «бомбы»

Набережные Челны пока обходит чаша сия. Нижнекамское водохранилище сумели запроектировать с учетом основных последствий, однако, работа по инженерной защите берегов просто не была выполнена. Но то, что грунтовые воды поднялись, челнинцы видят невооруженным глазом. Стоит кому-нибудь в элитном поселке вдоль Шильнинского леса начать рыть колодец, как уже на глубине полтора метра он начинает заполняться водой. Многие дачники горя с питьевой водой не знают, потому что она рядом, на глубине 2-3 метров. Однако качество воды нуждается в изучении в каждом случае, поскольку грунтовые воды здесь не имеют защиту от поверхностного загрязнения.

В то же время нерешенных проблем негативного воздействия Нижнекамского водохранилища на город, на устойчивость прибрежных зон города на сегодня огромное количество. Именно их решению и была посвящена проектная работа, выполненная под руководством Камалова по заданию президента Татарстана Рустама Минниханова, которую эксперт сегодня продолжает настойчиво продвигать для включения в национальные проекты «Жилье и городская среда» и «Экология». Он сожалеет, что, в отличие от президента, с которым он в свое время обсудил при встрече проблемы и который быстро схватывал их суть, в профильных министерствах и в администрации Набережных Челнов мало кто понимает данную тематику и сегодня буквально не с кем обсуждать эти вопросы и разрабатывать дорожную карту по включению Концепции в нацпроекты.

В Челнах под домами появляются водяные «бомбы»

— Сейчас нет такой опасности, чтобы какие-то объекты у нас просели. Но в городе есть места, где здания стоят на просадочных грунтах. К примеру, район в 11-м комплексе в Новом городе и его окрестности. Пока вода там далеко от фундаментов и влияния водохранилища нет, — констатирует собеседник и в то же время обращает внимание на факторы, которые могут такую опасность создать. 

Взять хотя бы тот факт, что в Татарстане есть специалисты, которые никак не могут отказаться от затеи поднять уровень Нижнекамского водохранилища до 68-й отметки ради дополнительных киловатт электроэнергии от Нижнекамской ГЭС. Если это произойдет, то в старой части города грунтовые воды подойдут к фундаментам домов еще ближе, создавая угрозу деформации зданий и даже затапливая часть подземных сооружений и коммуникаций. Но даже если водохранилище оставить в покое, то тревожиться есть о чем.

— Любой котлован весной или в дождливую погоду – это водоем, это озеро. Вода из него никуда не стекает, она фильтруется в почву и пополняет подземные воды. Под землей возникают локальные купола воды. Котлованы нельзя оставлять пустыми надолго. Это опасно для соседних домов. А у нас есть «долгие» котлованы. Напротив Медгородка на территории научного и учебного центра КФУ, по-моему, до сих пор есть котлован, которому уже много лет. В городе в некоторых местах не работает ливневка, — раскрывает картину специалист.

В Челнах под домами появляются водяные «бомбы»

Наконец, мы дожили до времен, когда появляются такие «государственные» проекты, как «очистка и руслорегулирование реки Шильны». Данный проект не только уничтожит природную среду по руслу реки, но и отравит воды Шильнинского залива в черте нашего города тяжелыми металлами из донных отложений реки, делая невозможным отдых и вообще купание вдоль левого берега Камы. Подобные проекты основаны на сомнительной мотивации чиновников и на ложных исходных данных, разработаны без участия специалистов по рекам и экологии вообще. С ужасом ожидаем, что еще может родиться в тиши чиновничьих кабинетов втайне от налогоплательщиков. Данный проект Тукаевского района, от реализации которого в первую очередь пострадают челнинцы, требует проведения серьезной экологической экспертизы и правовой оценки деятельности инициаторов  и разработчиков проекта.

— Прежде чем создавать водохранилища, всегда и везде в зоне вероятного затопления по берегам делают изыскания. Для этого устанавливают так называемые пьезометры, которые позволяют наблюдать за отметкой подземных вод. Это называется «пьезометрические наблюдения». У нас уже повышали уровень Нижнекамского водохранилища. Гидростроители устанавливали пьезометры в старой части города, а институт «Гидропроект» вел наблюдения и делал прогнозы. Но сейчас старые пьезометры уже разрушены, наблюдений никто не ведет, да и специалисты вымерли, осталось всего несколько человек, я в том числе. Нынешние строители города о пьезометрических наблюдениях и думать забыли, – обозначает проблему Камалов. 

В Челнах под домами появляются водяные «бомбы»

А многочисленные факторы хозяйственной деятельности человека продолжают действовать даже и без водохранилища. Так что прежде чем браться за строительство какого-либо объекта, нужно выполнить серьезные исследования по негативным последствиям вмешательства в природную систему.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *