Халяльная медицина: как лечиться по закону шариата

Объясняем, что мусульманам нужно учитывать при походе к врачу.

Комитет по стандарту «Халяль» ДУМ РТ пришел к выводу, что популярное лекарство «Мезим» — нехаляльное. Панкреатин, входящий в состав препарата, по своему происхождению свиной. Хотя этот компонент может быть растительным и бычьим. Журналист KazanFirst решил выяснить, какие ещё детали нужно знать мусульманам, если им потребуется оказание медпомощи по стандартам халяль. На вопросы нашего издания ответил специалист шариатского отдела Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ РТ Хабир Абдуллов.   

— Что такое халяльная медицина? 

— Прежде чем об этом говорить, нужно посмотреть, в чем именно заключается оказание любой медицинской услуги. В разговоре о «халяльной» медицине мы сталкиваемся с вопросами обслуживающего персонала, питания в лечебном заведении и методов лечения. Берём обслуживающий персонал. В исламе есть разделение — в идеале мужчины не должны смешиваться с женщинами, то есть иметь с ними телесный контакт, если те не являются их близкими родственниками.

— То есть по исламу недопустимо, чтобы гинекологом был мужчина, а урологом — женщина? 

— Да, верно. Особенно сильно контраст проявляется в представителях данных профессий. Если рассматривать вопрос касательно мужчины-гинеколога — это не просто безнравственно, это даже странно, аналогично – и женщина-уролог.

В исламе есть такое понятие как «аурат» — части тела, которые обычно (или как правило) нельзя показывать чужим людям. При чем это касается как женщин, так и мужчин, то есть, аурат есть не только между противоположными полами, но и между представителями одного пола. Даже если двое мужчин пойдут вместе мыться в баню, то быть полностью раздетыми друг перед другом им запрещено (даже если между ними есть родство). 

— Могут ли быть какие-либо исключения из правил? 

— Может быть такое, когда необходимо хирургическое вмешательство, пациент – женщина, а рядом только врач-мужчина, это вынужденная ситуация, но даже в таком случае дозволенным будет минимально-достаточное оголение частей тела пациентки, которые являются ауратом. Если есть возможность минимизировать контакт между пациентом и врачом не только разного, но и одного пола, то она должна быть реализована, одним из методов является обслуживание мужчин мужчинами, а женщин – женщинами. Всё-таки женщин должны лечить женщины, а мужчин – мужчины.

— А что значит аурат? 

— Аурат есть у мужчин и у женщин. У мужчин к аурату относятся части тела от чуть ниже пупка и до колен включительно (т.е., именно сам пупок в аурат не входит – вопреки иногда распространенному стереотипу среди населения). Аурат у женщин делится на несколько категорий, в зависимости от людей, перед которыми она предстоит. 

По отношению к мужу (как говорили ранее) понятия аурат нет вообще (как такового). Также считается, что маленькие дети (примерно до 4-х лет) не различают аурата. Если женщина перед другими женщинами, то между ними аурат такой же как у мужчин (от пупка до колен). Если она перед близкими родственниками: родными отцом, сыном, дядей, дедушкой, племянником, внуком (в общем, всеми теми мужчинами, за которых женщине когда-либо запрещено выходить замуж), то перед ними аурат так сказать «облегченный» – ей можно ходить с открытыми (непокрытыми) волосами, шеей, руками до локтей (не включительно) и ногами до колен (также не включительно), всё остальное должно быть закрыто. Запрещенными для замужества (навсегда) по отношению к женщине становятся отец или сын мужа, если у нее с мужем хотя бы раз была близость, т.е. с этого момента аурат по отношению к ним становится «облегченным».

Если женщина перед «чужими» мужчинами (теми, за кого она теоретически может выйти замуж – вопреки иногда существующему стереотипу, эта категория начинается уже с двоюродных братьев), то здесь самый «строгий» аурат: все тело должно быть покрытым, но по причине затруднений, в виде исключения, допускается, чтобы открытыми были овал лица и кисти рук. 

Когда речь идет о родных, то здесь имеются в виду только родные по отношению к самой женщине – родные братья мужа являются для нее «чужими». Уши (а именно – мочки), шея и челка волос (которые нередко можно встретить у женщин открытыми) не относятся к овалу лица, считаются ауратом и, соответственно, должны быть закрытыми. Даже подбородок в основе является ауратом (как и все остальное тело), но его допускается не закрывать (также как овал лица и кисти рук), потому что делать это может быть сложным (в то же время во многих мусульманских странах нередко можно увидеть, как некоторые мусульманки стараются выполнять и это требование).

Бывает можно услышать, что стопы в аурат не входят, но это не так – достоверно известно, что стопы не являются ауратом только во время намаза (опять-таки с условием, если при этом женщину не видят посторонние мужчины).

Мусульманке перед немусульманками рекомендуется быть более «сдержанной», лучше придерживаться требований аурата перед ними как перед «чужими» мужчинами или хотя бы близкими родственниками из числа мужчин. Если это женщины «в возрасте» (старые, бабушки) – требование аурата по отношению к ним более «снисходительное», хотя они могут ходить непокрытыми им тоже рекомендуется закрываться.

— У нас в Казани есть клиники, которые предоставляют «халяльные» медицинские услуги? 

— Кажется, нет. Слышал, что первая такая клиника как-то открывалась в Москве.

— Как обстоит дело с «халяльными» или «нехаляльными» лекарствами?

— В исламе ясно прописано, что не все методы лечения являются дозволенными (например, прижигание и др.), также нельзя лечиться лекарствами, в которые входят запрещенные компоненты (например, компоненты животного происхождения нехаляль или спирты, являющиеся нечистыми). Чтобы иметь право использовать лекарство, в котором имеются запрещенные компоненты – кроме того, что консультацию должен давать не просто специалист своего дела достойный доверия – также необходимо быть уверенным, что у данного лекарства действительно нет аналогов и что оно действительно поможет.

— А как быть со спиртосодержащими средствами, которые обеззараживают раны?

— Согласно Исламу не весь спирт является запрещенным. Обычно есть две причины, по которым алкоголь может быть запрещенным: опьянение и (или) каноническая «нечистотность» его происхождения. 

Например: 

Обычное вино – является и опьяняющим и «нечистым» – соответственно, его употребление запрещено по этим обеим причинам, 

Вино безалкогольное – после деалкоголизации перестает быть опьяняющим, но оно продолжает оставаться запрещенным по причине его «нечистотности», 

Спирт промышленный медицинский – является чистым, но опьяняющим и поэтому его употребление будет рассматриваться через призму воздействия с этой стороны – пить его нельзя в силу его опьянения, но если в какое-то лекарство по необходимости добавили незначительное его количество, то оно не повредит, хотя, как правило, например, маленьким детям, такие лекарства обычно все равно не рекомендуются.

Если капля этилового спирта добавлена в лекарство-спрей, которое лечит горло, то ничего страшного в этом нет. А если это будет какая-та домашняя настойка-«самогон», содержащая водку, при лечении которой необходимо выпить стакан, то ею лечиться нельзя.

Например, есть спиртовые настойки (экстракты) прополиса, но данные настойки также есть и на водной основе, то есть – есть аналоги. Или есть спиртовые настойки бобровой струи, но данные настойки нельзя употреблять не только по причине содержания в них большого количества алкоголя: с одной стороны сам данный «продукт» является производным желез животного, которые (даже если будут взяты от дозволенного животного забитого согласно требованиям Халяль) не являются разрешенными для внутреннего употребления, с другой стороны – бобровая струя сомнительна с точки зрения профессиональной медицины и ее также не разрешают употреблять детям.

Но спирты — это не главный вопрос в медицине по стандартам халяль. Производятся и могут использоваться лекарства, содержащие компоненты животного происхождения. Всё, что имеет животное происхождение должно быть «халяльным» (полученным не просто от животного дозволенного для убоя, но и сам процесс убоя должен быть выполнен в соответствии с требованиями халяль).

— Вы говорите, что в лекарстве «Мезим» используется панкреатин, являющийся запрещенным для мусульман.

— Да, панкреатин, используемый в «Мезиме» только свиного происхождения в силу его идентичности и максимального воздействия на организм человека. А вообще панкреатин также может быть еще бычьим или растительным, они могут использоваться в других препаратах, но в силу их меньшей эффективности это происходит реже. Вопрос запрета не касается только свиного панкреатина, если бычий – нехаляль, то он также недозволен и ничем не отличается от свиного в силу своей «нехаляльности» («нечистотности»). У «Мезима» естественно есть аналоги (как правило они есть у каждого лекарства), за полным их перечнем (за консультациями) можно обращаться к фармацевтам и врачам, и вообще к ним можно обращаться не только по вопросам аналогов «Мезима», но и по любым другим лекарствам, в том числе – что в них входит, есть ли компоненты животного происхождения, есть ли аналоги для вегетарианцев и т.д. и т.п.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

4 КОММЕНТАРИЯ
  1. Салям алейкум,а как быть тем мусульманам,которые нуждаются в ферментной поддержке?
    Растительные ферменты очень дороги и не так эффективны.
    Все пишут это харам, а где взять халяль не объясняют.Как быть?

  2. Нету аналогов халяльных у мезима покрайне мере мне так сказал врач…(((

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *