Рамиль Багавиев: Никогда не сидел только за учебниками, как ботаник

Школьник из Казани набрал на ЕГЭ 399 баллов
Школьник из Казани набрал на ЕГЭ 399 баллов, учась всю жизнь на татарском языке.

Цыплят считают по осени, а одаренных школьников — после ЕГЭ. В разгар выпускных по Казани, как молния, пронеслась новость о том, что некий ученик из татарской школы сдал четыре предмета ЕГЭ на 399 баллов. Героя зовут Рамиль Багавиев, ему 17 лет, и он правда обучался только на родном языке в татарской гимназии №2 имени Шигабутдина Марджани. Журналист KazanFirst встретилась с молодым человеком и расспросила его о подготовке к ЕГЭ, сложностях обучения на родном языке и несовершенстве системы национального образования.  

— Рамиль, расскажи нам, 11 лет учиться только на татарском языке — это очень сложно?

— Мне кажется, не каждый может осилить. Все-таки обучаемся мы на одном, а экзамен пишем на другом. Тем не менее это не должно вызвать особых трудностей. Потому что подготовка к сдаче экзамена на русском языке означает только уточнение некоторых терминов, пополнение словарного запаса. Достаточно знать, как переводится то или иное слово, как формулируется та или иная мысль на русском языке. Главное, понимать суть предмета.

Рамиль Багавиев: Никогда не сидел только за учебниками, как ботаник

— Так все-таки что учеников мотивирует продолжать обучение на татарском, заведомо зная, что наступит день, когда придется решать задачу или писать сочинение на русском? 

— Мне кажется, атмосфера. Ощущение комфорта подарило мне желание проучиться здесь все 11 лет. Я нисколько об этом не жалею. У меня тут очень много друзей, поддерживающих меня. Вдобавок ко всему, родной язык объединяет нас всех. Сейчас я чувствую себя частичкой маленькой семьи.

— Что в гимназии делают, чтобы между учениками царила такая дружба?

— Во многом это благодаря воспитательской работе. Регулярные линейки, на которых мы обсуждаем какие-то моменты, фестивали татарской народной песни, театральные фестивали. Все это помогает ученику понять, что он не один, мы все здесь собрались ради одной цели — это сохранение и приумножение богатства родного языка и культуры.

— Расскажи подробнее о том, как ты провел свои школьные годы. 

— Я никогда не сидел только за учебниками, как ботаник. Занимался не только научной деятельностью. Потому что мне нравится движение. Участвовал во всевозможных конкурсах — от конкурса чтецов до спортивных. 

Рамиль Багавиев: Никогда не сидел только за учебниками, как ботаник

— Какой предмет тебе был ближе всего?

— Математика. Мне нравится решать нестандартные задачки, поломать голову какими-то трудными вопросами. Это началось где-то с 6-го класса, с олимпиады. Решая задачи без всякой подготовки, у меня получилось дойти до республиканского этапа, стал призером. С этого момента стало понятно, что я больше склонен к естественным наукам, чем гуманитарным. Потом стал посещать математические кружки, пару раз съездил в профильные лагеря. Получил кучу полезной информации, которая пригождается мне не только при решении задач.

— А что с остальными предметами?

— Все хорошо, учился и по ним на одни пятерки. Мне кажется, если понимать математику, то к другим предметам можно легко найти все ключи. Математика — это ведь не только цифры. Она помогает думать, структурировать твоё мышление. Умение доказывать мысль, подтверждать свою позицию какими-то фактами важно и в других областях.

— Ты сдавал четыре предмета: математику, русский, информатику и физику. Какой оказался сложнее остальных?

— Изначально больше всего я переживал по проводу физики. Почему-то мне казалось, что я не все тонкости этого предмета знаю. Думал, я могу сам себя запутать. Поэтому сдавал ещё и информатику, чтобы выбор специальностей в дальнейшем был больше. Здесь уверенность была повыше, некоторое время я занимался олимпиадным программированием.

Рамиль Багавиев: Никогда не сидел только за учебниками, как ботаник

— Как ты готовился к таким сложным предметам, обучаясь только на татарском языке?

— То, что мы учимся в татарской гимназии, не означает, что мы постоянно только в татарской среде живем. Вокруг нас всегда был синтез культур. Мы часто говорим на русском, общаемся с другими национальностями. Я бы не сказал, что и в нашей гимназии все было только на татарском. Например, когда мы готовились к экзаменам, нам учителя определенные моменты объясняли на русском, чтобы мы смогли сдать ЕГЭ. Эта ситуация уже предрешена. Допустим, проходим новую тему по математике. Изучаем условие новой задачи, а учитель параллельно называет термины и на русском языке. Так и обучались на двух языках, нам было удобно. И это открывает множество возможностей.

— Представь ситуацию, как будто бы снова появилась возможность сдавать экзамены на родном языке. Как думаешь, сейчас оно нужно было бы? 

— Чтобы была какая-то перспектива сдавать экзамен на татарском, система образования должна быть целостной. То есть вот у нас есть татароязычные детсады, школы, а университетов нет. А ведь были, в 90-е. Конечно, если обучение на татарском только на одном этапе образования, то весь его смысл теряется, потому что дальше ты переходишь на русский язык. 

— Перед тобой как раз этот следующий этап русскоязычного образования. Ты не боишься растерять свой багаж знаний на родном языке? 

— Есть такой страх. Чтобы такого не случилось, нужно постоянно быть на связи с татарским сообществом. Ведь куда бы ни попали, татары есть везде. Также чтобы не забывать о своей культуре, придется читать больше татарских книг.

Рамиль Багавиев: Никогда не сидел только за учебниками, как ботаник

— Вернемся к школьной жизни.  Как думаешь, достаточно ли у нас в Казани, в республике мероприятий для татароязычных школьников? 

— Как по мне, их много, во всех поучаствовать даже не успеешь. Каждый может найти себе то, что по душе. Вы, наверное, хотите сказать о том, что большинство талантливых людей не остается в Казани. Но это зависит только от нас. Мне кажется, в Казани можно получить вполне достойное образование. Все зависит от человека. Если он не будет стараться, ни в Казани, ни в любом другом городе ему не удастся достичь успеха. А уж если человек полностью выкладывается в своей работе, он в любом случае получит желаемое. 

— Достаточно ли татарских школ и гимназий в Казани? 

— Не могу сказать определенно. Иногда, конечно, мне кажется, что гимназия, в которой абсолютно все предметы преподаются только на татарском языке, осталась только у нас. 

— Если откроют такую же гимназию, как у вас, там будет кому учиться? 

— Конечно, если такую откроют, то наша гимназия в первую очередь будет этому способствовать. Потому что мы не хотим остаться таким вот единственным оазисом. Хотим, чтобы сеть татарских гимназий развивалась. Мы первыми предложим свою помощь, чтобы открыть и другие учебные заведения. 

— Ты, наверное, тоже замечаешь, что в последние годы особенно часто звучат мысли о том, что татар пытаются как-то обделить, что наша нация, наш язык вымрут, школы закрываются. Что ты думаешь об этом? 

— Чтобы наш народ жил, нужно, каждому его представителю задать себе вопрос: желает ли он продолжения своей нации или ему все равно? Если он сможет на него ответить, если сможет понять себя, то мы придем к конкретному ответу. Но пока есть татароязычные проекты, мероприятия, образование, мы будем жить и развиваться. 

Рамиль Багавиев: Никогда не сидел только за учебниками, как ботаник

— Рамиль, ты уже определился с вузом?

— На самом деле с этим все сложно. Изначально я думал, что останусь в Казани, возможно, в КФУ. Все-таки с 9-го класса посещал малый университет, где внешкольную программу давали. Это очень помогло. Мне была важна среда, где такие же ребята, как и я, готовы показать себя, выйти на новый уровень. А после получения таких результатов я уже призадумался. Может, попробовать подать документы в другие города. Но и тут нужно учитывать очень много факторов. Понять, стоит ли ехать или лучше здесь остаться, взвесить все за и против. Я пока не могу обойтись без своих родных корней, родного языка. Но у меня есть ещё и приглашения в университеты. Я получил их ещё до того, как писал ЕГЭ, потому что стал призером одной из олимпиад. И вот это дало мне определенные льготы, по которым я могу поступить в КГЭУ и КАИ без вступительных испытаний. Вчера, кажется, звонили снова из КФУ, пригласили к ним.

— Ты рассказывал, что много раз участвовал в олимпиадах. Они все были на русском языке? 

— Были олимпиады по физике, по математике на татарском языке. 

— Получают ли их участники какие-нибудь поощрения? За призовое место на русскоязычной олимпиаде тебя готовы принять в университет без вступительных испытаний. А в случае с татарскими?

— К сожалению, нет. Вы правильно подметили. В этом плане нам уделяют недостаточно внимания. И организаторы, возможно, не видят каких-то перспектив. 

— Считаешь, что они есть? 

— Если бы в это были вложены какие-нибудь инвестиции, если бы нам удалось как-нибудь заинтересовать людей премиями, призами, то, конечно, люди потянулись бы.

— Хотел бы продолжить обучение в вузе на татарском языке? 

— Безусловно. Подход к одним и тем же вещам на разных языках по-новому раскрывает их. 

Рамиль Багавиев: Никогда не сидел только за учебниками, как ботаник

— Какие планы на будущее?

— Я надеюсь, будут ещё грандиозные свершения в моей жизни. Может быть, мне удастся сделать какое-нибудь научное открытие или осуществить гигантский проект, который поможет людям реализовать себя в области науки, математики и смежных областей. Хочется служить своему народу, принести какую-то пользу. А пока я планирую отдохнуть. Очень позитивно отношусь к проекту «Сэлэт». Хочу съездить на Билярский форум. 

— У тебя есть какие-нибудь пожелания старшеклассникам, которым ещё предстоит пройти через ЕГЭ?

— Не нужно зацикливаться только на одном жизненном испытании. ЕГЭ — это одна небольшая трудность. Вам сейчас кажется по-другому, но на самом деле это не так сильно решает вашу судьбу. Потому что вне зависимости от того, как сложится ваша жизнь, вас всегда будут окружать хорошие люди. Вы всегда сможете себя реализовать, нужно только желание. Ну а тем, кто хочет достойно выступить на экзамене, желаю успехов. Старайтесь. Этим летом, конечно, нужно отдохнуть, 12 месяцев на износ работать тоже не стоит. Подготовку можно начать с осени. А пока просто радуйтесь жизни. Такие счастливые моменты, как сейчас, вряд ли уже будут. И нельзя забывать, что результаты экзамена зависят от того, как человек старался, какие силы прикладывал к подготовке. Сомневаюсь, что сдать все предметы на высокие баллы можно, лишь открыв за день до экзамена случайный тест, выучив ответы и поняв, что на экзаменах тебе попалось то же самое.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *