Миллиардер против покойника: как бизнес-споры довели учредителя до могилы

Сын владельца «ТОРЭКСа» пытается отсудить у компаньонов сотни миллионов.
Сын владельца «ТОРЭКСа» пытается отсудить у компаньонов сотни миллионов.

В редакцию KazanFirst обратились читатели с интересной историей. Чего в ней только не было: суды с миллиардером, финансовые махинации, сфабрикованные дела и даже смерть.

Все началось с создания ещё в 90-е годы в Саратове ООО «ТОРЭКС». Да, того самого, одного из крупнейших производителей стальных дверей в России. Его основными учредителями были Игорь Седов, Сергей Ионов и Салават Мухитдинов

Миллиардер против покойника: как бизнес-споры довели учредителя до могилы

Позже, уже в Казани, в 2010 году было создано ООО «Завод противопожарных дверей ТОРЭКС Казань». Его владельцами стали дети бизнесменов: Владимир и  Дмитрий Седовы, Руслан Мухитдинов и Ионовмладший. Все эти четыре учредителя казанской компании изначально обладали одинаковой долей в уставном капитале (каждый внес по 10 000 рублей). Затем среди детей-владельцев возник конфликт: Мухитдинов заявил одному из сыновей Седова, что считает недопустимым нарушать трудовое законодательство на их предприятии. Дело в том, что ему стало известно, что во время простоя компании сотрудников принуждали писать заявления об отпуске за свой счет, не желая выплачивать им зарплату, положенную по закону. 

Это отразилось на отношениях отцов. Миллиардер Седов-старший стал требовать от Салавата Мухитдинова продать ему свою долю (31,5%) за 200 млн рублей. Тот на эти условия не согласился, поскольку оценивал этот актив в 660 млн рублей. Из-за волнения Мухитдинов-старший получил второй инфаркт, попал в больницу и перенес операцию на сердце. После выписки он решил завязать с бизнесом. Однако переговоры с участием адвокатов не увенчались успехом.

Миллиардер против покойника: как бизнес-споры довели учредителя до могилы

Спор компаньонов продолжился уже в уголовной плоскости. Игорь Седов настоял на возбуждении против Салавата Мухитдинова уголовного дела, из которого следовало, что последний ещё в 1992-1994 годах присвоил ваучеры и деньги первого обманным путем — подделал приватизационную ведомость и учредительные документы, в которых приписал себе долю в размере 34% вместо 9%, воспользовался правовой неосведомленностью соучредителей «ТОРЭКСА», а они ставили свои подписи где попало, в то время как за Седова Мухитдинов якобы вообще подпись подделал. И целых 23 года этого никто не замечал. Несмотря на то, что все учредители стабильно получали дивиденды со своих долей и регулярно подписывали документы, предоставленные Мухитдиновым. 

Помимо Седова жалобу на партнера поддержали и другие учредители: Ионов, Иванов и Кузнецов (еще два учредителя). Однако от прохождения полиграфа все четверо отказались. Почему на протяжении долгих лет они не замечали подмены, тоже не поясняют. 

Миллиардер против покойника: как бизнес-споры довели учредителя до могилы

В результате на почве регулярного стресса и проблем с сердцем Салават Мухитдинов скончался. Случилось это зимой 2016 года, а уже осенью он стал участником уголовного дела. Правда, посмертно. 

Позже уголовное дело было передано в ГСУ ГУВД по Саратовской области и прекращено. В результате служебных проверок была установлена личная заинтересованность руководства СЧ СУ УМВД по Саратову в возбуждении уголовного дела. По результатам проверки даже уволили начальника СЧ СУ УМВД Олега Буйновского, которого признали причастным к незаконному возбуждению уголовного дела. 

Тогда конфликтная ситуация перенеслась на казанский завод. По мнению сына Мухитдинова, Седов-младший незаконно повторно увеличил уставный капитал компании «ТОРЭКС Казань» без ведома Руслана, в результате чего, во-первых, появился новый учредитель, а во-вторых, его доля составила уже не 20%, а 4%. В то время как доля Седова теперь уже составляет 80%. Однако такие сделки в практике арбитражных судов, как правило, признаются недействительными.

Миллиардер против покойника: как бизнес-споры довели учредителя до могилы

— Чтобы не платить семье Мухитдиновых, Седовыми задействована схема по искусственному снижению прибыли в ООО «ТОРЭКС», по которой вся продукция завода реализуется через общество, принадлежащее Владимиру Седову, — ООО «ТД ТОРЭКС»: деньги за реализованную продукцию в полном объеме не поступают, а большая часть прибыли перечисляется на личный счет владельца фирмы. Так, с апреля по декабрь 2018 года он получил 218 млн рублей, —  рассказывает адвокат Руслана Мухитдинова. 

После смерти Салавата Мухитдинова оппоненты в суде попытались добиться прекращения рассмотрения заявления о взыскании 660 млн рублей, ссылаясь на то, что его доля в уставном капитале не переходит по наследству. Но суд данное ходатайство отклонил. Поэтому вопрос по-прежнему остается открытым — как с взысканием более полумиллиарда рублей, так и с выплатой доли в размере 4% сыну Салавата.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *