Челнинские энергетики стали живой историей

В Набережных Челнах открыли стелу строителям Нижнекамской ГЭС.
В Набережных Челнах открыли стелу строителям Нижнекамской ГЭС.

Большое событие в Набережных Челнах напомнило о том, что думать, будто новая история автограда началась вместе с КАМАЗом, — ошибочный стереотип. Новый город здесь зародился вместе с Нижнекамской ГЭС. Улицу Гидростроителей возвели строители гидростанции. Потом был первый подземный переход. Потом — Почтамт. И первый дворец культуры, названный ДК «Энергетиков». Нижнекамскую ГЭС строили 23 года, проектировать начали еще раньше — в 1953-м. Поэтому история Нижнекамской ГЭС — это даже не страница, это отдельная книга, полноценный том славной истории Набережных Челнов. 

Сегодня строителям Нижнекамской ГЭС от 70 до 90 с лишним лет. КАМАЗ своим гигантизмом и влиянием на жизнь города заслонил, задвинул историю, роль и значение гидростанции на второй, даже на третий план. Точнее, так получилось из-за внимания всех и вся к заводу. По отношению к энергетикам-электрикам получилось несправедливо. Ветераны ГЭС это понимают как никто. Поэтому последние годы они боролись за знак, который застолбит в городе память о строителях ГЭС и будет привлекать внимание к её истории.

Челнинские энергетики стали живой историей

— Мы знаешь сколько бумаги исписали?! Сейчас какой год? 2019-й? А мы с 2014-го писали! — почти слово в слово говорят Герой Социалистического труда Радик Заляев, бывшие начальники АТХ-5 и АТХ-6 Владимир Сюткин и Виктор Нечаев, слесарь и сварщик Дмитрий Лимасов

Это же могут сказать и другие активные ветераны. Они бомбили письмами правительство республики, наседали на руководство родной материнской компании «Татэнерго». Добились. Стела в Челнах установлена. На пересечении улиц Гидростроителей и Ямашева, напротив бизнес-отеля «Татарстан».

— 12 миллионов рублей на неё ушло. Проектировали стелу в ООО «Реал». Строила компания «НижнекамскГЭСстрой». Работы начались в марте прошлого года, — рассказали генеральный директор АО «Татэнерго» Раузиль Хазиев и его заместитель Анатолий Краснов

Челнинские энергетики стали живой историей

Интересная деталь: внутрь стелы установлено самое настоящее рабочее колесо турбины. Оно стояло на Нижнекамской ГЭС и работало в воде. Его сняли, покрасили и сделали неотъемлемой частью монумента. Это колесо стало центром праздника открытия стелы. Оно было закрыто от глаз участников праздника светлой тканью. Его открытие и было открытием стелы.

Торжество провели скромно, но красиво. Напротив стелы вдоль зеленого газона — шатры. Во входах стоят молодые энергетики в одинаковой одежде и с ленточками через плечо. Участники открытия — уважаемые ветераны, почетные гости собираются в шатрах. Там яблоку негде упасть. Гости встречаются такие оригинальные, что нарочно не придумаешь. Вот очень пожилой мужчина в кепке с веселым, жизнерадостным лицом. Знакомимся. Он не энергетик и не строитель ГЭС. Он и не строитель КАМАЗа и не «камазовец». Кто он?

— Я Евгений Владимирович Щебланов. Сельскохозяйственный рабочий. В 1952 году самый молодой главный инженер МТС (машино-тракторной станции). МТС располагалась там внизу, напротив лесопарка, который потом ушел под воду. Вместе с местом, где была МТС, — представляется жизнерадостный дедушка. 

Челнинские энергетики стали живой историей

И рассказывает интересную историю, которая в его памяти и связалась со строительством ГЭС.

— В 1952-м гидростанция только проектировалась, здесь изыскания проводились, очень много земли бурили по обоим берегам. Смотрели-гадали устоит вообще здесь плотина или нет. У бурильщиков руководителем была женщина. Она пришла ко мне на МТС и говорит, мол, у нас бурильная машина стоит, для нее радиатор нужен. Я говорю: «А мне вода нужна! На станции 150 машин и тракторов, а воды нет, беда!». Она отвечает: «Пробурим!». За два дня пробурили. Скважина глубиной 22 метра, дебет (количество выкачиваемой воды) 3,5 кубометра в час. Более чем достаточно! Отдал я им радиатор. Без всяких бумаг.

Ценилась в Советском Союзе взаимовыручка. Умели люди находить выход из ситуации, умели работать.

— Что сейчас вспоминается? Грязь, слякоть и работа без выходных, без праздников. Грязь была по колено, в ней сапоги резиновые оставляли. Вынимаешь ногу — сапога нет! Руками его из грязи вытащишь, на ногу обуешь и дальше идешь, — рассказывают два старинных друга и коллеги Александр Сюткин и Виктор Нечаев. 

Челнинские энергетики стали живой историей

Во время строительства ГЭС Сюткин руководил автотранспортным хозяйством, чьи самосвалы возили бетон, а Нечаев — таким же хозяйством, чьи самосвалы возили сборный железобетон и металл. На строительстве ГЭС они «с нуля». Одного сюда «перевезли» с Красноярской ГЭС, другой прибыл сам с Западно-Сибирского металлургического завода. Имя как минимум одного из них уже увековечено на стене стелы.

— Мне по секрету сказали, что моё имя тоже здесь на стеле. Я автор единственной книги о строительстве Нижнекамской ГЭС. Про КАМАЗ много книг написано, а про ГЭС одна. Три года её писал. Алексей Алексеевич Быкадоров когда об этом узнал, очень обрадовался, – говорит Дмитрий Лимасов. 

На строительстве ГЭС он работал слесарем. Потом сварщиком-высотником. И таким сварщиком, что у него было свое личное клеймо. Выполнил работу и отчеканил «Лимасов». Так что имя свое Дмитрий Максимович увековечил (и много раз!) еще во время строительства гидростанции.

Челнинские энергетики стали живой историей

Алексей Алексеевич Быкадоров, бывший начальник СМУ-4, легендарный руководитель «Гидростроя», человек, которому на открытии стелы были благодарны все. И президент Татарстана Рустам Минниханов, который в своем слове поблагодарил Быкадорова за идею установить в городе стелу энергетикам. И генеральный директор АО «Татэнерго» Раузиль Хазиев. И все, кто строил ГЭС. И все, кто там сейчас работает. 

— У меня в жизни осталось две задачи. Добиться, чтобы поставили стелу, и решить, что делать с Нижнекамским гидроузлом, — однажды сказал Быкадоров журналисту KazanFirst. Это он задумал стелу и был вдохновителем, организатором борьбы за неё. И это Быкадоров вместе с молодым электриком, рабочим Нижнекамской ГЭС Альбертом Фагинбаевым (лидером молодежной организации гидростанции) стал автором самого торжественного момента праздника — они сняли покрывало с рабочего колеса стелы. Пуск в историю состоялся.

— Что я сейчас чувствую? Грусть. Вспоминается тяжелая работа, все годы строительства проплывают перед глазами, — сказал сразу после пуска стелы Алексей Быкадоров, чье имя тоже увековечено на ней. 

Челнинские энергетики стали живой историей

История иногда делает забавные гримасы. Строительство Нижнекамской ГЭС началось с изыскательских работ и проектирования в 1952-1953 годах. Работы по строительству стартовали в 1966-м и завершились в 1979-м. Решение о строительстве КАМАЗа в Набережных Челнах было принято в 1969-м. Объективно ГЭС много старше КАМАЗа. Но в этом году мы празднуем 50-летие завода и 40-летие ГЭС. Рустам Минниханов в своем слове на открытии сказал о том, что без Нижнекамской ГЭС не было бы у нас здесь ни КАМАЗа, ни Нижнекамскнефтехима, ни многих других предприятий. Раузиль Хазиев обратил внимание на то, что самая дешевая в «Татэнерго» электроэнергия с ГЭС является фактором, сдерживающим тарифы для населения и не только. Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев отметил, что благодаря ГЭС, в том числе, город крепко стоит на ногах в настоящем, помнит свое прошлое и уверенно смотрит в будущее. Но о Нижнекамской ГЭС пока еще написана всего лишь одна книга.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *