Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

Разбираемся в том
Разбираемся в том, как вернуть специалистов детям.

В Набережных Челнах есть человек, именем которого именуют людей с позитивными устремлениями по жизни. Совершенно конкретный пример. По улице в направлении ближайшего лесопарка идет группа людей со скандинавскими палками. Прохожий встречает их словами:

— О! Вы, наверное, зотовцы?

— Да, мы зотовцы, — отвечают ему.

Кто такие «зотовцы»?

Зотовцами в Челнах называют себя не только те любители скандинавской ходьбы, которые увлеклись ею во время недавней акции «Прогулки с врачом». 

Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

Зотовцы — это больше 1 000 человек, которые были членами очень интересной общественной организации. Эта организация действует и сейчас и по своему воспитательному эффекту заменяет собой и семью, и школу. Зотовцы имеют четкую и благородную цель в жизни. Они умеют этой цели добиваться, а многие уже добились. Они стали успешными бизнесменами. Эффективными руководителями предприятий. Или просто хорошими мастерами своего дела, специалистами, за которых обеими руками держатся работодатели. Зотовцы знают, любят и ценят природу. У них нет никакой зависти к жизни за границей. 

Эти люди последователи и ученики доктора Александра Зотова, бывшего главного педиатра Набережных Челнов, специалиста по материнству и детству и человека, ценного тем, что все его предки сплошь врачи, учителя и священники. Умению организовывать людей, вдохновлять их и увлекать полезными занятиями Зотов нигде не учился, он впитал это вместе с кровью от родителей. Детскую организацию в Челнах взамен пионерии Зотов создал в начале 90-х. Правда, сейчас Александр Николаевич прекрасно понимает, что структура и стрежень, которые для своей организации он выбрал тогда, сегодня диссонируют с действительностью. 

Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

В 90-е Зотов взял идею офицера ее величества королевы Великобритании Бодина Пауэла и создал в Челнах отряд разведчиков, то есть организацию скаутов. Если всмотреться в организацию челнинских скаутов сейчас, то понимаешь, что никакие это не скауты. От скаутов здесь внешность: традиции, атрибутика, форма и так далее. А по сути — идеология, мировоззрение, отношение к жизни, гражданская позиция — это Зотов и те его ученики и сторонники, кто лучше других понял его устремления и тоже оказался по природе лидером, организатором, вдохновителем. Именно поэтому скаутское движение в Челнах не умирает. Несмотря на то, что сам отец-организатор уже давно отошел от дел скаутов. 

«Психологи, дайте школам детей-лидеров»

Сейчас Зотов обращает внимание на службу школьных психологов в крупных городах:

— Чем заняты наши школьные психологи? Что вообще может сделать один психолог на тысячу учеников в той или иной школе? Почти ничего! И не сделает ничего заметно полезного, если так и будет сидеть в кабинете и выполнять поручения, — говорит Зотов. 

А следом выдает оригинальную идею:

— Нужно, чтобы психолог выявлял в классах детей-лидеров по природе. Этим лидерам нужно предлагать вместе со своими друзьями-товарищами придумать дело, вокруг которого было бы интересно объединиться всему классу. А организовать это дело — кружок, клуб по интересам, общественную организацию, что-то ещё — детям-лидерам должны помочь учителя и родители, — уверен доктор.

Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

Если представить себе, что вот эта идея Зотова уже воплощена в жизнь, то что мы имеем? В каждой школе сеть самых разных и совершенно неформальных детских организаций. А любое такое движение — это дисциплина, идея, цель. Это понимание смысла жизни (без скучных нравоучений), стремление к знаниям (по собственному желанию, без наказаний, без любого насилия) и обретение полезных навыков, которые со временем, знаниями и опытом перерастут в профессиональное мастерство. Это, наконец, стратегия и тактика жизни, чему в школе сейчас вообще не учат. 

Идею Зотов выдает стоящую. Нам очень захотелось обсудить её с самими школьными психологами. Разговора по душам, однако, не получилось. В Челнах школьные психологи не выходят с журналистами на связь без разрешения вышестоящего начальства в исполкоме города. 

Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

Поэтому мы послали официальный запрос на имя руководителя службы школьных психологов Светланы Анисимовой. Попросили её оценить идею Зотова и сообщить, возьмутся ли психологи за воплощение? Светлана Александровна прислала ответ. Содержательный. В нем масса ссылок на нормативные акты, на федеральные и прочие стандарты, приказы и постановления, которые регламентируют работу школьных психологов, определяют им задачи. 

«Мы работаем по планам завучей»

— Хочу обратить внимание на должностные обязанности педагога-психолога, которые еще действуют в системе образования («Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», № 593 от 14.08.2009г.) и которые в ближайшее время заменит Стандарт педагога-психолога. В данных инструкциях нет ни единого слова о том, чтобы психологи «создавали клубы по интересам, общественные движения, отряды». Для работы с общественными организациями в штате школ есть заместители директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы, классные руководители. Здесь важно не путать воспитательную работу школы и ее психологическое сопровождение, — наставительно завершила ответ Анисимова.

— А что вы еще хотели? Она написала о том, что должны делать психологи. Это стандарт. У них нет полномочий становиться организаторами, — так, по нашей просьбе, оценил ответ Зотов, но добавил. — Кто, если не психолог, может и должен выявить лидерские качества у учеников в классе, в школе? Поменялись родители, дети, жизнь поменялась! А мы все работаем приказами.

Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

Невольно нынешнюю работу службы школьных психологов и задачи перед ней, поставленные руководством, оценила Нина Зуева — та, кто в свое время и организовал службу школьных психологов в Набережных Челнах. Сейчас Нина Тихоновна частнопрактикующий семейный психолог. Собеседница привела такой пример:

— Я как-то зашла в школу, где учится одна из моих внучек. Ждала внучку, получилось так, что стояла я возле кабинета школьного психолога и стенда рядом с ним. На стенде информация, но только для родителей и учителей. Я сомневаюсь, что те и другие эту информацию читают. Учителям некогда, а родители в школу заходят нечасто и не для того, чтобы стенды рассматривать. Из кабинета вышла психолог. Я сказала ей, что я её коллега и у меня вопрос: почему тут (на стенде) про детей ничего нет? Например, как снимать напряжение перед экзаменом, как психологически готовиться. Она отвечает: «Я работаю по плану завуча».

Далее Зуева объяснила, зачем в свое время по собственной инициативе и для многих непонятно почему ушла с должности руководителя службы и вообще из школы:

— Я в свое время ушла, потому что чем занималась? Собирала материалы. Для мэра, для вице-мэра, для начальника Управления образования, для министерства. Я думаю, что все данные, которые я собирала, в доклады уходили.

Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

Зуева рассказала, что к ней как к семейному психологу на прием нередко приходят родители с детьми, у которых в школе возникли проблемы или какая-то нужда. Родители, например, просят сделать ребенку диагностику, чтобы выявить профориентацию. Специалист объясняет родителям, что работа с ней будет стоить им дорого, а школьный психолог ту же диагностику делает в обязательном порядке во всех старших классах. «Обратитесь к вашему школьному психологу, и она вам выдаст данные», — советует Зуева.

— Мы обращались. Школьный психолог сказала, что эту диагностику она делает для завуча, — отвечают родители. 

В школе, как правило, четыре девятых класса по 30 учеников в каждом. Данные о профориентации 120 детей поступают завучу, который затем формирует 10-е классы. Но 120 детей и их семьи никаких сведений не получают.

«Дайте нужный заказ»

Получается, что всю службу школьных психологов чиновники замкнули на себя, на обслуживание своих интересов. Точнее, изначально службу школьных психологов чиновники создали ориентированной прежде всего на свои интересы, интересы системы. Информацию, которую добывают школьные психологи, чиновники тоже изначально приватизировали. По крайней мере, значительную часть. 

Как изменить ситуацию в пользу родителей и детей? Зотов считает, что для этого нужно серьезное обсуждение. С теми же чиновниками, директорами школ, педагогами, психологами. Например, нужно проводить круглые столы. Искать специалистов, которые бы, как в свое время тот же Зотов в Управлении здравоохранения и Надежда Кисиль в Управлении образования Набережных Челнов, искали, внедряли и продвигали новые формы работы с детьми и родителями. Это помогало даже в лихие 90-е прошлого века добиваться результатов и в борьбе с болезнями, и в борьбе за успеваемость. Но есть и другой подход к ситуации.

Созданная ради детей служба школьных психологов работает на чиновников

Работающий в Альметьевске семейный психолог Фанис Набиуллин тоже обратил внимание на то, что кабинетная работа психолога (она сейчас в основном такая) серьезного эффекта обществу не дает и не даст. Эксперт считает, что за организацию клубов по интересам, кружков, общественных движений должны взяться взрослые. Родители учеников одного класса должны объединяться по интересам. Это поможет и детям. 

Кстати, те родители, которые объединяться не захотят, все равно могут помочь объединиться детям. Для этого достаточно сообща обратиться к школьному психологу и дать ему задание выявить среди учеников класса лидера. А уже потом действовать так, как подсказывает Зотов. Ни школьный психолог, ни классный руководитель, ни завуч, ни директор школы не смогут проигнорировать общую волю родителей. Это чревато большим скандалом.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *